Ответственность лежит только на вас

Давайте переопределим независимость как способность стоять на своихногах (что ее связывает с ассертивностью), и признаем, что "слово за вами".Это значит взять на себя руководство своей жизнью, быть самим собой и искатьсвое собственное направление. Люди, которые жаждут одобрения любой ценой истрашно пугаются мысли, что могут нанести кому-нибудь малейшую обиду,испытывают серьезные трудности, пытаясь проявить независимость. Вы должныбыть готовы к избранному вами образу действий, сначала оправдав его в своемуме, и потом действовать, зная, что другие люди могут не соглашаться с вами.Так что вперед! И вы также должны уважать их потребность в независимости идать им те же возможности, что у вас. Разумеется, независимые действия включают в себя некоторую степеньриска, и иногда вы говорите или поступаете не лучшим образом. Извлекайтеуроки из таких ситуаций, не пилите себя за них и не позволяйте им мешать вамв будущем. Обычно, хотя в тот момент вы в это не верите, вы не так уж многопотеряли. Внимательно взвесьте другие варианты, оценивая преимуществакаждого из них. Затем рассмотрите оборотную сторону - самое плохое из того,что может случиться, если вы последуете за каждым из них. К вашемуудивлению, вы обнаружите, что в сравнительно немногих случаях наступит конецсвета, если вы будете правы не на все 100 процентов. Вот в чем суть - никто не может быть прав на 100 процентов. Еслибейсболист отбивает три мяча из десяти, он герой. Некоторые из наиболееуспешных и почитаемых исторических лиц делали огромные, как будтонепоправимые ошибки или без конца заходили в тупик, преследуя какую-то цель.Томас Эдисон однажды признался, что он придумал и осуществил 3,000концептуальных моделей в связи с электрическим освещением. Только однаоказалась успешной, но она окупила все остальные. Подумайте о мировыхлидерах и знаменитых личностях, которые сумели оправиться от очевиднойнеудачи (и в некоторых случаях - от прямого позора) и совершить великиедела. Делать ошибки - это глубокое человеческое свойство, как знают все.Очень мало кто будет помнить о том, как вы оступались. Вместо этого онибудут аплодировать вашим достижениям.

Будьте решительным

Шелли сдавала все экзамены в старших классах и колледже с самымивысокими баллами. Однако она всегда нуждалась в перестраховке и никогда небыла уверена в своих способностях. Она общалась только с маленьким кругомдрузей. Она была привлекательной и следила за модой, но ее стиль всегдаследовал вкусам толпы, а не выражал ее собственный вкус. Получив первую академическую степень, Шелли была принята на престижныйюридический факультет. Но еще до начала занятий ей все меньше сталанравиться мысль о дальнейшем образовании. Поэтому она решила год поработать,надеясь, что это поможет ей определиться с направлением в жизни. Приведясвои финансы в порядок, она сможет решить, вернуться ли ей в колледж ипродолжить юридическое образование, или выбрать другую карьеру. Пока же онаначала работать в службе работы с покупателями в компании, занимающейсяторговлей по почте. Два месяца спустя Шелли уже знала о работе фирмы больше, чембольшинство ее коллег, которые уже многие годы там работали. У нее быланепринужденная манера общения с клиентами и умение справляться с вопросами ижалобами клиентов. Но у Шелли была также проблема: она была крайненерешительна. Она прекрасно понимала политику фирмы по отношению к возвратуи гарантийному обслуживанию, но даже имея все необходимые данные, онабоялась принять решение, не сверившись с кем-то другим. Часто онасоветовалась с каждым попавшимся на глаза, что вызывало некоторое напряжениев офисе. Сотрудники понимали это так, что она не вполне доверяет их точкезрения, и постепенно все менее охотно помогали ей. Отчасти дело было в недостатке уверенности в себе, а отчасти она простопыталась защититься от обвинений в случае, если примет неверное решение. Врезультате она погрязла в жалобах многочисленных клиентов, обращенных кначальству, которому пришлось расследовать каждую претензию. Когда ейприходилось объясняться, она всегда занимала оборонительную позицию. Онастала жаловаться своим друзьям, что эта работа ниже ее достоинства. Ееприпев был один и тот же: она была принята в престижную юридическую школу, авсе ее сотрудники были заносчивыми клерками, которые просто не имели правакритиковать или допрашивать ее. Поведение Шелли - пример того, как высокий IQ может обернуться противсебя, если EQ ему не соответствует. Способность быть независимым - этоумение, которое влияет и на решения в личной жизни, и на нашу ценность какработника. Чем меньше присмотра требуется над сотрудником, тем он болеепродуктивен.

