Глава 5 рынок труда и безработица в отрасли «физическая культура и спорт»

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит себе работы , пополняя резервную армию труда.

На 01.01.2000 г. в России насчитывалось 9069,6 тыс. безработных, или 13% экономически активного населения. Наибольшая доля безработных приходится на население в возрасте 20 - 50 лет (80,0 % от числа безработных). Среди безработных высшее образование имеют 10,3%, среднее профессиональное образование - 27,7%.

Официальная государственная статистика Российской Федерации не содержит данных о безработице в отдельных отраслях народного хозяйства. Поэтому невозможно говорить о наличии либо отсутствии безработицы в отрасли «физическая культура и спорт».

Вместе с тем специалисты различных стран мира отмечают, что отрасль «физическая культура и спорт» не свободна от проявлений феномена безработицы. Приведем в кратком виде анализ данной ситуации и возможностей выхода из нее применительно к одной из категорий работников, наиболее подверженных неполной занятости и безработице, - учителям физической культуры, проведенный специалистом из Германии (Schubert M., 1987).

Выпускники зарубежных вузов, получившие профессию учителя физической культуры, далеко не всегда могут найти работу по специальности. В этом случае они сталкиваются с необходимостью: а) поиска работы в некоммерческих (коммерческих) физкультурно-спортивных организациях; б) перехода в так называемую «серую зону» (полулегальную зону трудовой деятельности); в) организации собственного дела.

Рынок труда в некоммерческих физкультурно-спортивных организациях имеет в силу своего специфического характера значительные ограничения в спросе на рабочую силу. Это связано с незначительным количеством некоммерческих организаций, малочисленностью их работников, широким привлечением работников на добровольных началах и т.д.

«Серая зона» трудовой деятельности характеризуется двумя основными аспектами. С одной стороны, это возможность найма в физкультурно-спортивные организации, как правило небольшие коммерческие школы частного характера, по трудовым соглашениям краткосрочного характера или с почасовой оплатой, с организацией трудового процесса в разных местах и в разных организациях, но с использованием в большинстве случаев традиционных форм занятий. С другой стороны, это работа по программам так называемой «альтернативной спортивной и двигательной культуры» (например, «альтернативный отпуск на лыжах с применением групповой методики самопознания» и др.), характеризующаяся краткосрочным характером, гонорарной оплатой труда, «выездной» организацией занятий в весьма нетрадиционных формах.

Трудовая деятельность в «серой зоне» рассматривается как временное решение проблемы безработицы, так как всегда характеризуется неполной занятостью, как фаза поиска устойчивого профессионального положения и одновременно как возможность для раскрытия предпринимательских инициатив и способностей учителей физической культуры.

Работа в коммерческой физкультурно-спортивной организации, а тем более организация собственного дела требует от специалистов быстрой реакции на изменение спроса на различные физкультурно-спортивные услуги; высокой мобильности и готовности к адаптации, способности оперативно изменять содержание предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, форм доведения их до потребителей; склонности к поиску новых рыночных ниш для расширения профессиональной деятельности; диверсификации ассортимента предлагаемых физкультурно-спортивных услуг в целях снижения факторов риска и обеспечения постоянной и возможно более полной загруженности работой; готовности к неопределенности и непостоянству в содержании труда, его распределении (например, по сезонам года) и интенсивности (например, в течение рабочей недели, рабочего дня), а также заработной платы и др.

Все охарактеризованные пути требуют профессиональной переориентации учителей физической культуры, которой зачастую мешают сложившиеся у них стереотипы и уровень полученной квалификации.

Для подготовки учителей физической культуры характерны высокая степень связанности организации учебного процесса с организацией будущей деятельности, ориентированность студента исключительно на работу в условиях школы, с четко обозначенным кругом функциональных обязанностей, с высокой долей традиционных форм их организации, стабильным и достаточно высоким заработком. Все это способствует формированию у выпускника прочного стереотипа профессии, который мешает переориентации в плане расширения собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, первым фактором, способствующим созданию возможностей для успешной работы в физкультурно-спортивных организациях, отличных от школы, а также организации собственного дела, является разрушение узкопрофессионального стереотипа учителя физической культуры.

Вторым фактором для успешного утверждения на рынке физ культурно-спортивных услуг являются характер и уровень квалификации учителя физической культуры. Профессиональная компетенция - главный производственный ресурс в деятельности по предложению и оказанию физкультурно-спортивных услуг. Именно в ней заключается значительное преимущество учителей физической культуры, которые в идеальном случае должны обладать не только основательным набором специальных знаний и умений, но и иметь специфический «ключ», позволяющий использовать этот образовательный комплекс творчески, с учетом складывающейся ситуации в изменении спроса на физкультурно-спортивные услуги.

Однако только высокой квалификации недостаточно для самостоятельной деятельности на рынке физкультурно-спортивных услуг. Обязательным условием обеспечения профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики является определенный объем организационно-управленческих и экономических знаний и умений, приобрести которые в рамках обучения в педагогических учебных заведениях далеко не всегда возможно. Наряду с лежащей на поверхности проблемой отсутствия организационно-управленческих и экономических знаний и умений учителя физической культуры воспринимают как противоречие процесс всестороннего развития личности средствами физической культуры и спорта в прямом сочетании с экономическими интересами. В связи с этим такая двуединая направленность преподавательской деятельности отвергается учителями как обязательное \ условие собственной профессиональной практики.

