Ответственность лежит на личности

Несмотря на свою тесную связь с фундаментальными вопросами бытия, юнговская психология строится не как религиозная или философская система. Это систематически разработанная научная дисциплина, занимающаяся проблемами психического переживания. Если биология — это наука о живом физическом организме, то юнговская психология стремится стать наукой о живом организме психической субстанции — о том орудии, с помощью которого человек формирует и переживает на собственном опыте любые религиозные и философские системы. И только такая наука может обеспечить основу для мировоззрения, которое не просто некритически заимствуется из существующей традиции, но разрабатывается и формируется самим индивидом. Неудивительно, что в наше время, когда коллективная психическая субстанция грозит свести отдельную человеческую душу к нулю, эта доктрина способна дать человеку спокойствие и внутреннюю безопасность. Задача, которую она ставит перед нами, будучи одной из сложнейших во все времена, несет с собой настоятельный вызов: преодолеть взаимную противоположность индивида и коллектива через достижение личностью той полноты, которая укоренена с одной стороны в отдельном человеке, с другой же стороны — в сообществе людей.

В западном мире разум человека, его односторонне дифференцированное сознание обогнали его инстинктивную природу; в итоге цивилизация достигла высочайшего уровня развития, а триумфальный технический прогресс, как кажется, утратил всякий контакт с душой. Восстановление утраченного равновесия станет возможно только при условии, что мы призовем на помощь творческие способности, скрытые в глубинах нашей психической субстанции, восстановим их в правах, сделаем их достоянием нашего интеллекта. Но «начать процесс этих изменений могут только личности»[242]: ведь будучи совокупностью отдельных представителей, сообщество людей несет на себе печать частных установок этих представителей. Распознав себя как образ и подобие Божье в самом глубоком из всех возможных смыслов, то есть в смысле этического обязательства, преображенный индивид становится, «с одной стороны, носителем высшей мудрости, а с другой — носителем высшей воли»[243].

Ответственность за будущее нашей культуры ныне, больше чем когда-либо, лежит на личности.

Примечания

[1] Psychologische Typen, S. 591; Collected Works, vol. 6, par. 706.

[2] В последние годы некоторыми учениками Юнга — в особенности Фордхэмом (Fordham) в Лондоне и Hойманном (Neumann) в Израиле — был выдвинут ряд гипотез, касающихся развития «Я». Ни одна из них, однако, на сегодняшний день не кажется вполне удовлетворительной. Экспериментальным данным лучше соответствует теория Ж. Пиаже (Piaget), хотя она и не учитывает специфических воззрений глубинной психологии. Так или иначе, фрейдовский взгляд — который в этом отношении разделяет и Юнг — все еще сохраняет свое фундаментальное значение.

[3] Psychologische Typen, S. 67; Collected Works, vol. 6, par. 700. В обыденной речи «сознание» часто смешивается с «мышлением». Это недопустимо, поскольку существует сознание чувства, воли, страха и всех прочих жизненных проявлений, не тождественных мышлению. Часто «сознание» отождествляют с «жизнью», чего также не следует делать: человек, который спит или пребывает в обморочном состоянии, жив, но лишен сознания. Сознание бывает выражено в разной степени: от изолированных актов простого восприятия до глубокого анализа и оценки явлений.

[4] Psychologische Typen, S. 656; Collected Works, vol. 6, par. 842.

[5] Те психические элементы, которые в любой момент могут быть подняты на уровень сознания, Фрейд называет «предсознанием». К «бессознательному» он относит только те элементы, которые не могут быть осознаны без применения специальных приемов. И те, и другие Юнг включает в «личностное бессознательное».

[6] В зависимости от предмета обсуждения центральное место на наших диаграммах может занимать «Я» или коллективное бессознательное. Когда мы говорим о «сферах», «областях» или «слоях» бессознательного или пытаемся проиллюстрировать их графически, мы осуществляем своего рода «перевод» генетического подхода в пространственные термины.

[7] Psychologische Typen, S. 656; Collected Works, vol. 6, par. 842. Термин «структура мозга», использованный Юнгом там, где можно было бы ожидать термина «психическая структура», должен быть понят правильно. Он указывает на связь психической субстанции с физическим бытием. Психическая субстанция переживается нами как неотделимая от физического бытия. Это, однако, никак не предполагает биологической зависимости. «Психическая субстанция заслуживает того, чтобы к ней относились как к самостоятельному феномену; нет никаких оснований считать ее простым эпифеноменом (хотя она и может зависеть от работы мозга). Это было бы так же неправильно, как считать жизнь эпифеноменом химии углеродных соединений» (Uber die Energetik der Seele. — Zurich, 1928, S. 16; Collected Works, vol. 8, p. 8). Далее Юнг заявляет: «Можно уверенно утверждать, что смерть человека — это конец его личностного сознания. Но мы не знаем, прерывается ли в момент смерти психический процесс в целом: ведь ныне мы значительно меньше уверены в „привязанности" психической субстанции к мозгу, чем полвека назад» (Wirklichkeit der Seele. — Zurich, 1934, 3 Aufl. 1947, S. 225; Collected Works, vol. 8, p. 412). Напротив, психическая субстанция, судя по всему, не знает пространственных и временных ограничений. Бессознательное всегда проявляет себя так. словно оно пребывает вне пространства и времени.

