Занятие II. Четвертый крестовый поход и окончание крестоносного движения на Востоке.
Учебные вопросы:
1. Цели и основные события IV Крестового похода.
2. Образование Латинской империи и судьба Византии.
3. Последние крестовые походы.
4. Значение и итоги крестовых походов.
Изучив данную тему, студент должен:
иметь представление о причинах изменения ситуации на Востоке; о последствиях крестовых походов;
знать хронологию крестовых походов;
уметь выделять изменения, произошедшие в результате столкновения двух цивилизаций: европейской и восточной;
владеть навыками работы с контурными картами;
Методические рекомендации по изучению темы
При ответе на первый вопрос студент должен определить изменения в политической ситуации на Востоке (образование государства Саладина), уяснить изначальные цели крестоносцев, выяснить позицию Венеции и определить причины, повлиявшие на изменение направления маршрута похода.
Рассматривая вопрос об образовании Латинской империи, следует выделить все государства, которые образовались на месте Византийской империи и их взаимоотношения друг с другом, с Латинской империей, католической церковью, а также с западными странами. Также следует обратить внимание на взаимоотношения местного населения и пришлых "латинян".
При ответе на третий вопрос необходимо определить хронологию последних крестовых походов, выделить их участников и цели, которые они преследовали, определить трудности, с которыми столкнулись крестоносцы в своих предприятиях, проанализировать причины, перехода инициативы к мусульманским государствам.
При ответе на последний вопрос необходимо проанализировать какие изменения произошли в результате крестовых походов не только в Западной Европе, но и на Востоке.
Дополнительная литература к теме семинарского занятия:
1. Вазольд, М. Крестоносцы. - М., 1994.
2. Заборов, М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.
3. Всемирная история. В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы. - Мн., 2000. – С. 85 - 91.
4. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 530 - 536.
5. Перну, Р. Крестоносцы. - СПб., 2001.
6. Близнюк С. В. Крестоносцы позднего средневековья: Король Кипра Пьер I Лузиньян : учеб. пособие /под ред. С.П. Карпова. - М., 1999.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 4.
2. Отметить на контурной карте направление Четвертого крестового похода и даты падения последних крестоносных владений.
3. Подготовить доклад на тему: завоевание Константинополя; детские крестовые походы.
Контрольные вопросы:
1. Кто был инициаторов Четвертого крестового похода?
2. Какие цели преследовала Венеция?
3. Что явилось предлогом для изменения направления Четвертого крестового похода?
4. Какие греческие государства образовались после падения Константинополя?
5. Когда была восстановлена Византийская империя?
6. Кто возглавил Шестой крестовый поход?
7. Какие цели преследовал Людовик IX в Седьмом и Восьмом крестовым походам?
8. Какие изменения произошли в культурной жизни Западной Европы под влиянием арабской культуры?
Тест:
1. Разгром Константинополя крестоносцами произошел в:
а) 1453; б) 1204; в) 1096; г) 1054.
2. Годы Четвертого крестового похода:
а) 1096 – 1099; б) 1291; в) 1202 – 1204; г) 1270.
3. Первый крестовый поход начался в:
а) 1096; б) 1095; в) 1099; г) 1119.
4. Что объединяет эти названия – Иерусалим, Триполи, Эдесса, Антиохия:
а) это города, захваченные византийцами на Востоке; б) это города, захваченные крестоносцами в Византии; в) это города, переданные крестоносцами Византии; г) это государства крестоносцев на Ближнем Востоке.
5. Какое событие произошло раньше других:
а) призыв Иннокентия III к крестовому походу; б) поход бедноты; в) осада Антиохии; г) образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке.
6. Какое событие произошло раньше других:
а) поход бедноты; б) разгром Задара; в) разгром Константинополя; г) образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке.
7. Как назывался документ, фиксировавший феодальные порядки в Иерусалимском королевстве:
а) "Установление справедливости"; б) Великая хартия вольностей; в) Иерусалимские ассизы; г) Великий мартовский ордонанс.
8. Основателем Никейской империи был:
а) Иоанн III Ватац; б) Исаак II Ангел; в) Михаил VIII Палеолог; г) Феодор I Ласкарь.
9. Какой император восстановил Византийскую империю:
а) Алексей I Комнин; б) Михаил VIII Палеолог; в) Иоанн III Ватац; г) Иоанн V Кантакузин.
10. Людовик IX Святой руководил:
а) Первым и Вторым походами; б) Седьмым и Восьмым походами; в) Третьим и Четвертым походами; г) Пятым и Шестым походами.
11. Латинская империя просуществовала до:
а) 1453 г.; б) 1204 г.; в) 1261 г.; г) 1389 г.
12. Как называлось главное государство крестоносцев, созданное на побережье Сирии и Палестины?
а) Иерусалимское королевство; б) Тевтонское государство; в) Тамплиерское королевство; г) Антиохийское княжество.
13. Что не относится к причинам крестовых походов:
а) рост населения в Западной Европе; б) религиозный подъем, стремление освободить Гроб Господень; в) вторжение норманнов; г) стремление папства установить гегемонию над византийской церковью.
14. Что не относится к последствиям крестовых походов:
а) развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений; б) укрепление королевской власти в Западной Европе; в) укрепление Византии и ослабление Венеции; г) усвоение европейцами достижений Востока в быту и хозяйстве;
15. Инициатором Первого крестового похода был:
а) папа Иннокентий III; б) король Людовик IX; в) король Фридрих II; г) папа Урбан II.