Таким образом, находясь на перепутье между педагогической моделью спорта, базирующейся на общественных интересах в развитии физической культуры и спорта, и экономической моделью спорта, ставящей во главу угла материальную выгоду, для того, чтобы иметь работу в условиях рыночной экономики, учитель физической культуры должен, с одной стороны, научиться ориентироваться в экономической ситуации, а с другой стороны – найти компромисс в конфликте между педагогическими и экономическими целями и образцами поведения.

Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации является усиление практической подготовки учителей физической культуры в плане организации их работы в процессе обучения в различных физкультурно-спортивных организациях, а не только в школах. Практическая учебная работа в клубах, федерациях по видам спорта и т.д. позволяет не только получить разнообразную информацию о современных тенденциях в функционировании и развитии физической культуры и спорта и определить на этой основе потенциальные возможности спроса на физкультурно-спортивные услуги, но и на деле апробировать новые формы двигательной активности с представителями различных слоев населения. Все это дает возможность учителю физической культуры приобрести дополнительную квалификацию, полезную для перехода в случае необходимости к самостоятельным формам заработка, хотя эта квалификация и не будет иметь подтверждения на уровне официального документа. Данное предложение имеет, однако, значительные ограничения: исследования положения дипломированных учителей физической культуры - выпускников Немецкой высшей спортивной школы в Кёльне, закончивших специальный концептуально и практически ориентированный на формы работы в коммерческом секторе курс, показали их весьма ограниченную возможность работать вне рамок школьного спорта.

Результатом подобной ситуации могут быть следующие причины. Принципиально важным для предпринимательской деятельности вообще, создания собственного дела в частности являются привлечение капитала и решение проблем, связанных с учреждением физкультурно-спортивной организации. Уровень капиталовложений в сфере производства услуг ниже, чем в сфере производства товаров, и может значительно колебаться в зависимости от предлагаемых для занятий видов спорта и масштабов самого дела. Вместе с тем первоначальные затраты выражаются, как правило, в пятизначных цифрах, поскольку успех коммерческой физкультурно-спортивной организации не в последнюю очередь зависит от места ее расположения, комфортабельности помещений, оснащения современным спортивным инвентарем и оборудованием и т. п. Получение необходимого кредита для учителя физической культуры весьма затруднительно потому, что он либо не может, либо может только частично обеспечить выполнение связанных с этим условий (разработка детального бизнес-плана, опыт коммерческой деятельности, гарантии выплаты кредита и т.д.). Даже получение кредита влечет за собой решение многочисленных организационно-управленческих и экономических проблем: арендная плата, выплата кредита, налоги, дополнительные «накладные» расходы и т.д. оказывают постоянное давление на загрузку площадей и персонала, справиться с которыми достаточно трудно для профессионально неподготовленного к этому работника. Следует напомнить еще и о том, что для организации и руководства собственным делом необходимо наличие таких личностных предпринимательских качеств, как готовность к риску, знание людей, организационный талант, высокий уровень творческой активности и мобильности и др. Поэтому еще одним выходом из создавшегося положения для учителей физической культуры является получение дополнительного второго образования.

В Немецкой высшей спортивной школе в Кёльне и заочном университете в Хагене организовано двухгодичное дополнительное обучение по специальности «Экономика спорта» с выдачей диплома «экономист-менеджер спорта».

Впервые прием дипломированных учителей физической культуры на дополнительное обучение был проведен в 1989/1990 учебном году. Процесс получения второго дополнительного образования по специальности «Экономика спорта» организуется таким образом, что около 40% учебной программы осваивается в Немецкой высшей спортивной школе в Кёльне, а около 60% программы - в заочном университете в Хагене.

Учебной программой предусмотрено изучение следующих основных блоков дисциплин:

в Немецкой высшей спортивной школе в Кёльне: «Социально-экономические проблемы спорта и здоровья», «Спортивная экономика и спортивный менеджмент», «Спортивное право», «Социология спорта», «Спортивная журналистика»;

в заочном университете в Хагене: «Математика», «Экономическая и социальная статистика», «Основы экономики и организации производства», «Право для специалиста в области экономики», «Предметы специализации» (теория организации производства в непроизводственной сфере, маркетинг, финансы, экономическая информатика, исследование операций и др.).

В дополнение к аудиторным учебным занятиям проводится практика в организациях спортивного самоуправления (союз, федерация и т.п.) и в коммерческих физкультурно-спортивных организациях.

Пройти обучение и получить второе образование можно в качестве: а) студента с полным курсом обучения, в период которого профессиональная трудовая деятельность не предусматривается («очное» специализированное обучение); б) студента с неполным курсом обучения, предполагающим совмещение получения второй специальности с профессиональной трудовой деятельностью («заочное» специализированное обучение); в) слушателя-заочника с полным курсом обучения (совмещение учебы в заочном университете Хагена с учебой в очной высшей школе с целью получения либо диплома о более широком физкультурном, либо ином втором образовании); г) слушателя-заочника с неполным курсом обучения (совмещение учебы в заочном университете Хагена с учебой в очной высшей школе, не предусматривающей получение диплома о втором образовании); д) «вольного» слушателя (неофициальное, по личному желанию повышение квалификации без получения каких-либо документов о нем).

Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Организация труда работников физкулътурно-спортивной организации представляет собой способ упорядочения и направления труда на достижение поставленной цели путем объединения работников в определенную систему.

Организация труда подразумевает использование как управленческих, так и экономических инструментов. Среди последних наибольшее значение имеют установление меры труда с помощью нормирования, организация оплаты труда и т.д.

Наши рекомендации