Следуя новым интересам





Независимость также связана с самоуважением - когда вы лучше относитеськ себе, другие вас уважают больше. Принимать решения и действовать согласноим, а затем доводить дело до конца, справляясь с последствиями - очень важнодля успеха. Чем больше вы будете практиковаться, тем больше выусовершенствуетесь и тем больше будет повышаться ваша уверенность. У Шейлы, привлекательной, хотя немного застенчивой 16-летней девушки,было много знакомых, но мало близких друзей, и учась в старших классах, она,как и многие другие, входила в небольшую группу по интересам. Там былигруппы и подгруппы, увлекавшиеся в первую очередь спортом и последнимивеяниями моды; другие отличались в искусстве подавлять всех и каждого. А ещебыли группы тех, которых все считали неудачниками. Шейла была ни то, ни се. Ее социальная жизнь, честно говоря, была втупике. Никто не относился к ней плохо, но никто не симпатизировал ейнастолько, чтобы пригласить ее в свой кружок. И точно так же, как Шелли, онатерпеть не могла принимать решения. К вечеру четверга она всегда была вбеспокойстве по поводу планов на уикэнд. Она часто не бывала ни в одномсписке приглашенных на парти и не знала, как туда попасть. Хотя Шейлу можно было считать робкой и интровертом, все что ей былонужно - это эмоциональный начальный толчок. Ей не было трудно поддержатьбеседу, когда она уже началась. У нее было хорошее чувство юмора и настоящийинтерес к своим друзьям. Но она всегда была ведомой, никогда не проявляяинициативы. Это признавали даже ее друзья. Когда она звонила кому-нибудь потелефону, в ее тоне всегда было нечто молящее, почти отчаянное - и вотпоэтому ее планы на уикенд так часто рушились. Она маялась дома одна, потомучто не любила пойти куда-нибудь, если никто не держал ее за руку. Однажды ее мама мягко, но настойчиво занялась этим вопросом. Онаубедила Шейлу перестать ждать телефонного звонка и прекратить уговариватького-нибудь из друзей пойти с ней вместе туда, куда ей хочется. Вместоэтого, сказала мама, она должна пойти куда-нибудь сама - сначала ничегоникому не говоря, чтобы уменьшить свое напряжение. Шейла начала с того, чтопросто совершила одиночную прогулку по торговому центру. Она испыталачувство странного освобождения - потеряться в толпе, не заботясь о том, чтомогут подумать ее друзья. После пары таких посещений она поняла, что началазамечать интересные вещи - новые моды, интересных людей - на которые еедрузья как-то не обращали внимания. Все это она исправно сообщала своимдрузьям, которые были поражены, как это они пропустили такие любопытныевещи. Затем Шейла сделала ряд следующих шагов, посещая кино, музеи и галереи,фермерские рынки, книжные магазины и магазины поношенных вещей. К удивлениюШейлы, эти ее новые занятия заинтересовали ее друзей, которые начали звонитьей чаще. Они хотели знать, куда и зачем она идет. Она им объясняла иприглашала пойти вместе с ней. Так они стали интересоваться ей самой, потомучто постепенно она стала более независимой и поэтому более интереснойличностью. Однако помните, что настоящая независимость не заключается в том, чтобигнорировать всех остальных и не считаться с ними. Никогда не обращаться кдругим за помощью - точно так же плохо, как делать это постоянно. Если выхотите утвердить свою независимость, сделав ее предметом гордости, то этотревожный признак. Следует быть достаточно разумным, чтобы обращаться засоветом к возможно широкому спектру источников информации, и достаточноизбирательным, чтобы взвесить все и придти к решению, которое вы сочтетеудовлетворительным.

Упражнения

Способность быть независимым - самому управлять своим мышлением ипоступками - это еще один жизненно важный компонент успеха. По существу,независимость отражает глубокий смысл самоуправления: способность следоватьза своим мышлением и стремиться к целям, которые вы сами определяете. Есливы не можете определить, чего вы хотите, не можете понять, как этого достичьили не можете быть решительны, это будет преградой на пути к успеху. Люди,лишенные независимости, склонны становиться прилипалами и попрошайками. Онихронически ищут опекунов, что мешает им понять свои собственные желания идостаточно доверять себе, чтобы стремиться к исполнению желаний.