[8] Kindertraumseminar (Семинар по детским сновидениям), 1938—1939.

[9] Под «целостностью» Юнг понимает нечто большее, нежели единство или неделимость. Этот термин указывает на интеграцию, объединение частей, творческий синтез, включающий в себя некую активную силу. Понятие «целостности» тождественно понятию «саморегулирующейся системы» (см. ниже).

[10] Psychologische Typen, S. 590; Collected Works, vol. 6, par. 731

[11] Seelenprobleme der Gegenwart. — Zurich, 1931, 5 Aufl. 1950, S. 125; Collected Works, vol. 6, par. 958.

[12] Toni Wolff. Studien zu С. G. Jungs Psychologic. — Zurich, 1959, S. 92.

[13] Эта диаграмма представляет собой всего лишь теоретическую модель; в действительности мы никогда не сталкиваемся со столь радикальной односторонностью развития функций.

[14] В иконографии символов светлое обычно соответствует мужскому, а темное — женскому началу.

[15] I Ging. Buch der Wandlungen, aus dem Chinesischen verdeutscht und erlautert von Richard Wilhelm. — Jena. 1924, S. VIII.

[16] Сказанное относится к психической субстанции мужчины, чье бессознательное имеет женские признаки. В параллельном символическом представлении психической субстанции женщины третья и четвертая функции будут иметь мужские признаки и, ввиду своей принадлежности бессознательному, будут «темными», тем самым противореча обычной иконографии символов.

[17] Psychologische Typen, S. 590; Collected Works, vol. 6, par. 731.

[18] Многие психологи рассматривают в качестве одной из фундаментальных функций также и волю; но согласно Юнгу, воля — это свободно доступная психическая энергия, присутствующая во всех четырех фундаментальных функциях. Она может направляться сознанием. Размах и интенсивность так называемой силы воли определяются объемом сферы сознания и степенью ее внутренней дифференциации.

[19] Напомним, что здесь, как и в других примерах, в качестве наиболее отчетливо дифференцированной (высшей) функции условно принимается мышление.

[20] Ср.: Seelenprobleme der Gegenwart, S. 124; Collected Works, vol. 6, par. 956. Выводы о низшей функции иногда удается делать на основании типологических признаков тех людей, которых носитель этой функции видит в своих снах.

[21] Seelenproblemc dcr Gegenwart, S. 116; Collected Works, vol. 6, par. 941.

[22] Scelcnprobleme der Gegenwart. S. 115; Collected Works, vol. 6, par. 937.

[23] Вопрос об отношении между биологически и психологически детерминированными расстройствами, а также о воздействии гормонов на психическую субстанцию рассматривается во множестве содержательных трудов (Штайнах [Steinach], Фрейд, Менг [Meng], фон Висе [von Wyss] и др.).

[24] Т. Wolff. Einfuhrung in die Grundlagen der komplexen Psychologie, in: id. Studien zu C. G. Jungs Psychologie, S. 87.

[25] Согласно Юнгу, аффект «всегда появляется там, где не удается адаптация» (Psychologische Typen, S. 638; Collected Works, vol. 6, par. 808).

[26] См. также прекрасное описание этих двух антитетических типов в работе Юнга Uber die Psychologic des Unbewussten. — Zurich. 1942, 6 Aufl. 1948, S. 102 ff.; Collected Works, vol. 7, pp. 81 ff.

[27] Scclcnprobleme der Gcgemvart. S. 62 f.: Collected Works, vol. 15. pars. 129 f

. двух крайностей.

[28] Psychologic und Erziehung, S. 92; Collected Works, vol. 17, p. 115.

[29] Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten. — Zurich, 1928,5 Aufl. 1950, S. 161; Collected Works, vol. 7, par. 342. i

[30] Psychologic und Erziehung, S. 195; Collected Works, vol. 17, p. 141

[31] Psychologische Typen, S. 651; Collected Works, vol. 6, par. 801.

[32] Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, S. 64; Collected Works, vol. 7. par. 246.

[33] Ср. тонкое эссе Шопенгауэра «Von dem, was Einer ist und dem, was Einer vorstellt» («О различии между „быть" и „казаться"»), в «Афоризмах житейской мудрости» («Aphorismen zur Lebensweisheit», II, IV).

[34] Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, S. 42; Collected Works, vol. 7, par. 230.

[35] Под «коллективным сознанием» мы понимаем совокупность традиций, условностей, обычаев, предрассудков, правил и норм коллективной жизни, сообщающую сознанию целой группы определенную направленность и позволяющую представителям группы вести хотя и осознанное, но совершенно лишенное рефлексии существование. Юнговское понятие «коллективного сознания» отчасти совпадает с фрейдовским «сверх-Я», но в отличие от последнего включает не только «интериоризированные» положительные и отрицательные императивы, действующие изнутри психической субстанции, но и те императивы, которые непрерывно поступают извне, влияя на действие и бездействие, на чувства и мысли каждого человека.

[36] Эту попытку разделить бессознательную составляющую психической субстанции на «зоны» конечно же следует воспринимать всего лишь как рабочую гипотезу, призванную помочь нам разобраться в сложнейшем материале бессознательного и должным образом сгруппировать его.

