Как часть культуры труда и физической культуры в целом
Физическая культура – единственный предмет, традиционно входящий в базовое содержание образования (от школьного до высшего) и этим отличающийся ото всех предметов общеобразовательного цикла.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту высшего профессионального образования лица, завершившие обучение по дисциплине «Физическая культура», должны:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать научные основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- иметь опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [52].
Дальнейшее совершенствование производства, возрастание объёма и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов. Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающих физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств (ПВК) и психомоторных способностей.
Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств личности.
По данным учёных точно установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создаёт предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.
Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длиться от одного года до 5-7 лет. Поэтому учебные заведения, обучающие профессиональной деятельности, для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.
В экономической литературе отмечено, что если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет здоровья и необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым
ресурсам. Вот почему каждый молодой человек должен заблаговременно и активно готовиться к избранной профессии, целенаправленно развивать те физические и психические качества, которые определяют психофизическую надёжность и успех в его будущей профессиональной деятельности. Поэтому при подготовке специалистов к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в профессиональной деятельности. [54,55].
В процессе исторического развития физическая культура приобрела определенные направления, которые тесно связаны с различными сферами деятельности человека: образованием и воспитанием, трудовой деятельностью, отдыхом и досугом, профилактикой и коррекцией здоровья, военным делом.
Поскольку одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, в последнее время все чаще получает название «профессионально-прикладная физическая культура».
Основная, но не единственная причина появления профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что каждая профессия, даже специальность имеет свою специфику, предъявляет свои, вполне определенные и, довольно жесткие требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам и способностям и к так называемым психофизическим функциям. В процессе общей физической подготовки, которая в основном проводится на начальных этапах обучения в учебных заведениях, практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность во всех многообразных проявлениях. Во многих случаях им необходимы специальные целенаправленные занятия физическими упражнениями и спортом, которые позволяют весьма существенно повысить освоение профессии.
О тесной взаимосвязи физической культуры и трудовой профессиональной деятельности говорит уже тот факт, что существует целый ряд понятий, которые, с одной стороны, характеризуют те или иные элементы и стороны профессиональной деятельности, а с другой – входят в структуру понятий физической культуры. Это такие понятия, как «профессионально важные физические и психофизические качества и способности», «профессиональные двигательные умения и навыки», «профессиональное здоровье», «работоспособность», «трудоспособность», «адаптационные возможности организма», «функциональные состояния», «стрессоустойчивость и помехоустойчивость» и многие другие.
Личная и социальная значимость профессионально-прикладной физической культуры определяется её специфической и общеприкладной функциями. Специфическая функцияобеспечивает содействие развитию профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков. Общая прикладнаяфункция призвана укреплять и сохранять профессиональное здоровье, способствовать формированию необходимых личностных качеств и способностей, повышать и поддерживать на высоком уровне профессиональную работоспособность.
Социальная функция состоит в содействии успешности труда в целом, межличностному общению, семейному и физическому благополучию и др.
6.2. Историческая справка по актуальности
профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)
Взаимосвязь физической культуры и трудовой профессиональной деятельности объективно существует, носит весьма разнообразный характер и имеет глубокие исторические корни. Рассмотрим некоторые аспекты данной взаимосвязи, а именно её исторические и психолого-педагогические.
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта.
Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.
В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. Именно в этот период возникло и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве.
Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Ещё в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что, вводя физическое образование в профессиональную школу, мы можем достичь искусства в ремесле. Он начал свою педагогическую физкультурную деятельность по заказу военного ведомства. Разработанная им система физического образования вначале была применена для подготовки офицеров царской армии. Пришедшее к власти после Октябрьской революции Советское правительство сразу же обратило внимание на необходимость прикладной физической подготовки военнообязанного населения.
Особый этап в развитии общественной системы физического воспитания связан с обращением государства к прикладным возможностям физической культуры для содействия решению экономических задач.
