УМК «Школа России» (Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
Изучение УМК показало, что он разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, планируемых результатов начального образования.
В рамках исследования интерес представляют установки программы на совершенствование устной речи учащихся. В пояснительной записке программы отмечается, что содержание предмета «Русский язык» направлено на реализацию средствами предмета «Русский язык» задач образовательной области «Филология»:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к диалогической речи.
Значимое место отводится темам в первом классе: «Наша речь: Язык и речь», «Текст, предложение, диалог: Текст и предложение. Диалог».
Во втором классе: «Наша речь: Виды речи. Диалог и монолог», «Текст: Текст. Части текста», «Предложение: Предложение. Члены предложения».
В третьем классе: «Язык и речь: Наша речь и наш язык», «Текст. Предложение. Словосочетание: Текст, Предложение, Словосочетание».
В четвёртом классе: «Наша речь и наш язык», «Текст», «Предложение», «Словосочетание», «Слово в языке и речи».
Анализ учебников «Русский язык» (1 – 4 классы) выявил, что они содержат, во-первых, теоретический материал, во-вторых,– специальные задания, позволяющие формировать интонационные умения.
Содержание теоретического материала направленно на совершенствование устной речи учащихся, по классам. Так, в первом классе дети узнают, что: «В письменной речи первое слово в предложении записывают с заглавной буквы. В конце каждого предложения ставят точку (либо восклицательный, либо вопросительный знак)» (1 класс, стр. 13).
Во втором классе дети узнают, что: «Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц. Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе» (2 класс, 1-я часть,стр. 10).
В третьем классе дети узнают, что: «Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений. Предложения в тексте объединены по смыслу. Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить» (3 класс, 1-я часть, стр. 12); «Тексты делятся на описание, повествование, рассуждение» (3 класс, 1-я часть, стр. 13).
В четвёртом классе дети узнают, что: «По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные. Повествовательное предложение содержит сообщение о чём-либо. Вопросительное предложение заключает в себе вопрос. Побудительное предложение содержит побуждение (совет, просьбу, пожелание, призыв)» (4 класс, 1-я часть, стр. 14).
Полная информация представлена в приложении № 2.
Приводится перечень формируемых интонационных умений и примеры заданий:
1.Умение устанавливать смысловую связь
a) «Прочитай. Легко или трудно тебе было читать? Почему? Раздели предложения на слова. Догадайся, какое из данных предложений скороговорка, а какое поговорка. Запиши скороговорку, правильно обозначая её начало и конец» (1-й класс, № 4 стр. 12);
b) «Связаны ли по смыслу все предложения в тексте?» (3 класс, 1-я часть, стр. 10 №1).
Оказалось, что общее количество подобных заданий в УМК «Школа России (1-4 класс в 2-х частях) составляет 20. Это количество распределено следующим образом: 1-й класс – 5 заданий; 2-й класс – 4 задания; 3 – й класс – 8 заданий; 4-й класс – 3 задания.
Данное количество заданий не может обеспечить формирование у учащихся умения устанавливать связь между словами по смыслу.
2 Умение использовать знаки препинания при интонационном оформлении синтаксической конструкции в устной речи
a) «Рассмотри схемы. Прочитай предложения. Чем похожи и чем различаются предложения и схемы предложений? Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания? Прочитай каждое предложение с правильной интонацией. Объясни, какая схема соответствует каждому предложению» (1 класс, стр. 12 № 5);
b) «Прочитайте. Спишите. Определите, сколько здесь предложений. О чём сообщается в каждом из них? Как на письме обозначается начало и конец предложений? А как в устной речи одно предложение отделяется от другого?» (2 класс, 1-я часть, стр. 24 №21).
Оказалось, что общее количество подобных заданий в УМК «Школа России» 1-4 класс 15. Это количество распределено авторами следующим образом: 1-й класс – 4 задания; 2-й класс – 3 задания; 3-й класс – 2 задания; 4-й класс – 6 заданий.
Такое количество заданий не обеспечивает формирование у учащихся умения различать и правильно использовать знаки препинания.