[37] Понятия «предсознательного» и «подсознательного», все еще широко отождествляемые с личностным или коллективным бессознательным (что является источником многочисленных недоразумений), в действительности покрывают лишь часть сферы бессознательного. «Предсознательное» (Vorbewusstsein) — это термин, введенный Фрейдом и обозначающий, так сказать, пограничную область личностного бессознательного, сферу подпорогового содержания, которое «готово к действию» и лишь ждет соответствующего сигнала, чтобы перейти в сферу сознания. Словом «подсознательное» (Unterbewusstsein, термин был введен Дессуаром [Dessoir]) обозначается то, что происходит между сознанием и бессознательным (некоторые состояния транса, а также неподконтрольные памяти, непреднамеренные или не замечаемые действия). «Подсознательное» сопоставимо с личностным, но не коллективным бессознательным (содержимое последнего выходит за рамки личного опыта). Рассматривая эти понятия в топографических терминах, мы могли бы сказать, что «предсознательное» занимает верхнюю, пограничную с сознанием зону личностного бессознательного, тогда как «подсознательное» — нижнюю зону, граничащую с коллективным бессознательным.

[38] Psychologic und Alchemic. S. 193 f.; Collected Works, vol. 12, par. 175.

[39] На наших диаграммах зоны отделяются друг от друга линиями только ради наглядности.

[40] Von den Wurzeln des Bewimtseins. ----- Zurich, 1954, VII, S. 557; Collected Works, vol. 8, p. 200.

[41] «Центральная энергия» должна трактоваться не как метафизическое понятие, а как эвристический термин, относящийся к эмпирическим опытным данным.

[42] Seelenprobleme der Gcgenwart, S. 154; Collected Works, vol. 8. p. 158.

[43] Т. Wolff. Studien. S. 109.

[44] Здесь можно усмотреть сходство с гипотезами физики. Волны и атомы недоступны нашему непосредственному восприятию; вывод об их существовании мы делаем только исходя из наблюдаемых явлений. Последние составляют фундамент гипотез, с помощью которых мы пытаемся связно и логично объяснить наблюдаемые факты.

[45] Т. Wolff. Studien, S. 101.

[46] Seelenprobleme der Gegenwart, S. 107; Collected Works, vol. 6, par. 923.

[47] Подробное определение и описание понятия «комплекс» и двух важнейших связанных с ним понятий — «архетип» и «символ» — можно найти в моей работе: J. Jacobi. Komplex. Archetypus, Symbol in der Psychologie von C. G. Jung. - Zurich, 1957. S. 7 ff.

[48] Uber psychische Energetik. — Zurich, 1948, S. 22; Collected Works, vol. 8, p. 12. y

[49] Эта диаграмма заимствована из английского отчета о лекциях, прочитанных Юнгом в Цюрихской Конфедеративной высшей технической школе в 1934—1935гг.

[50] То же может относиться и к человеческим сообществам. Проявления этого процесса в нацистской Германии описаны в интересной книге: Н. G. Baynes. Germany Possessed. — London, 1941.

[51] Uber psychische Energetik. II. S. 128; Collected Works, vol. 8, p. 96.

[52] Следует отметить, что еще раньше Блейлер (Bleuler) использовал термин «комплекс» по отношению к некоторым психическим явлениям; этот термин и в настоящее время используется достаточно свободно.

[53] Св. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. — М., Тетра, 1993, с. 24, пер. О. Л. Лутковского. (Прим, ред.)

[54] Liber dc diversis quacstionibus, XLVI. 2. 3

[55] Vom Gcist der Psychologic. - Eranos-Jahrbuch. 1947; Von den Wurzeln des Bewusstscins. VII. S. 497 ff.; Collected Works, vol. 8, pp. 159 ff.

[56] J. Jacobi. Komplex. Archetypus, Symbol in der Psychologic von C. G. Jung, S. 36 ff.; Uber psychische Energetik, S. 259; Collected Works, vol. 8, p. 133.

[57] Das gottliche Kind, in: C. G. Jung. K. Kerenyi. Einfiihrung in das Wesen der Mythologie. - Amsterdam. 1942, S. 117: Collected Works, vol. 9,1, p. 160.

[58] Из предисловия Юнга к книге: Е. Harding. Fraiin-Mysterien. — Zurich, 1949. S. VIII; in: Collected Works, vol. 18.

[59] Диаграмма взята из отчета о лекциях, прочитанных Юнгом в Цюрихской Конфедеративной высшей технической школе в 1934—1935 гг.

[60] На этом внутреннем порядке бессознательного основаны, в частности, упражнения йоги.

[61] Das gottliche Kind. S. 117; Collected Works, vol. 9,1. p. 160.

[62] Das gottliche Kind, S. 111; Collected Works, vol. 9,1, p. 156.

[63] Соотношение между архетипом и гештальтом исследовано в работе: К. W. Bash. Gestalt. Symbol und Archetypus. — Schweizerische Zeitschrift fur Psychologic (Bern). V (1946). 2. См. также мою работу: J. Jacobi. Kom-plex. Archetypus. Symbol in der Psychologic von C. G. Jung, S. 45 ff., 62 ff.

[64] Von den Wurzeln des Bewusstseins, III. S. 95; Collected Works, vol. 9, I, PP. 79 f. Интересную аналогию находим в работе: J. Killian. Der Kris-tall. —- Berlin, 1937: «Кристаллическая решетка определяет спектр возможных форм; окружающая среда решает, какие из этих возможностей будут реализованы».

