Гибкий оптимизм в сравнении со слепым оптимизмом.

Другая ошибка - надевать розовые очки. Если ваша позиция чересчурположительна, она может приводить к некритическим оценкам данной ситуации.Вот почему оптимизм связан с оценкой реальности - нашей способностью точнопонимать окружающее. Зелигман пользуется термином "гибкий оптимизм" дляпривязанной к реальному миру надежды, в отличие от "слепого оптимизма" -несамокритичной и ориентированной на обязательный счастливый конец позиции.Слепым оптимистам все нипочем - для них проблем не существует, и успехаможно добиться, несмотря на отсутствие всяких шансов и вопреки логике. Онитакже избегают всякой мысли о возможной неудаче и ее последствиях или вкрайней мере думают, что "как-то обойдется". Как крайний пример, если вы тратите много денег на лотерейные билеты,вы в самой малой степени увеличиваете свои шансы на выигрыш, но перевес всееще остается не на вашей стороне, а цена проигрыша растет, потому что вышвыряете все больше трудом заработанных денег на ветер. Иногда ребенок видитто, чего не видит слепой оптимист - пора отступить и попробовать другойподход. Вообще говоря, бывают случаи, когда возможная цена за определенноерешение непомерно велика, хотя риск может казаться небольшим. Учитывая эти различия, как мы можем воспитать в себе чувствореалистичного или гибкого оптимизма? Всем нам выпадают неприятности иразочарования, но мы реагируем на них по-разному. Оптимистический подходжизненно необходим для усиления устойчивости - способности придти в себяпосле разочарования или неудачи. Почему оптимисты переживают неизбежные вжизни срывы совсем иначе, чем пессимисты? На протяжении долгого жизненногопути и те, и те, вероятно. сталкиваются с одинаковым количеством поражений(хотя пессимисты, поскольку они ожидают худшего, напрашиваются на них сами ипоэтому, пожалуй, терпят их чаще). Отличие в том, что оптимисты говорят себепосле неудачи, их внутренняя речь по нашей модели ABCDE. Как было отмечено ранее, каждый реагирует на разнообразные событияопределенными мыслями, которые порождают чувства и поведение. Пессимистысклонны следовать особому циклу. Их мысли полны раздражения илибезнадежности: они чего-то хотят, не могут этого достичь и убеждены, чтоникогда этого не достигнут. Неудивительно, что вытекающие из этого чувства иповедение - уныние, чувство вины, беспомощности, пассивность, бездействиеили (что еще хуже), разрушительные действия. Оптимист защищает себя от этихчувств и поведения, разрывая цикл разрушительных сигналов, которыевозникают, когда на него обрушивается беда, и замещает их на болееподходящие. Представьте себе это как новую запись на пленку, где записандругой текст. И в результате у него опять появляется мотивация к действию,рождаются в голове новые решения, возрождается энтузиазм, и уверенность вуспехе, целенаправленная деятельность и здоровая жизнь.

Дайте себе отдых



Помните, что всегда благоразумно поискать приемлемые альтернативы.Пессимисты прямо переходят к наихудшему сценарию и, как уже мы объясняли,принимают все на свой счет. Например, рассмотрим неудачливого рабочего,которому не удается починить текущий кран. Что он тогда делает? Он выходитиз себя, швыряет свои инструменты и во всем винит себя, говоря себе, что оннеумеха. Руки у него растут не оттуда, с ним черт знает что происходит, онникогда не научится работать - и так далее. Чтобы оценить, насколько этимысли вредны, представьте себе, что все это ему говорит кто-то другой. Он быскорей всего жестоко обиделся, а не согласился бы с такими утверждениями. Может быть, можно многое сказать в его защиту - освещение плохое,инструменты не те, шайба не того размера. Может быть, он в тот день уженаработался и устал, и зря он сразу взялся за эту кропотливую работу. Можетбыть, просто следовало передохнуть. Ему следует подумать о том, что можноизменить (освещение, размер шайбы и время дня), не заниматься обобщениями(это сложная работа, но он выполнял уже другие, не менее сложные, и вполнеуспешно); и кроме того, нельзя всю вину относить только на свой счет. А в качестве другого выхода он мог бы просто позвать сварщика или болееопытного приятеля. Это называется способ "ну и что?", и его не следуетпрезирать или недооценивать. Вы получили самую низкую оценку в классе? Выполучили отказ в продвижении или отказ от свидания? Ну и что? Пусть так ибудет. Ваше разочарование вполне законно, но не позволяйте себераспространить его на самого себя: вы не хуже и не слабее других.