Предложения и спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт»
В условиях рыночной экономики услуги являются объектом купли-продажи, в связи с чем их производители выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые - спрос. Данная ситуация в полной мере относится к отрасли «физическая культура и спорт», несмотря на то что в ней наряду с коммерческой деятельностью весьма широко представлена и деятельность некоммерческая.
Предложение - это количество услуг (товаров), которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
Предложение в отрасли «физическая культура и спорт» напрямую связано с количеством физкультурно-спортивных организаций, производящих различные услуги, и во многом зависит от таких неценовых факторов, как наличие кадров с высшим и средним профессиональным образованием, сети физкультурно-спортивных сооружений, финансирования и др.
На рынке услуг в отрасли «физическая культура и спорт» имеет место как внутриотраслевая (между производителями определенных услуг), так и межотраслевая (с другими отраслями сферы услуг) конкуренция за свободное время и средства потребителя.
Спрос - это представленная на рынке потребность в услугах (товарах), ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей.
Различают совокупный и частный спрос. Совокупный спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» определяется такими основными неценовыми факторами, как численность населения, уровень его доходов и наличие времени, которое оно хотело бы затратить на потребление конкретных услуг.
Для иллюстрации приведем в кратком варианте анализ совокупного спроса на рынке услуг спорта в США (Ellis M.J., 1988).
Население. В соответствии с демографическим прогнозом ожидается, что каждые 10 лет численность населения будет возрастать приблизительно на 10%, в связи с чем рынок отраслевых услуг потенциально может увеличиваться каждые 10 лет также приблизительно на 10%.
Население США крайне неравномерно распределено по территории страны: в Центре и на Северо-востоке проживает 45% американцев, на Юге - 33%, а остальные - на Западе. В связи с иммиграцией и внутренней миграцией население Юга до 2000 г. будет paсти приблизительно на 15% в год, а Запада - приблизительно на 20%.
Основные ориентиры для сферы спорта: рост абсолютной численности населения; рост среди потенциальных клиентов числа пожилых людей, особенно женщин; рост числа иммигрантов и небелого населения; изменения в географическом распределении населения по территории страны; увеличение запросов и изменение содержания потребностей населения в связи с ростом продолжительности жизни, повышением уровня здоровья и другими факторами.
Доходы. Расходы на занятия спортом довольно стабильны и составляли в середине 1980-х годов 6,4-6,7% персонального потребления американцев.
В случае предоставления услуг спорта организациями государственного сектора следует иметь в виду доходы местных властей в различных регионах страны. Например, богатый и населенный Средний Восток обладает более широкими возможностями по предоставлению услуг через государственный сектор в отличие от густонаселенного и небогатого Юго-Запада. В случае предоставления услуг спорта организациями частного сектора следует иметь в виду личные доходы населения. Так, регион Скалистых Гор отличается незначительными размерами личных доходов населения, в отличие от Юго-Востока и региона Великих Озер, и т.д.
Основные ориентиры для сферы спорта: относительная стабильность расходов населения на сферу спорта; регионы страны с высокими доходами местных властей (для специалистов, желающих работать в государственном секторе); регионы страны с высокими личными доходами (для специалистов, желающих работать в частном секторе).
Свободное время. Существующая тенденция в изменении продолжительности рабочей недели должна привести к тому, что ее реальная величина составит 30 часов к 2010 г. Ожидается появление огромного разнообразия форм распределения рабочего времени - гибкий график, 4-дневная рабочая неделя, выполнение части работы на дому и т. п. Перераспределение рабочего времени повлечет за собой сложные изменения в распределении свободного времени граждан, увеличение которого будет происходить в первую очередь за счет роста продолжительности отпусков, каникул и т.п., а не за счет сокращения реальной рабочей недели.
Основные ориентиры для сферы спорта: общая тенденция увеличения свободного времени не в рамках реальной рабочей недели, а за счет отпусков, каникул и т.п., что влечет за собой разработку специальных программ, учет мест массового отдыха и т.д., а также предложение услуг спорта в рамках рабочей недели, когда люди не заняты (раннее утро, поздний вечер и т.п.) и др.
Частный спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» характеризуется спросом отдельных потребителей (или их групп) на отдельные услуги (или пакет услуг).
В основе спроса на услуги физической культуры и спорта лежат потребности. Однако в условиях рыночной экономики между потребностью и возможностью потреблять лежит необходимость оплатить конкретную услугу. Поэтому объем спроса связан как с существованием определенных потребностей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта и т.д., так и с наличием достаточных средств для их удовлетворения.
В связи с тем что люди отличаются друг от друга как своими потребностями, так и уровнем дохода, на практике рынок услуг отрасли «физическая культура и спорт» представляет собой сложную совокупность рыночных сегментов, объединяющих потребителей со схожими потребностями и близкими по уровню доходами.