[65] «Человеческое, слишком человеческое», т. 2; цитируется по: Symbole der Wandlung. --Zurich. 1952. S. 35; Collected Works, vol. 5, p. 23.

[66] Symbole der Wandlung, S. 35; Collected Works, vol. 5, p. 23.

[67] Kindertraumseminar, 1936—1937.

[68] Из предисловия Юнга к книге Е. Harding. Fraim-Mysterien, S. IX; in: Collected Works, vol. 18.

[69] Psychologic und Alchemic, S. 305; Collected Works, vol. 12, par. 329.

[70] Здесь также мы отмечаем родство с гештальтпсихологией.

[71] Этот первичный образ размещается на различных плоскостях в психической субстанции мужчины и женщины. Так называемый материнский комплекс, который мы только начинаем исследовать, представляет серьезную проблему для мужчины, тогда как для женщины он значительно проще. Обратное, по-видимому, верно для отцовского комплекса.

[72] «Становление сознания» в юнговском смысле — нечто большее, чем просто «восприятие», «обнаружение» или «осознание» чего-то. Оно не имеет специфического объекта и указывает на процесс углубления и расширения, интенсификации и роста восприимчивости сознания, обострения его способности к оценке и разработке содержательных элементов, поступающих из пределов внешнего и внутреннего мира. Становление сознания или осознанного представления, будучи целью аналитического процесса, не предполагает одностороннего развития сознания как доминирующего фактора психической жизни личности: ведь такая направленность развития была бы несовместима с психическим равновесием и здоровьем. Юнговское Bewusstwerdung не равнозначно «сознанию» в обыденном смысле, то есть той сфере психической субстанции, которая управляется исключительно разумом. Напротив, оно относится к своего рода «высшему сознанию», связанному с содержимым как бессознательного, так и «Я»-сознания; это углубленное и расширенное сознание, произрастающее из прочно укорененной связи с бессознательным.

[73] Von den Wurzeln des Bewusstseins, S. 114; Collected Works, vol. 9,1, p. 94.

[74] Das gottliche Kind, S. 117 f.; Collected Works, vol. 9, I, 157 f.

[75] Мы можем распознать и те доминирующие архетипы, которые лежат в основе доктрин различных мыслителей, в особенности психологов. Когда Фрейд усматривает фундаментальный принцип всего сущего в сексуальности, а Адлер — в стремлении к власти, в этих двух идеях выражают себя определенные архетипы; похожие архетипические представления выступают в трудах древних философов, гностиков и алхимиков. Юиговское учение также основывается на архетипе, находящем свое выражение, в частности, в «тетрасомии» — четырехэлементности (ср. теорию четырех функций, представление о четверице как структурной основе изображений и т. п.). Число 4 часто обнаруживается в качестве фактора, упорядочивающего содержание снов; возможно, повсеместная распространенность и магическое значение креста или разделенного на четыре части круга также объясняется архетипической природой четверицы (Psychologic und Alchemie, S. 209; Collected Works, vol. 12, par. 189.). Другой архетип — число 3 — с незапамятных времен, особенно в христианстве, рассматривается как символ «чистого духа». Наряду с троицей. Юнг выдвигает четверицу как архетипическое выражение, имеющее высшую значимость для психической субстанции. Этот четвертый элемент сообщает «чистому духу» свойство телесности. Наряду с мужским духом, отцовским началом, представляющим только половину мира, четверица содержит противоположный полюс — женский и телесный аспект; только в соединении этих двух аспектов может сформироваться единство. В большинстве культур нечетные числа рассматриваются как мужских, а четные — как женские символы. Возможно, это как-то связано с тем, что у самцов почти всех биологических видов — включая Homo sapiens — нечетное число хромосом, тогда как у самок — четное (мое внимание на данное обстоятельство обратил Бэш [Bash]). Кроме того, Юнг отмечает: «Занятный фокус природы заключается в том, что основной элемент живых организмов — углерод — четырехвалентен; известно также, что алмаз — это кристаллический углерод. Цвет углерода (графита) — черный... тогда как алмаз — это „чистейшая вода". Подобные аналогии могли бы показаться безвкусицей, если бы феномен четверицы представлял собой лишь плод поэтической изобретательности разума, а не спонтанное порождение объективной психической субстанции» (Psychologic und Alchemie. S. 302; Collected Works, vol. 12, par. 327).

He случайно именно сейчас — когда благодаря революционным открытиям естественных наук и прежде всего физики мы переходим от трехмерного к четырехмерному мышлению — самое современное течение в глубинной психологии избрало архетип четверицы в качестве центрального структурного понятия. В современной физике возникла необходимость во введении времени — четвертого измерения, столь поражающего нас своим фундаментальным отличием от трех пространственных измерений — ради того, чтобы прийти к всеобъемлющей картине физического мира; аналогично, для выработки всеобъемлющего взгляда на психическую субстанцию потребовалось принять во внимание четвертую, «низшую», обладающую свойством «абсолютной инакости» функцию, диаметрально противоположную сознанию. Это фундаментальное нововведение Юнга выдвигает юнговскую психологию в ряд наук, которые оказывают глубоко преобразующее влияние на картину мира.

[76] Этот термин был впервые использован К. Кереньи (Kerenyi) в работе: Uber Ursprung und Grbndung in der Mythologie, in: C. G. Jung, K. Kerenyi. Einfuhrung in das Wesen der Mvtholoeie, S. 36.

