Завязка и развитие дружеских отношений

Хорошие друзья, на которых всегда можно опереться - одна из самыхбольших наград жизни. Это люди, к которым мы всегда обращаемся в радости игоре, или чтобы просто поболтать о ежедневных делах. Такой обмен мнениямиокупается как будто едва заметно, но со временем приносит большие дивиденды.(Извиним авторов за чересчур деловой стиль ... -Р.М.) Где мы можем встретить новых друзей? Как мы можем установить новые иинтересные связи? Тут нет недостатка в различных местах - церковь илисинагога (что предполагает общую духовную связь), образовательные классы длявзрослых (которые так же очевидно привлекают людей со сходными интересами)являются прекрасными местами для начала. Фитнес благотворен и для тела, идля души, клубы здоровья и спортивные мероприятия привлекают большоеколичество самых разных мужчин и женщин любого возраста. Вам можетпонравиться состоять в одной из многих общественных и школьных организацийили работать в одной из политических партий. Конечно, дети (на втором местепосле собачек...). Ходят ли ваши дети на бейсбол или хоккей, в танцевальныйили драматический кружок? Много дружеских связей вспыхнуло под звукаплодисментов. Но знать, где можно встречаться с людьми - только первый шаг. Далее выдолжны завязать контакт, убедившись по некоторым признакам, что другойчеловек заинтересован в обсуждении с вами того, что происходит. Беседаприводит к приглашению, начиная с небольших, ни к чему не обязывающихмероприятий (кофе перед ланчем, ланч перед обедом). Сделайте приглашение втакой форме, которая позволит вам оценить интерес к вам - скажем, предложиввстретиться "как-нибудь". Положительный ответ - вперед! Нейтральный -попробуйте как-нибудь в другой раз. Когда вы уже установили знакомство с кем-то, следующей фазой будетпродолжение контакта, по телефону или или и-мэйлу. Это важно, ибо так каждаясторона будет знать, что другая не потеряла к ней интереса; поддерживаясвязь, вы даете новой дружбе время развиться и окрепнуть.

Упражнения

Существует очень мало, или вовсе не существует успешных отшельников.Частью успеха является способность культивировать и развивать влиятельныесвязи. Тесные межличностные связи обогащают жизнь и обеспечивают ценнуюподдержку в трудное время. Например, общественная поддержка, как былонайдено, помогает людям справиться с серьезной болезнью. Самооценка 1. Вообще говоря, вы предпочитаете общество или уединение? В какихситуациях вам хочется быть одному? В каких ситуациях вы предпочитаетеобщество? 2. Что вообще людям нравится в вас? 3. Что им не нравится? 4. Какое из следующих занятий вам не нравится: встречаться с кем-тоновым, ходить на приемы, выступать перед группой, задавать вопроснезнакомому человеку, вести серьезную беседу с кем-нибудь, стараться узнатького-нибудь получше, учить близкого вам человека чему-то новому, бытьоткровенным с кем-то? 5. Что из вышеперечисленного - или по вашему выбору - неприятно вамболее всего? Как вы думаете, почему? 6. Коротко опишите последний раз, когда вы себя плохо чувствовали водной из вышеприведенных ситуаций. Что вы тогда чувствовали? Вы понималичувства тех, с которыми имели дело? Какие мысли при этом вам приходили вголову? Как вам следовало бы лучше справиться с этой ситуацией? Задание 1. Подумайте о пяти ситуациях, когда вам нужно будет представитьсянезнакомому человеку (скажем, новому сотруднику, семье, которая только чтопоселилась по соседству), и в каждом случае запишите пять различных форм,которые могло бы принять ваше представление (например, "Меня зовут ДжонСмит. Кажется, мы раньше не встречались" или "Добро пожаловать в наши места.Меня зовут Джейн Доу") 2. В течение следующей недели представьтесь незнакомцу и начнитебеседу. Используйте общие вопросы, а также умения, которым вы научились изглавы об эмпатии (глава 8). Опишите в тетради ваше общение. Включите тудаимя человека, темы, которые вы обсуждали, его реакцию и как вы себячувствовали. 3. Предположим, вы встретили кого-то, которого вы хотели бы узнатьполучше. Основываясь на своих первых впечатлениях, запишите вопросы, которыевы могли бы использовать, чтобв завязать разговор, поддержать его, менятьтемы или искать вежливое завершение - в ожидании следующей встречи. 4. Интересоваться другими людьми означает задавать им личные вопросы.Многие избегают этого, потому что по их мнению это может показатьсяназойливым. Но они ошибаются - люди любят говорить о себе. Ваши вопросыбудут зависеть от природы ваших отношений с собеседником. Запишите в вашейтетради некоторые вопросы, которые вы можете задать, чтобы лучше узнатьсвоих сотрудников, партнера или супруга. 5. Пригласите нового знакомого на кофе, кино и т.д. Опишите в вашейтетради, как он отреагировал на ваше приглашение, как вы с ним договорилисьи было ли ваше общение успешным. 6. Ведите список тех, с которыми вы встречаетесь каждую неделю -знакомых, друзей и родственников. Вы удовлетворены общением с ними? Ачастотой? Есть ли среди них люди, с которыми вам хотелось бы еще большесблизиться? Нет ли среди них лиц, общением с которыми вы недовольны? Что выможете сделать, чтобы изменить не удовлетворяющие вас связи?