Используйте неудачу, чтобы пришпорить себя. Перейдите в другой класс - можетбыть более соответствующий вашим навыкам и интересам, и ваши отметкиповысятся. Другая фирма, или другое отделение могут распознать ваши таланты;подайте заявление в другое место, это может дать вам желанный результат. Чтоже касается любовной жизни, даже куча отказов не означает, что нет никого,кто вам подходит. Любовные отношения - таинственное дело в лучшем случае; ивы никогда не можете знать, когда тот или та Что Надо вынырнет из-за угла;но вы заметите его/ее только в том случае, если ваш взор не будет упиратьсяв землю. Выше голову! Если даже у некоторых из негативных мыслей, которые толпятся в вашейголове, имеются сейчас некоторые основания, вы можете принять меры, которыепозволят вам в будущем лучше справиться со схожими ситуациями. Не повторяйтесвоих ошибок. Просто удивительно как многие люди - особенно склонные кпессимизму - продолжают биться головой об стенку, наверно чтоб наказать себяза то, что не смогли добиться успеха в какой-то отдельной задаче. Это никудане приводит. Мы не советуем вам сдаваться перед бедой. Мы говорим: дайтесебе передышку, отступите на шаг, посмотрите на себя объективно, и незаставляйте себя делать что-то снова и снова, если знаете, что в этомконкретном деле вы не сильны. Реалистичный самоанализ - это сила сама посебе. И она приведет вас к более светлым дням.

Упражнения



В своей книге "Информированный оптимизм" (Learned Optimism) психологМартин Зелигман детально излагает ряд научных исследований, которыепоказывают, что оптимисты живут дольше, меньше болеют и и у них более низкоекровяное давление. Они более успешны во всей своей деятельности. Разве этоудивительно? Совсем нет. Реалистический оптимизм - это способность видетьсветлую сторону жизни и поддерживать положительную установку перед лицомнесчастий. Это положительный подход к повседневной жизни. Попав взатруднительное положение, оптимисты отдают себе отчет в этом, норассчитывают на положительный исход - они отдают себе отчет в своих умениях,в своей способности активно решать проблемы, а также помнят другие ситуации,в которых им удавалось успешно справиться с препятствиями. Но реалистичныеоптимисты сильно отличаются от тех людей, которые поддерживают положительныйвзгляд на будущее, несмотря на объективные данные, что они столкнулись сочень трудными и реальными проблемами. Такие люди не являются реалистичнымиоптимистами; у них значительные затруднения с оценкой действительности. Онизакрывают глаза на весьма реальные проблемы, стоящие перед ними, и прячутголову в песок. Оптимисты отличаются стойкостью и выносливостью; они подходят к борьбес неблагоприятными ситуациями с позиции "я это могу". Вместо того, чтобыощущать безнадежность, сдаваться и уходить от трудных ситуаций, они упорнопродолжают; они настойчивы; они продолжают попытки. Они также гибки - онипробуют разные подходы. Эти качества питают их успех. Самооценка 1. Спишите в свою тетрадь следующие вопросы и отвечайте на них словамиНикогда, Изредка, Иногда, Часто или Всегда. а) Люди говорят, что я часто жалуюсь. б) Близкие мне люди говорят, что у меня положительная позиция. в) Я думаю, что у меня положительная позиция. г) Я просыпаюсь в обычный будний день и с нетерпением ожидаю, чем оннаполнится. д) Я просыпаюсь утром в обычный выходной день и с нетерпениемпредвкушаю, чем он наполнится. е) У меня положительный взгляд на будущее, когда речь идет о моей работе карьере семье общественной жизни ж) Когда случается нечто нежелательное, я не позволяю себе падатьдухом. з) Когда случается несто нежелательное, я стараюсь мысленнорассматривать это как брошенный мне вызов. Поставьте себе отметку за каждый ответ: -4 за Никогда, -2 за Изредка, 0за Иногда, +2 за Часто и +4 за Всегда. Сложите отметки. Если суммаотрицательна, вы склонны к пессимизму. Если она положительна, вы оптимист -со своей точки зрения. 2. Запишите, что, по вашему мнению, вы можете сделать, чтобы улучшитьсвое будущее в работе, карьере, семейной и общественной жизни, в краткой идлительной перспективе? Каков был бы хороший первый шаг в каждой области длядостижения ваших целей? 3. Насколько важно для вас произвести эти изменения? 4. Чисто теоретически, если бы у вас было три желания, каковы бы онибыли? 5. Если вернуться к реальности, когда вы приходите домой послескверного рабочего дня, какое занятие может заставить вас почувствовать себялучше? 