[77] Synchronizitat als ein Prinzip akausaler Zusammenhange, in: Studien aus dem C. G. Jung-Institut. —Zurich, 1952, S. 26 f., 97, 99, 104; Collected Works vol «.pp. 441,447,511.512,516.

[78] Das gottliche Kind. S. 112; Collected Works, vol. 9, I, pp. 156 f. 28-6П

[79] Мы видим, что понятие «либидо», использованное Фрейдом для обозначения сексуального инстинкта как в узком, так и в расширенном смысле, имеет для Юнга несравненно более многогранное значение. Отметим, что данное различение недостаточно учитывается даже психологами.

[80] Чтобы избежать весьма распространенного недоразумения, следует с самого начала подчеркнуть, что понятая таким образом энергия принципиально отличается от выдвинутого Аристотелем представления об энергии как «формирующем принципе». Мы имеем в виду понятие, близкое энергии в физическом смысле; иначе говоря, термин «либидо» используется только ради того, чтобы не смешивать психическую энергию с физической. Говоря о «недифференцированном либидо». Юнг имеет в виду вовсе не предпосылку, а эмпирическое открытие. Понятие «энергии» не имеет ничего общего с метафизикой, поскольку оно служит своего рода знаком, вспомогательным средством, с помощью которого удается достичь лучшего понимания и упорядочения результатов опыта', аналогично обстоит дело и с «либидо» в юнговском понимании термина. Слово «энергия» приобретает метафизический смысл только тогда, когда оно начинает обозначать не эмпирическое понятие, а некую гипотетическую субстанцию, основу мира и т. п. — как, например, в некоторых монистических построениях. Говоря об «энергии», ученый-эмпирик ничего не постулирует; он лишь делает выводы из имеющихся в его распоряжении фактов. Итак, об «энергии» можно говорить в двух смыслах: как о понятии, постулируемом в качестве идеи или модели (такова «энергия» в аристотелевском или схоластическом смысле), и как об эмпирическом понятии, выдвигаемом a posteriori в качестве упорядочивающего принципа (именно в таком смысле употребляется юнговское «либидо»).

[81] Uber psychische Energetik, S. 26; Collected Works, vol. 8, p. 15.

[82] Так. «воля» - это особый случай свободной психической энергии, которая может направляться сознанием. Ср. примечание 3 на с. 401.

[83] Uber psychische Energetik. S. 31 ff.; Collected Works, vol. 8, p. 17.

[84] Ubcr die Psychologic des Unbew usslen. S. 111. 137: Collected Works, vol. 7 pp. 60. 74 f.

[85] Seelenprobleme der Gegenwart, S. 375; Collected Works, vol. 10, par. 175.

[86] Ober die Psychologic des Unbewussten, S. 125 ff.; Collected Works, vol. 7,

[87] Именно этим законом определяются направление времени и необратимость физических процессов. Здесь не место обсуждать возможные следствия, связанные с применением к этому физическому закону теории вероятности; они продемонстрированы в других областях

[88] Uber psychische Energetik, S. 46; Collected Works, vol. 8. pp. 26—27.

[89] T. Wolff. Studien. S, 188.

[90] Речь идет о «движениях живого» (Lebensbewegungen). которые не следует смешивать с «эволюцией» или «инволюцией». Более адекватными терминами были бы. вероятно, «диастола» и «систола». В данной связи «диастола определяется как экстериоризация либидо, распространяющегося по всему космосу, а систола — как его интериоризация, сжатие до пределов отдельного человека, монады» (Uber psychische Energetik, Fn. 42, S. 66; Collected Works, vol. 8. p. 37. note 52).

[91] Т Wolff. Studien. S. 194.

[92] Uber psychische Energetik. S. 69- 70; Collected Works, vol. 8. pp. 39-^40.

[93] «Психологическим механизмом преобразования энергии является символ» (Uber psychische Energetik, с. 80; Collected Works, vol. 8, p. 45).

[94] Ср. ниже, раздел «Принцип обусловленности».

[95] Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, S. 205; Collected Works, vol. 7, par. 401.

[96] Uber psychische Energetik, S. 103; Collected Works, vol. 8, p. 58.

[97] tJber psychische Energetik, S. 93; Collected Works, vol. 8, pp. 51—52.

[98] Von den Wurzeln des Bewusstseins, VII, S. 567 f.; Collected Works, vol. 8, p. 207.

[99] Von den Wurzeln des Bewusstseins, S. 580; Collected Works, vol. 8, p. 216.

[100] Юнг сам проводит параллель между материей и психической субстанцией и указывает на возможность того, что они являются двумя сторонами одного и того же феномена (Von den Wurzeln des Bewusstseins. VII, S. 578; Collected Works, vol. 8, p. 215).