Сегментация рынка отрасли «физическая культура и спорт» может осуществляться с использованием критериев региональной демографии (расположение региона, климат, численность и плотность населения, динамика развития региона и др.); персональной демографии (возраст, пол, уровень образования, уровень доходов, профессия, семейное положение, национальность и др.); критерия стиля жизни (социальный статус, приверженность к определенным формам проведения досуга и др.); частотного критерия (систематичность и длительность занятий физическими упражнениями и видами спорта и др.).
Результаты исследований (Иванова Т. И., 2000) позволяют предметно охарактеризовать предложение и частный спрос на услуги физкультурно-спортивной организации на примере спортивно-оздоровительного клуба «Золотые ключи» (система клубов «Planeta Fitness»).
Предложение. Спортивно-оздоровительный клуб работает с 7.00 до 23.00 в рабочие и с 9.00 до 22.00 в выходные и праздничные дни.
Членство в клубе может быть индивидуальным и семейным, годовым и полугодовым (с возможностью приостановить членство на срок от 10 дней до 1,5-3 месяцев), полным и утренним (до 17.00 в будние и до 14.00 в выходные и праздничные дни), «серебряным» (возможность посещать все клубы сети «Planeta Fitness» в России) и «золотым» (возможность посещать все клубы сети «Planeta Fitness», которых насчитывается более 170 в различных странах мира), детским (3-6 лет) и юниорским (7-16 лет). В случае приобретения семейного членства со значительной скидкой предлагается членство для пожилых «50+».
Приобретение членства в клубе предполагает потребление основных и дополнительных услуг, предоставляемых в тренажерном зале и зале аэробики, бассейне, финской сауне, турецкой бане и т.д. За отдельную плату можно пользоваться также основными (персональные тренировки, разработка индивидуальных программ тренировок и т. п.), дополнительными (солярий, массаж, салон красоты и т.п.) и вспомогательными (спортивный бар, магазин спортивных товаров, детская комната, автостоянка и т.п.) услугами.
Спрос. Клиенты клуба - москвичи, проживающие в различных районах города. Большинство клиентов (65,9%) проживают недалеко от клуба; для значительной части клиентов (18,2%) клуб расположен далеко и от места жительства, и от места работы; для 15,9% клиентов посещение клуба удобно тем, что он расположен недалеко от места их работы.
Потребителями услуг клуба преимущественно являются клиенты в возрасте 20-30 (38,6%) и 31-40 (47,8%) лет.
В большинстве случаев используется семейное годовое (43,2%) и индивидуальное годовое (29,6%) членство.
Подавляющее большинство клиентов (72,7%) за одно посещение клуба потребляет 3-4 основных и дополнительных услуг. Наибольшей популярностью пользуются услуги, предоставляемые в бассейне (81,1 %), сауне (58,9%), тренажерном зале (56,7%), зоне отдыха в бассейне (46,7%), зале аэробики (31,1%), турецкой бане (30,0%). К дополнительным услугам чаще прибегают женщины.
Ранее значительная часть клиентов (34,1 %) была членами других престижных спортивно-оздоровительных клубов (World Class, Gold Gum и др.). Смена клуба осуществляется по трем основным причинам: недостаточный спектр услуг или низкое их качество (46,7%), смена места жительства (40,0%) и высокая стоимость членства (26,7%). Для женщин (85,7%) спектр услуг и их качество имеют гораздо более важное значение, чем для мужчин (12,5%).
Большинство клиентов клуба (54,5%) пользуются его услугами 3-4 раза в неделю. Длительность разового посещения у половины клиентов составляет 2-3 часа.
Конкретное соотношение предложения и спроса на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» может быть охарактеризовано как рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок покупателя представляет собой такую ситуацию, когда предложение преобладает над спросом. Данное положение обеспечивает покупателям больше власти на рынке за счет возможности широкого выбора услуг и в связи с этим воздействия на ценообразование и иные условия их предоставления.
На рынке покупателя могут существовать различные разновидности спроса: отсутствие спроса (безразличие потребителей в отношении определенной услуги); отрицательный спрос (большая часть потребителей недолюбливает определенную услугу); падающий спрос (негативная тенденция в уровне спроса потребителей
на определенную услугу); нерегулярный спрос («сезонность» спроса потребителей на определенную услугу) и др.
Рынок продавца - это такое положение на рынке, когда спрос превышает предложение и возникает дефицит. В данной ситуации продавцам обеспечена большая рыночная власть по сравнению с покупателями и, как следствие, возможность диктовать свои условия.
Тем не менее рынок продавца весьма разнообразен и характеризуется различными видами спроса: скрытый спрос (спрос потребителей невозможно удовлетворить спектром существующих услуг); чрезмерный спрос (спрос потребителей на определенную услугу значительно выше возможностей ее удовлетворения); нерациональный спрос (спрос потребителей на «экстремальные», часто опасные для здоровья услуги) и др.
Баланс предложения и спроса, рынков покупателя и продавца характеризует полноценный спрос, т. е. такое состояние рынка услуг отрасли «физическая культура и спорт», когда производители удовлетворены своей работой (доходами и т.п.), а потребители - спектром и качеством предоставляемых им услуг.
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНЫХ СТРАН МИРА О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