6. Подумайте о ком-нибудь, кого вы считаете оптимистом, и подумайте,чему вы можете научиться на его примере. Задание Вспомните, как начертить таблицу ABCDE, заглянув в гл.2. 1. В течение нескольких следующих дней записывайте в свою тетрадькаждую неудачу или разочарование, которые у вас случились, вместе спримерами вашей внутренней речи; мысли, которые возникли по этому поводу, ипоследовавшие за ними чувства и поведение. Эти события не должны быть изряда вон выходящими. Они могут колебаться от потери ключей и до обошедшеговас продвижения на работе, от открытия, что ваш ребенок стащил деньги намолоко, и до резкого столкновения с сотрудником. 2. Внимательно перечитывая ваши ответы, вы можете обнаружить, чтокаждая пессимистическая позиция связана с самообвинением, мрачнымичувствами, неуверенным поведением или просто переутомлением. Как вы можетепоставить этот поезд обратно на рельсы? С помощью метода ABCDE. Негативнаявнутренняя речь должна быть оспорена и замещена позитивными посылами,которые ведут вас куда-то. Однако в это время может быть полезно прибегнутьк некоторым подпоркам (вспомогательным приемам). Попробуйте носить назапястье резиновую повязку и пару игральных костей в кармане. Это звучит (ивоспринимается) немного глупо, но это помогает. Когда вы начинаете даватьволю негативным мыслям, щелкните лентой как можно сильнее. Мгновенная больпрервет этот самоедский внутренний монолог. А теперь, когда вы овладелисвоим вниманием, обратите его в другую сторону, нащупывая большим пальцем вкармане точки на игральных костях и пересчитывая их. Сосредоточившись наэтом, вы удержите свои мысли от возвращения на полную самобичевания колею. 3. Еще один прием, который останавливает негативные мысли - этоотсрочить их: записать их в то время, когда они возникают, и твердоназначить встречу с ними в определенное время, скажем, в восемь часоввечера. Сама процедура записи ослабляет напряжение и снимает назойливостьэтих мыслей, а отложив время возвращения к ним, вы еще сильнее ихпритупляете. 4. В любом случае - либо сразу во время возникновения самообвиняющихмыслей, либо в то время, на которое вы их отсрочили - вы можете включитьметод оспаривания и разрядки. Вообразите себя на месте несогласного с вамичеловека и поищите свидетельства, которые будут противоречить наступающемупессимизму. Вы всегда терпите поражение? Конечно, нет - и вы можете сказатьэто вполне искренне. Поздравляем. Вы только что выиграли битву противнегативного мышления, но еще не всю войну. 5. В течение следующих нескольких дней отмечайте, как вы реагируете нановые возможности, добились ли вы желаемых результатов или несмотря на вашиусилия, к вам вернулись прежние разочарования. Не боитесь ли вы, что этивозможности исчезнут или обернутся неприятностями, что положительное событиекаким-то образом кончится крахом или что очередная неудача - это просто ещеодин пример, как ваши дела всегда оборачиваются плохо? Если это так, то вашистрахи означают, что у вас пессимистический взгляд. 6. Запишите типичные сценарии, в которых возникает ваш пессимизм. Затемвспомните и запишите внутреннюю речь, которая осложняет эти события, иоспорьте этот негативный комментарий. 7. В течение следующей недели или около того, если встретится похожаяситуация, обсудите и оспорьте вашу внутреннюю речь, когда она возникнет.Попытайтесь представить эту ситуацию так, чтобы она выглядела каквозможность, вызов или тест на вашу способность подействовать на ее исход.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Соединим все вместе

ВОСЕМНАДЦАТЬ

Звездный исполнитель

Мы надеемся, что нам удалось объяснить в этой книге, почему успех влюбой области опирается на ряд эмоциональных способностей. Оценки "вышекрыши" в одной или двух категориях не обязательно гарантируют статусмиллионера, профессиональный взлет ракетой или осуществление ваших заветныхмечтаний. Скорее следует думать об успехе как о результате комбинации илидополнительного развития нескольких умений, причем некоторые из них могутпоказаться неожиданными. Вот почему успешные инженеры - самая успешнаякомпания, которую вы можете вообразить - отличаются высокими оценкамисамоуважения, переносимости стресса и самореализации; вот почему успехпрофессионалов в области трудовых резервов (который, как казалось бы, должензависеть от их способностей в области межличностных отношений) на делебольшей частью определяется стремлением к самореализации; вот почему 68%(согласно последнему обследованию) из 150-ти администраторов информационнойтехнологии в 1000 крупнейших компаниях страны утверждают, что по их мнению,"тонкие умения" сейчас более важны, чем они были пять лет назад. Достаточносказать, что ни один компонент эмоциональной культуры не существует визоляции. Все они переплетаются; все являются ценными и могут влиять наповышение ваших шансов на успех. В предыдущих главах мы представили разнообразные примеры того, какэмоциональная культура действует в реальной жизни. В этой главе мы подобралипримеры, какие эмоциональные способности оказались наиболее важными для"звездных исполнителей" - т.