3.Умение определять предложения по цели высказывания и интонации.
a) «Прочитайте предложения, в которых содержится вопрос. С какой целью употреблены эти предложения в тексте? А какое слово в каждом предложении вы произнесли с большим усилием голоса и почему? О чём сообщается в других предложениях? Прочитайте их. Что вы узнали о растении овёс? Произнесите эти предложения спокойно, с понижением голоса в конце. С какой целью употреблены эти предложения в тексте» (3 класс, 1-я часть, стр. 17 № 20);
b) «Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки. Дайте характеристику каждому предложению: какое оно по цели высказывания? Спишите сначала повествовательное, затем вопросительное, потом побудительное. Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы» (4 класс, стр. 15 №16.)
Оказалось, что общее количество подобных заданий в УМК «Школа России» (1-4 класс в 2-х частях) 28. Это количество распределено авторами следующим образом: 1-й класс – 8 заданий; 2-й класс – 5 задания; 3-й класс – 5 заданий; 4 –й класс – 10 заданий.
Это количество заданий не способно обеспечитьформирование у учащихся умения различать предложения по цели высказывания и интонации.
4.Умение выразительно читать текст.
а) «Прочитайте выразительно стихотворение. Определите тему и главную мысль текста. Спишите любое четверостишье. Проверьте себя» (3 класс, 1-я часть, стр. 6 № 10);
б) «Прочитайте. Можно ли выразительно прочитать эту запись? Выделите предложения. Прочитайте вполголоса каждое предложение. Понижается ли голос в конце? Не забывайте делать паузу между предложениями. Вспомните, как обозначается на письме начало и конец предложения и как пишутся слова в предложении. Запишите текст» (3 класс, 1-я часть, стр. 15 № 17).
Оказалось, что общее количество подобных заданий в УМК «Школа России (1-4 класс в 2-х частях) 3. Это количество заданий распределено авторами следующим образом: 1-й класс – 1 задание; 2-й класс – 1 задание. По нашему мнению, такое количество заданий не может обеспечить формирование и совершенствование умения выразительного чтения.
Обобщённая информация о количестве упражнений, посвящённых развитию речевых умений младших школьников, в учебниках 1-4 классы содержится в диаграмме 2.
Рисунок 2
Общее количество всех заданий, содержащихся в УМК «Школа России» (1-4 класс, в 2-х частях) – 1761 (100%).Лишь 66 заданий (3, 7 %) направлены на формирование устной речи. В том числе:
a) количество заданий, направленные на формирование умения устанавливать смысловую связь –20 заданий. Это 1,1% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;
b) количество заданий, направленные на формирование умения различать и правильно использовать знаки препинания в устной и письменной речи – 15 заданий. Это 0,8 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;
c) количество заданий, направленные на формирование умения различать предложения по цели высказывания и интонации – 28 заданий. Это 1,5 % от заданий, направленных на формирование всех речевых умений;
d) количество заданий, направленные на формирование умения выразительно читать текст – 3 задания. Это 0, 2 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех интонационных умений.
Завершив анализ «Школа России» (авторы – В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, В.П. Канакина), был сделан вывод: потенциал данного УМК по организации работы над устной речью невелик и нуждается в расширении.
УМК «Школа 2100» «Русский язык» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Изучение программы показало, что она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Особый интерес вызвали установки программы на совершенствование устной речи младших школьников. В пояснительной записке программы отмечается, что содержание предмета «Русский язык» направлено на формирование функционально грамотной личности, обеспечение речевого развития ребёнка, оказание помощи в осознании себя носителем языка.
Авторами были определены цели и задачи программы. Таким образом, цель, по мнению авторов, определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- формирование представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью авторы программы ставят следующие задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты с миром и самим собой); 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Значимое место отводится темам, при изучении которых можно уделять внимание речи: в 1 классе: «Повторяем предлоги и предложения»; во 2 классе: «Слово», «Предложение», «Текст»; в 3 классе: «Предложение»; в 4 классе: «Предложение. Текст», «Слово. Части речи и члены предложения».
Анализ учебников «Русский язык» (1 – 4 классы) выявил, что они содержат, во-первых, теоретический материал, во-вторых, – специальные задания, позволяющие формировать интонационные умения.
Содержание теоретического материала направленно на совершенствованиеустной речи учащихся по классам. Так, в первом классе дети узнают о видах знаков препинания, учатся ставить их в предложении (1 класс, стр. 58). Во втором классе дети узнают: «Слова в предложении связаны по смыслу, в предложении от слова к слову можно задать вопрос» (2 класс, 1-я часть, с. 71). В третьем классе дети узнают: «По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные; по интонации – на восклицательные и невосклицательные» (3 класс, 1-я часть, с. 143). В четвёртом классе дети узнают: «Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего. Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь» (4 класс, стр. 84).
