Тема № 1 Язык и речь. Формулы вежливости
Цель: -осознать роль языка в жизни человека , богатство языковых средств; -обобщить полученные сведения.
Планируемые результаты:
Личностные:-осознание языка как основного средства мышления и общения людей; -понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; -положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка.
Предметные: -научатся выражать собственное мнение.
Метапредметные:
Регулятивные: -осознаватьцели и задачи изучаемой темы; -осуществлять взаимопроверку, находить и исправлять ошибки
Познавательные: -строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи; -задавать вопросы; -формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Оборудование:презентация, конвертики с квадратиками для рефлексии.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деят. учащ |
1.О-М.этап 1)Приветствие 2)Мотивации 3)Сообщение темы и цели урока | -Здравствуйте , ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Вячеславовна , я проведу сегодня у вас урок русского языка. Ребята , что такое слово? (слайд 1) Речь? (слайд 2) Язык? (слайд 3) Хорошо. Итак , сегодня мы с вами будем говорить о слове , языке и речи. (слайд 4) А именно о назначении слова , о его грамматическом и лексическом значении. | Приветствуют отвечают |
2.Д-О.этап 1)Работа с учебником: А)Работа над №242 Б)Работа над №243 | Давайте откроем учебники на странице 98 . Открываем тетрадочки записываем число 14 апреля Классная работа. Устно рассмотрим упр. 242. …прочитай пожалуйста вслух задание и текст. О чём же размышлял Куприн? ( о том , что взойдёт гость и они начнут разговаривать , что гость будет издавать звуки разной высоты , выражать свои мысли , а автор будет слушать эти мысли и мысли станут его) Благодаря чему же возникает общение между людьми? ( благодаря языку , речи и причём главной правительницей возникает речь – она является основным способом общения людей , она требует более образных средств , которые поставляет ей язык ) Итак , рассмотрим следующее упр.243. …прочитай пожалуйста задание, текст. Как автор говорит о словах? (что каждая вещь, каждый зверь имеет своё название и это название мы выражаем словом). Найдите в тексте ключевые слова ( всему названию дано, означено словами) и на их основе попробуйте сформулировать мысль о назначении слова с помощью этих однородных слов (на доске: называть, обозначать, давать имя). Запишите в тетрадях №243 и ваши мысли. | открывают учебники и тетради читают отвечают Отвечают Читают Отвечают Формулируют мысль ( слова у нас называют, обозначают и дают имя) Записываю мысли |
3.Физ-ка | Давайте немного отдохнём и разомнёмся. Все встаём. | разминаются |
В)Работа над №244 Г)Работа над №246 Д)Работа над №247 Е)Игра «Найди ошибку» в употреблении слов | А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Слово – не слово» и подумаем , какие слова не правильные по лексическому значению и по произношению. №244 послушайте (читаю выразительно текст). А теперь вы ( читают 2-3 человека). Бармаглот на какое слово похоже оно? Какие слова вам не понятны? Правильно они не понятные , потому что таких слов в наших словарях нет. Давайте заменим их, и посмотрим, что получится. Попробуйте самостоятельно выполнить. Проверим. А вот вам мой вариант ( «Бармолей» Смеркалось. Хлипкие шажки Пырялись по Неве. И хохотали злюки, Как мюмзики в море) . Некоторые слова говорят о том , что они собраны из свободного набора звуков и они не имеют лексического значения. Приступим к следующему №246 По форме какая бывает речь? Правильно. При восприятии вопроса какой формой речи мы чаще всего пользуемся? Правильно. А при подготовке ответа на вопрос? Правильно. А какую форму речи мы используем намного чаще? Правильно. №247 …прочитай пожалуйста задание , текст. Запишите в тетрадях № , и аккуратно спишем высказывание языковеда Срезневского. А теперь устно ответьте , что же роднит эти слова (язык , народ , страна) ? ( В каждой стране народ разговаривает на своём языке например Китайцы? Англичане? Японцы? Правильно. А какой же наш с вами родной язык? Давайте поиграем в игру «Найди ошибку» в употреблении слов. Я буду читать , а вы должны обнаружить ошибку и заменить её на правильное слово ,которое должно там стоять. Начнём: 1)Закричал охотник: Ой! Двери гонятся за мной! 2)На виду у детворы Крысу красят маляры. 3)Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. 4)Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. 5)Миша дров не напилил, Печку кепками топил. 6)Жучка будку не доела: Неохота, надоело… 7)Сели в ложку – и айда! По реке – туда-сюда. Молодцы , ребята! Мы очень хорошо с вами поработали. | Бармолей Все Предлагают свои варианты Слушают Устная и письменная Устной Письменной Устную Читают Записывают высказывание На китайском, английском, японском Русский Звери Крышу Грачей Дочками Щепками Булку Лодку |
4.И-Р.этап 1)Подведение итогов 2)Рефлексия | Наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат конвертики с квадратиками . Красный – вам сегодняшняя работа понравилась и вы активно работали на уроке ; жёлтый – работа понравилась , но работали на уроке не активно; зелёный – вообще не работали на уроке. Я согласна с … | Оценивают свою работу на уроке |
Тема № 2. Диалог.