е. для выдающихся деятелей в какой-нибудьобласти. Мы кратко опишем исследования, в которых группы таких людей былитестированы, чтобы составить "звездный профиль", а также исследованияиндивидуальных случаев. В Multi-Health Systems мы тестировали эмоциональныеспособности у большего количества людей по всему миру, чем кто-нибудь другой- более чем у 42,000 из более чем 36 стран. Совсем недавно мы тестировалиболее 10,000 американских детей и подростков по нашей молодежной версииEQ-i, разработанной Бар-Оном. Наши данные были первыми в исследовании связеймежду эмоциональными способностями и полом, возрастом, культурой и расой.Исследования и личности в этой главе выдвигают на первый план некоторыепервые работы, прямо изучавшие роль эмоциональных способностей (культуры) вдеятельности на уровне звезд. Пожалуй самое обширное исследование роли эмоциональных способностей вуспехе было проведено в военно-воздушных силах США. В 1996 г. ихадминистрация выявила проблему со своими агентами по найму кадров(вербовщиками), которые отбирают молодых людей, годных к военной службе.Беда была в том, что среди этих вербовщиков была страшная текучка - около50%. Каждого нанятого человека надо было обучить, и очень часто его посылалив другой город или на отдаленную военную базу. Если этот человек неудерживался на работе, к которой был предназначен, деньги, потраченные наего подготовку, пропадали. Чтобы быть более точным, каждый случай неудачногонайма обходился примерно в 30,000 долларов. И конечно, следует учитывать,чего это стоило семье - и морально, и материально. Подполковник Рич Хэндли, руководитель отдела по набору, пригласил нас ипопросил провести через тест EQ-i Бар-Она более чем тысячу агентов на базах,расположенных по всему миру, чтобы посмотреть, сможем ли мы связатьрезультаты теста с качеством их работы. Чтобы точно оценить это качество, мыхотели узнать, во-первых, как они сами рассматривают свое исполнение, иво-вторых, насколько хорошо они соответствуют нормам, установленным для ихконкретной области. Много раз проводя EQ-i и другие тесты, мы прекрасно понимаем, чтосамооценка имеет свои пределы. Человек может сказать, что он работаетпрекрасно, и это может быть, а может и не быть истинной правдой. С другойстороны, если человек говорит, что он не так уж хорошо справляется сработой, обычно оказывается, что это так и есть. Получив результаты теста, атакже субъективные и объективные оценки работы, мы внесли все данные в нашикомпьютеры, и обнаружили следующее: в 45% случаев, когда тестируемыезаявляли, что работают успешно, у них были высокие баллы по тесту; этогораздо более сильная зависимость, чем найденная в других исследованиях,которые определяли только одни лишь когнитивные способности. Затем мы обратили внимание на их реальное исполнение (объективнуюоценку), и нашли, что тут играют роль многие из тех же самых компонент. Пятьфакторов, которые больше всех способствуют успеху, могут вас удивить. Попорядку, это самоутверждение (ассертивность), эмпатия, счастье, самоанализ иумение решать проблемы. Те, кто обладали высокими оценками в этихкатегориях, имели в 2.7 раза больше шансов на успех, и из 262, получившихнаивысшие оценки, 95% выполняли или превышали установленные нормы работы. Наши исследования также продолжают проливать новый свет на нескольковозможных факторов, которые, по мнению Военно-воздушных сил, могут влиять натекучесть кадров. Место службы не имеет прямого отношения к успеху. Не имееттакже отношения пол, этническая принадлежность, образование, возраст,семейное положение (хотя удовлетворенность семейными отношениями связана суспешностью работы) или количеством часов работы. Более того, те, ктопризнались, что тратят на работу меньше времени, чем другие, были наиболееуспешны. Все эти результаты имели для нас смысл. Во-первых, ассертивность весьмажелательна в коммерции, а задача агентов по найму (в данном случае) - это посуществу продажа гражданским лицам военной перспективы. Военные былиудивлены, когда узнали, что эмпатия тоже важна (их интересовало улучшениеискусства межличностных отношений у агентов, а не эмпатия сама по себе). Ноэмпатия, как мы уже видели, это способность воспринимать эмоции других людейи умение отзываться на эти эмоции. Успешные вербовщики были способныпользоваться эмпатией, строя свои выступления и не тратя времени нанеподходящих кандидатов, и поэтому они могли выполнять свою работу быстрее.