Полная информация представлена в приложении № 3.
Приводится перечень речевых умений и примеры заданий.
1.Умение устанавливать связь между словами по смыслу.
Пример задания: «Связаны ли по смыслу все предложения в тексте?» (3 класс, стр. 10 №1)
Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 классы распределено авторами следующим образом: 1-й класс – 1 задание, 2-й класс – 2 задания, 3-й класс – 4 задания; 4-й класс – 1 задание.
Такого количества заданий недостаточно, чтобы сформировать у учащихся умения устанавливать связь между словами по смыслу.
2.Умение использовать знаки препинания при интонационном оформлении синтаксической конструкции в устной речи
Примеры заданий: а) «Спиши. Поставь знаки в конце каждого предложения». (1-й класс, стр. 58, № 72); б) «Спиши строчки П.А. Вяземского. Постановку каких знаков препинания ты сможешь объяснить?» (4 кл, 1-я часть, №1 стр. 9).
Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс распределено следующим образом: в учебниках для первых и вторых классов данные задания не представлены. В учебнике для третьего класса – 1 задание. В учебнике для четвёртого класса 3 таких заданий.
Такого количества заданий не обеспечивает формирование у учащихся умения различать и правильно использовать знаки препинания.
3.Умение различать предложения по цели высказывания.
Примеры таких заданий: а) «Прочитай стихотворение про себя. Определи вид каждого предложения по цели высказывания. Подчеркни слова, на которые падает логическое ударение». (3 класс, стр. 141, № 397); б) «Приведи примеры всех видов предложения по цели высказывания» (3класс, № 394, стр. 269).
Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс распределено следующим образом: 1-й класс – 2 задания, 2-й класс – 3 задания, 3-й класс – 2 задания, 4-й класс – 10 заданий.
Такого количества заданий недостаточно, чтобы сформировать у учащихся полноценное умение различать предложения по цели высказывания.
4.Умение выразительно читать текст.
Пример задания: «Прочитай предложения. Какие чувства переданы с помощью знаков препинания? Определи, какие это предложения по цели высказывания и интонации» (3 класс, стр. 144, № 401).
Оказалось, что количество подобных заданий в учебниках с 1-4 класс 19, это количество распределено следующим образом: 1-й класс – 3 задания, 2-й класс – 4 задания, 3-й класс – 7 заданий, 4-й класс – 5 заданий.
Такое количество заданий недостаточно для того, чтобы сформировать у учащихся умение выразительно читать текст.
Обобщённая информация о количестве упражнений, направленных на развитиеустной речи младших школьников в учебниках 1-4 классов, содержится в диаграмме 3.
Рисунок 3
Общее количество всех заданий, содержащихся в УМК «Школа 2100» (с 1-4 класс в 2-х частях) – 705 (100%).Лишь 48 заданий (6,8%) направлены на формирование речевых умений учащихся. В том числе:
a) количество заданий, направленные на формирование умения устанавливать смысловую связь – 8 заданий. Это 1,1% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;
b) количество заданий, направленные на формирование умения различать и правильно использовать знаки препинания в устной и письменной речи – 4 задания. Это 4 % от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений;
c) количество заданий, направленные на формирование умения различать предложения по цели высказывания и интонации – 17 заданий. Это 0,5% от общего количества заданий, направленных на формирование всех речевых умений.
Заключительная информация по данным УМК содержится на рис. 4.
Рисунок 4
Выводы:
1.Наименьшее количество заданий, направленных на развитие речевых умений младших школьников, содержится в УМК «Ритм» (автор Т.Г Рамзаева) и в УМК «Школа России» (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.) – 3,9% и 3,7% от общего количества упражненийсоответственно. Такое количество заданий не обеспечивает формирование и развитие интонационных умений младших школьников.
2.Наибольшее количество разнообразных упражнений, посвящённых развитию и совершенствованию речевых умений, мы обнаружили в УМК «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) – 6,8% от общего количества упражнений.Работа по УМК «Школа 2100» способна позволить учителю в более полной степени сформировать устную речь учащихся на уроках русского языка в поликультурной начальной школе.