К сложным относятся письменные (преимущественно) художественные произведения, научные статьи и так далее. К простым - непосредственно речевое общение.
«Мир!», «Свобода!» и т. п. (это особый, общественно-политический речевой жанр). В определенной ситуации слово может приобрести глубоко экспрессивный смысл в форме восклицательного высказывания: «Море! Море!» (восклицают десять тысяч греков у Ксенофонта)
С4.3.Что такое полнота текста? Как можно обеспечить её уже при его планировании? Приведите примеры её выполнения и невыполнения на материале текстов простых речевых жанров.
По умному учебники риторики:
С позиции говорящего целостность конкретизируется в понятии замысла (мотива, интенции), который существует до готового текста и затем воплощается в нем, претерпевая изменения в процессе этого воплощения. В готовом тексте замысел трансформируется в тему и идею текста. Целостность текста заключается в единстве темы – микротем, макротем и глобальной темы текста. Единство темы обеспечивается тождеством референции – соотношением слов с одним и тем же предметом изображения – и явлением импликации, основанной на ситуативных связях – наличие одних отображаемых предметов предполагает наличие и других, ситуативно с ними связанных.
Целостность текста реализуется через его интеграцию, модальность и завершенность [Гальперин 1981].
Интеграция (от лат. integration — восстановление, восполнение, integer — целый) – это состояние связанности частей в единое целое и процесс, обеспечивающий эту связанность. Интеграция задается самой системой текста и возникает в нем по мере развертывания информации и является залогом последовательного осмысления информации текста.
Интеграция отличается от когезии, хотя и обусловлена последней, она может осуществляться как средствами когезии, так и иными пресуппозитивными и ассоциативными средствами. Когезия реализуется в синтагматическом плане, а интеграция – это явление скорее парадигматики.
Средствами реализации интеграции являются специальные обороты (таким образом, в свете изложенного, как уже отмечалось и т. д.), а также система ключевых слов текста. Ключевые слова, становясь доминантными обозначениями, организуют вокруг себя единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, ситуативно связанные со словом-понятием, избранным в качестве ключевого. Ключевые слова создают семантические текстовые поля.
Целостность текста также проявляется в его завершенности, что обеспечивается корреляцией названия текста и развертыванием информации в тексте: «…завершенность текста – функция замысла, положенного в основу произведения и развертываемого в ряде сообщений, описаний, размышлений, повествований и других форм коммуникативного процесса. Когда, по мнению автора, желаемый результат достигнут самим поступательным движением темы, ее развертыванием – текст завершен» [Гальперин 1981, с. 131]. Понятие завершенности приложимо только к целому тексту.
Целостность текста проявляется также и в авторской модальности. Модальность присуща любому тексту, а не только художественному. Являясь универсальной языковой категорией, модальность проявляется в тексте и обеспечивает ему целостность в представлении информации под тем или иным углом зрения.
Иной вариант ответа:
Полнота – полным является такой текст, в базисной схеме которого есть все обязательные элементы типовой структуры, в котором представлены все элементы базисной структуры.
Пример: Прошу прикрепить меня к кафедре ЕЯ для написания курсовой. (Отсутствует элемент: Кто просит? Поэтому текст неполон.)
С4.4.Что такое структурная неизбыточность текста? Как можно обеспечить её уже при его планировании? Приведите примеры её выполнения и невыполнения на материале текстов простых речевых жанров.
Структурная избыточность – текст структурно избыточен, когда содержит компоненты, отсутствующие в типовой схеме.
Пример: Сдаю квартиру, в районе станции метро Рижская… Блондинка. Рост 170. (эта информация лишняя). Текст не избыточен, если в нем не содержится лишняя информация, информация не по теме.
С4.5.Что такое последовательность текста? Как можно обеспечить её уже при его планировании? Приведите примеры её выполнения и невыполнения на материале текстов простых речевых жанров.
Последовательность – текст последователен, если компоненты расположены в нем в том же порядке, в каком они расположены в типовой базисной схеме.
Пример (неверно): Сдаю квартиру в центре Москвы, тел: 555-46-30. Андрей. После ремонта.
С4.6.Из каких стадий слагается процесс создания ораторской речи согласно античной риторике? Определите задачи каждой стадии. Какие из них присутствуют при подготовки и устных, и письменных текстов?
Классическая риторика делилась на 5 частей:
нахождение (в латинской терминологии — инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.
расположение (в латинской терминологии — диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.
словесное выражение (в латинской терминологии — элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи.
запоминание (в латинской терминологии — мемория).
произнесение (в латинской терминологии — пронунциацио).