Роль счастья достаточно очевидна, как и самоанализа. Высокое искусстворешать проблемы было совершенно необходимо, потому что они часто работали водиночку, далеко от своих руководителей и коллег. Что происходило дальше? Военно-воздушные силы быстро реорганизовалипрограмму подготовки агентов, руководясь знанием тех определяющих успехфакторов, которые были выявлены тестом EQ-i. Далее, они заказаликомпьютерную версию вопросника, которая с тех пор использовалась как частьпроцесса отбора нового персонала. Ответы кандидатов сравнивались с базойданных, которая содержала результаты первоначального тестирования 1,171агентов, и опираясь на это тестирование, мы включили в подробное интервью,которое мы разработали, выявление тех сильных и слабых сторон, на которыеуказали признания тестируемых. Далее, на нашу работу ссылались в докладе подкомитета Конгресса США,который сравнивал процесс отбора агентов, принятый различными родами войск,и установил, что "только в военно-воздушных силах существует такая методиканабора будущих агентов, которая пользуется количественной оценкой искусствамежличностного общения будущих агентов". В докладе также было отмечено (кнашему огорчению), что воздушные силы купили компьютеризованный тест EQ-iдешевле, чем стоит подготовка одного агента", и что "агенты в воздушныхсилах работают вдвое успешнее, чем в других родах войск." А что было дальше?Следующее исследование - также представленное подкомитету Конгресса - нашло,что после года применения теста EQ-i и специально разработанного интервьюEQ-i для отбора новых агентов время их пребывания на этой должности возрослопо всему миру на 92%, а сэкономленные средства в авиации составили 2,700,000долларов. А мы начали работать с армией и морским флотом над такими жепроектами, подгоняя их с специфическим нуждам заказчиков. Одна из самых тяжелых "продаж", которые у нас когда-нибудь были,происходила на борту Джорджа Вашингтона, самого технологически совершенногоавианосца в мире. Напрягите свое воображение: большой салон, где боевыелетчики собрались для интервью. Старший врач представляет смиренногопсихолога по имени Стивен Стайн чрезвычайно скептической аудиенции мужчин,многие из которых участвовали в войне в Персидском заливе, но слова"эмоциональная культура" навряд ли слышали. Эмпатия не выглядела одной из ихсильных сторон, и психолог вынужден был собрать все свои запасы оптимизма допоследней крохи. К счастью, один из штурманов что-то смутное слышал об эмоциональныхспособностях и хотел услышать еще. Психолог начал с того, что нечаяннонаступил на эмблему боевого экипажа, нарисованную на полу (и должен былзаплатить 2 доллара штрафа), но оправился от смущения и начал своюпрезентацию с объяснения, почему важны эмоциональные способности, особенно вситуациях, когда дело идет о жизни и смерти. К концу дня, вопреки всем сомнениям и опасениям, вся команда выполнилатест EQ-i, и несколько человек задержалось, чтобы поговорить о эмоциональныхвопросах, связанных с их опытом. На нас произвели впечатление не только ихвеликолепные технические навыки, но и широкий круг их интересов и общейкультуры. Все обладали высшим образованием, от истории до математики,технического образования и английской литературы. Фактически никто из них незнал в точности, как они были отобраны, чтобы занять столь элитноеположение, и некоторые из них заметили, что имеют вполне достаточнуюквалификацию для работы на гражданке, где они зарабатывали бы гораздобольше, чем сейчас. С другой стороны, там нельзя водить F-14. Стивен полагал, что он заранее знает, какие оценки по тесту получитбольшинство пилотов. К своему удивлению, он немного промахнулся. Во-первых, они были среди групп с самыми высокими оценками, которые мыкогда-нибудь тестировали. Мы ожидали, что они (вместе с предпринимателями,врачами и другими людьми "элитного" рода занятий) получат высокие оценки всамоуважении, и так оно и было. Но их ответы в этой категории (и всамоанализе) показали, что они лишены высокомерия, излишней самоуверенностии слепой веры в свои способности. Другими словами, поскольку