Мдк 01.02 теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
44.02.01 Дошкольное образование
Квалификация выпускника: воспитатель детей дошкольного возраста, воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области инклюзивного образования дошкольников (углублённая подготовка)
Разработчик:
Кузьмина В.Н., преподаватель специальных дисциплин Гуманитарно-экономического колледжа Многопрофильного колледжа Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Методические рекомендации по практическим занятиям приняты на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессиональных дисциплин ГЭК протокол № 1 от 20.09.2017 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________/ Соколова С.Н.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………………….. 4
Тематический план ……………………………………………………………………………. 6
Содержание практических занятий ………………………………………………………….. 9
Практическое занятие № 1 ……………………………………………………………………. 9
Практическое занятие № 2.. …………………………………………………………………. 10
Практическое занятие № 3.. …………………………………………………………………. 12
Практическое занятие № 4.. …………………………………………………………………. 14
Практическое занятие № 5.. …………………………………………………………………. 16
Практическое занятие № 6.. …………………………………………………………………. 20
Практическое занятие № 7.. …………………………………………………………………. 23
Практическое занятие № 8.. …………………………………………………………………. 26
Практическое занятие № 9.. …………………………………………………………………. 29
Практическое занятие № 10 …………………………………………………………………. 31
Практическое занятие № 11 …………………………………………………………………. 35
Практическое занятие № 12 …………………………………………………………………. 37
Практическое занятие № 13 …………………………………………………………………. 40
Практическое занятие № 14 …………………………………………………………………. 43
Практическое занятие № 15 …………………………………………………………………. 45
Практическое занятие № 16………………………………………………………………….. 49
Практическое занятие № 17 …………………………………………………………………. 52
Практическое занятие № 18 …………………………………………………………………. 55
Практическое занятие № 19 …………………………………………………………………. 59
Практическое занятие № 20 …………………………………………………………………. 62
Практическое занятие № 21 …………………………………………………………………. 64
Практическое занятие № 22 …………………………………………………………………. 67
Практическое занятие № 23 …………………………………………………………………. 70
Практическое занятие № 24 …………………………………………………………………. 73
Практическое занятие № 25…………………………………………………………………...76
Практическое занятие № 26 …………………………………………………………………. 80
Практическое занятие № 27 …………………………………………………………………. 83
Практическое занятие № 28 …………………………………………………………………. 86
Практическое занятие № 29 …………………………………………………………………. 89
Практическое занятие № 30 …………………………………………………………………. 92
Информационное обеспечение обучения …………………………………………………... 98
Приложение А ……………………………………………………………………………….. 100
Приложение Б…………………………………………………………………………………104
Приложение В ……………………………………………………………………………….. 106
Приложение Г ……………………………………………………………………………….. 107
Приложение Д ……………………………………………………………………………….. 108
Лист регистрации изменений ………………………………………………………………. 111
Пояснительная записка
Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста составлены в соответствии с:
1 Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование;
2 Рабочей программой модуля ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие;
3Положением о планировании, организации и проведении практических занятий студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в колледжах НовГУ.
Методические рекомендации включают 30 практических занятий (№№ 1 – 30), предусмотренные рабочей программой профессионального модуля в объёме 60 часов.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен:
иметь практический опыт:
· планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
· организации и проведения утренней гимнастики, занятий, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
· наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
· разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
· определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
· планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
· проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учётом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
· проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
· использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
· показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
· определять способы педагогической поддержки воспитанников;
· анализировать проведение мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия) в условиях образовательного учреждения;
знать:
· теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
· особенности планирования мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
· теоретические основы двигательной активности;
· основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
· методы, формы и средства физического воспитания и развития ребёнка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
· особенности детского травматизма и его профилактику;
· требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
· требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
· основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
· теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.
ПК 1.1 – планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие.
