Богатство не (обязательно) эквивалентно счастью
Повидимому, счастье относительно мало общего имеет с материальнымблагополучием. Американский исследователь д-р Mihaly Csikszentmihalui,уроженец Венгрии, который посвятил большую часть своей карьеры рассмотрениюсчастья под микроскопом, предложил несколько догадок. Согласно тому, что онобнаружил, во всем мире люди предпочитают описывать себя скорее счастливыми,чем несчастными. Можно было ожидать, что те, кому повезло жить вэкономически процветающей и политически стабильной стране, наберут большеочков, и это до некоторой степени верно - шведы и норвежцы считают себясчастливее, чем греки и португальцы. Но есть исключения: Ирландцы, по ихзаявлениям, счастливее, чем японцы. В Соединенных Штатах в большинствеопросов одна треть опрошенных говорит, что они "очень счастливы", в то времякак один из десяти считает себя "не очень счастливыми". Большинство выбираетвыражение "довольно счастливы" - это немного выше, чем "средне". С 1960-х гг. международная группа ученых-социологов собирала данные попятидесяти странам для проекта под названием Word Values Surveys. Былонайдено, что уровень счастья растет в прямой связи с экономическим развитиемдо тех пор, когда страна достигает приблизительно такого процветания, как вИрландии. После этого, похоже, не существует никакой прямой связи междупроцветанием и счастьем. Это обследование также обнаружило, что внезапныйфинансовый выигрыш - например, выигрыш в лотерее - может на несколькомесяцев стимулировать счастье, но через десять лет уже никак не влияет насчастье. Когда психолог Эд Динер из ун-та Иллинойса и его коллега Дэвид Майерсиз Мичигана произвели обзор массы других исследований для статьи вPsychological Science под названием "Кто счастлив", они нашли совсемнебольшие различия, основанные на поле, расе и возрасте, и только слабуюсвязь между богатством и удовлетворением. В Соединенных Штатах миллиардерытолько чуть-чуть счастливее людей со средним доходом. Личные доходы(приведенные к реальной покупательной способности) могли более чем удвоитьсямежду 1960 г. и концом 1990-х гг, но доля населения, которая описывает себясчастливыми, осталась все та же - 30%. Это значит, что если вы находитесьвыше уровня бедности, рост ваших доходов вносит все меньший и меньший вкладв уровень вашего счастья. Как мы можем реально повысить наш уровень счастья? Как мы уже видели вэтой книге, то, что мы конкретно делаем, влияет на то, как мы чувствуем.Если мы решительны и активны, то больше шансов, что будем счастливы. Если мыможем достигнуть приемлемого уровня жизни, даже в сравнительно скромныхпределах, мы будем счастливы. Если мы находим цели, которые придают нашейжизни смысл, и сохраняем душевную и физическую бодрость, мы будем счастливы.Важно иметь мечты и рисковать, неважно, насколько непритязательны наши мечтыи скромны риски. Друзья, семья и любимые, конечно, входят в элементы счастья. Хотя мыможем быть счастливы в моменты уединенных размышлений или деятельности,большинство из нас лучше себя чувствует, когда мы с другими. Люди с широкимисоциальными связями, обладающие хорошими способностями межличностногообщения, обычно более счастливы, чем те, у кого мало личных контактов.Состояние отчуждения от общества не ведет к счастью, что может частичнообъяснить, почему экстроверты счастливее, чем интроверты. На основании всегосказанного достижение счастья зависит только от вас. Стивен Ковей убежден,что длительное счастье исходит изнутри наружу - если мы управляем своейжизнью и отказываемся от наших краткосрочных стремлений ради более высокихзамыслов и принципов. По его словам, личные, скрытые победы (сдержатьобещания, данные самому себе) предшествуют публичным (выполнению данныхдругим обещаний). Ковей пишет: "По всему моему опыту я никогда не виделположительных решений длительных проблем, продолжительного успеха и счастья,которые пришли извне" Он продолжает исследовать безрассудность попытокизменить мир - не говоря уже о вашем партнере по браку или ваших детей - безпредварительного понимания и изменения собственной роли в происходящем; этонеобходимый первый шаг в приближении к счастью. Другой фактор счастья - это соотношение между ожиданиями и свершениямиу конкретного человека. Ставить себе цели - прекрасно, но если эти целималореалистичны, вы можете их не достигнуть и впасть в жестокоеразочарование. (Если идете, уставившись в небо - можете споткнуться иупасть.) Даже те, которые добились почти всего, не обязательно могутнасладиться своими достижениями, потому что они неспособны удовлетворитьсятем, что у них есть. Например, студенты из Азии, которые приезжают учиться вСеверную Америку, очень часто получают отличные оценки, но они менеедовольны собой, чем их соученики, которые учатся не так хорошо. Почему?