Крито – Микенская (Эгейская) культура

Периодизация истории.

I. 3 тыс. до н.э. – 12 в. до н.э. Крито-микенская или Эгейская цивилизация.

1.Критская культура 3 тыс. до н.э. - 15 в. до н.э.

2.Микенская культура 18 в. до н. э. - 12 в. до н. э.

II. 12 в. до н.э. - 8 в. до н.э Гомеровский период. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются основным источником информации об этом периоде.

1. 12 - 9 в. до н.э «темные века», в этот период происходит упадок культуры, который был вызван вторжением дорийских племен с севера. В результате была забыта письменность, прекратилось каменное строительство;

2. 9 - 8 в. до н.э. - возникновение новых государств-полисов (Милет, Эфес, Коринф, Мегара, Афины, Спарта),

III. 8 - 6 в. до н.э - архаический период

Складываются основы греческой культуры, греки заселяют все средиземноморье (Великая колонизация).

IV. 6 – 5 в. до н.э. классический период

Период наивысшего расцвета древнегреческой культуры.

V. 4 – 1 в. до н.э. период эллинизма.

Распространение греческой культуры на Восток (до Индии), переплетение греческой культуры с культурой Востока.

Крито – Микенская (Эгейская) культура.

На рубеже III – II тыс. до н.э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров и вытеснили коренное население.

В начале 20 века А. Эвансу и Г. Шлиману удалось найти и доказать существование Эгейской культуры, созданной догреческим населением.

Критская культура.

Согласно греческому мифу первым правителем острова Крит был Минос - сын Зевса и финикийской царевны Европы, поэтому у культуры есть второе название - Минойская культура.

Культуру острова Крита делят на три периода:

1 . Раннеминойская - 3000 - 2300 /2100 г. до н.э.

2 . Среднеминойский период – 2300/2100 - 1600 г. до н.э.

3 . Позднеминойский период - 1600 - 1200 г. до н.э.

Первый период расцвета Крита и его гегемонии в Эгейском мире начался на рубеже III – II тыс. до н.э. Наибольшее развитие получили южная и восточная часть острова, куда высадились переселенцы из Малой Азии. Наиболее крупное поселение Фест.

В среднеминойский период (период «первых дворцов») развивалась северная часть острова - Кносс, Фест, Маллия. Период завершился катастрофой. К из-за землетрясения в сер. 18 в. до н.э. от дворцов остались одни развалины. Через 50 лет Крит вступил в пору нового расцвета и взлет критской культуры был до середины 15 в. до н.э., когда цивилизация погибла в результате грандиозного извержения вулкана на соседнем острове Тира (Фера). В 1400 г. до н.э. остров был завоеван ахейцами, пришедшими с материковой Греции.

Крит стал первой морской державой на Средиземном море. Безусловное господство на море позволило Криту не строить оборонительных укреплений на самом острове. Могучий флот позволял критянам развернуть оживленную торговлю. Их экспорт вина, оливкового масла, изделий художественного ремесла (посуда, ткани, украшения, оружие) охватывал все острова Средиземного моря, Египет, Сирию, Пиренейский полуостровов, Малую Азию. Из Египта критяне привозили цветное стекло и фаянс, с Кипра - медь, из Ливии - слоновую кость и драгоценные металлы, из Сирии - лошадей.

Крит был восточной деспотией. Вся земля принадлежала государству. Кроме царя и аристократии существовал слой ремесленников - гончары, скульпторы, каменщики, ювелиры. Вероятно, было и рабство в форме т.н. «домашнего рабства», характерного для Востока (в хозяйстве царя и знати). Но в первую очередь, рабы как государственная собственность, использовались на строительстве крупных сооружений, характерных для древнего Востока. Сельским хозяйством занимались свободные крестьяне. Жизнь привилегированных слоев сосредотачивалась при дворе. Правитель был и верховным жрецом. Предполагают, что на Крите в среднеминойский период властвовали две династии: одна в северной части острова со столицей в Кноссе; другая - в южной части острова со столицей в Фесте. В начале позднеминойского периода вся власть перешла в руки кносских правителей.

Критяне имели письменность (сохранился архив кносского дворца на глиняных табличках (около 3000 глиняных табличек). Выделяют три этапа развития: иероглифическое (рубеж III – II тыс. до н.э.), линейное письмо А (17 – 14 в. до н.э) и линейное письмо Б (1500-1100 гг. до н.э им пользовались пришедшие на Крит ахейцы). Линейное письмо А, которым пользовалось догреческое население не прочитано, т.к. язык критян неизвестен.