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ





Область адаптации

Эта область эмоциональной культуры касается вашей способности оцениватьи реагировать на широкий круг затруднительных ситуаций. Успех в этой областиозначает, что вы можете быстро понять проблему и придумать эффективыерешения, справляться с семейными вопросами и противостоять конфликтам ввашей социальной группе и на работе.

ОДИННАДЦАТЬ

Решение проблем

"Дело не в том, что они не видят решения. Дело в том, что они не видятпроблемы" - Дж. К. Честерсон, 1935 г.

Определение:

Способность поставить и сформулировать проблему, а также развить ивоплотить потенциально эффективные решения. Решение проблем по существусостоит из нескольких компонент и включает в себя способность пройти черезследующие этапы: (1) понять, что проблема существует, и почувствовать себяуверенным и достаточно мотивированным, чтобы эффективно с ней справиться;(2) как можно более четко сформулировать проблему, собрав необходимуюинформацию; (3) предложить как можно больше решений (произвести мозговойштурм); принять к исполнению одно из решений (взвесить все за и противкаждого возможного решения и выбрать наилучший образ действия); (5) оценитьрезультат выполненного решения; и (6) повторить этот процесс, если проблемавсе еще существует. Решение проблем требует добросовестности, методичности,собранности и настойчивости. Оно также требует стремления сделать все, чтоот тебя зависит, глядя проблеме в глаза, а не пытаться всеми правдами инеправдами ускользнуть от нее. Сузан, живая и художественно одаренная пятнадцатилетняя девочка,испытывала ужас перед математикой. Она могла бы в конце концов справиться сзадачами, если бы действительно работала над ними, но чаще всего она ихбросала после одной-двух попыток. Ее спокойная и в чем-то менее уверенная всебе одноклассница Бетти была более настойчива. Она пробовала одно решение,потом еще и еще. Она не любила сдаваться. Если она заходила в тупик иотчаивалась, то прибегала к другой возможности - просила кого-нибудь помочь.У Бетти был список людей, на которых она может положиться: они сумеютобъяснить ей суть задачи так, что дальше она сможет двигаться сама. У Бетти есть шансы, что через десять-пятнадцать лет она окажется болееуспешной в выбранной ей профессии - благодаря ее подходу к решению проблем.Отметим одно из ее умений, свойственных большинству людей с высоким EQ - ееспособность попросить совета и проверки у других. Но тут вся суть в том,чтоб не сложить руки, попросив кого-то решать ваши задачи за вас, ибо этосделает вас зависимым, а чтобы искать такую помощь, которая поможет найтисвое собственное решение.

