Кенебас Алексей Григорьевич

педагог, ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 50; e-mail: [email protected]

Щербина Ирина Андреевна,

педагог, ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 50

Ключевые слова: пропаганда здорового образа жизни; здоровьесберегающая среда.

Аннотация.По оценке Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от таких факторов как: генетика – на 20%, экология – на 20%, медицинское обслуживание – на 10% и образа жизни – на 50%. Исходя из этого, определяющее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни. Главная задача педагогов и семьи – формирование культуры здорового и активного образа жизни.

A PERSONAL EXAMPLE OF THE FAMILY AND OF THE TEACHER AS A METHOD OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS

Kenebas Alexey Grigorievich,

Teacher, «Ekaterinburg Economic and Technological College», Еkaterinburg, Russia.

Shcherbina Irina Andreevna,

Teacher, «Ekaterinburg Economic and Technological College», Еkaterinburg, Russia.

Key words:promotion of a healthy lifestyle; health saving environment.

Abstract. According to the world health organization, human health depends on factors such as: genetics – 20% environment – 20%, medical care 10% lifestyle 50%. On this basis, a decisive influence on the formation of human health has its way of life. The main task of the teachers and the family – culture of healthy and active lifestyle.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Жан-Жак Руссо.

Проблема пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) и формирование здоровьесберегающей среды среди студентов сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного педагога, который не задумывался бы над ней.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения,здоровье–состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Здоровьесберегающая среда – окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию [1].

Главная задача педагогов и семьи – формирование культуры здорового и активного образа жизни, отношение к своему здоровью как к ценности. Если удастся приучить студентов беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет развито не только интеллектуально, духовно и личностно, но и физически.

Ухудшение здоровья обучающихся является не только медицинской, но и педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семьи. Зачастую родители хотят видеть здоровыми своих детей, но их личный пример не способствует этому. В семьях не сформирована культура ЗОЖ: недостаточная двигательная активность, нарушение режима сна и отдыха, превышение гигиенических норм просмотра телепередач и работы за компьютером, скудный рацион питания, употребление алкоголя, табака и т. д. Это объясняется в первую очередь недостаточной пропагандой знаний о здоровом образе жизни, и в такой семье формирование ЗОЖ сведено к минимуму [5].

Помимо вышеперечисленного, педагогический состав также не всегда выступает примером здорового образа жизни. Ведь не составляет труда провести на занятиях динамическую паузу, выполнив совместно с обучающимися разминку. Во время перемены, по нашему мнению, не трудно поднять группу и попросить их просто походить по коридору, а не сидеть за партой упершись в гаджеты.

На наш взгляд, для создания благоприятных предпосылок по формированию здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни, должна поддерживаться связь между родителями и педагогами, основной задачей которой должно стать воспитание у детей культуры здорового образа жизни, бережного и ценностного отношения к здоровью. Совместные усилия родителей и педагогов способны повысить эффективность мер социальной защиты здоровья подростков.

Несомненно, учебное заведение в лице педагогов и родители должны быть партнёрами в работе по формированию ЗОЖ, личным примером демонстрируя тягу к здоровому и активному образу жизни. Необходимо проводить работу с родителями по формированию в семье ценностного отношения к здоровью, предоставляя всю необходимую информацию по вопросам, касающихся их здоровья и здоровья их детей. Такая информация может доноситься по средствам родительских собраний, совместных спортивных и иных мероприятий, направленных на развитие толерантного отношения к активному образу жизни.

Примером приобщения студентов к здоровому образу жизни в учебном заведении может служить опыт педагогов ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж». Здесь на регулярной основе проводятся соревнования по волейболу и баскетболу между командами педагогов и студентов, совместное участие в различных массовых спортивных мероприятиях, проводимых в городе Екатеринбург: «Кросс нации», «Лыжня России», серия забегов «Европа - Азия», «Майская прогулка», и др.

Кроме вышеперечисленного, в колледже на постоянной основе проводятся ежемесячные «Дни здоровья», в которых непосредственное участие принимают и педагоги, на равных соревнуясь со студентами. Также на эти мероприятия приглашаются и родители, пока в качестве только зрителей. Однако, существуют планы по формированию команды родителей студентов, с целью их участия в спортивных соревнованиях, проводимых в учебном заведении.

Немаловажную роль в развитии здорового образа жизни студентов отводится организации досуга. Бессодержательное проведение свободного времени является предпосылками к развитию пагубных привычек. Педагогу и родителям важно всячески поощрять участие студентов в спортивных секциях, соревнованиях, кружках, конкурсах, конференциях и т.д. В этом случае, факторы риска будут сведены к минимуму, а достижение студентами высоких результатов в различных мероприятиях станут еще одним мотиватором к ведению здорового и активного образа жизни.

Помимо этого, в формировании культуры здорового и активного образа жизни студентов немаловажную роль играет совместный отдых с родителями. В данном случае туризм является наиболее универсальным видом активного отдыха. Семейный отдых в форме туристических прогулок и туров выходного дня оказывает положительное влияние не только на укрепление здоровья, но и на общий климат в семье, способствуя ее объединению.

Таким образом, основные задачи педагогов и семьи, работающих совместно над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в развитии в ребенке культуры здорового и активного образа жизни, в необходимости вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно и ответственно относится к своему здоровью.

Литература:

1. Ашихмина, Г. А. Организация здоровьесберегающей деятельности в школе./ Г. А. Ашихмина. - Мичуринск: МГПИ, 2005.

2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер. - М. : Мир, 1997. - 368 с.

3. Клипинина, В. Н. Сохранение здоровья детей и подростков как проблема социальной педагогики / В. Н. Клипинина // Социально - педагогическая работа. - 2008. - №1 - С. 15 – 17.

4. Магницкая, Л. Д. Воспитание культуры здоровья у подростков: Концепция / Л. Д. Магницкая. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. – 50с.

5. Мархоцкий, Я. Л. Валеология: учебное пособие / Я. Л. Мархоцкий. - Мн.: Высшая школа, 2006. – 286 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Козин Анатолий Михайлович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и профессиональной педагогики, факультет психологии и педагогики, Челябинский государственный университет; 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129; e-mail: [email protected]

Третьякова Анна Юрьевна,

старший лаборант, кафедра общей и профессиональной педагогики, факультет психологии и педагогики; Челябинский государственный университет; 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: здоровьесбережение; психическое здоровье; психологическое здоровье; психологическая безопасность; факторы риска.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования психологической безопасности личности, влияющие на здоровьесберегающие процессы в образовании.

Наши рекомендации