Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма
Для специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Для факультета социального управления
Кафедра «Теории и истории государства и права»
рок обучения: 1 месяц
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие положения. | |
2. | Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий | |
3. | Содержание практических занятий по дисциплине |
Общие положения.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинары - активная форма учебных занятий, широко используемая в настоящее время при изучении многих учебных дисциплин. В зависимости от целей, формы организации и проведения различают семинары:
· способствующие углубленному изучению определенного систематического курса;
· способствующие изучению отдельных , наиболее важных тем курса;
· исследовательского характера с независимой от лекции тематикой .
В практике работы вузов студентам приходится участвовать во всех видах семинаров. При этом их активность в каждом из них позволяет им существенно углубить свои знания по дисциплинам, приобрести умение самостоятельно работать над источниками, готовиться и выступать с доказательствами, вести дискуссию, отстаивать свои взгляды. Однако этого всего можно достигнуть лишь при условии настойчивой и кропотливой подготовки.
Подготовку к семинару слушатели проводят в соответствии с планом , который выдается им до занятия. Выполняемую при этом работу целесообразно проводить в четыре этапа.
На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы, вынесенные на семинар. На основе этого определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата , выступления и т. д. ), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по каждому вопросу семинара, когда и к какому сроку и в какой форме нужно составить конспект первоисточников, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти .
Как правило, вся работа выполняется за 1-2 вечера и оформляется в виде краткой записи в рабочей тетради .
Второй этап подготовки к семинару включает сбор и ознакомление с литературой путем беглого ее просмотра. Беглое ознакомление с книгами требует определенных навыков, приобретаемых во время учебы.
Третий этап подготовки к семинару включает глубокое изучение источников, конспектирование и одновременно смысловую группировку материала в соответствии с планом семинара, представление его в виде записей или опорного конспекта (графических моделей , структурно- логических схем таблиц или графиков). Особенно важно , чтобы в итоге изучения этого материала у вас была выработана по данному вопросу своя точка зрения.
Рекомендуется при изучении материала по различным источникам одновременно проводить его смысловую группировку, т. е. выделять смысловые опорные пункты, аргументы, необходимые для ответа на вопросы , поставленные в плане семинара.
Четвертый, заключительный этап подготовки к семинару включает углубленную работу с конспектом. Следует еще раз внимательно прочесть конспект, произвести его разметку (подчеркнуть заголовки , выделить наиболее важные цитаты и т. д. ) , составить план выступления и провести репетицию.
Подготовка к семинару - это творческая работа, требующая определенной последовательности и настойчивости. Нельзя и не нужно заучивать материал. Рекомендованную литературу надо прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов, продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросами - главный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления на семинаре.
2. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по курсу
"Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма".
Семинарские занятия, самостоятельная работа под руководством преподавателя по правовому обеспечению социально-культурного сервиса и туризма предусматривает следующие основные цели:
1. Оптимально организовать учебный труд студентов, предоставить возможность для проявления их индивидуальности;
2. Проверить качество усвоения студентами соответствующей темы курса на основе их самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной, публицистической литературой, законодательством и другими юридическими актами.
Особые требования предъявляются к осознанному и постоянному усвоению студентами именно теоретических вопросов: основных понятий о правовых явлениях.
Для основательного усвоения учебного материала нельзя ограничиваться только конспектированием учебника с тем, чтобы затем на занятии просто пересказать (а еще хуже - зачитать) его перед аудиторией. Такой метод подготовки исключает активный, творческий подход студента к учебному материалу, существенно ограничивает круг познавательных источников. Наиболее эффективное, высококачественное усвоение учебного материала обеспечивается глубоким изучением, анализом, сравнением и обобщением всех источников, которые определяются данными планами.
Изучение материала рекомендуется в такой последовательности:
1. Конспект лекций.
2. Учебники.
3. Законодательный материал.
4. Дополнительная литература.
5. Другие материалы.
Все источники надо изучать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия. Следует учиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается именно вопросов семинара.
Основная часть ответа на семинарском занятии должна быть изложена устно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из научной и другой литературы, законодательные тексты. Такая форма ответа наиболее оправдана потому, что соответствует уровню требований, предъявляемых на итоговом экзамене.
Семинар – это, прежде всего лаборатория творческого мышления и в этом видится его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания, чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форма учебы.
Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении сообщений товарищей по группе, когда требуется четко, понятно для всех других формулировать свою позицию, аргументировать ее, «защищаясь» от оппонентов, ставить вопросы выступающим товарищам, оценивать их ответы. Навыки ведения полемики, владения «орудием» слова, формирующиеся в таких дискуссиях, - составная часть профессиональных качеств, специалиста.
Уровень достижения обозначенных выше целей семинарского занятия преподаватель проверяет:
· заслушивая и оценивая доклады, научные сообщения, выступления и вопросы студентов по плану занятия;
· контролируя тетради с конспектами лекций и выполненными практическими заданиями по курсу;
· проводя общие письменные аудиторные контрольные работы.
Все материалы по изучению правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма, в том числе конспекты, схемы, могут быть использованы студентами на следующих курсах при изучении специальных профилирующих дисциплин.
Данные рекомендации не универсальны. Их цель – помочь студентам выработать индивидуальную наиболее приемлемую методику подготовки к занятиям.
3. Содержание практических занятий по дисциплине
Тема 1.