они хорошознали свой высокий уровень, у них совершенно не было склонности кбахвальству. У них были также прекрасные баллы по оценке действительности (еще бы -им требовалось за доли секунды решать, скажем, открывать ли огонь в сторонутого, что могло быть, а могло и не быть приближающимся врагом) и по владениюсобой (опять же, решающее свойство, когда нажатие не на ту кнопку можетповлечь смерть - свою и других). Они также отличались высокой переносимостьюстресса, и одновременно не побоялись признаться, что может вызвать у нихсамый большой страх. Стивен спросил их (не забывайте, большинствоучаствовало в войне), что пугало их больше всего. Они отвечали, что сбольшим самообладанием справлялись с задачей бомбометания и со встречейвражеского самолета или ракеты; самым главным их беспокойством был"возвращение домой" - ночная посадка на качающуюся палубу авианосца. Перейдя с театра военных действий на политическую сцену, давайтепосмотрим, как эмоциональная культура влияет на наших избираемых лидеров.Неосмотрительность (просто легкомыслие) президента Билла Клинтона, казалосьбы, выветривается из памяти, но это клеймо еще долго будет отмечать егопребывание на посту, отодвинув многие из его достижений. Мы все время задавали себе вопрос, почему (какого черта!) Клинтон таксебя вел? Был ли он подвержен саморазрушительным порывам, которые постояннотолкали его на безответственные поступки? Нам, конечно, очень хотелось быпровести с ним EQ-i тест или с его женой, Хиллари, которая так сильно егоподдерживала. Но не имея такой возможности, мы можем сделать одно-двапредположения об уровне эмоциональных способностей президента. Мы можем ожидать, что подобно большинству успешных политиков, БиллКлинтон получил бы высокие оценки по многим категориям, особенно поискусству межличностного общения. Он также наверняка обладает высокимуровнем переносимости стресса, эмпатии и социальной ответственности. Егостиль указывает, что он является сильной публичной личностью, котораяпроложила себе дорогу через множество политических и личных минных полей.Его способность к эмпатии очевидна; когда он говорит, слушатели чувствуют,что он обращается как будто прямо к каждому из них. Ахиллесова пята Клинтона тоже очевидна: в своей частной жизни онникогда не был способен к контролю над своими импульсами. В конце концов егонедостаток привел к тому, что весь народ был травмирован. Каковы бы ни былиего чувства к Монике Левински и многочисленным другим женщинам, совершенноочевидно, что было бы гораздо умнее держать свои импульсы в узде, как он самнеоднократно признавал в своих извинениях перед американским народом. Новсе-таки - благодаря его харизме и таланту к общению - он пережил этиинциденты. Даже после того, как отчет Старр был опубликован, когда унижениеКлинтона выставлялось напоказ по всем новостям вечер за вечером, егоподдерживало, согласно опросам, не менее 60% избирателей. Клинтон, конечно, не первый политик (и не последний), которыйпопадается на горячем из-за отказавшего контроля над импульсами - свидетелитому сообщения со всего света, которые описывают лидеров, запутавшихся влюбовных историях, в то время как они призывают к возвращению семейныхценностей, или запустивших руку в казенную кассу, в то время как онипобедили на выборах, обещая бороться со всяческой коррупцией. Наверное из чувства самосохранения (это не компонент эмоциональныхспособностей, а длительный политический императив) очень мало кто изизбираемых официальных лиц стремится пройти тест EQ-i - или, если исоглашается, то по крайней мере не разрешает огласить результаты. Один изтех, кто на это отважился, был Билл Вандер Залм, бывший премьер БританскойКолумбии (Канада). Он не только охотно выполнил этот тест, но согласилсяобсудить свои оценки в телевизионной программе о нашей работе и дал намразрешение опубликовать эти оценки. Вандер Залм был, и остается, очень яркой личностью. Он был вынужденуйти в отставку вследствие скандала, вызванного столкновением интересов.