Модуль I. Особенности детской игры в современных социальных условиях.
Модуль I. Особенности детской игры в современных социальных условиях.
Особенности детской игры.
Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. К трем годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь окружающих, сознательно руководствуется (или также сознательно не руководствуется)требованиями и указаниями взрослых, проявляет инициативу и самостоятельность.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника, Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и т.д.), а изменением отношения между отдельными функциями. Центральной психической функцией, определяющей остальные процессы в дошкольном возрасте, является память. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от воспринимаемой ситуации, что дает возможность устанавливать связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.
Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Дошкольник создает воображаемую ситуацию в игре, сочиняет истории, рисует придуманные им персонажи. В этот период ребенок не просто придумывает, он верит в свой воображаемый мир и живет в воображаемой игровой ситуации. Эмоциональная насыщенность воображаемых образов и вера в воображаемуюситуацию являются одной из самых важных специфических особенностей дошкольного возраста.
Важнейшим новообразованием этого периода является также произвольное поведение, которое можно определить как поведение, опосредованное нормами и правилами. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то естьсоздается предварительный образ своего поведения. Образ поведения, который может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или действий конкретного человека, выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с этим образом, который становится образцом.
Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и т.д.
Таковы основные психические новообразования дошкольного возраста. Все они складываются, проявляются и функционируют в различных видах деятельности дошкольника.
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста, по мнению Е.О. Смирновой, приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.
Общение дошкольника с взрослым усложняется, приобретает новые формы и новое содержание. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь содержание общения становится внеситуативным, то есть выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
Ведущий для этой формы мотив общения — познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как человек, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы. Для такой формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. Очень важной становится оценка взрослого; любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду.
К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста — внеситуативно-личностная форма общения. В отличие отпредыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Если в 4-5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д. Ведущими мотивами становятся личностные.
Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию.
Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых, в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один — идеальный взрослый.
Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни исвоих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, явтяется игра.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.
Исследования Д.Б. Эльконина показали, что ролевая игра возникает не сразу.
Только к середине дошкольного возраста она достигает развитой формы.
Предпосылками к возникновению ролевой игры являются:
■ отделение действий от предмета и их обобщение;
■ использование ребенком неоформленных (не имеющих ясно выраженной функции) предметов в качестве заместителей других;
■ отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка;
■ сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление
их;
■ воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослых, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.
Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность дошкольников, отмечали, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны воспитателей.
Так Н.М. Аксарина на основании своего исследования пришла к выводу, что для появления игры необходимы три условия:
1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;
2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий;
3) частое общение ребенка с взрослыми.
Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.
Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.
При более тщательном анализе игровой деятельности Д.Б. Эль-конин отметил, что внешние условия, хотя и являются необходимыми, тем не менее сами по себе недостаточны для возникновения ролевой игры. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых, которое происходит в период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту.
Почти все авторы, описывавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на нее решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным.
Для того чтобы дети дошкольного возраста играли, необходимо наличие у нихярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений. Исследования Н.В. Королевой показали особую чувствительность детей именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений.
В ролевой игре прежде всего различаются сюжет и содержание.
Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, классовой принадлежностидетей, их семейного быта, географических и производственных условий, непосредственно их окружающих. По мнению Д.Б. Эль-конина, чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем уже и однообразнее сюжеты их игр.
Все сюжеты ролевых игр в дошкольном возрасте он предложил разделить на три группы:
1) игры с сюжетами на бытовые темы;
2) игры с производственными сюжетами;
3) игры с общественно-политическими сюжетами.
Младшие дошкольники воссоздают в игре отношения в очень незначительном количестве сюжетов. Как правило, это игры, связанные с непосредственной практикой самих детей. Позднее воссоздание отношений людей становится в игре главным моментом. В игре у детей среднего дошкольного возраста производимые действия не повторяются бесконечно, а сменяют друг друга. При этом действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить определенное отношение к другому человеку в соответствии с взятой ролью. Эти отношения могут разыгрываться и с куклой, получившей определенную роль. Орудийные действия, производимые дошкольником среднего возраста, более свернутые, чем у младших дошкольников. В сюжетных играх дошкольников среднего возраста основным содержанием становятся отношения между людьми. Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребенка подчиняться определенным правилам. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых, дети все больше приобщаются к пониманию общественных функций людей и правил отношений между ними.’
Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчинено правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил.
Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у младших, так и у старших дошкольников. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политических событий. Такая последовательность, по мнению ученого, связана с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых. На разнообразие сюжетов игр определяющее влияние оказывает воспитательная работа с детьми.
Помимо сюжета, Д.Б. Эльконин предложил различать и содержание ролевой игры. Под содержанием игры он понимает то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре.
Так, по исследованиям Л.С. Славиной, основным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, в которых воспроизводятся действия взрослых людей с предметами.
Совсем иначе проходит игра у старших детей. На первый план выдвигается использование результата действия для другого участника игры (или для куклы, его заменяющей). Действия совершаются ребенком уже не ради их самих, а для осуществления через них определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Основным в содержании становятся отношения между людьми, роли которых взяли на себя дети. Л.С. Славина отмечает, что действия детей при этом чрезвычайно сокращаются и обобщаются, приобретая иногда условный характер; чем старше дети, тем более сокращенный и обобщенный характер носят их действия.
Изменение содержания игр может быть выявлено не только по характеру действий, но и по тому, как начинается игра и что является основной причиной конфликтов, возникающих между детьми. У младших детей роль подсказывается самим предметом, попавшим в руки. Если у ребенка в руках трубка, то он «доктор», если термометр, – то «медсестра» и т.д. Основные конфликты между детьми возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться действие. Поэтому очень часто на машине едут одновременно два шофера, больного осматривают несколько врачей, обед готовят несколько матерей. Отсюда частая смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому.
У детей среднего дошкольного возраста роль формулируется до начала игры. И здесь главные ссоры возникают из-за ролей: кто кем будет. На первый план выступают отношения людей друг к другу. Действие может носить обобщенный характер, и его основное содержание может переноситься на выражение отношения к другому человеку (шофера к пассажирам, матери к дочке, вожатого к кондуктору и т.п.).
Наконец, у старших дошкольников главным в содержании игры становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Причем дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил своими товарищами по игре. И здесь в основном спорят вокруг того, «бывает ли так или не бывает» и, кроме того, отчетливо выступает критика действий соучастников по игре.
Таким образом, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.
Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается:
-длительность игр. Так, продолжительность игры у детей трех-четырех лет составляет всего 10—15 минут, у четырех-, пятилетних
-доходит до 40—50 минут, а у старших дошкольников игры могут -длиться несколько часов и даже несколько дней.
В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит кпопыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места,занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».
На следующем этапе (в три-четыре года) ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой замысел.
В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один может; кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.
С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.
Примеры музыкальных игр с пением.
Младшая группа:
«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е. Горбина
Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.
Младшая и средняя группа:
«У медведя во бору»
Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни.
Малышам трудно даѐтся это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит детей координировать свои действия.
Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведѐм еѐ вначале занятия.
Старший дошкольный возраст:
«Здравствуй, дружочек!» (на мелодию русской народной песни «Ах ты, берѐза!») Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом. Здравствуй, дружочек, Качают правыми руками Милый мой дружочек!
Здравствуй, дружочек, Качают левыми руками Милый мой дружочек!
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, Кружатся в парах «топающим шагом»,
И на место встали руки держат «кренделѐчком»
До свиданья, до свиданья… Машут друг другу рукой, идут вразные стороны по кругу,
Здравствуй, миленький дружок разводят руки в стороны, здороваясь с другим ребѐнком
В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.
Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.
Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.
Младший возраст.
Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.
Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа медведя.
Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.
Старший дошкольный возраст:
«Командир и четыре отряда»
Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаѐт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами. Отряды маршируют.
Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даѐт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.
Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.
Это игры, имеющие игровые правила, задания.
Младший возраст.
«Будь ловким», муз. Н. Ладухина
Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?
I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)
II часть. Лѐгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели.
Можно проводить игру с ведущим.
«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко
Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.
I часть – перестроения под музыку.
II часть – лѐгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.
