Нидерландская буржуазная революция.
Учебные вопросы:
1. Социально-экономическое и политическое развитее Нидерландов в XV – XVI веках.
2. Первый этап революции 1566 – 1572 годах.
3. Второй этап революции. "Гентское умиротворение".
4. Третий этап освободительной борьбы. Война за независимость Северных Нидерландов.
5. Политическая борьба в Республике Соединенных провинций в первой половине XVII века.
Изучив данную тему, студент должен:
иметь представление об основных тенденциях экономического, политического и социального развития Нидерландов в XVI –XVII веке.
знать основные этапы, главные действующие силы и особенности Нидерландской буржуазной революции.
уметь выделять причинно-следственные связи;
владеть способностью составлять обзоры, аннотации по тематике проводимых исследований.
Методические рекомендации по изучению темы
При ответе на первый вопрос следует особое внимание уделить политическому устройству Нидерландов в конце XV – XVI веках, особенностям экономического развития северных провинций, развитию реформационного движения и политике испанских Габсбургов в этом регионе. Необходимо также выделить причины и задачи буржуазной революции.
Отвечая на следующие вопросы, студент должен обратить внимание на иконоборческое движение и его связь с политикой Габсбургов; политику герцога Альбы и реакцию на нее нидерландского общества; влияние внешнеполитических событий на развитие революции; характеристику "Гентского умиротворения", Аррасской и Утрехтской уний.
При ответе на последний вопрос необходимо выделить итоги революции, роль кальвинизма в политической жизни страны, борьбу законодательной и исполнительной властей в лице великого пенсионария и статхаудера и ее итоги.
Дополнительная литература к теме семинарского занятия:
1. Всемирная история. В 28 т. Т. 10. Возрождение и реформация. – Минск, 2001. С. 265 – 292.
2. Шатохина-Мордвинцева Г.А. Генеральные Штаты Нидерландов в XVII – XIX вв. //Новая и новейшая история. – 2009. - № 5. - С. 100 – 114.
3. Рутенбург В.И. Ранние буржуазные революции (к вопросу о начале капиталистической эры в Западной Европе) //Вопросы истории. – 1984. – № 3. – С. 72 – 81.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 5.
2. Отметить на контурной карте районы действия "лесных" и "морских" гёзов, направления походов Вильгельма Оранского и герцога Альбы, провинции, отделившиеся от Испании и оставшиеся под ее властью.
3. Подготовить доклады на темы: Вильгельм Оранский; Герцог Альба и его режим.
Контрольные вопросы:
1. Какими вопросами ведал Государственный совет Нидерландов в XVI веке?
2. Что такое Генеральные штаты?
3. В чем особенности экономического развития Нидерландов?
4. Каковы причины Нидерландской буржуазной революции?
5. Что такое "плакаты"?
6. Кто такие "гёзы"?
7. Кто возглавил силы нидерландских повстанцев против войск герцога Альбы?
8. В чем значение "Гентского умиротворения"?
9. Когда Республика Соединенных провинций получила международное признание?
10. Кто такие арминиане?
Тест:
1. Крупнейший торговый и финансовый центр Европы в XVI в., в котором появилась товарная биржа – это:
а) Венеция; б) Париж; в) Лондон; г) Антверпен.
2. Что не относится к причинам нидерландской революции:
а) тяжелые налоги, введенные испанцами; б) отмена традиционных вольностей и прав нидерландских купцов; в) притеснения последователей кальвинизма; г) запрет на торговлю английской шерстью на нидерландских мануфактурах.
3. Кто возглавил карательные войска в Нидерландах в 1567 году:
а) Филипп де Монморанси Горн; б) Фернандо Альварес де Толедо (герцог Альба); в) Себастьян Мате; г) Антуан Перрен де Гранвель.
4. "Кровавый совет" – это:
а) участники антииспанской революции; б) "Совет по делам беспорядков"; в) союз северных провинций; г) инквизиция.
5. Революция в Нидерландах способствовала:
а) расцвету капитализма в освободившихся северных провинциях; б) развитию сельского хозяйства Фландрии; в) переходу северных провинций под контроль английской короны; г) утверждению на всей территории Нидерландов французского господства.
6. Крупнейшим торговым и финансовым центром Европы, центром кораблестроения в XVI веке была:
а) Англия; б) Испания; в) Голландия; г) Португалия.
7. Что не относится к требованиям жителей Нидерландов, выдвигаемых во время революции:
а) восстановление традиционных вольностей для городов, купцов и предпринимателей; б) объединение с английской короной; в) прекращение гонений на кальвинистов; г) снижение разорительных налогов.
8. "Гентское умиротворение" было подписано в:
а) 1566 г.; б) 1572 г.; в) 1576 г.; г) 1579 г.
9. Какая провинция не вошла в состав Утрехтской унии:
а) Зеландия; б) Брабант; в) Утрехт; г) Гельдерн.
10. Перемирие с Испанией на 12 лет было заключено в:
а) 1588 г.; б) 1609 г.; в) 1621 г.; г) 1648 г.
Тема 23.
Международные отношения в XVI – начале XVIII века. (4 часа).
Учебные вопросы:
1. Развитие международных отношений в XVI веке.
2. Особенности международных отношений в XVII – первой половине XVIII века.
3. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
4. Войны Людовика XIV.
5. Соперничество на Балтике во второй половине XVII – начале XVIII века.