[101] «Некоторые свойства микрофизического мира атома настолько живо напоминают то, что известно о психической субстанции, что поражают даже физиков» (Psychologic und Erziehung, S. 45 f.; Collected Works, vol. 17, p. 89). Более подробное рассмотрение данной темы и связанных с нею соображений см. в: С. A. Meier. Moderne Physik — Moderne Psychothera-pie, in: Die kulturelle Bedeutung der komplexen Psychologic (Festschrift zum 60 Geburtstag von C. G. Jung). — Berlin, 1935; здесь же содержится соответствующая библиография. Особое внимание следует обратить на работы Нильса Бора: N. Bohr. Das Quantenpostulat und die neuere Entwick-lung der Atomistik. — Die Naturwissenschaften (Brunswick), XVI (1928), S. 245; id. Wirkungsquantum und Naturbeschreibung. — Die Naturwissenschaften (Brunswick), XVII (1929), S. 483. Недавно физик Паскуаль Иордан из Ростока также обратил внимание на некоторые аналогии между открытиями современной физики с одной, и биологии и психологии — с другой стороны (P. Jordan. Die Physik des 20 Jahrhunderts. — Brunswick, 1936; id. Positivistische Bemerkungen iiber die parapsychischen Erscheinun-gen. — Zentralblatt fur Psychotherapie (Leipzig), 9 (1936); id. Anschauliche Quantentheorie. — Berlin, 1936, S. 271 ff.; id. Die Physik und das Geheimnis des organischen Lebens. — Brunswick, 1941, S. 114 f.; id. Quantenphysikali-sche Bemerkungen zur Biologic und Psychologic. — Erkenntnis (Leipzig), 4 (1934)); см. также работы физика Макса Кнолля из Принстона и Мюнхена: М. Knoll. Wandlungen der Wissenschaft in unserer Zeit. — Eranos-Jahr-buch XX (1951), Zurich, 1952; id. Quantenhafte Energiebegriffe in Physik und Psychologie. — Eranos-Jahrbuch XXI (1952), Zurich, 1953. См. также: Von den Wurzeln des Bewusstseins, VII, S. 497 ff.; Collected Works, vol. 8, Pp. 159ff.

[102] Collected Papers on Analytical Psychology, 2nd Ed. — L. and N. Y., p. X—XII; Collected Works, vol. 4, p. 292.

[103] Psvchologie und Erziehung, S. 45: Collected Works, vol. 17. p. 88.

[104] Psvchologie und Relieion.~S. 91: Collected Works, vol. 11. pp. 49 f.

[105] Систематическое сопоставление трех основных психотерапевтических течений см. в: W. Kranefeldt. Die Psychoanalyse. — Leipzig, 1930; G. Adler. Entdeckung der Seele. — Zurich, 1934; J. Jacobi. Two Essays on Freud and Jung. — Zurich, 1958.

[106] «Согласно концепции фипалиапичности, причины понимаются как средства, ведущие к достижению некоторой конечной цели. В качестве простого примера можно привести процесс регрессии. Рассматривая регрессию с точки зрения причинности, ее можно определить, к примеру, как -фиксацию на матери" (Fixierung an die Mutter). Но если рассуждать с точки зрения финалистичности, мы придем к следующему выводу: либидо регрессирует к imago матери для того, чтобы обнаружить там элементы ассоциативной памяти, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию — например, от сексуальной к интеллектуальной или духовной подсистеме» (Uber psychische Energetik, S. 41; Collected Works, vol. 8, p. 23).

[107] Из предисловия к первому изданию сборника: Collected Papers on Analytical Psychology. — L., 1916; Collected Works, vol. 4, pp. 292 ff.

[108] Ober psychische Energetik, S. 154; Collected Works, vol. 8, p. 241.

[109] Здесь и далее термин «пациент» (или «анализируемый») относится как к больным, так и к здоровым людям, ко всем тем, кто ищет исцеления или спасения, будь то невротики или лица, решившиеся пройти курс юнговской психотерапии ради того, чтобы с ее помощью сформировать свой характер.

[110] Grundsatzliches zur praktischen Psychotherapie. — Zbl. fur Psychotherapie, VIII, 2, 1935; Collected Works, vol. 16, p. 18.

[111] Psychologic und Erzichung. S. 56 ff.; Collected Works, vol. 17, pp. 94 ff.

[112] Uber psychische Energetik, S. 240; Collected Works, vol. 8, pp. 287 f.

[113] Wirklichkeit der Seele. S. 69; Collected Works, vol. 16. p. 139.

[114] Wirklichkeit der Seele, S. 81; Collected Works, vol. 16, p. 147.

[115] Psychologic und Alchemic. S. 75; Collected Works, vol. 12, par. 51.

[116] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[117] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[118] Wirklichkeit der Seele, S. 88; Collected Works, vol. 16, p. 151.

[119] Uber psychische Energetik, S. 182; Collected Works, vol. 8, p. 261.

[120] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[121] Поразительный пример приводится в: С. A. Meier. Spontanmanifestatio-nen des kollektiven Unbewussten. — Zentralblatt fur Psychotherapie (Leipzig), XI (1939); ср. также детский сон о «злом звере», подробно рассмотренный в моей работе: J. Jacobi. Komplex, Archetypus, Symbol in der Psy-chologie von C. G. Jung.

[122] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[123] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[124] Wirklichkeit der Seele, S. 86; Collected Works, vol. 16, p. 150.

[125] Ср. с. 455, где говорится о диалектическом процессе.

[126] Uber psychische Energetik, S. 238; Collected Works, vol. 8. p. 286.

