Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

Языческие традиции

Истоки русского культурного развития. Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Культура Киевской Руси унаследовала:

1) культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства.

2) влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.

3) приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине ХП начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода:

1) культуру восточного славянства,

2) культуру Киевской Руси,

3) культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Письменность. Просвещение. К моменту принятия христианства на Руси ухе был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы DC в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма так появилась нынешняя азбука, "кириллица", которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них "Остромирово Евангелие". Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки (до сих пор сохранилось выражение "писать с красной строки"). Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение "прочесть от доски до доски"). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая "Александрия", рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также "Повесть о разорении Иерусалима" Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси "Повести временных лет", составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с "Повести временных лет" и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается "Псковская летопись"; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-волынской земли ("Ипатьевская летопись"); летопись Новгорода это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли ("Лаврентьевская летопись").

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, "Ипатьевская летопись" назвала так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. "Лаврентьевская летопись" названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали "жития" князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать "Поучение детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности бессмертное "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце Х в., — это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.

В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной части располагался балкон хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены как бы из отдельных монументальных глыб, слепленных рукой человека. Наиболее известные памятники Новгорода соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

В отличие от Новгорода и Киева, во Владимиро-Суздальской и Галицко-волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине здания.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде. Золотые ворота. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Нерль неподалеку от Боголюбова; соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Живопись и скульптура. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской

Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже Х1-ХП вв. Эта икона получипа название "Владимирской Богоматери" и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галеpee). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. "Владимирская богоматерь" одно из совершеннейших произведений мирового искусства. Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. Алимпий, Описей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII столетии.)

1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Сражение на реке Калке

Сражение на реке Сити

Невская битва

Причины возвышения Москвы.

1) удобное географическое положение

2) целенаправленная политика первых московских князей

3) переселение митрополита Петра из Владимира в Москву, которая становилась религиозным центром

4) пополнение численности населения переселенцами с юга

5) поддержка объединительной политики большинством населения

6) прекращение усобиц в Московском княжестве

Факторы:

1) Успешная борьба с Золотой Ордой, Великим княжеством литовским и Ливонским Орденом

2) Объединение русских земель вокруг Москвы, ставшей столицей русского нового государства

3) Централизация власти

4) Усиление процесса закрепощения крестьян

Предпосылки объединения русских земель:

Социально-экономические:

1) развитие к концу 14 века экономики ( распространение трехполья, рост ремесел, торговли, городов)

2) освоение лесных территорий северо-восточной Руси

3) рост численности населения в деревнях

4) развитие промыслов на селе

5) рост боярского вотчинного землевладения в результате кнжеских пожалований

6) быстрый рост служилого сословия

7) стремление князей усилить свой военный потенциал вело к соперничеству Москвы и Твери.

Политические:

1) необходимость освобождения от ордынского ига

2) борьба с Ливонским орденом и великим княжеством Литовским

Культурные и духовные:

1) стремление православной церкви противостоять экспансии католичества и ислама

2) потребность в единых языке, вере, правовых нормах.