Когда мы его тестировали, он сказал, что ему нечего больше скрывать, и егозаинтересовало, что может обнаружить (если вообще может) тест EQ-i. И что же обнаружилось? Вандер Залм получил самые высокие баллы вовнутриличностных и межличностных сферах. Его средняя оценка была 100; внекоторых категориях он получил очень высокие баллы: 126 по независимости (всоответствии со своей репутацией лидера, который всегда занимал твердуюпозицию, брал на себя ответственность и привел свою партию к победе), и по123 в самоуважении и счастье. Было явно, что поражение (о котором онотпускал шутки, заполняя вопросник) не уменьшило его способность радоватьсяжизни - он продолжает до сегодняшнего дня демонстрировать бодрость, покрайней мере как публичный человек. Самые низкие оценки Вандер Залма тоже говорят о многом. Например, он неявляется (мягко говоря) выдающимся мастером в решении проблем - недостаток,который мешал его правлению и привел к тому, что он получил ярлык человека,который чешет левое ухо правой рукой, протянув ее поверх головы. Другойкатегорией с низкой оценкой - как и ожидалось, был контроль над импульсами.86 баллов. Мы не знаем, соперничает ли Вандер Залм с Клинтоном в его легендарнойустойчивости, и возродится ли он, подобно фениксу, к политической жизни. Какмы писали, он сказал, что подумывает попробовать еще разок, и он еще можетодержать победу. Если он надеется снова получить официальный выборный пост,то мы бы ему посоветовали поработать над двумя его наиболее слабымиобластями эмоциональных способностей. Ему было бы полезно уметьприостановиться и подумать прежде, чем что-то сказать, воздержаться отответа на вопросы, если он не уверен в его обоснованности, и опираться насолидные консультации, чтобы определить тактику подхода к сложным вопросам,а не спешить с собственными решениями. Если он на это пойдет, у него будутхорошие шансы оставить прошлое позади и восстановить положительный публичныйобраз. Хоккейная команда Maple Leafs из Торонто, некогда гордость национальнойхоккейной лиги (НХЛ), пережила несколько неудачных лет, не только не сумевзавоевать кубок Стэнли, но и проиграв ряд плей-офф. Внезапно, в сезоне1998-99 гг., они вернулись в хорошую форму, перейдя с 25-го на 5-е место иобеспечив себе место в плей-офф. Но они заплатили за это большую цену - команда страдала отмногочисленных травм, несколько лучших игроков вынуждены были взять отпускпо болезни. Эта ситуация стала критической к третьей игре второго кругаплей-офф против прославленных своей силой Pittsburgh Penguins, и Leafs,оценив своих запасных игроков, предприняли смелый и необычный шаг. Онипригласили новичка по имени Адам Мэйр, который никогда в жизни не участвовалв играх НХЛ, играя в провинциальной команде на востоке Канады. И вот Мэйр вышел на лед городской арены Иглу в Питтсбурге. Никто назаполненных до отказа трибунах его не заметил - иначе он был бы сразуосвистан вместе с остальной командой Торонто. Но телекомментаторы былипоражены его почти беспрецедентным появлением, обсудили его вероятную судьбув руках Penguins, и решили в перерыве пригласить на интервью то, что от негоостанется после первого тайма. Вместо этого он сразу прославился. Мэйр забил гол, став всего вторымигроком в истории Maple Leafs, который в своем дебюте послал шайбу в ворота.(Первый случай был в 1948 г.) Мы не хотели бы показаться хвастунами по этому поводу, но мы совсем небыли удивлены игрой Мэйра. Почему? Потому что мы определяли его EQ, наряду сеще 28 другими кандитатами в команду, в тренировочном лагере перед сезоном.Его оценки резко выделялись из оценок остальных, характеризуя его какчеловека, который будет преуспевать во всем, за что бы ни взялся. Его общая оценка была очень высока, указывая на великолепную общуюпригодность к любой деятельности. Тогда ему было всего 19 лет, но самыйвысокий балл он получил по умению оценить действительность; это указывало,что он обладает острым чувством ситуации, что помогло закрыть глаза на егостатус игрока провинциального клуба. Если вы внезапно отобраны в командувысшей лиги, очень легко предаться нереалистичным фантазиям: на следующейнеделе ты станешь ведущим форвардом, обожаемым всеми и оплачиваемымсоответственно своему положению. Мысль, что ты должен еще многому научиться,отходит на задний план, тормозя необходимое вам совершенствование. Но это непроизошло с Мэйром. Он правильно использовал свое время, много работал,шлифуя свое мастерство и готовясь к счастливой возможности. Следующая высокая оценка - в решении проблем - для спортсмена этоважная предпосылка и предсказание успеха. Умение думать, носясь по льду внепрерывно меняющихся обстоятельствах, решать, не отпасовать ли шайбу иливсе-таки пробить по воротам под очень неудобным углом, и в то же времяувертываясь от стаи защитников - это может определить успех игры. Лучшиеигроки оттачивают эти реакции с помощью зрительного воображения, мысленнопредставляя себе, как преодолевать возникающие препятствия. Снова мы возвращаемся к важности эмоциональных