В настоящее время прослеживается новый этап в развитии прикладной физической культуры. Это связано, во-первых, с изменениями в характере и условиях современного труда, обусловленных научно-техническими, социально-экономическими и экологическими процессами; во-вторых, современными проблемами социальной практики физической культуры.
Следует отметить, что первоначально понятие прикладной физической подготовки понималось как процесс, почти исключительно направленный на развитие физических качеств и совершенствование двигательных возможностей человека, и только в последующем оно обрело нынешнее содержание, предполагающее единство физических, психофизиологических и психических качеств. Рассматриваемая взаимосвязь обусловлена, прежде всего, объективным единством функций организма, задействованных как в процессе труда, так и в занятиях физическими упражнениями [58].
С позиции психолого-педагогического аспекта широко известны закономерности, подтверждающие прямые взаимосвязи между занятиями физическими упражнениями и спортом, и становлением профессионально важных физических качеств, психофизиологических функций и характерологических особенностей личности специалиста.
Реализация задачи общей трудовой подготовки, утвержденная в реформе высшей школы, направлена на устранение недостатков и пробелов в профессионально-прикладной физической подготовке. Вместе с тем объединение двух программ обучения – общеобразовательной и профессиональной – требует выработки прочных профессиональных навыков у
студентов в более короткие сроки. В этих условиях значительно возрастает значимость профилирования процесса физического воспитания студентов, целенаправленного развития и совершенствования функциональных и двигательных возможностей их применительно к конкретным видам трудовой деятельности.
6.3. Современное представление о профессионально-прикладной физической подготовке работников промышленного производства
Гуманизирующие и культурообразующие функции физической культуры нацелены, как и все функции вузовского обучения, на социальное формирование личности студента. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определённых физических качеств будущего специалиста: здоровья, психофизиологических способностей и др. Такой специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надёжности и дееспособности.
Анализ научной литературы посвящённой проблеме здоровья студенческой молодёжи показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение. Неоправданное увеличение веса отмечается у 53 % мужчин и 64 % женщин. Ко второму курсу повышается количество заболеваний на 23 %, а к четвёртому на 43 % [1].
Между тем история научно-технического прогресса показывает, что по мере появления новых источников энергии и развитие техники значение мускульной силы уменьшается, а значение его психических функций постепенно возрастает. Однако существенное уменьшение доли простого физического труда не исключает требований к физической подготовленности работников, так как технический прогресс всё больше обостряет проблему надёжности человека в системе производства. Эта проблема в наше время приобретает особую важность, поскольку искусственная техническая среда, окружающая человека как на производстве, так и вне его, оказывает постоянно усиливающееся и не всегда благоприятное влияние на его жизнедеятельность.
Под влиянием научно-технического прогресса происходит определенная трансформация процессов, которая отражается на исторически сложившееся разделение труда. Так, до 1961 года в нашей стране насчитывалось свыше 30 тысяч профессий и специальностей;к началу 70-х годов немногим более 12 тысяч, сейчас же в едином тарифно-квалификационном справочнике содержится около 6,5 тысяч. Преобразования в технике, технологии и организации производства будут и в дальнейшем способствовать интеграции трудовой деятельности и выдвигать все боле высокие требования к уровню квалификации [28].
По данным ученых установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно
проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.
Ошибкой считается мнение людей, будто здоровый человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств, способен успешно освоить любую рабочую специальность. Человек может освоить профессию и совершенствоваться в ней, но при условии, что физические качества, развитые
в процессе занятий физическими упражнениями или спортом, совпадают с профессионально важными, т.е. с физическими качествами, являющимися наиболее существенными для освоения конкретной специальности [53.55].
Среди рабочих не малое распространение имеет мнение, будто бы профессиональная физическая работа вполне может заменить рабочему физическую культуру. Это глубокое заблуждение. Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии. Поступить иначе – значит не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе [55].