Шесть шагов решения проблем

Никогда еще не было так важно сосредоточиться на умении решатьпроблемы. Сейчас руководители требуют от своих сотрудников обращаться к нимне по поводу возникающих затруднений, а с готовыми для исполнения решениями.Состязательная экономика требует, чтобы мы были решателями, а несобирателями и информаторами о проблемах. Это требование, если мы можем еговыполнить, делает нас более независимыми. Психологи Томас Дзурилла и Артур Незу выступили пионерами в обучениирешению проблем. Они опубликовали десятки исследований, показывающих, чтотренировка умения искать и находить решения может сильно повлиять на нашуспособность справляться с проблемами в каждой области жизни: работы икарьеры, финансов и личной собственности, здоровья и поведения, семейных идружеских связей. Они ставили проблемы и в виде единичного, ограниченного во временисобытия, например опоздание на самолет или острая болезнь; в виде сериисхожих или связанных событий, таких как отношения с грубияном-боссом илидочерью, которая постоянно приходит домой позднее, чем ей разрешили; илиболее долгосрочные - скажем, хроническая боль, одиночество или тоска. Когда в следующий раз вы столкнетесь с проблемой, рассматривайте ее какэкзамен, который надо сдать, как возможность научиться чему-то. Каждый раз,когда вам представляется случай справиться с трудностью, хватайтесь за этувозможность и действуйте. Тренируясь, вы будете совершенствоваться, держа вуме следующие шаги: Четко определите вопрос. Рассмотрите проблему, сформулировав ее какможно точнее и реалистичнее. Попробуйте посмотреть на нее с точки зрениядругих, чтобы убедиться, что ваш взгляд не является чрезмерно узким. Генерируйте альтернативы. Придумайте побольше - как только сможете -решений и подходов. Это мозговой штурм, и некоторые ваши идеи не выдержаткритики. Пусть это вас не беспокоит. На этой стадии не взвешивайте ваши идеи- дайте им свободно приходить в голову. И представляйте себе, как другиемогли бы взяться за ту же самую задачу. Оцените каждый вариант. Когда вы хорошо запомнили все ваши опции, или,еще лучше, закрепили их на бумаге - рассмотрите каждую и обдумайте вероятныепоследствия. Расставьте последствия по ранжиру - от лучшего до наименеежелательного. Выберите лучшую опцию. Теперь время решиться, учитывая риск. Никто неможет предсказать успех или неудачу каждого данного варианта состопроцентной гарантией. Почерпните уверенность из понимания, что рисксуществует при любом решении, но вы предпринимаете действия, основанные нанадежной и тщательно собранной информации и на аналитическом процессе. Выполняйте ваше решение. Смело действуйте, не позволяя себе увязнуть в"а что если" и "может быть нам следует". Возможно, вам придется что-топодкорректировать в процессе исполнения, но не поддавайтесь искушениювернуться с полдороги и начать все сначала. Дайте выбранному вами планувозможность поработать. Помните, что твердо придерживаться его, неперескакивая на другие опции, может быть тяжелее всего. Так что погладьтесебя по головке за то, что вы проскочили через болото нерешительности. Оцените результат. Взвесьте, решена ли проблема. Если да - прекрасно.Если нет, начните процесс снова. А сейчас посмотрим, как эта техника работает на практике. Линда, оченьпривлекательная и приятная молодая женщина, была уже близка к получениюдиплома медсестры, но вместо этого решила пойти в армию и поработатьпарамедиком (санитаром). Она отдавала себе отчет, что остается безформального образования, но у нее были широкие интересы и острый, пытливыйум. Однако в армии она попадала в неприятности, потому что постоянносопротивлялась скучной и однообразной рутине. Она спрашивала: "Почему мыдолжны три раза в день перетряхивать наши скатки? Не лучше ли вытряхнуть иходин раз, завернуть их в пластик и заняться другими делами?" Командирырассматривали эти очень разумные предложения как чуть ли неподчинениеприказу; тогда Линда перешла на службу во флоте, который, по ее мнению, былкуда менее регламентирован и гораздо более ей по вкусу. Со временем Линда вышла замуж за Джека, который служил на флоте. Оналюбила говорить, что у него гораздо более широкие взгляды, чем у заурядногоморяка, что было совершенно справедливо. Действительно, он сумел оценить ееспособность находить неожиданные решения ежедневных проблем и умение вестипереговоры и улаживать конфликты. Джек был более чем счастлив предоставитьей ведущую роль в семье, а сам в то время повышал свой профессиональныйуровень, переходя от радарных систем к другим формам компьютеризации. Когда Линда уволилась из армии в связи с семейными заботами, еевстревожило резкое падение семейного бюджета.. Она ничего не сказала Джеку,который был очень увлечен и занят своими армейскими обязанностями. Однакоона стала осторожно подталкивать его к мысли о возможности гражданскойслужбы. Они жили в калифорнийской Силиконовой долине, и она знала, что Джекубудет нетрудно найти там работу. После рождения второго ребенка Линда начала работать неполный день вКрасном Кресте, организуя клиники по сбору донорской крови в различныхкомпьютерных корпорациях. Вскоре она составила план действий. Повсюду, гдеона бывала, она заговаривала с широким кругом работников и, если возможно,руководителей, расспрашивая их обо всем что только можно об их фирмах. Когдазаканчивался рабочий день, она задерживалась в кафе для сотрудников, где имбыло приятно поболтать с таким интересным посетителем. Со временем онаизучила и оценила десятки компьютерных фирм. В один прекрасный день Джек - который ничего не знал обо всей этойдеятельности Линды - повел Линду в ресторан и объявил, что он пришел кзаключению, что для него будет разумно рассмотреть возможность перемены вкарьере. Не теряя ни минуты, Линда показала ему свою записную книжку, и онинесколько вечеров посвятили изучению и обсуждению собранной информации. Ксчастью, ей хватило деликатности справиться с задачей, нее задев самолюбиясвоего мужа. Наборот, он был восхищен и польщен, что она избавила его оттяжкого труда поисков, походов и сомнений. Очень быстро они сузили свойвыбор до трех компаний, работа в которых, по мнению Линды, точносоответствует его характеру и способностям. Джек обратился во все три, инаконец получил работу своей - и Линды - мечты.

Наши рекомендации