[127] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[128] Приведем пример компенсаторной функции сна. Человеку снится, будто на дворе весна, но все ветки на его любимом дереве в саду — сухие. В этом году дерево осталось без листьев и цветов. Сновидение несет в себе следующее сообщение: можешь ли ты увидеть себя в этом дереве? Ты именно таков, пусть даже не хочешь этого признавать. Вся твоя природа иссохла, в тебе чахнут все всходы. Такие сны служат уроком для людей, чье сознание сделалось автономным и начало играть слишком важную роль. Сны человека, в психической субстанции которого гипертрофирована сфера бессознательного — то есть человека, живущего чисто инстинктивной жизнью, — также всячески подчеркивают его «иную сторону». Безответственным, низменным натурам часто снятся морализирующие сны. тогда как в сновидениях людей, воплощающих собой добродетель, сплошь и рядом встречаются разного рода аморальные образы.

[129] Uber psychische Energetik, S. 175; Collected Works, vol. 8, p. 253.

[130] Wirklichkeit der Seele. S. 90; Collected Works, vol. 16, pp. 153-154.

[131] Uber psychische Energetik, S. 186, 179; Collected Works, vol. 8, pp. 258, 255.

[132] Uber psychische Energetik, S. 157; Collected Works, vol. 8, p. 243.

[133] Wirklichkeit der Seele. S. 77. 91; Collected Works, vol. 16. pp. 144—145. 153

[134] Psychologic und Alchemic. S. 97, 85; Collected Works, vol. 12. pars. 74—75, 60--61.

[135] Psychologic und Alchemie, S. 98 ff.: Collected Works, vol. 12, par. 81.

[136] Некоторые пациенты испытывают на этом этапе существенные затруднения; тайная тревога, связанная с перспективой выявления содержания бессознательного, служит частой причиной бессонницы.

[137] В качестве примера можно привести сон шестилетнего ребенка, описанный в Kindertraumseminar, 1938—1939 (неопубликованные материалы): «Перед девочкой возникает прекрасная радуга. Карабкаясь на нес, девочка достигает неба. Оттуда она зовет свою подружку Мариетту подняться к ней. Но Мариетта никак не может решиться; наконец, радуга исчезает, и девочка падает на землю». Место ----- явление природы: перед девочкой вырастает радуга. Экспозиция также соотносится с этим местом: девочка карабкается по радуге и достигает неба. Действие или развертывание сюжета: она зовет подружку подняться к ней, но та колеблется, и наступает разрешение: радуга исчезает, и девочка падает обратно на землю.

[138] Физиолог и философ Макс Ферворн (1863—1921), выдвинувший понятие «обусловленности», определил его так: «Любое состояние или процесс определяется некоторой совокупностью условий: (1) сходные состояния или процессы всегда служат выражением сходных условий, тогда как несходные условия выражаются в форме несходных состояний и процессов; (2) совокупность условий любого состояния или процесса тождественна самому этому состоянию или процессу. Отсюда следует, что состояние или процесс полностью изучены, если установлена совокупность их условий» (М. Verworn. Kausale und konditionale Weltanschauung. 3 Aufl. — Jena, 1928).

[139] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[140] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[141] См. также выше, с. 444.

[142] Kindertraumseminar, 1938—1939.

[143] Psychologie und Alchemie, S. 397: Collected Works, vol. 12, par. 403.

[144] Пример из Kindertraumscminar. 1938—19.39.

[145] Конечно, мы не должны приписывать сну «осознанной цели». Формулировки типа: бессознательное (или сон) «выражает суждение» или «преследует цель» и т. п.. используются ради того, чтобы показать, что бессознательное, будучи наделено способностью к саморегуляции, осмысленно управляет своими проявлениями.

[146] Uber die Psycholoeie des Unbewussten, S. 207, 209: Collected Works, vol. 7. PP- 114-115.

[147] Wirklichkeit der Seek, S. 74; Collected Works, vol. 16, p. 142.

[148] Т. WolfT. Studien, S. 99 f.

[149] Psychologic und Alchemic, S. 338; Collected Works, vol. 12, par. 346.

[150] Psychologische Typen, S. 625 ff.; Collected Works, vol. 6, par. 783. Психологическая установка немецких романтиков и свойственный им способ переживания мира может быть охарактеризован как интроекция: они отворачивались от уродливого внешнего мира, воспринимаемого как ложный — при том. что они полностью сознавали его реальность, — чтобы обратиться к произвольному, идеальному миру собственного воображения, через посредство которого они трансформировали внешний мир или адаптировали его к субъективным чувствам. Очевидно, при подобной переоценке субъективной точки зрения сознательное «Я» пребывает под постоянной угрозой затопления изобилием внутренних образов и, следовательно, утраты объективной точки отсчета.

[151] ('her die Psychologie des Unbewussten, S. 168; Collected Works, vol. 7, par. 150.

[152] Подробное определение символа дано в моей работе: J. Jacobi. Komplex, Archetypus, Symbol in der Psychologie von C. G. Jung.

[153] Uber psychische Energetik, S. 84; Collected Works, vol. 8, p. 48.

[154] Ср. примечание 2 на с. 465.

[155] Das gottliche Kind, S. 110; Collected Works, vol. 9,1. p. 155.

[156] Uher psychische Energetik, S. 85: Collected Works, vol. 8, p. 48.

[157] Psychologic und Alchemic, S. 387; Collected Works, vol. 12. par. 400.

[158] Seelenprobleme der Gegenwart, S. 43; Collected Works, vol. 15, par. 105.

[159] Psychologische Typen, S. 644; Collected Works, vol. 6. par. 818.

