Поколения: различия и преемственность
...Понятие «поколение» многозначно. В одном случае оно означает совокупность, когорту сверстников, образующих определенный возрастной слой населения. В другом — имеется в виду ступень происхождения от общего предка — отцы, сыновья, внуки. В третьем случае поколение — современники каких-либо социально-исторических событий или процессов («поколение Великой Отечественной войны»), люди, объединенные общностью исторической судьбы и переживаний, так сказать, духом времени. Иногда этим словом обозначают хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и активно действует реальное или условное поколение...
Родители, старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие...
В сфере потребительских ориентации, досуга, художественных вкусов, взаимоотношений полов расхождения между старшими и младшими, как правило, значительно больше, нежели в главных социальных ценностях — политических взглядах, мировоззрении. Это объясняется не только разницей в темпе обновления соответствующих сторон бытия — мода изменяется гораздо быстрее, чем иерархия социальных ценностей, но и тем, что они традиционно являются привилегированными областями юношеского самоутверждения. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных «отцов», в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши «маркируют», отличают «своих» от «чужих». Скажем, в области музыкальных увлечений (музыка — самое «молодежное» из искусств) уже между 15—17-летними и 20—23-летними существуют большие различия, которых в других сферах культуры и общественной жизни будет меньше...
И. С. Кон
А. Какие две ценности автор называет главными социальными ценностями?
Б. Почему в сфере потребительских ориентации, досуга, художественных вкусов, взаимоотношений полов ценности младшего поколения существенно отличаются от ценностей старших? Назовите две причины, выделенные автором.
В. Опираясь на текст, перечислите четыре значения, в которых может употребляться слово «поколение».
Г. В каком смысле употребляет слово «поколение» автор текста? Приведите два аргумента своего ответа.
Тест № 4.
1.Обществом в широком смысле слова называют:
А) совокупность форм объединения людей;
Б) весь окружающий мир;
В) группы, в которых происходит общение;
Г) взаимодействие людей в повседневной жизни.
2. К функциям политических партий в демократическом обществе относится:
А) участие в коммерческой деятельности; Б) контроль личной жизни граждан;
В) создание вооруженных сил; Г) участие в избирательной компании.
3.В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:
А) систему налогообложения; Б) директивное планирование производства товаров;
В) централизованное установление цен; Г) снабжение населения товарами.
4.Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:
А) кинорежиссера; Б) политика;
В) ученого; Г) преподавателя
5.Деятельность человека отличается от поведения животного тем, что она всегда:
А) неразрывно связана с окружающей средой; Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе; Г) связана с проявлением эмоций.
6.Культура в широком смысле:
А) уровень технического развития общества; В) уровень образованности населения;
Б) совокупность всех достижений человека; Г) все жанры искусства.
7.Массовая культура:
А) появилась с развитием средств массовой информации;
Б) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа;
В) сопровождает всю историю человечества
Г) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры.
8.Государственный бюджет - это:
А) количество денежной массы в стране;
Б) распределение совокупного продукта, созданного в стране;
В) внутренний и внешний долг государства;
Г) распределение доходов и расходов государства на год.
9. Любое государство характеризуется:
А) наличием собственных силовых структур; Б) многопартийностью;
В) наличием конституции; Г) взаимной ответственностью государства и личности.
10.Соглашение о порядке отношений между работником и работодателем называется:
А) деловым договором; Б) сделкой;
В) коллективным договором; Г) трудовым договором.
11.Верны ли следующие суждения?
А. Человек – предмет изучения всех наук.
Б. Человек – предмет изучения только гуманитарных наук.
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
12.Верны ли следующие суждения?
А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ
Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства .
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
13.Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
I II
1) Законодательная власть А) защищает право
2) Исполнительная власть Б) создает законы
3) Судебная власть В) реализует принятые решения
14. Напишите свой ответ. Золотое правило морали гласит: «___________________________».
15. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции (I) должны представлять социальные группы, 3 последующие (II) – этнические группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.
I гр.-…, …, …; II гр.- …, …, … .
а) сословия, б) нации, в) классы; г) народности, д) племена, е) касты
16.Запишите слово, пропущенное в схеме:
«Государственная власть РФ».
Президент РФ | Правительство РФ | Суды РФ |
17.Вставьте пропущенное слово: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это _____________________.
18.Закончите фразу. Современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству и могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех народов, называют ____________________.
19.Заполните схему «Типы экономических систем»
20.Выполните схему «Отрасли российского права».
.
21.Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.
22. Какое слово пропущено в следующей фразе? «Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным ________________».
23.Установите соответствие между общими и особенными признаками государств; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Признаки государств Общие и особенные
признаки
1) законодательная деятельность А) общие признаки любого государства
2) избрание высших органов власти на определенный срок Б) признаки лишь некоторых государств
3) многопартийность
4) сбор налогов
5) массовый террор против народа
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
24. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, влекущие возникновение правоотношений, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) молодой человек, ныряя в реку, порезал руку
2) бродячая собака укусила гражданина К.
3) молодой человек утонул, купаясь в пруду
4) гражданка У. опоздала на работу
5) у ботинок, купленных с рук, через месяц оторвалась подошва
6) у молодых родителей родился первенец
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Человек живет в ____________ (1), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определенные _____________ (2) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых_______________________________________________ (3) отношений, рыночной экономики и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ___________________ (4). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль _________________ ___________ (5), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А | знания | Д | отношения |
Б | общество | Е | нормы |
В | группы | Ж | общественные |
Г | позиция | поведение |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
26. Известно, что природа влияет на развитие общества. Назовите любые три проявления этого влияния.
27. Приведите любые три примера (из истории, литературы, художественных или документальных фильмов, своего собственного опыта), иллюстрирующие выполнение людьми своего нравственного долга.
28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните задания.