О высочайшем уровне развития строительного дела и архитектуры свидетельствуют развалины Кносского дворца. В отличие от монументальной архитектуры Древнего Египта с ее строгой симметрией, дворец в Кноссе не имел строго продуманного плана. Вместе с городскими постройками у гавани он мог вмещать до 100 тыс. жителей. Хотя Кносский дворец несет в себе признаки восточной пышности, но от восточных построек его отличают: живописность линий, открытость просторных помещений, повторяемость одних и тех же архитектурных элементов, большое количество залов, соединенных коридорами вокруг центрального двора образуют лабиринты. Решающей является не монументальность, а выгода и комфорт, и хотя с вида дворец построен хаотично и представляет собой конгломерат отдельных сооружений включенных в единый комплекс, его архитектура цельна и в совершенстве приспособлена к требованиям местного климата. Он имел систему водоснабжения и канализации с терракотовыми ваннами, продуманную вентиляцию и освещение. В залы дворца свет проникал с обширного центрального двора, если же свет не доходил до какой-либо точки, архитектор помещал световые отверстия в перекрытиях или делал специальные окна верхнего света. Вообще световые дворики - одна из наиболее характерных идей критского строительства. Необычны и интересны монументальные лестницы, которые использовались не только по прямому назначению, но и как своеобразные трибуны для зрителей, откуда можно было наблюдать играми или иными зрелищами.

Внутреннее убранство, по-видимому, трехэтажного, дворца было роскошным: полы выложены камнем, нижняя часть стен была облицована гипсом, верхняя — фресковыми росписями. Стены дворцов расписаны фресками, где изображены сцены придворной жизни и изображения животных и растений. В орнаменте преобладают растения (лилии, крокусы, пальмы), и обитатели моря (дельфины, рыбы, моллюски). Излюбленным сюжетом фресок была тавромахия – игры с быком, носившие ритуальный характер.

Фрески и керамика древнего Крита является важным источником сведений о жизни и культуре островитян. Дворец был самым крупным, но не единственным зданием в городе. Были выявлены также дома простых горожан. В окрестностях города сохранились остатки хорошо оборудованных особняков. Сохранились также виадук (мост через овраг), караван-сарай (постоялый и торговый двор). Древнейшей формой жилища на Крите была сложенная из камня или кирпича-сырца круглая постройка с конической крышей. По образцу жилища на Крите строили гробницы, являвшиеся семейными или родовыми усыпальницами

На Крите найдены многочисленные каменные лабрисы (древнегреческие двусторонние топоры, атрибут Зевса), которые, видимо, играли культовую роль и были своеобразным символом острова. От лабриса часто производят название Кносского дворца - Лабиринт.

Женщины играли в жизни Крита важную роль, они пользовались такой свободой, какой не было ни в Античном, ни в Средневековом мире. Культ женщины проявлялся и в обыденной жизни, и в спорте и в религиозном ритуале.

В Критском пантеоне на первом месте стояли женские божества (прототипы греческих богинь Афины, Артемиды, Афродиты).

У критян существовал культ животных, в первую очередь быка, о чем свидетельствуют многочисленные изображения быков, сцены бычьих боев, изображения чудовища с человеческим телом и ногами, но с копытами, головой и хвостом человека. О культе змей свидетельствуют их многочисленные изображения, в том числе и женские фигурки со змеями в руках.

Религиозные обряды справлялись жрецами (а скорее всего жрицами) в священных пещерах, которых было много в горах Крита, и в процессе обряда принимался опиум и достигалось экстатическое состояние.

Критскую культуру часто называют женской культурой.

Микенская культура

Микенскую культуру европейцы начали изучать раньше критской. В 1876г. Г. Шлиман, ведя раскопки в поисках следов Троянской войны, открыл внутри акрополя Микен гробницы ахейских царей, эти т.н. «шахтные захоронения» (глубокие прямоугольные могилы в скале) богатые золотыми изделиями – самые ранние памятники микенской культуры. Они относятся к концу 17 – 16 в. до н.э. Микенская культура делится на периоды:

1. раннемикенский период 1700-1550г до н.э.

2. среднемикенский период 1550-1400г. до н.э.

3. позднемикенский период 1400-1200г. до н.э

Около 1700 г. до н.э. в Арголиде (восточное побережье Пелопоннеса) - центре власти микенских правителей стало особенно сильно проявляться влияние Крита (мода, святилища критского типа, в которых приносили жертвы богине с Крита). Но, не смотря на воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохранили многие черты культуры принесенной ими с севера. Например, они носили бороду и усы. И если критская культура «женственна», то микенская – «мужественна».

Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Их сооружения монументальны, а тематика стенных росписей – сцены войны и охоты.

Одно из самых выдающихся сооружений этого периода - Львиные ворота, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся друг на друга каменных блоков. За этими воротами находились шахтные гробницы, выдолбленные в скале.

В 14 в. до н.э. шахтные гробницы были заменены купольными гробницами (толосами). Самая известная – «гробница Агамемнона» (высота двери - 5 м, перекрыта каменными блоками, весом 120 т). Наиболее ценными находками в этих гробницах явились золотые посмертные маски правителей.