способностей вопределенной частной области. Каждый хоккейный игрок, который воспринимаетсятренером команды из НХЛ как серьезный кандидат, находится на определеннойступени, обладая достаточным уровнем спортивных талантов и искусства(которые, разумеется, намного превосходят то, чем большинство из нас можетнадеяться овладеть). Он обладает силой и выносливостью; он хорошо играет. Ночто может сделать его великим игроком? Различные компоненты эмоциональныхспособностей. Продолжая тестировать новобранцев Maple Leafs на протяжении двух лет,мы определили несколько компонент, которые прямо связаны с успехом впрофессиональном спорте. Многие скажут, что это - переносимость стресса, иэто действительно не последнее дело, но гораздо более решающим факторомявляется оптимизм. Когда команда проигрывает с маленьким разрывом в счете,игрок, который приходит в ярость, обвиняет в поражении всех остальных или"уходит в штопор", из которого оправляется только через три игры - это некандидат в профессионалы. В таком положении лучшая установка: "Если бы у насбыло еще несколько минут, мы бы победили. И вот что нам следует сделать вследующий раз." Способность учиться на ошибках и неудачах отличает звезд отостальных. Другой неожиданный фактор - счастье. Мы думали, когда началитестировать кандидатов в НХЛ, что это наверняка будет самое счастливое времяв их жизни. Мечта войти в НХЛ стала достижимой; они были отобраны из сотен,если не тысяч своих ровесников по всей Северной Америке, Европе и бывшемуСССР. Но для многих из них счастье осталось труднодостижимым (как и место вкоманде), в то время как те, кто были неподдельно рады, получив свой шанс,стремились к игре на еще более высоком уровне. А кстати, мы также определили один компонент эмоциональныхспособностей, который имел обратное влияние на успех в спорте. Этонезависимость. Игроки, которые склонны к самостоятельности, достигаютменьших успехов; на этой ранней стадии своей карьеры им лучше учитьсяособенностям командной игры и точно следовать указаниям тренера. Другой атлет, которого мы тестировали - Ширли Диртши, выдающаясялыжница из Орегона. Она и три ее брата выросли на склонах гор, и Ширлидостигла больших успехов в скоростном спуске и в слаломе на соревнованияхюниоров - до того несчастного случая на горе Худ, где ее сбил другой лыжник(инструктор по фристайлу, который выполнял сальто в воздухе и слишком позднозаметил ее и ее сотоварища). Она получила сотрясение мозга и вывих бедра.Через шесть часов, терпя сильнейшие боли, пока ее вывозили с гор на санях,она была доставлена в больницу, где ей немедленно дали общий наркоз. Едваочнувшись, она попросила разрешения встать с кровати, чтобы потренироватьсяперед соревнованиями, которые состоятся в следующий уикэнд - план, которыйврач строго запретил. Он объяснил ей, что она едва не лишилась ноги, и ейпредстоит долгая и мучительная реабилитация. Она вспоминает, что каждый вечер она молилась, чтобы пошел дождь, итогда ее братья не смогут встать на лыжи. Чтобы прогнать эти недостойныемысли, она связалась со своим учителем из портлэндского художественногомузея и попросила задание, которое она бы могла выполнять в больнице -упражнения в калиграфии ("каждую букву выписывать по миллиону раз"),развивая таким образом способность сосредоточиться на чем-то совершеннодругом. В первый же день после выписки она на костылях направилась в местныйцентр еврейской общины и нашла там лечебный бассейн. Вскоре она сталаплавать как рыба и заняла должность инструктора и спасателя. Затем онаперешла на свою старую работу помощника учителя в школе, преодолевая дорогутуда и обратно на костылях (пятимильная прогулка). Еще позднее, когда онауже могла ходить без костылей, она начала бегать ( "Я и не подозревала, чтоу меня такие могучие гены выносливости"), вернулась на склоны гор, на этотраз как инструктор, и поехала в Новую Зеландию, куда друзья пригласили ееприсоединиться к ним, чтобы бежать марафон. Ее немедленный ответ: "Конечно,а какая это дистанция?" Чтобы дать ей понятие о трудности этой дистанции, еетак называемые друзья отвезли ее на 14 миль от города и предложили вернутьсядомой своими силами. Через неделю, на настоящем соревновании, онафинишировала раньше ожидаемого победителя, так что организаторы посоветовалией вернуться домой и попытать там счастья в Бостонском забеге. Первый раз,когда она участвовала в знаменитом городском марафоне, она пришлапятнадцатой. В следующем году она лидировала среди всех американских жен

Наши рекомендации