Цели:
сформировать, обобщить и систематизировать знания учащихся об этикетном диалоге;
создать условия для развития мышления, памяти и внимания, для проявления познавательной, творческой, интеллектуальной активности учащихся;
обеспечить условия для формирования у учащихся потребностей в соблюдении правил поведения в обществе.
Задачи:
выделить отличительные признаки этикетного диалога, научиться различать этикетные и не этикетные диалоги;
развивать творческое и критическое мышление, память, речь учащихся;
воспитывать интерес к предметам риторики, всесторонне развитую личность.
Оборудование:презентация, учебник .
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок, Начинается урок риторики.
Речевая разминка «Разомнём язычок».
Учитель: Но для начала давайте разогреемся. Я произнесу скороговорку, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. (Сразу спросить одного человека)
Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Произнесём скороговорку вместе:
1-й раз – медленно;
2-й раз – с нарастанием скорости (медленно – быстрее – ещё быстрее);
3-й раз – быстро.
Ваша задача – чётко проговаривать все звуки.
Учитель: А сейчас стоя, с красивыми движениями, артистично проговорим скороговорку с душой, с чувством, красиво!
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, кто мне скажет, с чего мы начали урок?
В зависимости от ответов учащихся с помощью наводящих вопросов учитель получает желаемый ответ:
Дети: Урок мы начали с диалога.
Учитель: Правильно. Речь сегодня пойдет, ребята, о диалоге. Рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем составлять этикетные диалоги. Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: «Помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?»
Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете выражение этикетный диалог? Что это значит?
Дети: Этикетный диалог – это когда правильно общаются между собой два или несколько человек?
Учитель: А что значит правильно общаться? Разве можно общаться неправильно?
Дети: Неправильно общаться – это когда человек грубит и не употребляет вежливые слова.
Учитель вместе с учениками с помощью толкового словаря выясняют происхождение слов «этикет» и «диалог».
Этикет (французское etiguette – ярлык, этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.
Диалог (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух и более лиц) — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.
Учитель: Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог. А какие несловесные этикетные средства вы знаете?
Дети: Кивок, улыбка, взгляд.
Учитель: В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнять несловесными этикетными средствами?
Дети: Когда благодарим за что-то. Когда одобряем чей-нибудь выбор.
Задание 1: Разыграйте одну или две подобные ситуации. Не забудьте, что в этикетных диалогах часто употребляются обращения.
Учитель: С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого и я начала разговор с вами.
Дети: С приветствия.
Приветствие – это …
Задание 2: Работа с тестами в программе «Кирилл и Мефодий».
На экране появляются слова с этикетными и не этикетными приветствиями.
Здра_ствуйте зд_рово добрый веч_р
пр_вет добр_е утро наше вам с кист_чкой
рад вас пр_ветствовать пр_ветик
Вставить в словах пропущенные буквы.
Прокомментировать пропущенные орфограммы (устно).
Классифицируйте приветствия: этикетные и не этикетные.