Потому что требования, которые они предъявляют к себе, еще выше, чем ихвпечатляющие свершения. И опять, восприятие и способность составитьреалистическую систему отсчета являются важнейшими для достижения счастья. Хотя это был его первый год в новой школе, Тревору захотелось статьпрезидентом ученического совета: если он займет заметную позицию, это дастему возможность чаще встречаться с новыми ребятами и выглядеть важнойперсоной. Он обсудил свои планы с отцом, и тот сказал: "Это хорошо, что тыхочешь участвовать в общественной жизни. Однако ты в этой школе всего парунедель. Большинство других ребят тут уже не один год. Я думаю, что ты,вероятнее всего, не добьешься успеха. Не потому, что ты плохой кандидат илине обладаешь необходимыми качествами, а просто потому, что у ребят просто небыло возможности убедиться в твоих достоинствах. Может быть, тебе лучшезаняться чем-нибудь другим, в чем ты можешь успешно поработать, но где твойуспех не будет зависеть от того, выберут ли тебя ребята, которые не успелитебя толком узнать. А тогда, когда они тебя узнают, у тебя будут лучшиешансы в будущем году." Тревор выслушал отца и решил, что его совет правилен. Он изменил своюцель: вместо того чтоб баллотироваться в школьный совет, он добровольно взялна себя школьную газету, что позволило ему вступить в контакт с множествомребят, лоббировать школьные интересы и каждые две недели подписывать своеимя под передовой статьей. Он был доволен своим решением и в конце концовпочувствовал, как много дал ему опыт, который он приобрел в газете. Подумайте, что произошло бы с ним, как с новичком, если бы ондействительно выдвинул свою кандидатуру в президенты школьного совета. Оннаверняка потерпел бы поражение и в результате чувствовал бы себя оченьскверно. Однако, пересмотрев и перестроив свою цель, он сумелсосредоточиться на такой, которая была достижима, и получил от всего этогомного удовольствия. Ясно, что счастье связано с умением оценивать реальность. Счастливыелюди способны получать удовольствие от того, что они сделали и могутсделать, а не от мыслей, что они могли бы или должны сделать еще больше. Онине зачеркивают и не порочат свои достижения. Если по какой-то причине оничувствуют себя несчастными, их самоанализ помогает им возможность заметитьэто изменение настроения, понять, что его вызвало, и взяться за решениепроблемы с самым оптимистическим настроением. Они не унывают, потому что уних уже есть достижения - путь успеха, который воодушевляет их, обеспечиваяисточник энергии и энтузиазма. Это не только подталкивает их в положительномнаправлении. Это привлекает к ним других. Если вы удовлетворены своей жизньюи не особенно завидуете никому другому, гораздо легче строить крепкие идлительные взаимоотношения.
Кроме того, понятие глубокой увлеченности и преданности делу неотделимоот счастья. Д-р Csikszentmihalyi отметил, что многие люди, погрузившись вкакую-то деятельность, становятся настолько сосредоточены и поглощены ею,что достигают высшей стадии сознания, почти эйфорического состояния духа.Это может происходить, когда они пишут или рисуют, занимаются спортом илипросто гуляют в великолепную погоду. Это случается неожиданно, иногда вовремя такого прозаического занятия, как прогулка, уборка или уход за садом.Главное тут - полная захваченность тем, что делаешь. Csikszentmihalyi назвал это явление "потоком, приливом" (flow). Этосостояние духа (которое по-русски лучше всего передается словом"вдохновение"), чаще всего возникает тогда, когда вы вовлечены в работу,требующую полнейшей концентрации внимания и сил, и когда уровень вашегоумения точно соответствует поставленной задаче. И задача должна включатьясно определенную цель и непосредственную обратную связь. В своих исследованиях последних 30-ти лет Csikszentmihalyi обнаружил,что большинство из нас живет между двумя крайними состояниями. Мы либонаходимся в напряжении, выполняя свою работу или другие обязанности, илискучаем, проводя свободное время пассивным образом; мы либо нервничаем вответ на неприятности и внезапные удары, которые нам преподносит текущийдень, либо валяемся перед экраном. Где-то посередине находится болеесчастливая, более удовлетворяющая жизнь. И к тому же более длинная. Как последняя приманка, исследованиедоказало то, что многие из нас уже подозревали - счастливые люди живутдольше, а несчастные умирают раньше. Уже это одно может подхлестнуть наспредпринять первые шаги к тому, чтобы научиться новым умениям, потянуться кдругим и поискать счастье внутри себя и в том, чем мы занимаемся.
