Поколения: различия и преемственность

...Понятие «поколение» многозначно. В одном случае оно означает совокупность, когорту сверстников, образую­щих определенный возрастной слой населения. В дру­гом — имеется в виду ступень происхождения от общего предка — отцы, сыновья, внуки. В третьем случае поколе­ние — современники каких-либо социально-исторических событий или процессов («поколение Великой Отечествен­ной войны»), люди, объединенные общностью историче­ской судьбы и переживаний, так сказать, духом времени. Иногда этим словом обозначают хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и активно дей­ствует реальное или условное поколение...

Родители, старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие...

В сфере потребительских ориентации, досуга, художест­венных вкусов, взаимоотношений полов расхождения меж­ду старшими и младшими, как правило, значительно боль­ше, нежели в главных социальных ценностях — полити­ческих взглядах, мировоззрении. Это объясняется не только разницей в темпе обновления соответствующих сторон бытия — мода изменяется гораздо быстрее, чем иерархия социальных ценностей, но и тем, что они тра­диционно являются привилегированными областями юно­шеского самоутверждения. Молодежь всегда хочет отли­чаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной мо­ды и жаргона, часто шокирующих консервативных «от­цов», в том и состоит, что с их помощью подростки и юно­ши «маркируют», отличают «своих» от «чужих». Скажем, в области музыкальных увлечений (музыка — самое «мо­лодежное» из искусств) уже между 15—17-летними и 20—23-летними существуют большие различия, которых в других сферах культуры и общественной жизни будет меньше...

И. С. Кон

А. Какие две ценности автор называет главными соци­альными ценностями?

Б. Почему в сфере потребительских ориентации, досуга, художественных вкусов, взаимоотношений полов ценности младшего поколения существенно отличаются от ценностей старших? Назовите две причины, выделенные автором.

В. Опираясь на текст, перечислите четыре значения, в которых может употребляться слово «поколение».

Г. В каком смысле употребляет слово «поколение» ав­тор текста? Приведите два аргумента своего ответа.

Тест № 4.

1.Обществом в широком смысле слова называют:

А) совокупность форм объединения людей;

Б) весь окружающий мир;

В) группы, в которых происходит общение;

Г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

2. К функциям политических партий в демократическом обществе относится:

А) участие в коммерческой деятельности; Б) контроль личной жизни граждан;

В) создание вооруженных сил; Г) участие в избирательной компании.

3.В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения; Б) директивное планирование производства товаров;

В) централизованное установление цен; Г) снабжение населения товарами.

4.Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

А) кинорежиссера; Б) политика;

В) ученого; Г) преподавателя

5.Деятельность человека отличается от поведения животного тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой; Б) является жестко запрограммированной;

В) основывается на осознанном выборе; Г) связана с проявлением эмоций.

6.Культура в широком смысле:

А) уровень технического развития общества; В) уровень образованности населения;

Б) совокупность всех достижений человека; Г) все жанры искусства.

7.Массовая культура:

А) появилась с развитием средств массовой информации;

Б) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа;

В) сопровождает всю историю человечества

Г) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры.

8.Государственный бюджет - это:

А) количество денежной массы в стране;

Б) распределение совокупного продукта, созданного в стране;

В) внутренний и внешний долг государства;

Г) распределение доходов и расходов государства на год.

9. Любое государство характеризуется:

А) наличием собственных силовых структур; Б) многопартийностью;

В) наличием конституции; Г) взаимной ответственностью государства и личности.

10.Соглашение о порядке отношений между работником и работодателем называется:

А) деловым договором; Б) сделкой;

В) коллективным договором; Г) трудовым договором.

11.Верны ли следующие суждения?

А. Человек – предмет изучения всех наук.

Б. Человек – предмет изучения только гуманитарных наук.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12.Верны ли следующие суждения?

А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства .

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13.Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

I II

Поколения: различия и преемственность - student2.ru 1) Законодательная власть А) защищает право

Поколения: различия и преемственность - student2.ru 2) Исполнительная власть Б) создает законы

3) Судебная власть В) реализует принятые решения

     

14. Напишите свой ответ. Золотое правило морали гласит: «___________________________».

15. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции (I) должны представлять социальные группы, 3 последующие (II) – этнические группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

I гр.-…, …, …; II гр.- …, …, … .

а) сословия, б) нации, в) классы; г) народности, д) племена, е) касты

16.Запишите слово, пропущенное в схеме:

Поколения: различия и преемственность - student2.ru Поколения: различия и преемственность - student2.ru «Государственная власть РФ».

Поколения: различия и преемственность - student2.ru Поколения: различия и преемственность - student2.ru

Президент РФ   Правительство РФ       Суды РФ  

17.Вставьте пропущенное слово: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это _____________________.

18.Закончите фразу. Современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству и могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех народов, называют ____________________.

Поколения: различия и преемственность - student2.ru 19.Заполните схему «Типы экономических систем»

           
  Поколения: различия и преемственность - student2.ru   Поколения: различия и преемственность - student2.ru   Поколения: различия и преемственность - student2.ru
 
 

             

20.Выполните схему «Отрасли российского права».

.

21.Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

Поколения: различия и преемственность - student2.ru

22. Поколения: различия и преемственность - student2.ru Какое слово пропущено в следующей фразе? «Столкновение противоположных общественных инте­ресов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным ________________».

23.Установите соответствие между общими и особенны­ми признаками государств; к каждой позиции из перво­го столбца подберите соответствующую позицию из вто­рого.

Признаки государств Общие и особенные

признаки

1) законодательная деятельность А) общие признаки любого государства

2) избрание высших органов власти на определенный срок Б) признаки лишь не­которых государств

3) многопартийность

4) сбор налогов

5) массовый террор про­тив народа

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

         

24. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, влекущие возникновение правоотношений, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) молодой человек, ныряя в реку, порезал руку

2) бродячая собака укусила гражданина К.

3) молодой человек утонул, купаясь в пруду

4) гражданка У. опоздала на работу

5) у ботинок, купленных с рук, через месяц оторвалась подошва

6) у молодых родителей родился первенец

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Человек живет в ____________ (1), и его поступки обу­словлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в опреде­ленные _____________ (2) с окружающими. В условиях со­временной России и складывающихся в ней новых_______________________________________________ (3) отношений, рыночной экономики и конку­рентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понима­ния творящегося вокруг невозможно правильно сориенти­роваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ___________________ (4). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная пси­хология. Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль _________________ ___________ (5), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые сле­дует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именитель­ном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно сло­во за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А знания Д отношения
Б общество Е нормы
В группы Ж общественные
Г позиция поведение

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

         

26. Известно, что природа влияет на развитие общества. Назовите любые три проявления этого влияния.

27. Приведите любые три примера (из истории, литерату­ры, художественных или документальных фильмов, своего собственного опыта), иллюстрирующие выполнение людь­ми своего нравственного долга.

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните за­дания.

Наши рекомендации