Учитель: Если вы захотите поговорить с другом, как сможете привлечь его внимание?
Дети: Нужно использовать обращение.
Обращение – это…
Учитель: Вы помните, с какими словами я обратилась к вам в начале урока?
Дети: Ребята, юные друзья.
Учитель: Нужно ли при обращении использовать этикетные слова?
Дети: Да, это показывает, что человек уважает своего собеседника.
Ученикам предлагается просмотреть отрывок диалога двух одноклассников – Вольки и Гоги – из к/ф «Старик Хоттабыч» и определить, является ли диалог этикетным, обратить внимание на обращения.
Учитель:
– Ребята, что вы можете сказать об этом тексте? Как разговаривает Гога с Волькой? Как вы думаете, почему он так разговаривает?
Дети: рассуждения детей.
Задание 3: Исправьте этот диалог на этикетный.
Учитель:
– Ребята, когда в ответ на этикетную реплику вы можете использовать слова благодарности: «пожалуйста», «не за что», «не стоит»?
Дети: «Пожалуйста» - когда что-то хотят попросить или после того, как поблагодарили; «не за что» - это когда сделал какое-то доброе дело и тебя поблагодарили; «не стоит» - когда не хотят утруждать других людей.
Физкультминутка.
Минутка отдыха
Учащимся предлагается встать и выйти из-за парт.
Услышав фразу, соответствующую этикету, ребята должны хлопнуть в ладоши.
Если выражение не соответствует этикету – потопать ногами.
Учитель произносит фразы:
– будьте любезны, – добрый вечер,
– благодарю вас, – отстань от меня,
– эй, иди сюда, – надоело мне тебя слушать,
– уйди с дороги, – извини меня,
– пожалуйста, – прошу прощения.
Объяснение нового материала (продолжение).
Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами прочитаем рассказ Д. Родари, в переводе Т.Скуй, «Страна Без Острых Углов».
СТРАНА БЕЗ ОСТРЫХ УГЛОВ.
Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами. Крыши заканчивались небольшими арками. На улице росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими как резина и вовсе не кололи, а только щекотали.
- Ой, какое чудо! – воскликнул Джованнино.
Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:
- Вам разве не известно, что цветы рвать нельзя?
- Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!
- В таком случае вы заплатите только половину штрафа, - необычайно любезно сказал полицейский.
Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:
- Вы не покажете мне вашу саблю?
- С удовольствием, - ответил полицейский.
И, конечно, сабля его была тоже без острия.
- Что это у вас за страна? – спросил Джованнино.
- Страна Без Острых Углов, - ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать в большой буквы…
- А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.
Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.
- Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать пощечины, а не я вам!
- Но у нас принято именно так: полный штраф – четыре пощечины, половина – две.
- Полицейскому?
- Конечно, полицейскому!
- Но ведь это ужасно несправедливо!
- Еще бы! – сказал полицейский. – Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.
- Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!
- Тогда, - сказал полицейский, - мне придется проводиться вас до границы.
И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Страна Без Острых Углов»?
Дети: Потому что все люди, которые проживают в этой стране, употребляют только вежливые слова и стараются друг друга не обижать. А острые углы как символ грубости – отсутствует.
Учитель: Найдите и подчеркните этикетные реплики, выраженные словесными и несловесными средствами. Определите этикетные жанры.
Ответ учеников.
Словесные средства:
Вам разве не известно
Простите, пожалуйста
Вы не покажете мне
С удовольствием
будьте добры
Помилуйте
Несловесные средства:
улыбался
любезно сказал
ответил любезно
Учитель: Ребята, а что такое этикетные жанры? Найдите их в нашем тексте и попробуйте сопоставить их с этикетными жанрами.
Работа с тестами в программе «Кирилл и Мефодий».
Этикетные жанры:
Простите, пожалуйста - Извинения
Вы не покажете мне – Просьба
С удовольствием - Согласие
будьте добры - Просьба
Помилуйте - Просьба
Закрепление.
Учащимся предлагается вернуться к проблемному вопросу, и ответить на него.