Многочисленными исследованиями доказано, что недостаточное внимание к профессионально-прикладной физической подготовке приводит
к снижению надежности человеческого фактора в целом. Вот лишь некоторые факты:
- из 20 миллионов специалистов с высшим образованием в России – 10 миллионов работает не по специальности [33];
- за год регистрируется около 11 тысяч случаев профессиональных заболеваний и 40 тысяч случаев производственного травматизма, в том числе 8
тысяч со смертельным исходом, а 12 тысяч работников становятся инвалидами [28];
- только 8-10% работающих в промышленности по своим психофизическим характеристикам соответствуют требованиям профессии [58];
- за годы учебы число болезней будущих специалистов увеличивается в 3,8 раза [10];
-.из всех проблем человеческого фактора 80-85% сводится к недостаточной психической готовности, к низким морально-волевым качествам, недостаточной устойчивостью к экстремальным факторам среды (низкая профессиональная надежность), пониженной работоспособности, раннему профессиональному износу специалиста [33].
В нефтегазовой промышленности от 20 до 53 % случаев аварийных отказов техники происходит из-за ошибок человека в двигательной, чувствительной, умственной сферах; около 40-50 % травм вследствие неудовлетворительного зрения операторов [7,39].
Всё вышесказанное делает актуальным вопрос о повышении эффективности функционирования человеческого фактора в системе человек-машина-среда (СЧМС), а количество здоровья должно при этом соответствовать требованиям профессии.
Здоровье является «наиболее важным» аспектом из аспектов профессионализма[63]. Оно отражается в «психофизической готовности специалиста» и состоит из следующих компонентов: достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых резервов физических функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объёму и интенсивности труда. Экспресс-оценкой уровня здоровья по заболеваемости служит «количество здоровья». «Количество здоровья тем больше, чем менее человек подвержен заболеваниям. Высоким уровнем здоровья считается, если студент не болел в течение учебного года. Средний уровень здоровья – если заболевание возникло во время эпидемии. Низкий уровень здоровья – если студент более во время обычных нагрузок.
Анализ научной литературы посвящённой проблеме здоровья студенческой молодёжи показывает, что в последние годы отмечается увеличение количества студентов специальной медицинской группы с 10 до 25 %, в некоторых вузах достигает 40 %.
Количество здоровых студентов, бывших школьников, все больше сокращается. Уже при поступлении выявляется высокий процент лиц с отклонениями в здоровье. Вызывает тревогу увеличение количества не только хронически больных студентов, но и студентов, имеющих группу инвалидности
Физиологи труда отмечают, что резервы здоровья повышают неспецифическую адаптацию, уровень функциональных возможностей организма, возрастание сопротивляемости неблагоприятным воздействиям, достигаемые путём использования факторов физической культуры, положительно сказываются на любом виде профессиональной деятельности. Поэтому, подготовка специалистов, сталкивающихся в процессе работы с экстремальными климатическими условиями и факторами производства, является серьёзной проблемой.
Профессиональная деятельность инженера-нефтяника требует от него целого ряда психофизических качеств, в том числе хорошее физическое развитие и физическую подготовленность. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.
Оценивая состояние здоровья человека в целом, организм которых находится между нормой и патологией, отмечается, что в этом угрожающем состоянии находятся сейчас от 50 до 80 % работающих [5].
Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование физической подготовленности, физического развития, психофизиологических способностей и здоровья будущего специалиста.
По окончании университета студенты специального медицинского отделения (специалисты нефтегазовой промышленности), так же как и студенты основного учебного отделения, будут сталкиваться с теми же неблагоприятными факторами производства, которые негативно влияют на организм человека. Выпускники обоих учебных отделений будут работать в одинаковых условиях, и количество здоровья при этом должно соответствовать требованиям профессии. Ежегодный педагогический мониторинг показателей здоровья студентов стал еще более актуален в настоящее время, так как это элемент оценки качества образования и подготовки специалиста нефтегазового производства.
