Формирование здорового образа жизни
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Шальнев Николай Анатольевич,
учитель иностранных языков, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 77 имени Героя Советского Союза Хомякова Владилена Павловича; 620012, г. Екатеринбург, ул. Кузнецова, д. 5; e-mail: [email protected]
Ключевые слова:здоровье; технологии; мотивация; учащиеся; урок; разминка; конкурс.
Аннотация. В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жизни как на уроках, так и во внеурочное время.
THE DEVELOPING OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF THE PUPILS AT THE LESSONS OF THE FOREIGN LANGUAGES
Shalnev Nikolay Anatolievich,
Teacher of Foreign Languages, Municipal Autonomous Educational Institution Secondary School № 77 named of the Hero of the Soviet Union Chomyakov Vladilen Pavlovich, Ekaterinburg, Russia.
Key words: health; technologies; motivation; pupils; lesson; warm-up; contest.
Abstract.In this article author considers actual topic of modern education—«Healthy technologies» on the material of the lessons of foreign languages. The author informs about specific ways and means of increase of pupils' motivation to healthy lifestyle both at the lessons and in the outdoor activity.
Последние 15 - 20 лет в образовательном пространстве достаточно широко и остро обсуждаются проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем детей. Это связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время гораздо увеличился объем той информации, которая представлена в ныне действующих стабильных школьных учебниках (стали больше по объему учебники, появились и увеличились рабочие тетради, тетради по диагностике предметных и метапредметных результатов обучения, электронные образовательные ресурсы).
В связи с этим обучающиеся стали больше времени проводить за учебниками, компьютерными технологиями и Интернет-ресурсами с целью освоить тот образовательный стандарт, который им предъявляется в школе.
Всё это способствует большой нагрузке на позвоночник, нарушению осанки, ухудшению зрения, замедленному кровообращению, гиподинамии, стрессу.
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах второго поколения говорится о том, что «сегодня необходимо на каждом уроке учебного предмета использовать здоровьесберегающие технологии для улучшения здоровья обучающихся» [5, с.10]. Формы и способы использования здорьесберегающих технологий в образовательном процессе остаются на усмотрение учителя-предметника.
Физкультурные разминки
На своих уроках иностранного языка (английского и немецкого) я провожу физкультурные разминки как в начальном звене, так и в среднем и в старшем. Я стараюсь проводить их в середине урока, и по времени это занимает 3 - 4 минуты от общего времени урока. По опросам учащихся и их родителей (законных представителей) эти физические упражнения (повороты, наклоны, прыжки) приносят пользу: поднимается настроение, проходят усталость и раздражимость (агрессия), появляются силы для дальнейшей работы. Разминки проводятся на уроках тремя способами:
1) учитель сам проводит гимнастику;
2) гимнастику проводит по примеру учителя сам обучающийся;
3) выполнение упражнений под запись на диске или с помощью видео-ресурсов (одновременно проводятся и аудирование, и чтение субтитров, которые являются важным видом речевой деятельности на уроках иностранного языка).
Физкультурные разминки считаются «одним из универсальных способов поддержания здоровья школьников во время урока» [3, с. 45].
Подвижные игры
В начальном и средней школе я со своими обучающимися провожу различные игры, направленные на развитие памяти, внимания, языковой догадки, тренировки письма, беглости речи и, конечно, физического и психического здоровья. Учащиеся с большим желанием принимают участие в игровых технологиях, которые позволяют, с одной стороны, вовлечь учеников в действие урока и, с другой стороны, закрепить лексику, грамматику и фонетику изучаемого языка (а также проверить домашнее задание устного формата). Чаще всего я использую следующие игры:
а) Четыре стихии (four elements):учитель в быстром темпе называет слова: water, earth, air, fire, дети выполняют различные движения: при слове water—опускают руки вниз, при слове earth—поднимают руки перед собой, при слове air—руки вверх, а при слове fire—сгибают руки в локтях и быстро вращают кистями рук.
б) Игра с мячом «Вопросы и ответы». Учитель задаёт вопрос, а ученик отвечает на него при помощи мяча.
Например:
-Alex, do you like to swim? (Yes, I do)
-Vova, are foxes green? (No, they are not green)
-Ann, can you play chess? (Yes, I can)
-Lena, do you have a sister? (No, I don't)
в) Игра «поменяйтесь местами»: в руках у обучающихся карточки с цифрами/животными/фруктами/овощами/ продуктами питания. Учитель называет две карточки на иностранном языке, и школьники, имеющие эти карточки, должны быстро поменяться местами друг с другом. Целесообразно эту игру проводить, когда учащиеся сидят по кругу друг от друга.
Эти игры способствуют как двигательной активности школьников, так и закреплению речевых и лексических навыков и умений, необходимых для изучения иностранного языка. Игра, как считает М. Ф. Стронин, является «особо организованным занятием, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» [2, с. 3]. В то же время игры на уроках иностранного языка «могут служить закреплению, повторению и некоторому расширению словарного запаса учащихся, а также закреплению знаний по грамматике» [4, с. 3].