Счастье возникает изнутри
Чудеса вдохновения
Кроме того, понятие глубокой увлеченности и преданности делу неотделимоот счастья. Д-р Csikszentmihalyi отметил, что многие люди, погрузившись вкакую-то деятельность, становятся настолько сосредоточены и поглощены ею,что достигают высшей стадии сознания, почти эйфорического состояния духа.Это может происходить, когда они пишут или рисуют, занимаются спортом илипросто гуляют в великолепную погоду. Это случается неожиданно, иногда вовремя такого прозаического занятия, как прогулка, уборка или уход за садом.Главное тут - полная захваченность тем, что делаешь. Csikszentmihalyi назвал это явление "потоком, приливом" (flow). Этосостояние духа (которое по-русски лучше всего передается словом"вдохновение"), чаще всего возникает тогда, когда вы вовлечены в работу,требующую полнейшей концентрации внимания и сил, и когда уровень вашегоумения точно соответствует поставленной задаче. И задача должна включатьясно определенную цель и непосредственную обратную связь. В своих исследованиях последних 30-ти лет Csikszentmihalyi обнаружил,что большинство из нас живет между двумя крайними состояниями. Мы либонаходимся в напряжении, выполняя свою работу или другие обязанности, илискучаем, проводя свободное время пассивным образом; мы либо нервничаем вответ на неприятности и внезапные удары, которые нам преподносит текущийдень, либо валяемся перед экраном. Где-то посередине находится болеесчастливая, более удовлетворяющая жизнь. И к тому же более длинная. Как последняя приманка, исследованиедоказало то, что многие из нас уже подозревали - счастливые люди живутдольше, а несчастные умирают раньше. Уже это одно может подхлестнуть наспредпринять первые шаги к тому, чтобы научиться новым умениям, потянуться кдругим и поискать счастье внутри себя и в том, чем мы занимаемся.
Упражнения
У счастливых людей заразительно-жизнерадостное настроение. Им приятнозаниматься и игрой, и работой, они ко всему относятся с энтузиазмом, к томуже это благоприятствует их взаимоотношениям с окружающими. Счастливым людямчаще везет на работе и в играх, потому что с ними приятно общаться, и онилегко привлекают к себе других, создавая широкие связи в обществе. Ихудачливость создает мотивацию для них самих и для других и обеспечиваетисточник энергии и энтузиазма, которые могут отсутствовать у их партнеров.Кроме того, счастливые люди обладают устойчивостью, необходимой дляпреодоления небольших, а временами и больших неудач. Их чувствоудовлетворения своей жизнью не позволяет пробудиться зависти и жадности,которые могут подорвать мотивацию к продуктивной деятельности и поддержаниюсвязей. Хронически унылые люди, с другой стороны, не обладают энергией иэнтузиазмом. Они испытывают трудности с выполнением своих рабочихобязанностей и в своих взаимоотношениях с другими людьми. Их хроническаяугрюмость заставляет других избегать их и оставляет их без поддержкиокружающих, которая могла бы им помочь. Последнее и важное слово об этом пространстве между счастьем и унынием.Как мы уже отмечали, некоторые люди, которые кажутся унылыми, могут на самомделе страдать клинической депрессией. Хорошие новости - из всех медицинскихболезней депрессия вероятно более всех излечима с помощью соответствующихмедикаментов и консультаций. Излечимость достигает 95% - намного выше, чемпри диабете, язвах пищеварительного тракта или болезней сердца. Однако, таккак в глазах публики депрессия часто ассоциируется со "слабостью", и так какмного лет она была заклеймена ярлыком "душевной" болезни, многие больныеизбегают лечения, которое могло бы очень сильно им помочь. К тому жедепрессия является признаком "слабости" не более, чем, скажем, диабет илигипертиреоидизм. Признаков депрессии много и они разнообразны, но существуют некоторыенастораживающие сигналы. В течение последних нескольких недель, нечувствовали ли вы себя: Постоянно подавленным и мрачным? Занятия, которые раньше доставляли вам удовольствие, больше недоставляют прежней радости? Вы смотрите в будущее неуверенно или с пессимизмом? По