Тема 9.
Образование сословно-представительной монархии в Англии.
Учебные вопросы:
1.Социально-политическое развитие Англии в конце XI – XII веках.
2. Обострение социальных противоречий в конце XII – начале XIII века.
3. Великая хартия вольностей 1215 года.
4. Гражданская война 1263 - 1267 гг. и возникновение сословной монархии.
Изучив данную тему, студент должен:
иметь представление об экономическом и социально-политическом развитии Англии в XI – XIII веках; об особенностях развития феодализма в Англии; о направлении эволюции английской государственности в сторону централизации и создания сословно-представительной монархии;
знать основные черты сословно-представительной монархии;
уметь выделять статьи, отражающие интересы различных социальных слоев;
владеть навыками анализа исторических источников;
Методические рекомендации по изучению темы
При ответе на первый вопрос студент должен рассмотреть влияние норманнского завоевание на завершение процесса феодализации в Англии, особенности ленной системы, значение реформ Генриха II для укрепления централизации страны.
Анализируя причины ухудшения социальной обстановки в Англии, студент должен рассмотреть формирование социальной базы феодальной сословной монархии: углубление социальной дифференциации в деревне, особенности социального развития феодалов, возрастание роли городов в жизни английского общества. Также следует уделить внимание внутренней политике, проводимой Ричардом I и Иоанном Безземельным.
При работе с Великой хартией вольности необходимо выделить четыре основные группы статей: статьи, отражающие материальные интересы различных социальных групп; статьи, подтверждающие ранее существующий или вновь созданный порядок работы судебных и административных органов, а также направленные против злоупотреблений чиновников; статьи, претендующие на установление нового политических порядков; статьи, носящие декларативный или временных характер, касающиеся гарантий и сроков проведения документа в жизнь.
При ответе на последний вопрос необходимо иметь в виду, что Великая хартия вольностей не было осуществлена на практике, а также следует обратить внимание на причины, ход и последствия нового политического кризиса середины XIII в. Студент должен обратить внимание на политическое развитие страны при Эдуарде I и его взаимоотношения с парламентом, и значения статута "О неналожении податей" ("Подтверждение хартии").
Дополнительная литература к теме семинарского занятия:
1. Маколей Т. Б. Англия и Европа: избранные эссе /под общ. ред. С. Е.Федорова. - СПб., 2001.
2. Всемирная история. В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы. - Мн., 2000. – С. 97 - 102.
3. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 270 - 273.
4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1. – М., 1999. – С. 271 – 281; 286 – 290.
5. Штокмар, В.В. История Англии в средние века. Изд. 2, доп. – СПб., 2003. – 63 – 72.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 4.
2. Изучить источники по теме семинарского занятия: "Великая хартия вольностей" (любое издание); "Статут о неналожении податей" // Черниловский З.М. История феодального государства и права. М., 1959. С. 287.
Контрольные вопросы:
1. В каком году произошло норманнское завоевание Англии?
2. Что такое "Книга Страшного суда"?
3. Какие категории крестьян существовали в Англии в XII – XIII веках?
4. В чем значение "Солсберийской присяги" 1085 года?
5. Какие реформы произошли при Генрихе II?
6. В чем заключались противоречия между крупными и мелкими феодалами?
7. Каковы причины обострения социальной напряженности при Иоанне Безземельном?
8. В каких статьях Великой хартии вольностей говориться о возникновении прообраза парламента?
9. Какое значение имели "Оксфордские провизии"?
10. Каков состав "образцового парламента" 1295 года?
Тест:
1. Найдите лишнее - при Вильгельме Завоевателе:
а) утвердился принцип "Вассал моего вассала – мой вассал"; б) проведена перепись всех земель; в) принята Великая хартия вольностей; г) начали строить Тауэр.
2. Найдите лишнее – при Генрихе II:
а) введение щитовых денег; б) укрепилось значение королевских судов; в) проведена перепись всех земель; г) началось завоевание Ирландии.
3. Как назывался договор между королем Иоанном Безземельным и баронами:
а) Великая хартия вольностей; б) Оксфордские провизии; в) Великое соглашение; г) Вормский конкордат.
4. Кому соответствует данное описание:
Он был очень привязан к своему королю, предан ему. По воле короля он стал главой английской церкви. По воле короля – был убит.
а) Симон де Монфор; б) Стефан Ленгтон; в) Томас Беккет; г) Джон Болл.
5. Что не являлось последствием военной реформы Генриха II:
а) была ограничена власть шерифов; б) было отменено обязательное участие в походах рыцарей; в) свободным мужчинам было предписано принести присягу на верность королю и обзавестись оружием; г) было сформировано постоянное наемное войско.
6. "Баронская война" в Англии была в:
а) 1135 – 1153; б) 1263 – 1267; в) 1348 – 1349; г) 1450 – 1485.
7. В каком году в Англии была проведена всеобщая перепись населения?
а) 1066; б) 1086; в) 1215; г) 1383.
8. Лично свободные крестьяне в Англии XI в.:
а) лизгольдеры; б) бордарии; в) коттеры; г) фригольдеры.
9. Феодальная усобица в Англии между Стефаном и Матильдой закончилась:
а) победой Стефана; б) победой Матильды; в) началом династии Тюдоров; г) началом династии Плантагенетов.
10. Кто мог судить баронов согласно Великой хартии вольностей:
а) король; б) шериф; в) прелаты; г) пэры.
Тема 10.