Самооценка

1. В течение следующей недели записывайте каждый случай, когда выобращались к кому-нибудь, чтоб он помог вам принять решение. Потом оцените,когда вы обращались за input (полезной информацией, которая нужна для того,чтоб вы составили свое собственное мнение), а когда просили, чтоб этотчеловек взял дело в свои руки и принял решение за вас. 2. Основываясь на ваших ответах, где, по вашему мнению, вы находитесьна линии зависимость - независимость? 3. За эту же неделю - как часто приятель, сотрудник или еще кто-нибудьговорил, что вы, пожалуй, слишком часто обращаетесь к нему и что вамследовало бы стоять на своих собственных ногах? 4. Основываясь на частоте этой реакции, как вы думаете, вы ближе кзависимости или к независимости? 5. Есть некоторая степень согласованности между вашими ответами навопросы 2 и 4? Если это так, это даст вам верное понятие о вашей способностик независимости. Если тут отмечается расхождение, попытайтесь понять почему,чтобы сблизить эти две оценки. 6. Если вы находите, что ведете себя зависимо, что вы думаете о вашейрешительности? Какого вы мнения о себе и о том, как к вам относятся другие?Если это мнение в какой-то мере неприятное, сделайте список издержекзависимого поведения. Задания Вспомните, как построить таблицу ABCDE, заглянув в главу 2. Потребность постоянно обращаться к другим за помощью возникает частичноиз-за препятствующей принятию решений внутренней речи. Зависимыми людьмируководит страх - страх сделать ошибку и в дальнейшем страдать от еерезультатов, страх быть смешным или испытать неодобрение, страх чувствоватьсебя еще хуже и бестолковей, чем раньше. Но если вы считаете, чтоединственным "решением" будет постоянное обращение за помощью к окружающим,то вы глубоко ошибаетесь: результатом будет все возрастающее ощущение своейнекомпетентности, нерешительности и убожества, отчего будет горько страдатьваше самоуважение. 1. В конце каждого дня запишите в своей тетради каждый сценарийзависимости и опишите разговор с собой, который вмешался и подорвал вашиусилия взять дело в свои руки. Часто ваш разговор мог звучать так: "Что еслия приму неправильное решение? Я буду выглядеть идиотом и буду унижен. Я несмогу жить с этим!" 2. Если ваша внутренняя речь не может вырваться за пределы этогоопасного круга убеждений, запишите доводы против них - используя техникуобсуждения-спора, описанную в предыдущих главах. 3. Вы должны знать, что иногда эта внутренняя речь возникла в детстве исохранилась до сих пор в форме, известной среди психологов как "стараязапись". Речь идет о том, что говорили ваши родители, когда вам надо былопринимать решение. Такие выражения, как "папа лучше тебя знает", или"предоставь это мне, я знаю об этом все", или "у меня нет времени ждатьцелый день, пока ты выберешь", до сих пор влияют на нашу взрослую жизнь.Напомните себе, что это было тогда, а сейчас это теперь. Это может бытьнелегко, если ваши родители критиковали вас, когда вы делали неизбежныедетские ошибки, вместо того чтоб содействовать в нахождении правильногорешения. Не выражала ли их позиция, что только их решения правильны? Недумаете ли вы, что они чересчур вас опекали? Когда вы чувствуете, что вам тяжело принимать независимое решение,спросите себя, не влияют ли на вас эти "старые записи"; если влияют,обсудите и оспорьте эти отзвуки прошлого. 4. В течение следующей недели удержите себя от автоматическогообращения к другим и улучите возможность принять свое собственное решение.Если оно окажется верным - прекрасно. Если нет, примите последствия (которыене вызовут землетрясения, как вы боялись), и воспользуйтесь своим умениемобсуждать и спорить, чтоб защитить себя от самообвинительного разговора ссобой, от самоедства. 5. Иногда препятствия к независимому поведению коренятся в низкомсамоуважении, из-за чего так тяжело переносить ошибки и не впадать в ещеболее сильное самоуничижение. Если это так, упражнения, направленные наразвитие вашей способности к независимости, должны сопровождаться другими,разработанными для укрепления самоуважения, как описано в следующей главе.

ШЕСТЬ

Самоуважение

"Никто не может унизить тебя без твоего согласия." - Элеонора Рузвельт

Определение:

Способность уважать и принимать себя в основном положительно. Уважатьсебя это по существу нравиться себе таким, каким вы есть. Самоуважение - этоспособность ценить свои несомненно положительные стороны и возможности,равно как и принимать свои отрицательные стороны и ограничения и все жехорошо думать о себе. Это значит знать свои достоинства и слабости инравиться себе без прикрас. Этот концептуальный компонент эмоциональнойкультуры связан с общим чувством безопасности, внутренней силы, уверенностив себе и чувством самодостаточности. Чувство уверенности в себе зависит отсамоуважения и чувства собственного достоинства, которые основаны надостаточно хорошо развитом чувстве идентичности (уникальности своейличности). Люди с высоким самоуважением чувствуют себя состоявшимися иудовлетворенными собой. С противоположной стороны континуума - чувстваличной неадекватности и неполноценности. Марси часто тревожится, что она не производит хорошего впечатления надругих: "Я не думаю, что достаточно хорошо одета" или "Наверное, я слишкоммного говорила и испортила беседу." Объективный наблюдатель не согласится собоими утверждениями, но Марси подняла планку требований к обычному общениютак высоко, что на самом деле просто невозможно жить согласно этимтребованиям. Она неспособна признавать свои сильные стороны: она хорошо, совкусом одевается и обаятельна в общении. Исмаил, с другой стороны, не может простить себе любой неудачи. "Яполучил на экзамене 85. Там должно было быть 95. Что со мной делается? Япотерял 10 баллов на глупейших ошибках. Вот тупица!" Внутренняя речь Исмаилаотражает суровую критику, с которой он относится к самому себе за то, что онне совершенство, и отсутствие терпимости ко всякой ошибке. Он не можетпримириться с малейшим сомнением в своей безупречности.

Наши рекомендации