утрам вы думаете, что лучше было бы не просыпаться? Важны также физические проявления. Например: Вам трудно заснуть? Или вы просыпаетесь не во-время и не можете сновазаснуть? У вас упал аппетит? Вы внезапно потеряли более пяти фунтов? У вас упал интерес к сексу? Если вы ответили положительно на три или более вопросов, было быразумно посоветоваться с врачом. Самооценка 1. Чтобы получить понятие, где вы находитесь в пространстве междусчастьем и унынием, ответьте в вашей тетради на следующие вопросы словамиНикогда, Иногда, Часто и Почти Всегда. Чтобы ваши ответы были точными иосмысленными, постарайтесь подумать о ситуациях, которые иллюстрируют иподдерживают ваш ответ. Считаете ли вы себя веселым, неунывающим человеком? Когда вы утром просыпаетесь, предвкушаете ли вы удовольствие отнаступающего дня? Доставляют ли вам удовольствие определенные занятия? Находят ли другие, что вы жизнерадостны? Считают ли другие, что у вас есть чувство юмора? Способны ли вы смеяться над собой? Когда другие отпускают шутки в ваш адрес, вы легко это переносите? Как часто за последний месяц вы говорили себе, что ваша жизньпрекрасна? За каждый ответ поставьте оценку: -4 за Никогда, -2 за Иногда, +2 заЧасто и +4 за Почти Всегда. Сложите оценки. Чем больше сумма, тем выше вашаспособность быть счастливым. Если ваша оценка -12 или ниже, у, вас,возможно, депрессия; вернитесь с опроснику по депрессии ( который приведенраньше) и поговорите с врачом. 2. Каковы ваши любимые занятия? (Некоторые могут относиться к вашемудетству.) Когда вы занимались ими в последний раз? Как часто вы занимаетесьими сейчас? 3. Как (от чего?) вы вообще получаете удовольствие на работе, дома, вобществе и в отпуске (на отдыхе, в развлечениях)? 4. Какой ваш излюбленный спорт? Вы его смотрите или участвуете в нем? 5. С кем из ваших знакомых вам всего веселее? Как часто вы разделяетечувство веселья? 6. Когда вы в последний раз смеялись от всей души? Что вам кажетсязабавным? 7. Как часто вы ходите в кино, театры или концерты? Получаете ли вы отних удовольствие? 8. Получаете ли вы удовольствие от путешествий? Чем вы предпочитаетезаниматься в путешествиях? Заинтересованы ли вы в осмотредостопримечательностей, спорте или культурных мероприятиях? 9. Когда вы в последний раз брали отпуск? Берете ли вы с собой работу,в то время как предполагается , что вы развлекаетесь? 10. Когда в последний раз вы делали что-то спонтанное и необычное?Вспомните, что вы при этом чувствовали. 11. Вспомните, сколько состояний "вдохновения" вы переживали впоследнее время, активных или более пассивных. 12. Если вы редко или никогда не испытывали "вдохновение", закройтеглаза и подумайте о чем-то, что вы действительно любите делать. Небеспокойтесь о том, насколько это занятие реально - это значит, неотказывайтесь от возможности вообразить себя летящим в космическом кораблеили участвующим в марафонском забеге, хотя все, что вы делаете на самом деле- это гуляете три раза в неделю. Дайте волю воображению. Поставьте себя вцентр действия, играющим центральную роль. 13. Затем сконцентрируйтесь на чем-то, что вы делаете, насладитесь им вполной мере, постарайтесь усовершенствоваться или делать это чаще. Например,если вы выбрали теннис, подумайте, как вы могли бы подавать мяч.Упражняйтесь и в легких, и в трудных ответных подачах - чем больше вариаций,тем лучше. Когда вы это делаете, вносите в игру как можете больше чувства.Осознавайте цвета на корте вокруг вас, запах свежего воздуха, ощутитесолнечное тепло и тяжесть ракетки в руке, прислушайтесь к удару мяча поземле и по ракетке вашего противника. Далее, когда вы провели свой матчвека, посмотрите видеозапись матчей чемпионов. Сядьте, расслабьтесь ивключитесь в ритм, прилив и отлив игры. Задания Вспомните, как начертить таблицу ABCDE, заглянув в главу 2. 1. Запишите в своей тетради последний случай, когда вы чувствовали себянесчастным. 2. С помощью самоанализа определите событие, которое это вызвало(сработало детонатором) - т.е. какую цель вы не сумели достичь. 