II. Мотивирующее введение в тему урока.
Игра «каждому свой домик».
На доске нарисованы два домика.
Предложения |
Словосочетания |
Ниже даны предложения и словосочетания.
Мы плыли на лодке.
сильный человек
Где река?
рыбные места
Не ходите туда!
Задание: назовите домики и расселите «жильцов» в них (запишите их под домиком).
-Как назвали домики? (Словосочетание и предложение.)
-Как вы различаете словосочетание и предложение?
-Прочитайте предложения. Какие знаки поставили в конце? Почему? Сформулируйте тему урока.
III. Повторение изученного.
- Что такое предложение? Из чего оно состоит? Нарисуйте схему предложения. Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? От чего это зависит?
IV. Введение нового материала.
1. Наблюдение.
Работа по учебнику.
Упр. 390. Работа по рисункам, с. 137.
-Кто изображён на картинках? (Афанасий и дедушка Фёдор.) О чём они разговаривают? Кто говорит на 1-й картинке? Прочитайте это предложение. С какой целью говорит Афанасий? (Он сообщает дедушке, что прочитал интересную книгу.)
Примечание: Далее рассматриваем остальные картинки, прочитываем предложения, определяем цель каждого высказывания.
-Какие цели ставят перед собой люди, общаясь? (Что-либо сообщать, о чём-либо спросить, что-либо посоветовать и т.д.
2. Работа с текстом определения. (с.138)
а) Чтение текста про себя, затем вслух.
б) Беседа по вопросам.
-Как вы понимаете 1-е предложение? Какие предложения бывают по цели высказывания?
Примечание: Далее учащиеся отвечают на вопросы в учебнике. (после текста).
в) Составьте схему-опору правила.
Предложения |
Повествовательные |
Побудительные |
Вопросительные |
V. Развитие умений.
1. Упр. 391
Учащиеся устно определяют вид каждого предложения по цели высказывания, читают предложения с соответствующей интонацией. Возможна запись (по выбору, по вариантам).
Словарная работа.
Слово дельфин.
Работа над значением слова. Дельфины – морские животные, разновидность зубатых китов.
- Как называются специальные водные комплексы, в которых разводят и содержат дельфинов? (Дельфинарии.) Запишите с одним из слов предложение. Подчеркните орфограмму-непроверяемую букву безударного гласного. Попробуйте прочитать получившееся предложение, используя разные виды интонации.
2. Упражнение № 392
Учащиеся выполняют самостоятельно.
3. Упражнение № 393
Работа в парах. Учащиеся читают предложения с разной интонацией.
Последовательность выполнения:
1) Чтение и определение вида предложений по цели высказывания. Подготовка к выразительному чтению.
2) Выразительное чтение.
3) Выполнение задания после стихотворения. На доске одновременно работают три ученика: каждый над определённой орфограммой.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Конспект урока № 2
Тема: Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.
I. Орг. момент.
II. Актуализация изученного о предложениях.
-Как вы понимаете сочетание слов цель высказывания? Как можно назвать по-другому? (Зачем я это сказал, с какой целью?)
-Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если:
я хочу о чём-то сообщить;
я хочу о чём-то спросить;
я хочу призвать кого-то совершить действие.
Упражнение № 394.
Учащиеся приводят примеры всех видов предложений по цели высказывания. Задание выполняется самостоятельно.
III. Словарная работа.
IV. Сообщение темы и цели урока.
-Оставьте свободное место для темы урока, её сформулируете самостоятельно после своих наблюдений.
V. Изучение нового материала.
1. Работа над вопросительным предложением без вопросительных слов.
2. Работа над вопросительным предложением с вопросительным словом.
- Сделаем общий вывод: Как можно подчеркнуть разный смысл в предложении? (Выделяя голосом наиболее важные места.) Как же называется такое выделение слова в предложении? Ответ найдёте в рамке после упражнения 396.
3. Чтение определения в рамке на странице 141.
- Прочитайте вопросительное и повествовательное предложения из упражнений 395 и 396 с обычной интонацией, которой предопределён смысл этих предложений. Как меняется эта интонация? (В вопросительном предложении интонация повышается к середине, либо на вопросительном слове, в повествовательном предложении интонация понижается к концу).