Этапы Основные центры Московские князья Рост территории Московского княжества Важнейшие события
Конец 13-80-е годы 14 века Тверь, Москва, Литва. Борьба князей Северо-Восточ­ной Руси за ве­ликое княже­ние. Закрепле­ние ярлыка за Москвой Даниил Александро­вич (1276-1303 гг.) Присоединение Коломны (1300 г.), Переяславля (1302 г.) Образование само­стоятельного Мос­ковского княжества
    Юрий Данилович (1303-1325 гг.) Можайск (1303 г.), Переяс-лавль-Залесское княжество (1304 г.)  
    Иван I Данилович Калита (1325-1340 гг.) Начало борьбы с Тверью. Присоединены Галич, Углич, Белоозеро 1327 г. — подавле­ние антиордынского восстания в Твери
    Симеон Иванович Гордый (1340-1353 гг.)    
    Иван Иванович Красный (1353-1359 гг.)    
    Дмитрий Иванович Донской (1359-1389 гг.) Княжество Угличское, Калуга, Стародуб, Дмитров, Костро­ма, Галич 1362 г. — разгром ордынцев Ольгердом Литовским у Синих Вод. 1380 г. — Куликов­ская битва
90-е годы века – 1462 г Тверь, Москва, Литва. Продолжение процесса объе­динения: борь­ба с Литвой за Псков и Новго­род   Василий I Дмитриевич (1389-1425 гг.)   Нижний Новгород (1392 г.), Муром, Таруса, Вологда, Двинские земли, Малая Пермь, Козельск, Любутск (1408 г. по миру с Литвой)   1399 г. — поражение русско-литовских войск на р. Ворксла  
    Василий II Васильевич Темный (1425-1462 гг.)   Можайск (1454 г.), установлен протекторат над Рязанью (1456 г.), контроль над Вяткой (походы 1458, 1459 гг 1433-1453 гг. — фео­дал иная война. Победа Василия II закрепила но­вый порядок наследова­ния московского пре­стола  
1462 - 1533 Тверь, Москва, Литва. Завершение объединения земель Север­ной Руси. Нача­ло борьбы за западные (древнерус­ские) земли   Иван III Васильевич (1462-1505 гг.)   Новгород Великий (1471— 1478гг.), Пермская земля (1472 г.), Ростовское княжество (1474 г.), Тверь (1485 г.), Вят­ские земли (1489 г.), Ярославль, Стародуб, Брянск, Мценск, Лю­бутск, Гомель, Рыльск, Черни­гов, Новгород-Северский (1503 г. по миру с Литвой)   1480 г. — «стояние на Угре», свержениемон­гольского ига. 1500-1503 гг. — рус­ско-литовская война  
    Василий III Иванович (1505-1533 гг.)   Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), Рязань (1517 г.)   Процесс объединения русских земель практически завершен, территория Московского государства в целом сформирована

Итоги:

1) в результате объединения Северо-восточной Руси образовалось единое русское государство, которое с конца 15 века стало называться Россией

2) местничество- порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю

3) кормления – территории, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

4) поместье – земля, полученная в пользование на условиях военной службы и выплаты дохода вотчиннику (условное землевладение)

5) дворяне – служилые люди, условные держатели земли. Составляли двор феодала

Последствия Куликовской битвы:

1) ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы

2) присоединение Белоозерского княжества, контроль над Рязанью

3) моральная победа русских над монголами

С 1485г князь Московский стал именоваться государем всея руси.

1497 год – принятие Судебника Ивана 3.

Закреплялось право перехода крестьян от одного землевладельца к другому за неделю до и после Юрьева дня (26 ноября) с уплатой пожилого. Пожилое устанавливалось в размере – полтина в лесах и 1 рубль в полях.

1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств в 13 – 16 веках.

Исторические портреты:

Феофан Грек

Андрей Рублев

Дионисий

Иван Федоров

Просвещение

Географические знания

Русские путешественники оставили описания своих путешествий («Хожения»):

новгородец Стефан (середина XIV в.) — поездка в Константинополь;

Зосима, дьяк Троице-Сергиева монастыря — Константинополь, Палестина (1429 г.)

Симеон, суздальский инок — Феррара, Флоренция (1439 г.);

Афанасий Никитин, тверской купец — «Хождение за три моря» — Персия, Ин­дия (1466-1472 гг.);

последняя четверть XVI в. — составление «Большого чертежа» — атласа Русско­го государства.

Развитие книгопечатания

Иван III приглашает Фарфоломея Готана из Любека для организации печатания

книг.

При Иване IV начинает действовать первая государственная типография:

с 1550 г. — безвыходная печать (без выходных данных);

1 апреля 1564 г.Иван Федоров печатает «Апостол» (с выходными данными).

В 1566 г. И. Федоров и его помощник П. Мстиславец уезжают во Львов, где работа­
ют до 1583 г. ,

Переводные сочинения:

«Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественник VI в.);

«Шестоднев» Иоанна (болгарский экзарх);

комментарии Галена (II в.) к сочинениям Гиппократа (в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, XV в.)

Литература

Повести и сказания

О разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, о Куликовской битве («Задонщина»), сказание о Мамаевом побоище, о нашествии Тохтомыша в 1382 г.

Летописание

Местные летописи включают списки «Повести временных лет», подчеркивая связь с Древнерусским государством и свою независимость. Московское летописание начинается с XIV в.

свод митрополита Киприана (начало XV в.), свод митрополита Фотия;

до XVI в. составлены своды Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никонов­ский;

Лицевой свод (Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр) — с древ­нейших времен до Ивана IV (не позднее XV в.).

Хронографы

Хронографы XV—XVI вв. давали обзоры всемирной истории.

