Крито-Микенская субцивилизация
Полисные ценности родились на Балканском полуострове далеко не сразу. Критский мир имел, по-видимому, схожие с восточными обществами ценностные ориентации: признание необходимости сильной власти; политеизм; обычаи и традиции, уходящие в первобытность. Характеризуя общество острова Крит начала XX века до н.э., можно говорить не просто о людях, разрозненно живших там и занимавшихся земледелием, а о некоторой достаточно сцементированной социальной общности.
С начала II тыс. до н.э. у них сложилась единая письменность: так называемое "линейное письмо А", которое до сих пор не поддается расшифровке. Жители Крита строили города, которые возникали вокруг дворцов, играющих роль центров общественной жизни (можно проводить аналогию с храмами как центрами общественной жизни восточных обществ). Например, в тронном зале Кносского дворца проходили государственные, деловые и культовые церемонии. Дворцы Крита говорят о высоком уровне развития материальной культуры островного общества. Например, тот же Кносский дворец в период расцвета субцивилизации занимал площадь приблизительно в 20 тыс. кв.км; по мнению исследователей, во дворце и на прилегающих к нему территориях жило около 30 тыс. человек; сам дворец имел совершенную систему водоснабжения и канализации. Кроме того, дворцы Крита с их замечательными фресками, а также другие "следы" материальной культуры острова (например, гробницы) дают представление и об особенностях духовной жизни людей того времени: о некоторых культовых обрядах - приношение богам вина, молока или крови и окропление ими алтаря; о "культовой "игре с быком"; о священной символике: рога быка, топор как атрибут богов и т.д.
Большинство поселений и дворцов Крита к середине XV в. до н.э. погибло в результате вулканических извержений на острове Фера (110 км. от Крита), вызвавших землетрясение, приливы, наводнения на самом Крите. С 1600 г. до н.э. на острове стали появляться первые ахейцы (микенцы), говорившие на древнем наречии греческого языка и объединенные общими религиозными представлениями. До этого они расселились на Балканском полуострове, а их название "микенцы" связано с названием города Микены, где впервые были обнаружены следы их культуры. Начиная с 1450 г. до н.э., когда микенцы становятся правителями Крита, можно говорить о единой Крито-Микенской субцивилизации, изменившей свое этническое насыщение. Крупнейшим событием этой временной полосы является Троянская война, которая имела место не только в описаниях Гомера, но и в действительности. Микенские греки сражались с троянцами, жителями малоазийского побережья, возможно с 1240 по 1230 гг. до н.э.
Города-государства микенцев имели своим центром акрополь (буквально "верхний город"), расположенный на холме и укрепленный кольцом крепостных стен. Царский дворец в Микенах был центром жизни города-государства. Вся продукция, созданная крестьянами и произведенная ремесленниками, концентрировалась и содержалась в хранилищах акрополя. В центре царского дворца располагался большой зал (мегарон), где обсуждались государственные дела и проводились церемонии. Главные ворота Микен украшали фигуры двух львов: возможно, это символы могущества царского рода. У ахейцев была своя письменность, именуемая исследователями "линейным письмом Б", в которую они ввели некоторые знаки из "письма А". Дошедшие до нас глиняные таблички с письменами дают некоторое представление о хозяйственной жизни микенцев.
Неурожайные, а стало быть, при том уровне развития производства, голодные годы, повлекшие за собой продовольственный кризис и сокращение торговли, землетрясения, войны, привели к упадку микенские города. Около 1200 г. до н.э. люди с Балканского полуострова уходили в море в поисках лучшей доли (по-видимому, они составили часть переселенцев, именуемых египтянами "народами моря").
§ 3. "Темные века" в истории Древней Греции
XI-IX вв. до н.э. представляли собой своеобразный межсубцивилизационный стык. Неслучайно, они именуются "темными". Это было время доцивилизационного состояния дорийцев (одно из древнегреческих племен, составивших впоследствии важнейший этнокомпонент древнегреческой цивилизации). Суть стыкового момента заключалась в том, что Крито-Микенская культура прекратила свое существование, письменность была забыта, большая часть носителей цивилизации покинула родные места, а дорийцы, широко расселившись по полуострову, жили племенами, в маленьких хижинах, одевались в хитоны (простые свободные одеяния), хоронили умерших со скромными предметами быта, как правило, глиняной посудой, мало контактировали с иными народами. И все же преемственность культурного развития (крито-микенцы, а затем дорийцы) прослеживается, поэтому мы и вводим понятие субцивилизации.