Формирование здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью через взаимодействие педагогови родителей
Горбунова Наталия Евгеньевна
старший преподаватель, кафедры специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Союрова Ирина Владимировна
студент, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Ключевые слова:здоровый образ жизни; формирование здорового образа жизни; субъектно-субъектная модель взаимодействия; обучающиеся с умственной отсталостью; взаимодействие родителей и педагогов.
Аннотация.В данной статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью, описываются основные формы совместной работы педагогов и родителей при субъектно-субъектной модели взаимодействия.
FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS
WITH MENTAL RETARDATION THROUGH INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS
Gorbunova Natalia Evgenievna,
Senior Lecturer, Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Sourava Irina Vladimirovna
Student, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Key words: the healthy lifestyle; formation of a healthy lifestyle; subject and subject model of interaction studying mentally retarded; interaction of parents and teachers.
Abstract.This article the problem of formation of healthy lifestyle among students with mental retardation and describe the main forms of joint work of teachers and parents on subject-subject model of interaction.
Здоровье нации – залог счастливого будущего страны и демографического роста, поэтому в последние годы здоровому образу жизни придается все большее значение и внимание. По данным Роспотребнадзора, на сегодняшний день абсолютно здоровыми детьми в России являются не более 12 %, более половины обучающихся имеют хронические заболевания. «Частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза; хронических болезней – в 2 раза. Более половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни», – отмечают в ведомстве [3].
В соответствии с указом президента РФ от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.» [4], здоровьесберегающие технологии должны быть распространены во всех образовательных организациях, в том числе реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Таким образом, при организации образовательного процесса особое внимание необходимо уделять обучению школьников здоровому образу жизни как одному из важнейших аспектов развития ребенка.
Формирование здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью очень важно, так как у них отмечается наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением головного мозга и функциональным поражением центральной нервной системы [1]. А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев отмечают соматическую ослабленность таких детей, а также их повышенную склонность к хроническим инфекционным заболеваниям [2].
Исследования Л. П. Уфимцевой указывают, на то, что ослабленное здоровье обучающихся с умственной отсталостью негативно влияет на эффективность коррекционной работы в целом, осложняет социальную адаптацию выпускников [5]. Поэтому формирование навыков здорового образа жизни является одной из главных коррекционно-воспитательных направлений образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Все это обуславливает необходимость уделения большего внимания формированию у обучающихся необходимых понятий о здоровом образе жизни, а также совершенствованию здоровьесберегающих технологий.
Одним их наиболее эффективных путей формирования модели здорового образа жизни у обучающихся – эффективное взаимодействие педагогов и родителей.
Существует несколько моделей взаимодействия в процессе обучения для достижения конкретных целей. Для формирования правильной модели здорового образа жизни уместно использовать субъектно-субъектную модель взаимодействия, а именно модель «педагог-родитель».
Основной целью такого рода работы является достижение общего понимания о здоровом образе жизни, формирование у ребенка мотивации к соблюдению основных правил гигиены, формирование компетентности в области валеологии у всех участников образовательного процесса.
Основными формами работы являются:
1. Обмен информацией:
· информационно-просветительские (материалы на стендах, рекомендации, выпуск газеты, выставки детских работ, фотовыставки, информационные ролики);
· информационно-аналитические (анкетирование, интервьюирование, социологические опросы, «почтовый ящик»).
2. Взаимодействие субъектов:
· индивидуальные (беседа, консультирование, дневник школьника);
· коллективные (родительские собрания, родительский клуб, день открытых дверей, открытые уроки, совместный досуг, проведение экскурсии, совместная подготовка к праздникам и т.п.).
Субъектно-субъектное взаимодействие позволяет сделать сам процесс формирования понятия о здоровом образе жизни у обучающихся с умственной отсталостью более эффективным, так как обеспечивается закрепление материала о здоровом образе жизни вне дома.
Использование вышеперечисленных форм взаимодействия между педагогами и родителями позволяет добиться базового понимания обучающимися с умственной отсталостью понятия о здоровом образе жизни, способствует эффективному усвоению школьниками основных правил гигиены, мотивирует их к выполнению утренней гимнастики, занятию спортом.
Таким образом, благодаря активному взаимодействию педагогов и родителей, процесс формирования здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью будет проходить эффективнее.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
2. Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А. А. Дмитриев. – М. : Советский спорт, 1991. – 32 с.
3. Статистические материалы Роспотребнадзор. [Электронный ресурс] - Режим доступа :http://rospotrebnadzor.ru/activities/statistical-materials/statistic_detail.php?ID=8214&sphrase_id=1021815 - дата обращения 13.09.2017
4. Указ президента РФ от 1.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 – Дата обращения 16.09.2017.
5. Уфимцева, Л. П. Психологические и психофизиологические средства оздоровления личности в раннем онтогенезе в процессе учебной деятельности : Автореф.дис...д-ра психол.наук : 19.00.01 / Уфимцева Людмила Петровна. — Новосибирск :Б.и., 1999. — 53с.