ПК 1.3 – проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 5.1 – разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.3 – систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.01
Раздел 2 ПМ. Организация и планирование физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста | |||
МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста | |||
Тема 2.1 Общие вопросы теории физического воспитания ребенка | Содержание | 1, 2 | |
1. | Предмет методики физического воспитания и развития детей: характеристика, основные понятия. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Система физического воспитания дошкольников в России. | ||
2. | Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста: комплексный подход в осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач для разностороннего развития личности ребенка. | ||
3. | Средства физического воспитания: общая характеристика, значение; взаимосвязь гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений. Физические упражнения – основное средство физического воспитания. | ||
Тема 2.2 Возрастные особенности развития ребенка от рождения до сем и лет | Содержание | 1, 2 | |
1. | Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста. Особенности развития моторики детей раннего и дошкольного возраста. | ||
Тема 2.3 Основы обучения и развития ребенка в процессе физического воспитания | Содержание | 1, 2, 3 | |
1. | Характеристика вариативных программ по физическому воспитанию дошкольников. | ||
2. | Единство обучения, воспитания, развития ребенка в процессе физического воспитания; принципы физического воспитания, методы и приемы обучения детей движениям; формирование двигательных умений и навыков, этапы обучения физическим упражнениям. | ||
3. | Характеристика психофизических качеств, методика их развития. Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста. | ||
4. | Теоретические и физиологические основы режима дня детей; педагогические требования к режиму; особенности методики организации и проведения режимных процессов в соответствии с возрастом, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья. | ||
5. | Гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: значение, техника и методика обучения основным движениям, общеразвивающим упражнениям, строевым упражнениям. | ||
6. | Подвижные и спортивные игры: определение, значение, классификация, методика проведения подвижных и спортивных игр. Техника безопасности при проведении подвижных и спортивных игр. | ||
7. | Спортивные упражнения: характеристика, значение, техника спортивных упражнений и методика обучения детей дошкольного возраста. | ||
Практическое занятие № 1.Презентация комплексных вариативных программ по физическому воспитанию дошкольников. | |||
Практическое занятие № 2.Презентация парциальныхоздоровительных программ для дошкольников. | |||
Практическое занятие № 3.Реализация принципов организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольных учреждениях. | |||
Практическое занятие № 4.Реализации принципов построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками. | |||
Практическое занятие № 5.Использование различных методов и приёмов обучения детей физическим упражнениям. | |||
Практическое занятие № 6.Подбор физических упражнений для развития двигательных способностей у дошкольников. | |||
Практическое занятие № 7.Методика проведения режимных процессов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья. | |||
Практическое занятие № 8.Отработка техники различных видов ходьбы и бега для дошкольников. | |||
Практическое занятие № 9.Подбор комплексов общеразвивающих упражнений для детей разных возрастных групп. | |||
Практическое занятие № 10.Отработка техники строевых упражнений для дошкольников. | |||
Практическое занятие № 11.Подбор подвижных игр для детей разных возрастов. | |||
Практическое занятие № 12. Методика тактической подготовки детей к спортивным играм | |||
Тема 2.4 Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении | Содержание | 1, 2, 3 | |
1. | Структура и содержание двигательного режима детей раннего и дошкольного возраста. Формы работы по физическому воспитанию. Физкультурные занятия - основная форма обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям: характеристика, значение, типы и виды, методика проведения с дошкольниками. | ||
2. | Физкультурные мероприятия в режиме дня. Утренняя гимнастика: характеристика, значение, виды, методика проведения. Физкультурные минутки: значение, специфика проведения. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Самостоятельная двигательная деятельность детей. | ||
3. | Активный отдых: структура, содержание и методика организации физкультурных праздников, физкультурных досугов, дней здоровья, каникул, задания на дом. | ||
4. | Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями: традиционные и нетрадиционные виды закаливания, методика проведения закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении. Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста: содержание и методика организации форм работы по познавательному развитию. | ||
Практическое занятие № 13.Проведение утренней гимнастики с детьми раннего возраста. | |||
Практическое занятие № 14.Проведение утренней гимнастики с детьми четвёртого года жизни. | |||
Практическое занятие № 15.Проведение утренней гимнастики с детьми пятого года жизни. | |||
Практическое занятие № 16.Проведение утренней гимнастики с детьми шестого года жизни. | |||
Практическое занятие № 17.Проведение утренней гимнастики с детьми седьмого года жизни. | |||
Практическое занятие № 18.Отбор содержания физкультурного занятия для детей раннего возраста. | |||
Практическое занятие № 19.Отбор содержания физкультурного занятия для детей младшего дошкольного возраста. | |||
Практическое занятие № 20.Отбор содержания физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. | |||
Практическое занятие № 21.Проведение физкультминуток для дошкольников. | |||
Практическое занятие № 22.Проведение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. | |||
Практическое занятие № 23.Проведение подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста. | |||
Практическое занятие № 24.Планирование и проведение фрагментов физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп. | |||
Практическое занятие № 25.Планирование конспекта и проведение фрагментов физкультурного праздника. | |||
Практическое занятие № 26.Планирование конспекта и проведение фрагмента вечера развлечения. | |||
Практическое занятие № 27.Составление плана Дня здоровья. | |||
Тема 2.5 Планирование работы по физическому воспитанию детей | Содержание | 1, 2, 3 | |
1. | Планирование работы по физическому воспитанию детей. Работа с семьей по формированию здоровья детей раннего и дошкольного возраста. | ||
Практическое занятие № 28.Составление календарного плана работы по физическому воспитанию детей в ДОУ. | |||
Практическое занятие № 29.Составление тематического плана работы с родителями по вопросам физического воспитания детей и укрепления их здоровья. | |||
Практическое занятие № 30.Составление методических рекомендаций для родителей о занятиях физическими упражнениями в домашних условиях. | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ. | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Составление аннотации на работу Вавиловой Е. Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» 1983г. 2. Анализ авторской программы Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». 3. Развитие моторики ребенка от рождения до семи лет (составление таблицы). 4. Русские подвижные игры в физическом воспитании дошкольника. 5. Разработка сценария спортивного праздника. 6. Составление плана беседы с родителями о необходимости проведения закаливания детей. 7. Закаливание – одно из средств увеличения потенциала здоровья детей (написание реферата). | |||
Учебная практика Виды работ: 1. Введение в практику: содержание практики, документация. 2. Наблюдение и анализ проведения режимных процессов. 3. Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики. 4. Наблюдение и анализ проведения физкультурных мероприятий в режиме дня: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, гимнастики после дневного сна, дыхательных упражнений, подвижных игр на прогулке. 5. Наблюдение и анализ проведения физкультурного занятия. 6. Наблюдение и анализ проведения подвижной части прогулки. 7. Наблюдение и анализ проведения закаливающих процедур. 8. Наблюдение и анализ проведения спортивного праздника. 9. Наблюдение и анализ проведения физкультурных досугов. 10. Отчёт по практике. | |||
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: 1. Введение в практику: содержание практики, документация. 2. Планирование и проведение режимных процессов. 3. Планирование и проведение утренней гимнастики. 4. Планирование и проведение физкультурных мероприятий в режиме дня: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, гимнастики после дневного сна, дыхательных упражнений, подвижных игр на прогулке. 5. Определение темы и задач физкультурного занятия, подбор физических упражнений. 6. Планирование, написание конспекта и проведение физкультурного занятия. 7. Планирование и проведение подвижной части прогулки. 8. Планирование, подбор материала и проведение спортивного праздника. 9 Организация и проведение физкультурных досугов. 10. Подготовка рекомендаций родителям по проведению закаливающих процедур с детьми. 11. Отчет по практике. |
Содержание практических занятий
Раздел 2. Организация и планирование физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Тема 2.3 |