Не секрет, что здоровье имеет и экономическую составляющую, которая особенно актуальна в настоящее время. Так в работе Э.Н. Вайнер «Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни» [9] отмечается, что на 1000 человек, занимающихся физической культурой и спортом, приходится 318 дней
нетрудоспособности, а на не занимающихся 731 день. Изучение зависимости дней пропущенных по нетрудоспособности и количества часов, затрачиваемых на занятия физической культурой, позволило обосновать экономически оправданные для здоровья работников объёмы средств физической культуры. Установлено, что безопасный уровень здоровья способны поддерживать люди, имеющие двигательную активность не менее 6 часов в неделю. С увеличением продолжительности занятий на 1 час в неделю заболеваемость снижается на 0,44 дня в неделю. Именно на такой объем занятий и следует ориентироваться будущим специалистам. Отсюда вытекает резюме, что здоровье является важным аспектом профессионализма специалистов, а ППФП должна обеспечивать развитие и совершенствование профессионально важных физических и психофизиологических, качеств, а также повышать общую и неспецифическую устойчивость организма в условиях неблагоприятной среды.
На определенном этапе развития нашего общества, когда человеческий фактор не играл такой важной роли в общественном производстве, можно было ограничиться общей физической подготовкой. В настоящее время остро встал вопрос об интенсификации производства, резком повышении качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности и, следовательно, возникла необходимость в профилировании физического воспитания в вузах с учетом требований избранной профессии.
Рядом исследований установлено, что производительность труда людей, получивших хорошее физическое воспитание, на 4-5% выше и потери рабочих дней из-за болезни в два раза меньше, чем у не занимающихся систематически физическими упражнениями. Среди специалистов, занимающихся в студенческие годы физической культурой по программе профессионально-прикладной физической подготовке, через 6-8 лет оказалось в 2,8 раза меньше лиц с явными признаками профессиональных заболеваний по сравнению с теми, кто такой подготовки не проходил. У подготовленных обнаружено в 2-5 раз меньше случаев патологических изменений органов пищеварения, сердца, легких, верхних дыхательных путей, нервной системы [45].
Следовательно, составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности [45].
Однако, как показала практика, многие окончившие институт специалисты вступают в жизнь без необходимой трудовой и физической подготовки, ощущая трудность при переходе на работу в народное хозяйство. Выпускники институтов, имеющие слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к условиям производства, быстрее устают, чаще склонны к перемене профессии [11,12, 42,45].
Общие положения профессионально-прикладной
физической подготовки студентов
Для чего нужна будущему специалисту специальная психофизическая подготовка к профессии? Это связано с влиянием современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека, с изменением функциональной роли человека в современном производстве. Чем дальше развивается научно-техническая мысль, тем больше человека окружает искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают особое внимание на ряд явлений отрицательно сказывающихся не только на здоровье человека, но и его профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы воздействуют на людей по разному. Но общее для всех то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменений условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний [26,45,54,55].
Профилактикой негативных воздействий на организм человека технизации труда и быта занимаются специалисты различного профиля, в том числе специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его работоспособности в различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе требует его направленной психофизической подготовки, так как уменьшение доли простого физического труда совершенно не снимает требования к психофизической подготовленности работников, хотя изменяет ее структуру. Это связано с тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса задавал сам
человек через управляемую им технику, то теперь их определяет технология производства, к которой человек должен приспосабливать свой труд. Это существенно меняет его место и роль в производственном процессе – человек как бы становится над производственным процессом, однако его значение в производстве еще более возрастает. Это связано с тем, что объектом непосредственных трудовых усилий становится разумное использование большого объема овеществленного труда – все усложняющихся машин, автоматических систем, их постоянное совершенствование. Значительно повышается ответственность за результаты труда.
Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека повысило требования к чувствительно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, быстроты и точности его реакции. Кроме того, современный специалист высшей квалификации руководит не только техникой, но и высококвалифицированными людьми. Социологические исследования свидетельствуют, что именно работа с людьми, руководство людьми утомляет больше всего.