[160] Корреляции между цветами и психическими функциями варьируют в широких пределах в зависимости от культурной или групповой принадлежности и т. п. Но, как правило, для европейца синий — цвет прозрачного воздуха, чистого неба — есть цвет мысли, тогда как желтый — цвет солнца, освещающего непостижимую тьму и вновь исчезающего во тьме — есть цвет интуиции, то есть функции, которая словно по внезапному озарению улавливает истоки вещей и скрытые в них тенденции. Далее, красный — цвет пульсирующей крови и пламени — является цветом жгучих и волнующих эмоций, а зеленый — цвет земной, осязаемой, непосредственно воспринимаемой растительности — представляет функцию ощущения.

[161] Psychologic und Erziehung, S. 83; Collected Works, vol. 17, p. 115. ~

[162] Psychologische Typen, S. 611; Collected Works, vol. 6, par. 702.

[163] Seelenprobleme der Gegenwart, S. 142; Collected Works, vol. 8, pp. 149 f.

[164] Ober die Psychologic des Unbewussten, S. 133; Collected Works, vol. 7, par. 113. В своем «Комментарии к тибетской Книге мертвых» (1935; 5-е изд. 1953) Юнг весьма убедительно показал, насколько остро тибетцы осознавали присутствие в психической субстанции человека как личностной, гак и сверхличностной сфер. Толкуя путь умершего к новой инкарнации по-западному, то есть как процесс психического роста. Юнг делит его на три сферы. Первая из них — область личностного бессознательного; это своего рода врата, вводящие во вторую сферу — сферу коллективных образов, то есть сверхличностных архетипических фигур («демонов-кровопийц», как их называют в тибетских похоронных ритуалах), наделенных нуминозным потенциалом. Пройдя через эту сферу или no-встречавшись с ее «обитателями», психическая субстанция достигает «места», где противоположности преодолеваются, где достигается мир. где безраздельно царит центральная «власть» - Самость. то есть верховная упорядочивающая инстанция, которая объемлет вес психические процессы и движет ими.

[165] Psychologic und Erziehung. S. 76; Collected Works, vol. 17. p. 105.

[166] Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, S. 110—111; Collected Works, vol. 7, par. 291.

[167] Wirklichkeit der Seele, S. 95; Collected Works, vol. 16, par. 338.

[168] Wirklichkeit der Seele, S. 80; Collected Works, vol. 16, par. 315.

[169] Wirklichkeit der Seele, S. 188; Collected Works, vol. 17, par. 291.

[170] Wirklichkeit der Seele, S. 188; Collected Works, vol. 17, pars. 294, 308.

[171] Die Beziehungen zwisehen dem Ich und dem Unbewussten, S. 91; Collected Works, vol. 7, par. 266.

[172] Psychologische Typen. S. 599; Collected Works, vol. 6. par. 761.

[173] Из интервью на тему «Самопознание и глубинная психология» (Selbster-kenntnis und Tiefenpsychologie). — Du, September 1943; Collected Works, vol. 18.

[174] Das Geheimnis der goldenen Bliite. — Mtmchen, 1929, 3 Aufl. Zurich, 1957,

S. 13; Collected Works, vol. 13, par. 3.

[175] Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, S. 204; Collected Works, vol. 7. par. 400.

[176] Psychologic und Religion, S. 137—142; Collected Works, vol. 11, pp. 76—78.

[177] Первоочередное значение, которое Юнг придает осознанию собственной тени, служит одной из важных — хотя и чаще всего не осознаваемых — причин того, что столь большое количество людей боится подвергнуться анализу по методу Юнга.

[178] Слово «все» в этой цитате не следует понимать буквально, так как все проекции никогда не могут быть осознаны и тем самым отброшены; если бы это было возможно, в сфере бессознательного ничего бы не осталось. Лишь от ситуации, сложившейся в психической субстанции человека, зависит, с какой частью своих проекций он сможет совладать.

[179] Psychologic und Religion, S. 150; Collected Works, vol. 11, p. 83.

[180] Хотя научного определения того, что такое «мужские» или «женские» признаки, не существует, мы можем опираться на общепризнанные представления, которые, вероятно, укоренены в свойствах половых клеток.

[181] Т. Wolff. Studien, S. 155ff.

[182] Emma Jung. Ein Beitrag zum Problem des Animus, in: Wirklichkeit der Seele, S. 297.

[183] Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, S. 133, 118; Collected Works, vol. 7, pars. 315, 297.

[184] Emma Jung. Ein Beitrag zum Problem des Animus, S. 329.

[185] Emma Jung. Ein Beitrag zum Problem des Animus, S. 332.

[186] В своем только что процитированном замечательном исследовании Э. Юнг утверждает, что в фаустовской градации «слово-смысл-сила-дело» (Wort-Sinn-Kraft-Tat), считающейся определением греческого Логоса, выражена квинтэссенция мужского характера, а каждая из этих четырех ступеней представлена определенным этапом в жизни мужчины и в развитии фигуры анимуса. Модифицируя изначальный порядок, она относит «сильного» (или «волевого») человека к первой, «человека дела» -— ко второй, «человека слова» — к третьей, и, наконец, человека, живущего в соответствии со «смыслом» к четвертой ступени

[187] Emma Jung. Ein Beitrag zum Problem des Animus, S. 302, 312, 342.

[188] Psychologische Typen, S. 635; Collected

Наши рекомендации