Общие принципы международного этикета.

Самое главное - научиться правильно делать следующее:

- произносить имена людей;

- есть;

- одеваться;

- разговаривать.

Знание этикета собственной страны мало что гарантирует. Необходимо твердо усвоить, этикет той страны, куда вы собираетесь в командировку и с которой работает ваша фирма. Поэтому, чем больше вы почерпнете информации о стране, куда вы собираетесь ехать, тем больше шансов на успех. Для начала необходимо выслушать несколько слов благодарности, приветствия на языке страны, научиться считать до 10, как следует обращаться к человеку: по имени и фамилии, или только по фамилии.

1) Правила этикетасправедливые независимо от того, куда вы приехали:

- уважение к традициям, к еде, к праздникам, религии и руководству;

- не сравнивайте со своей страной;

- будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление транспорта;

- не хвастайтесь большими деньгами;

- очень важно знать титулы и ими нужно пользоваться;

- корреспонденция должна иметь очень официальный характер;

- приезжая в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на визитной карточке была информация этой страны;

- обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн, наблюдайте и повторяйте действия хозяев;

- не надевайте специфические национальные костюмы, вроде тоги или сари. Может показаться, что эта одежда имеет религиозный характер;

- нельзя требовать, чтобы всё было как у вас дома: еда, обслуживание т.п.;

- вежливость везде в почете, особенно в Азии.

2) Язык

Если вы не знаете языка страны, в которой пребываете необходимо иметь переводчика на переговоры. При беседе через переводчика желательно присутствие человека, который хорошо знает язык, для того, чтобы он контролировал перевод и исправлял ошибки.

Если ваши партнёры говорят слишком быстро для вас, вы можете вежливо попросить говорить медленнее, мотивируя свои знанием языка, но нельзя обвинять в том, что они быстро говорят.

Точно также проводятся переговоры на вашем родном языке. Не вините акцент. Говорите медленно. Не рассказывайте анекдотов, т.к. юмор родных стран, слишком специфичен. Избегайте жаргона.

3) Одежда

Должна быть не броской, хорошо сшитой и высокого качества.

Обычно полагается носить белые рубашки и темные костюмы, но не черные. Женщинам в деловых поездках лучше не одевать брюки. Как и короткие юбки, и платья с коротким рукавом (без). Помните, что в буддийских храмах, мусульманских мечетях и индонезийских домах запрещено находится в обуви. Она ставиться у входа.

4) Расходы

Не следует тратить сверх необходимого: вода, электроэнергия в чужой

стране.

В отдельных странах к телефонам подключены счетчики, поэтому сначала предложите хозяевам оплатить вой счет и только затем звонить.

Отдельная тема - Чаевые

В большинстве стран не следует давать чаевые, руководствуясь общими правилами. Но есть исключения: они не приняты в Исламских государствах, в Новой Зеландии. В Италии чаевые составляют 25% от стоимости услуг. В Японии получая счет, принято класть деньги в конверт.

5) Приветствие

В ряде стран они имеют национальную окраску.

В большинстве стран принято рукопожатие, но в некоторых странах не принято давать руку женщине и поэтому необходимо подождать, пока она сама подаст.

Во Франции, в странах средиземноморья распространены поцелуи в щеку, а в Латинской Америке – объятья. Две прижатые друг к другу руки перед грудью – национальное приветствие в Индии.

Во всех странах необходимо проявлять уважение к старшим. Именно они первыми начинают разговор, а когда старшие входят, надо вставать.

6) Религия

Она оказывает во многих странах влияние на бизнес, на распорядок дня и рабочие месяцы и дни. Узнайте больше о религии данной страны, не вступайте в дискуссии на такие темы.

Знание и понимание, что буддийские образы священны, нельзя наступать на порог в Таиланде, т.к. под ним живут добрые духи.

Никогда не отвлекайте человека, обращенного лицом к Мекке (святое место мусульман).

Без разрешения не фотографируйте и не трогайте руками религиозные атрибуты.

Нормы и правила «грамотного общения». Основные средства этикетного общения: вербальные компоненты этикета (стандартные формулы приветствий, обращений, прощаний, благодарности, извинений, комплиментов и т.п.); невербальные компоненты (жесты, мимика, позы, этикетная полемика, контакт глаз, прикосновения, улыбка).

Вербальное общение – словесное или письменное общение (приветствие, обращение).

Невербальное общение – не речевое (выражение лица, походка, пожатие руки, поза, жесты, взгляды).

А.П. Чехов: «На лице были все добродетели, кроме выражения мысли».

Влияние расположения участников общения относительно друг друга на этикетное поведение (оппозиция «спереди-сзади», «слева-справа», «выше-ниже», «внутри-снаружи» и т.п.).

Этикетная атрибутика. Вещи, приобретающие этикетный смысл (цветы, подарки, визитные карточки и т.п.) и не предназначенные специально для этого (элементы одежды: шляпа, галстук и т.п.; предметы утвари и т.п.).

Этикетные ситуации: повседневный этикет (знакомство, встреча, застолье, поведение в транспорте, в магазине), окказиональный (от слова «окказия» - случай) этикет (прием гостей, посещение театра, концерта, музея и т.п.), праздничный этикет, протокол.

Наши рекомендации