Глава 2 Образ коня в русской и казахской литературе.
Еще с детских лет все мы помним, сколько славных дел сделал Конёк-горбунок (конёк — уменьшительно-ласкательное слово от «конь») для своего хозяина из сказки Ершова. Он —
Игрушечка-конёк,
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Но, несмотря на такой неказистый вид горбунок, по словам матери-кобылицы:
...на земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет...
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит...
Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал “игрушка-горбунок” для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток.
Плата за верность своему хозяину была довольно простой: ему достаточно ласкового слова, хорошего ухода. В произведении Ершова П.П.удивляет преданность Коня человеку!
Так и у вещего князя Олега («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина) нет никого вернее его коня, который
...не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю...
И холод, и сеча ему ничего...
Поэтому для Олега было страшным ударом пророчество кудесника: “Но примешь ты смерть от коня своего”. Не верит князь, и потому не торопится расстаться с верным слугой, отдаёт приказания о сохранении его здоровья. Прошли годы, но не забыт им товарищ: “Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?”. Ужасен был ответ, и подозрительная мысль закралась: “Что же гаданье?..”
Но судьбу нельзя обмануть, к сожалению.
Не мог конь спокойно спать без своего хозяина. Вот она — преданность до гроба и в мирной жизни, и в битвах. В кровавых сечах бились не только люди, но и кони, которые
“чувствовали” приближение врага. У М.Ю.Лермонтова же в стихотворении «Бородино» видим момент атаки:
...Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди...
Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу — попадёт он в плен или проявит безоглядную смелость в бою.
Петя Ростов перед сражением разговаривает с Карабахом — малороссийской лошадью, целуя и нюхая её ноздри: “Ну, Карабах, завтра послужим”. Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу.
Уже в сражении Петя прокричал:
“—Ура! Ребята... наши!..” — и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперёд по улице, впереди всех... И самое страшное было, когда лошадь, набежав на тлевшийся в утреннем свете костёр, упёрлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Она уже чувствовала смерть своего юного друга. Нет гусара, но конь-то на этот раз остался жив.
К сожалению, говоря об отношении человека к лошадям, встречаем и такое: В.В.Маяковский рассказывает о лошади, “которая на круп грохнулась”. И
...смех зазвенел и зазвякал:
—Лошадь упала!
—Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Но в глазах лошадиных “улица опрокинулась, течёт по-своему...”
...за каплищей каплища по морде катится...
“Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
14
...Каждый из нас по-своему лошадь”.
О, чудо!
Лошадь рванулась,
встала на ноги,
ржанула и пошла...
Вот она — сила любви, надежды, при которой
И стоило жить,
и работать стоило.
В сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» наблюдаем, как сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика). Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.
Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.
Но может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они о “прянике конём”. Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами... «Пряник конем» должен быть заработан « трудом своим» - мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник конём» от бабушки – это тоже своего рода путь: путь к раскаянию. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: « А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»
Образ «розового коня» встречаем и в стихотворении С.Есенина ( "Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г. ) Конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Благодаря дополнительной символике цвета жизнь предстает как "розовый конь" – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" ( 1924 г. )
“Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!”
Остаётся только восхищаться этим “божьим чудом”, их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.
“Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?”
Ответ на этот вопрос дают все русские писатели и поэты, которым знакомы дальние пути-дороги, по которым “летит всё, что ни есть на земле...”
В исследовании Р.С.Липец «Образы батыра и его коня в тюркско-монгольском эпосе» отмечается наличие неразрывной почти мистической связи между всадником и его боевым конем, значение для батыра незаменимого, умного, преданного и такого прекрасного животного. В познавательной книге О. Жанайдарова («Мифы Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана» – ред.) описывается что в древнем эпосе волшебный конь, предназначенный для батыра, пока тот не вырастет, находится среди простых лошадей в табуне в виде невзрачного, худого и немощного конька, покрытого язвами и какой-то грязной попоной. А когда батыр наконец-то вырастает, тут и конь его преображается, показывая свой истинный облик.
В сказке «Кендебай на коне Кергула» есть строки, где описывается вся мощь необыкновенного Коня: Кендебай-сал – это я, что таить, Мой верный конь Кергула на привязи не стоит, На скаку развевает ветер гриву коня, И сверкает на солнце броня.
В эпосе «Кобыланды батыр» тулпар батыра удивляет своим напором: «...Когда
вперед устремлялся он, В пятьсот саженей был его шаг. Бурыл подпрыгнул до
небес, Взмылился пот на его груди. Скачет, скачет резвый конь, Камни вылетают из-под копыт, Словно пули из ружей кызылбашей. Легче тюбетейки казался ему Сидящий на нем богатырь...». В сказках «Камбар батыр», «Делдаш батыр», «Падишах Абдырахман» также встречаются эпизоды про дивных коней. В сказке «Шубарат» описывается быстрый конь Шубарат, который был быстрее ветра: «Усталые лошади не могли подняться по нему. Добежав до него, они остановились. И пришлось их вести на поводу. Только Шубарат, вытянувшись, как струна, влетела на вершину и стала победительницей. С тех пор гора стала называться Шубарат». В сказке «Тельконур» говорится о невероятно красивом коне. Если играла музыка скакун грациозно танцевал под нее. Здесь также описывается невероятная скорость скакуна: «Тельконур рванулся от седока в сторону и бросился на волны Жайыка. Никто не успел и ахнуть, как конь уже отряхивал с себя воду на другом берегу». А в сказке «Сватовство Едиля и Жайыка» очень четко описывается образ крылатого коня «И она увидела, что конь не простой, а волшебный, крылатый: он держал свои крылья в корытах, одно в воде, другое в молоке, остужая их после полета». В устном народном творчестве образы чудо-коней встречаются часто. Это говорит о значимости коня для казахского народа. По всей территории Казахстана есть холмы и горы, озера и реки, джайлау и равнины, названные в честь легендарных тулпаров – истинных духов Великой степи.