Можно играть с ведущим.
Старший возраст.
«Ловушка», русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова
Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки, поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками. Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лѐгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения.
Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки. Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.
Такая специально организованная деятельность в детском саду даѐт возможность повышения научно-теоретического уровня, психолого – педагогической компетентности воспитателей и родителей воспитанников учреждения.
Это позволяет решить следующие задачи:
· знакомство с воспитательно – образовательной системой работы, с используемыми комплексной и парциальными программами в дошкольном учреждении.
· информирование о новейших достижениях педагогической и психологической науки, с новинками методик и технологий дошкольного воспитания;
· оказание помощи в самообразовании ―воспитывающих взрослых‖;
· оказание профессиональной помощи в решении проблем;
· пропаганда и распространение лучшего педагогического опыта.
Многолетний опыт работы показал, что очень важно ориентировать каждого воспитателя и родителя на овладение передовыми методами и приѐмами работы на постоянное пополнение своих знаний; прививать вкус постижения секретов воспитания. Это в свою очередь помогает решению задачи всестороннего развития личности ребѐнка.
Предлагаем материал методического вестника № 3 ―Особенности игровой деятельности современного дошкольника‖.
Ошибочно думать, будто игра это только способ занять детей, чтобы они не мешали взрослым. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете.
Кроме того, игра позволяет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. А так же, игра даже дает возможность научиться тому, как надо учиться.
Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во все его дальнейшей жизни: в обучении, общении, творчестве берут свое начало в детской игре.
Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Значение игры.
―Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности‖.
В. А. Сухомлинский.
Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром.
В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные потребности – участие в жизни взрослых и общение со сверстниками.
В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе решения разнообразных, возникающих в игре задач – игровых,познавательных, практических. В процессе игры происходит такжеформирование некоторых новых знаний – благодаря действиям с предметами, материалами, игрушками, а также взаимообучению участников игры.
Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих способностей детей. Условия игры позволяют многократно повторять действия, осуществлять их отбор наиболее рационально, создавать их комбинации и т.д., на основе чего и формируются творческие способности.
По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы:
1. творческие игры;
2. 2) игры с готовыми правилами.
Содержание и правила творческих игр определяют непосредственные участники. К этим играм относятся:
1. Предметные игры детей раннего возраста;
2. Сюжетно-ролевые игры;
Классификация игр.
Классификация игр.
Сюжетно–ролевые игры дошкольников.
1. Сюжетно-ролевая игра. Основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых.
К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями. Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:
- труда;
Игровые технологии.
Детская игра-средство активного обогащения личности,поскольку представляетсвободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.
Игра-вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается в самомпроцессе, а целью является получение удовлетворения играющим.
Игру можно понимать по разному:
- игра- особый вид человеческой деятельности;
- игра- средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель);
-игра- особый набор правил, требующих своего исполнения;
-игра- особый способ условного присвоения мира;
-игра- как форма педагогической деятельности.
В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:
1.эмоционально развивающая функция;
2.диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;
3.релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;
4.компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает;
5.коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;
6.функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
7.социокультурная функция- в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;
8.терапевтическая функция- может служить средством лечения психических расстройств человека.
Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал) При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.
Классификация детских игр
Роль игры в воспитаниии еѐ развивающий потенциал поистине огромны.Помимо развивающей, обучающей и воспитательной функций игра обладает еще "диагностическим, коррекционным потенциалом.
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А. В. Запорожец и А. П. Усова разработали следующую классификацию детских игр:
Игры с правилами.
Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.
По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы:
дидактические и подвижные.
Дидактические игрыспособствуют,главным образом,развитию умственныхспособностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.
Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников,поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом в цель, пролезания под веревкой и т.п.).
Поскольку игровые упражнения и сюжетные игры применяются во всехгруппах дошкольных учреждений,организация и методики их проведенияимеют много общего. Оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников - сочетание конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений и сюжетных игр, во время которых движения, усвоенные детьми раньше, совершенствуются. По степени физической нагрузки различают движения большой, средней и малой подвижности.
В подвижных играх, проводимых с дошкольниками, не обязательно определять победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к