3. Далее, вспомните какую-нибудь внутреннюю речь, которая привела вас вуныние, и оспорьте эти идеи. 4. Затем исследуйте саму цель. Была ли она реалистична? Что сказали бываши ближайшие друзья, если бы вы их спросили? Перечислите все за и против,связанные с целью, чтобы вы могли решить, достижима ли она. 5. Если вы приходите к заключению, что она была достижима,воспользуйтесь своим умением решать проблемы, чтобы записать ряд различныхподходов, которые позволят вам достичь ее в следующий раз. 6. Если цель выглядит нереалистичной, запишите ряд схожих целей,которые вы находите удовлетворительными. Выберите ту, которая больше всегонапоминает вашу первоначальную цель, но кажется более выполнимой. Затемзапишите способы ее достижения, которые вы можете себе вообразить. 7. В течение следующей недели составьте список других целей, которые выхотите достичь в ближайшее или более отдаленное время. Исследуйте их такимже образом, обеспечив себе второй список более легких ( и поэтому с меньшимтрудом достижимых) целей, которые могут привести к вашим главным целям.СЕМНАДЦАТЬ
Оптимизм
"Оптимист провозглашает, что мы живем в лучшем из возможных миров, апессимист опасается, что это так и есть." - Джеймс Бранч Кэбелл, 1926 г.Определение:
Способность видеть светлую сторону жизни и удерживать положительнуюпозицию даже перед лицом бедствия. Оптимизм предполагает присутствие надеждыв жизненной позиции. Это позитивный подход к повседневной жизни. Оптимизм -это противоположность пессимизму, который является обычным симптомомдепрессии. Рубен Родригес - вице-президент Group IMSA, 1,6 -миллиардногопроизводства, которое, со своим штатом в 2,600 работников, входит в число 25самых больших фирм в Мексике. Около 10 лет назад, в должности менеджера поэкспорту, у него был неприятный момент в переговорах с крупным клиентом;казалось, что последний был готов заключить сделку в другом месте. Рубен былозадачен и сбит с толку; с каждым днем он становился все более встревожен.Он не мог сосредоточиться на своей работе, и начала страдать его личнаяжизнь. Его переполняли мысли о поражении - впервые за всю карьеру. А затемкак будто незначительный случай вернул ему положительную силу оптимизма иуничтожил негативный эффект застревания на мыслях о неудаче. Однажды в субботу утром, в самый тяжелый для Рубена период, в дверьпостучался разносчик, доставив заказанную его женой свежую клубнику. Егосопровождал плохо одетый человек с подносом фруктовых конфет, которыйпытался всучить свой товар. Рубен сначала попробовал просто отказаться, нотак как бродячий торговец продолжал расхваливать конфеты, Рубен потерялтерпение. "Ты что, не понимаешь?" закричал он. "Ты что, оглох? Мне не нужныникакие конфеты. Убирайся и перестань меня беспокоить. Научись понимать, чтотебе говорят - нет означает нет!" С этими словами Рубен взял клубнику изахлопнул за собой дверь. Но он слишком сильно ее толкнул, и она отскочила; ему пришлосьвернуться, чтобы снова ее закрыть. И тогда он подслушал разговор между этимидвумя людьми, когда они уходили. Разносчик старался утешить своего приятеля,но продавец конфет не нуждался в утешении. "Не беда," сказал он. "Наследующей неделе этот парень станет моим клиентом. Подожди - и увидишь.Сегодня он в плохом настроении, но раньше или позже он купит." И тут Рубена озарило. Вот он стоит, многоопытный профессионал суниверситетским образованием, и получает урок умения торговать изнеожиданного источника. Нищий коробейник выказал стойкость, оптимизм ивеликодушие. В то время, когда все шло у него из рук вон плохо, он виделвозможности в будущем. И возможности тут же материализовались. Рубен позвалего обратно, купил несколько конфет и дал щедрые чаевые. "Вы и понятия неимеете, как вы мне помогли," сказал он. Итак, продавец свое заработал - а что с Рубеном? Эта сделка у него несостоялась, но он примирился с неудачей и понял, что получил взамен нечтоочень ценное. Он получил урок, который остался с ним навсегда - этот урок ондо сих пор включает в курс обучения своих служащих. Оптимизм не имеет ничегообщего с вашим материальным положением - богаты вы или бедны. Это внутреннийресурс - способность верить, что времена могут быть суровыми, но что еслисобраться с новыми силами, все наладится, что неудача и успех - в большойстепени состояние духа.Как не вешать НОС (или Turn the Three Ps Around)