Все это предъявляет дополнительные требования к активному формированию психофизических способностей посредством направленного использования физических упражнений. Спорт и особенно спортивные игры, виды единоборств моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимоотношений людей на фоне экстремальных психофизических нагрузок. Многочисленные примеры показывают, что в процессе регулярных занятий спортом воспитываются не только необходимые физические качества, но и психологические свойства личности, которые способствуют адаптации молодых людей в коллективе, выполнении в нем роли лидера, руководителя [12,13,25,42].
Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Повышать общую и прикладную физическую подготовку студентов в учебное время в вузе можно до определенного предела. Если студент до поступления в вуз не имел необходимой физической подготовленности и ему не хватает обязательных учебных занятий физической культурой, он должен повысить ее с помощью различных вне учебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополнительной самостоятельной подготовкой. Кроме того, физически и психически плохо подготовленных выпускников вузов нельзя использовать при работе по специальности на разных участках производства. Это также отражается и в недостаточной профессиональной «отдаче» или вынужденной неоправданной смене профессии, что приводит к экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов[12,13].
В литературе по этому поводу отмечено, что если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам. Вот почему каждый молодой человек должен заблаговременно и активно готовиться к избранной профессии, целенаправленно развивать те физические и психические качества, которые определяют психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности [19,20].
6.5. Цель, задачи и средства ППФП студентов вузов
Определение требований к инженерам современного промышленного производства, возможности их реализации в процессе физического воспитания позволяет сформулировать цель, задачи, а также определить средства ППФП студентов вузов.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии инженера-нефтяника, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в целях и задачах ППФП как раздела учебной дисциплины «Физическая культура».
Итак, цель ППФП – содействие освоению конкретной профессии инженера, достижение необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду. Чтобы достичь этой цели, необходимо специалистам нефтегазового производства подготовиться к ускорению профессионального обучения; к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма; обеспечению профессионального долголетия; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
Физическое воспитание будущих инженеров всех профессий должно быть направлено на решение следующих профессионально-прикладных задач:
1. Формирование необходимых прикладных знаний, навыков и умений различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, выразительной речи, рациональной ходьбы, умение наблюдать, организаторских и командных навыков и способностей, приобретение знаний, умений, привычек использования физической культуры и спорта в прикладных целях;
2. Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, укрепление центрально-нервной и сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, системы терморегуляции;
3. Укрепление здоровья, профилактика профессиональных заболеваний;
4. Формирование профессионально важных психофизических качеств.
Решение этих задач является специфической функцией физического воспитания.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на велосипеде и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: плавание, лыжные гонки, туризм, автомотоспорт и т.д.
Прикладные психофизические качества– это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.
Прикладные физические качества– быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания для профессионально требуемого уровня и является одой из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно - тренировочных занятиях, и самостоятельно. Только на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества,
как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.
Например, не все представляют, что специалисту нефтегазового производства для выполнения профессиональных обязанностей необходимо подниматься на установки высотой до 40 метров. Но ведь с непривычки далеко не все могут по узким переходам и лесенкам подниматься на значительную высоту.
Где же лучше привыкать к этой непривычной высоте? Конечно заблаговременно в годы учёбы в учебном заведении.
Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважением к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением,
ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.
Прикладные специальные качества – это способность организма специалиста противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и на территориях нефтяных предприятий.
Эти способности могут совершенствоваться путем закаливания в ходе тренировки на открытом воздухе, дозированной тепловой тренировке физическими упражнениями, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях, в гимнастике, акробатике), специальным укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия, имеющая много общего с горной гипоксией.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае прикладными видами спорта [12,13]. Следует отметить и особенности так называемой неспецифической адаптации человека.
Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, пронизывающей радиации, к укачиванию в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и т. д.
Средства ППФП студентов вузов – это обычные средства физического воспитания: физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы.
Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.
Средства ППФП можно объединить в следующие группы:
- прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
- прикладные виды спорта (их целостное применение);
- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
- вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало фор