Nikolaeva Elena Vladimirovna
Teacher, State Educational Institution «Auxiliary School № 24 in Orsha», Orsha, Republic of Belarus.
Key words: adaptive physical culture; healthy lifestyle; children with down syndrome.
Abstract. Currently relevant were the issues of rehabilitation and socialization of children with down syndrome. Therefore, one of the priorities of the activities of the subsidiary schools is the focus of all the teaching staff and parents on physical rehabilitation of students by engaging them in adaptive physical education classes.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся является приоритетным направлением развития государственного учреждения образования «Вспомогательная школа № 24 г. Орши». В практику работы школы широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни обучающихся.
Адаптивная физическая культура наиболее эффективное средство сохранения и улучшения здоровья обучающихся с синдромом Дауна в условиях вспомогательной школы. Цель адаптивной физической культуры максимально возможное развитие жизнеспособности ребенка за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [3].
В нашей школе адаптивная физическая культура направлена на развитие, становление, сохранение, использование оставшихся в наличии функций организма, коррекцию и компенсацию отклонений у детей с синдромом Дауна, на поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами [1]. В образовательном процессе вспомогательной школы преподается учебная дисциплина – «Адаптивная физическая культура». Основными ее средствами выступают физические упражнения, адаптированные к возможностям и потребностям обучающихся, общепризнанно занимающие одно из ведущих мест в коррекционно-развивающей работе специальных учреждений образования.
Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая направленность педагогического процесса, является ведущей в преподавании «Адаптивной физической культуры» для данного контингента обучающихся. Подбор и использование физических упражнений, гигиенических и природных факторов, определение и создание средовых, санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий осуществления этого процесса постоянно и во всем способствуют сохранению и укреплению здоровья детей [2].
Обучающиеся нашей школы на протяжении 10 лет принимают участие в республиканских соревнованиях по развитию двигательной активности детей с тяжелыми и множественными физическими или психическими нарушениями «Усе разам», которые проходят под девизом «Дай мне победить! Но если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!».
Таким образом, адаптивная физическая культура есть специально организованная система воздействий на психологию личности ребенка, осуществляемых посредством вовлечения последнего в различные виды активной деятельности для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни.
В работе с обучающимися педагоги нашей школы исходят из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми с ограниченными возможностями, мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности.
Литература:
1. Адаптивная физическая культура в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод.пособие / В. А. Барков и др.; под ред. В. А. Баркова, И. В. Ковалец. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2014. - 168 с.
2. Гамаюнова, А. Н. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление образования учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида / А. Н. Гамаюнова, М. А. Якунчев // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2007. - № 6.- С. 15-21.
3. Новицкий, П. И. Физическое воспитание учащихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности: Пособие для учителей и воспитателей / П. И. Новицкий. - Витебск: РУП «ВЦ ВОУС», 2007. – 132 с.