Житийная литература

Жития Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Стефана Пермского (XIV—XVI вв.), «Великие Четьи-Минеи» — свод составлен митрополитом Макарием

Публицистика

(слово, послание, поучение)

Тематика:

процесс объединения русских земель Москвой;

образование централизованного государства;

усложнение отношений между сословиями;

проблема взаимоотношений церкви и государства; борьба с Ордой;

падение Константинополя — 1453 г.

Элементы публицистики проникают и в летописи:

Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.);

Степенная книга (1562—1563 гг.);

Казанская история (60-е гг. XVI в.);

сочинения Пересветова, Максима Грека, Андрея Курбского и др. Выделяется
своим полемическим накалом переписка Ивана IV и Андрея Курбского, бежавше­го в Литву;

Летописный свод Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря;

полемика иосифлян и нестяжателей.

Повести

«Повесть о прихождении Стефана Баторияна...» — иконописец Василий;

«Повесть о царевиче Федоре Ивановиче» — патриарх Иов

Живопись

С 60—70-х гг. XIV в.— период национального подъема (до XV—XVI вв.).

Расцвет культуры наиболее ярко проявился в иконописи, фреске. Складываются региональные художественные школы и отдельные направления:

Новгородская школа (Феофан Грек);

Московская школа (Андрей Рублев);

Строгановская школа (Прокопий Чирин, Никифор Савин).

Феофан Грек (Гречанин)

Фрески церкви Преображенья на Торговой стороне, церкви Спаса на Ильине,
росписи церквей в Великом Новгороде;

росписи церкви Рождества Богородицы с приделом Лазаря к ней, Москва;

росписи соборов Благовещенского, Архангельского, Москва;

роспись Благовещенского собора и его иконостас, Нижний Новгород

Андрей Рублев (ок. 1360-1370 – ок. 1430 гг)

Благовещенского собора в Кремле;

Успенского собора во Владимире;

фрески и иконы собора Троице-Сергиева и Андроникова монастырей.
Наиболее знаменита работа — икона «Троица».

Архитектура

Каменное строительство на Руси возрождается в конце XIV в.

Москва:

строятся соборы Успенский, Архангельский (в 1344 г. расписан мастерами Захарией, Иосифом, Николаем), Спаса на Бору (в 1345—1346 гг. расписывали масте­ра Гойтан, Семен, Иван);

1367 г. — построен белокаменный Кремль, позже — каменный собор Чудова мо­настыря;

• Троице-Сергиев монастырь (построены крепостные стены и башни XVI в., Троиц­
кий собор (1422-1423 гг.), Успенский собор (1559-1585 гг.)) и др.

На рубеже XV-XVI вв.:

возводятся новые стены Московского Кремля (стены Белого города, мастер Фе­дор Конь);

новые соборы в Кремле: Успенский, Архангельский, Благовещенский, колоколь­ня Ивана Великого, Грановитая палата для торжественных приемов (архитекто­
ры — Аристотель Фиорованти, Алдевиз, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марк

Фрязин);

• начинается формирование архитектурного ансамбля Красной площади.

В XVIв.:

• церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.);

• Покровский собор (собор Василия Блаженного) — мастера Барма и Постник

Языческие традиции

Истоки русского культурного развития. Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Культура Киевской Руси унаследовала:

1) культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства.

2) влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.

3) приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине ХП начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода:

1) культуру восточного славянства,

2) культуру Киевской Руси,

3) культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Письменность. Просвещение. К моменту принятия христианства на Руси ухе был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы DC в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма так появилась нынешняя азбука, "кириллица", которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них "Остромирово Евангелие". Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки (до сих пор сохранилось выражение "писать с красной строки"). Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение "прочесть от доски до доски"). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая "Александрия", рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также "Повесть о разорении Иерусалима" Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси "Повести временных лет", составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с "Повести временных лет" и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается "Псковская летопись"; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-волынской земли ("Ипатьевская летопись"); летопись Новгорода это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли ("Лаврентьевская летопись").

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, "Ипатьевская летопись" назвала так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. "Лаврентьевская летопись" названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали "жития" князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать "Поучение детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности бессмертное "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце Х в., — это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.

В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной части располагался балкон хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены как бы из отдельных монументальных глыб, слепленных рукой человека. Наиболее известные памятники Новгорода соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

В отличие от Новгорода и Киева, во Владимиро-Суздальской и Галицко-волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине здания.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде. Золотые ворота. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Нерль неподалеку от Боголюбова; соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Живопись и скульптура. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской

Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески изображение, образ).

Наши рекомендации