Как и ассертивность, оптимизм очень часто понимают неправильно. Это несклонность верить, что дела обязательно должны обернуться к лучшему,несмотря ни на что. Подобная склонность отражает недостаток верногопонимания действительности и мешает понять необходимость собственныхактивных действий, увидеть реальные задачи, которые надо решить. И это такжене склонность к постоянно подбодряющим себя уверениям, что все будет хорошо.Это также может завести нас в тупик. Оптимизм - это способность не даватьходу самоуничижительным мыслям о себе и мире вокруг вас, особенно когда выстрадаете от личных неудач. Настоящий оптимизм - это осмысленный иобнадеживающий, но реалистический подход к повседневной жизни. Психолог Мартин Зелигман установил три главных черты, которые отличаютоптимистов от пессимистов. Во-первых, оптимисты считают неудачи в своейжизни временными и рассматривают их как короткий V-образный провал награфике. Плохие времена не будут длиться вечно, ситуация еще переменится.Они не чувствуют себя обреченными всю жизнь брести сквозь череду катастроф,горестей, разочарований и отсутствия успехов. По существу они смотрят набеды и трудности как на отсрочку успеха, а не как на бесповоротное иокончательное поражение. Во-вторых, они склонны смотреть на невезение как наотдельную ситуацию, а не как на еще одно проявление своей роковойобреченности. Таким путем даже действительно скверное событие они исследуюти решают проблему с ним конкретно - это не последняя соломинка, ломающаяспину верблюду. Во-третьих, оптимисты не берут сразу на себя всю вину. Еслиих исследование вскрывает внешние причины, они принимают их к рассмотрению. Это противостоит трем основам пессимизма: Неизменности (Permanence),Обобщению (Pervasiveness) и Самообвинению (Personalizing). Пессимистысклонны переживать любую неудачу как просто очередную в длинной цепи прошлыхи (весьма вероятных) будущих неудач, которые им суждено терпеть. Каждоеупущение будет для них еще одним примером, что они постоянно всепроваливают. Почему это происходит? Потому что пессимисты решают, что вовсем надо винить собственную некомпетентность и неэффективность. Оптимист просто ставит этот НОС в правильную позицию - не с помощью такназываемого позитивного мышления, но тем, что оспаривает неуместныесамообвинения и чувство беспомощности. Посмотрим на Роба, который упустилвозможность получить хорошую работу, застряв в дорожной пробке и опоздав нарешающее интервью. Если бы он был твердолобым пессимистом, его реакция былабы: "Вполне понятно. Ничего у меня не получается как следует (Неизменность).Неудивительно, что так случилось: все у меня идет наперекосяк (Обобщение).Только такой идиот, как я, мог выехать так поздно и поехать этой дорогой(Самообвинение)." Напротив, если бы Роб был оптимистом, он мог бы среагировать так: "Вотдосада! Но на следующей неделе у меня будет другое интервью. (Последствиеопоздания, хотя несомненно неприятное, еще не конец света). Мне, конечно, неповезло - но мне уже случалось пропускать назначенную встречу, и я еще нестою в очереди за бесплатным питанием. (Теперешний случай - это все-такислучайность, а не закон, что у меня "всегда" все идет кувырком, и он необязательно должен повториться). И не так уж важно, какой дорогой я быпоехал: все они забиты в этот час. (Тут сыграли свою роль и внешниепричины)." Заметим, что для Роба было бы ошибкой, если бы он свалил всю вину надорожные пробки. Это было бы поиском оправданий и отказом от всякойответственности за то, как все обернулось. Конечно, пробки были одним изфакторов, но он мог бы встать на рассвете, чтобы их избежать. Скорее всего,он так и сделает в следующий раз. Взваливать всю вину на внешние факторы также плохо, как взваливать все на себя. Здравый подход лежит где-топосередине.