6. Османская империя в европейской системе международных отношений.
7. Колониальный захват мира.
Изучив данную тему, студент должен:
иметь представление об основных тенденциях международных отношений в XVI –XVII веке.
знать причины политических и военных конфликтов, основные очаги международных конфликтов.
уметь выделять причинно-следственные связи;
владеть способностью составлять обзоры, аннотации по тематике проводимых исследований.
Методические рекомендации по изучению темы
Раскрывая особенности международных отношений в XVI – первой половине XVIII века, следует обратить внимание на следующие моменты: основные очаги международных конфликтов в указанный период; новые явления в развитии отношений между государствами; возникновение теории "естественных границ"; главные претенденты на гегемонию в различных регионах и в общеевропейском масштабе; Особенности международных отношений в различных регионах; возникновение различных коалиций и изменения в их составе; положение османской империи в европейской системе международных отношений; основные направления колониальной экспансии.
Рассматривая различные международные конфликтов в первую очередь необходимо выделить причины конфликта, основные этапы военных действий и последствия этого конфликта для развития международных отношений.
Дополнительная литература к теме семинарского занятия:
1. Ревякин А.В. История международных отношений в Новое время: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 5 – 50.
2. Хаананов А.М. Борьба между Португалией и Османской империей за Индийский океан (XVI в.). // Новая и новейшая история. – 2003. - № 6. - С. 59 -77.
3. Пенской В.В. Военная революция в Европе XVI – XVII вв. и ее последствия. // Новая и новейшая история. – 2005. - № 2. - С. 194 – 206.
4. Прокопьев А.Ю. Саксония и ее курфюрст Иоганн Георг I на завершающем этапе Тридцатилетней войны. // Новая и новейшая история. 2005. - № 5. - С. 179 – 197.
5. Ивонина Л.И. Битва при Мальплаке 11 сентября 1709 года. //Новая и новейшая история. - 2009. - № 1. - С. 216 – 223.
6. Ивонин Ю.Е. Евгений Савойский. // Вопросы истории. - 2006. - № 6. - С. 48 – 69.
7. Ивонина Л.М. Война за наследство в Испании. // Вопросы истории. – 2009. - № 1. - С. 3 – 20.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 7.
2. Подготовить доклады на темы: Развитие военного искусства и оружия; возникновение дипломатической службы; Россия в системе международных отношений XVII – начале XVIII века.
Контрольные вопросы:
1. Когда начинает формироваться международное право?
2. Назовите основные виды политические и военных конфликтов в XVI веке; в XVII – начале XVIII века.
3. Назовите основные очаги международных конфликтов в XVI; XVII – начале XVIII века.
4. В чем заключались особенности дипломатических отношений между Османской империей и Европой в XVI – первой половине XVII века?
5. На какие периоды делится Тридцатилетняя война?
6. В чем значение Вестфальского мира?
7. Назовите основные войны, которые вел Людовик XIV?
8. В чем основное значение войны за Испанское наследство?
9. Назовите основных участников борьбы за лидерство на Балтике.
10. В чем заключались отличия конфликтов в юго-восточном регионе Европы?
11. в чем значение Карловицкого мира?
12. назовите основные направления колониальной экспансии европейских стран в XVII – начале XVIII века.
Тест:
1. Годы Тридцатилетней войны:
а) 1618 – 1648 гг.; б) 1605 – 1635 гг.; в) 1627 – 1657 гг.; г) 1633 – 1663 гг.
2. Одним из итогов Вестфальского мира стало:
а) утверждение католичества на территории северной Германии; б) формирование нового миропорядка, в котором на первый план вышли национальные и государственные интересы; в) окончательное изгнание гугенотов с территории Франции; г) подчинение испанских Габсбургов австрийской короне.
3. Тридцатилетняя война началась с:
а) избиения гугенотов в Париже после свадьбы Генриха Наваррского и Маргариты Валуа; б) конфликта протестантских и католических княжеств в Германии; в) соперничества французского и австрийского претендентов на вакантный испанский престол; г) соперничество между российским и французским претендентами на польскую корону.
4. С 1494 по 1559 гг. продолжались:
а) Итальянские войны; б) Альбигойские войны; в) Гуситские войны; г) войны с Ганзой.
5. Мир в Като-Камбрези закрепил господство на Апеннинском полуострове:
а) Англии; б) Империи и Испании; в) Франции; г) Римского папы.
6. Какого периода не было в Тридцатилетней войне:
а) шведский; б) чешский; в) польский; г) датский.
7. Деволюционная война велась из-за:
а) Фландрии; б) Польши; в) колоний в Северной Америке; г) контроля над Зундскими проливами.
8. Война за Испанское наследство велась в:
а) 1688 - 1697 гг.; б) 1701 - 1714 гг.; в) 1700 - 1721 гг.; г) 1683 - 1697 гг.
9. Союзником России в Северной войне была:
а) Чехия; б) монархия Габсбургов; в) Пруссия; г) Дания.
10. Карловицкий мир завершил:
а) войну за Пфальцое наследство; б) австро-турецкую войну; в) англо-голландскую войну; г) деволюционную войну.
11. В состав Священной лиги не входила:
а) Пруссия; б) Россия; в) Венеция; г) Польша.
12. К основным направлениям колониальных захватов не относится:
а) Австралия; б) Индия; в) Африка; г) Япония.
Тема 24.