II. Мотивирующее введение в тему урока.

Игра «каждому свой домик».

На доске нарисованы два домика.

Предложения
Словосочетания

Ниже даны предложения и словосочетания.

Мы плыли на лодке.

сильный человек

Где река?

рыбные места

Не ходите туда!

Задание: назовите домики и расселите «жильцов» в них (запишите их под домиком).

-Как назвали домики? (Словосочетание и предложение.)

-Как вы различаете словосочетание и предложение?

-Прочитайте предложения. Какие знаки поставили в конце? Почему? Сформулируйте тему урока.

III. Повторение изученного.

- Что такое предложение? Из чего оно состоит? Нарисуйте схему предложения. Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? От чего это зависит?

IV. Введение нового материала.

1. Наблюдение.

Работа по учебнику.

Упр. 390. Работа по рисункам, с. 137.

-Кто изображён на картинках? (Афанасий и дедушка Фёдор.) О чём они разговаривают? Кто говорит на 1-й картинке? Прочитайте это предложение. С какой целью говорит Афанасий? (Он сообщает дедушке, что прочитал интересную книгу.)

Примечание: Далее рассматриваем остальные картинки, прочитываем предложения, определяем цель каждого высказывания.

-Какие цели ставят перед собой люди, общаясь? (Что-либо сообщать, о чём-либо спросить, что-либо посоветовать и т.д.

2. Работа с текстом определения. (с.138)

а) Чтение текста про себя, затем вслух.

б) Беседа по вопросам.

-Как вы понимаете 1-е предложение? Какие предложения бывают по цели высказывания?

Примечание: Далее учащиеся отвечают на вопросы в учебнике. (после текста).

в) Составьте схему-опору правила.

Предложения

Повествовательные
Побудительные
Вопросительные

V. Развитие умений.

1. Упр. 391

Учащиеся устно определяют вид каждого предложения по цели высказывания, читают предложения с соответствующей интонацией. Возможна запись (по выбору, по вариантам).

Словарная работа.

Слово дельфин.

Работа над значением слова. Дельфины – морские животные, разновидность зубатых китов.

- Как называются специальные водные комплексы, в которых разводят и содержат дельфинов? (Дельфинарии.) Запишите с одним из слов предложение. Подчеркните орфограмму-непроверяемую букву безударного гласного. Попробуйте прочитать получившееся предложение, используя разные виды интонации.

2. Упражнение № 392

Учащиеся выполняют самостоятельно.

3. Упражнение № 393

Работа в парах. Учащиеся читают предложения с разной интонацией.

Последовательность выполнения:

1) Чтение и определение вида предложений по цели высказывания. Подготовка к выразительному чтению.

2) Выразительное чтение.

3) Выполнение задания после стихотворения. На доске одновременно работают три ученика: каждый над определённой орфограммой.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Конспект урока № 2

Тема: Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.

I. Орг. момент.

II. Актуализация изученного о предложениях.

-Как вы понимаете сочетание слов цель высказывания? Как можно назвать по-другому? (Зачем я это сказал, с какой целью?)

-Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если:

я хочу о чём-то сообщить;

я хочу о чём-то спросить;

я хочу призвать кого-то совершить действие.

Упражнение № 394.

Учащиеся приводят примеры всех видов предложений по цели высказывания. Задание выполняется самостоятельно.

III. Словарная работа.

IV. Сообщение темы и цели урока.

-Оставьте свободное место для темы урока, её сформулируете самостоятельно после своих наблюдений.

V. Изучение нового материала.

1. Работа над вопросительным предложением без вопросительных слов.

2. Работа над вопросительным предложением с вопросительным словом.

- Сделаем общий вывод: Как можно подчеркнуть разный смысл в предложении? (Выделяя голосом наиболее важные места.) Как же называется такое выделение слова в предложении? Ответ найдёте в рамке после упражнения 396.

3. Чтение определения в рамке на странице 141.

- Прочитайте вопросительное и повествовательное предложения из упражнений 395 и 396 с обычной интонацией, которой предопределён смысл этих предложений. Как меняется эта интонация? (В вопросительном предложении интонация повышается к середине, либо на вопросительном слове, в повествовательном предложении интонация понижается к концу).

Наши рекомендации