Классификация социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт»
Одним из необходимых условий эффективного производства и реализации социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» является представление об их реальном спектре в условиях рыночных отношений.
Развитие материального производства, являющегося фундаментальной основой прогресса сферы услуг, а также продолжающееся разделение труда в непроизводственной сфере привели к значительному разнообразию видов услуг вообще, услуг в отрасли «физическая культура и спорт» в частности.
Спектр социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» можно классифицировать с использованием различных оснований:
по форме распределения общественных фондов потребления выделяют бесплатные (урок физической культуры в общеобразовательной школе и т.п.) и платные (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре и т.п.) услуги;
по мотивам производства услуги могут быть коммерческими (получение производителем прибыли) либо некоммерческими (выполнение производителем социально важных функций, например, развитие физической культуры и спорта среди детей и подростков, инвалидов, пожилых и т.п.);
по форме потребления социально-культурные услуги подразделяются на индивидуальные (самостоятельные занятия физическими упражнениями и видами спорта и т.п.) и массовые (коллективные занятия физическими упражнениями и видами спорта в секциях и т.п.);
по мотивам потребления различаются услуги личного характера (занятия конкретного лица плаванием в бассейне и т.п.) и деловые (аренда бассейна для проведения спортивных соревнований и т.п.);
по характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или иные услуги, их можно классифицировать на физкультурно-спортивные (обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнообразных организационных формах, платно либо бесплатно и т.п.); зрелищные (личное присутствие на спортивных соревнованиях либо просмотр их по телевидению и т.п.); консультационные (персональные консультации по средствам, методам и формам занятий физическими упражнениями, видами спорта, лечебной физической культурой и т.п.); образовательные (получение среднего или высшего профессионального образования и т.п.); дополнительного образования (занятия в спортивных школах и т.п.); посреднические (подготовка пакета документов, необходимых для создания физкультурно-спортивной организации, контракта профессионального спортсмена и т.п.); коммерческие (спонсорская помощь, лотерейная и подобная ей деятельность и т.п.) и др.;
по степени важности для потребителя услуги подразделяют на основные (активные занятия физическими упражнениями и видами спорта на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий и т.п.), дополнительные (пассивное оздоровление с использованием различных разновидностей массажа, бань и т. п.) и сопутствующие (обеспечение вспомогательного обслуживания в виде предоставления специализированного питания, камер хранения, автостоянок и т.п.) и т.д.
В качестве иллюстрации кратко охарактеризуем пакет услуг, производимых и предлагаемых потребителям олимпийским комплексом «Лужники» (Алешин В. В., 2000).
Пакет состоит из восьми блоков: 1) предоставление в аренду разнообразных физкультурно-спортивных сооружений; 2) групповые организованные и индивидуальные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта (шейпинг, плавание, пейнтбол и т.д.); тестирование по программе «Президентские состязания»; учебно-тренировочные занятия в спортивных командах и т.п.; 3) спортивно-зрелищные услуги (соревнования, показательные выступления, церемониалы открытия и закрытия соревнований, праздничные спортивно-зрелищные мероприятия, посвященные Дню города, и т.п.); 4) физкультурно-образовательные услуги (педагогическая, организационная и специализированная практика студентов высших физкультурных учебных заведений и т.п.; посещение Музея спорта и др.); 5) услуги врачебно-физкультурного диспансера; 6) материальные физкультурно-спортивные услуги (продажа спортивного инвентаря, одежды и обуви; прокат спортивного инвентаря и оборудования; специализированное питание спортсменов; питание тренеров и обслуживающего персонала спортивных команд и др.); 7) культурно-зрелищные услуги (концерты, дни ведущих газет, Новогодние елки и др.); 8) сопутствующие услуги (страхование спортсменов; банковское обслуживание спортивных команд и организаций, пользующихся услугами стадиона; рекламное обслуживание спортивных мероприятий и команд; гостиничное и транспортное обслуживание спортсменов и команд).
Анализ пакета услуг олимпийского комплекса «Лужники» свидетельствует о следующем: во-первых, в нем превалируют социально-культурные услуги, однако имеют место и услуги материальные; во-вторых, он содержит комплекс основных, дополнительных и сопутствующих социально-культурных услуг. Пакет услуг дополнительно может быть охарактеризован как в большей степени платный (по форме распределения общественных фондов потребления), коммерческий (по мотивам производства), массовый (по форме потребления) и т.д.