Также как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы - в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. Дворцы были похожи на критские, также украшены росписями, но обнесены мощными стенами из огромных каменных глыб без связующего материала. Место центрального открытого двора занимает большой четырехугольный зал с четырьмя колоннами и с очагом в центре (мегарон). Более холодный чем на Крите климат не позволял иметь много окон, а в мегароне их вообще не было, свет проникал через двери и отверстие над очагом. Мастерские уже были выведены за пределы дворца, сооружены открытые водопроводы. Для того чтобы врагу попасть во дворец, нужно было преодолеть огромное число оборонительных сооружений.

Огромную роль в изучение микенской культуры сыграла расшифровка линейного письма Б, сделанная в 1953 г. англичанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком. В линейном письме Б содержалось 88 знаков - больше чем в звуковом и меньше чем в иероглифическом. Это было слоговое письмо, заимствованное у догреческого населения. Оно не было приспособлено к греческой фонетике.

Многочисленные глиняные таблички содержат в основном хозяйственные записи, свидетельствуют о сильной дифференциации общества, во главе государства стоял правитель – «ва-на-ка», являвшийся крупнейшим землевладельцем, взимавшим подати. Царь исполнял верховные функции жреца.

Существовал значительный слой аристократии и чиновничества.

Микенцы поклонялись Зевсу, Гере, Посейдону, Афине и Артемиде. Не было Аполлона и Ареса, но им соответствовали Пеавон и Энувалиос). Были женские соответствия Посейдону - богиня Посидея, Зевсу - богиня Дивия, которых классическая Греция не знала. Упоминается Богиня ветров (имя неизвестно), Дионис упоминается не как бог, а как обыкновенный человек, известный многим соотечественникам. Центральной в Микенской мифологии была богиня - Мать.

В ахейских документах упоминаются многое имена, вошедшие в поэмы Гомера, но не имеющие ничего общего с его героями - Ахилл, Аякс, Гектор, Гектор, Махаон, Тесей.

Ахейцы начинают активную колонизационную политику и заселяют побережье Средиземного моря. Об ахейцах говорят хеттские, египетские тексты . Воспоминания о завоевательном походе ахейцев в Малую Азию сохранились в предании о Троянской войне (согласно греческой хронологии разрушение Трои произошло в 1184 г. до н.э.).

Преобладанию ахейцев в Эгейском мире наступило на рубеже 12 -11 вв. до н.э., когда огромная масса северо-балканских варварских народов устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играли греческие племена дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - они имели железное оружие, более эффективное, чем бронзовое оружие ахейцев.

С приходом дорийцев в 14-13 в. до н.э. в Греции начинается железный век и прекращает свое существование Крито-Мекенская цивилизация .

Гомеровская Греция.

В 12 – 8 вв до н.э. совершился переход от родового строя к государственной организации полисного типа, т.е. сформировался полис. Эти процессы нашли свое отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Пришедшие с Балкан греческие племена расселялись небольшими родовыми группами во главе с выборными предводителями – басилевсами. Для решения каких-то общих задач роды иногда объединялись, образуя фратрии, фратрии объединялись в племя - фила - во главе с филабасилевсами. Начали распространяться элементы частной собственности, хотя земля была общим достоянием рода, добыча принадлежала тому, кто ее присвоил, скот был также индивидуальной собственностью. Земли аристократии переходили по наследству.

Главной формой политической организации греков стали города-государства (полисы), управляемые аристократией. Центром государства был город, он образовывался в результате слияния нескольких деревень для укрепления обороноспособности. Эта мера называется - синойкизм. Например, Спарта состояла из 5 деревень, а Афины - из 12 деревень.

В 9 в до н.э. произошло событие, ставшее решающим для всей греческой культуры: греки заимствовали у финикийцев алфавит и усовершенствовали его, добавив несколько знаков для обозначения гласных. Тем не менее, старейшая греческая надпись, дошедшая до нас относится к 8 в. до н.э. Два больших шедевра греческой культуры в 8в до н.э. - гомеровские «Илиада» и «Одиссея» первоначально существовали только в устной форме. Хотя поэмы посвящены еще предшествующему периоду - Микенской культуре, они являются источниками информации для периода 12 - 11в до н.э.

Эпические поэмы Гомера - кодекс аристократической морали. Высшая ценность для знатного воина - это посмертная слава и вечная память об имени доблестного бойца и его подвигах.

Со временем поэмы Гомера стали для греческой культуры вроде священных книг, каноном поведения и одновременно источником знания о прошлом. Гомер внушил грекам свое представление о богах, и они от этого представления уже никогда не смогли избавиться. Хотя на самом деле мир олимпийских богов и богинь сложился намного раньше, когда греческие племена поселились вблизи горы Олимп в Северной Греции. А взаимоотношения богов очень напоминают придворный быт древних правителей Фессалии, находившейся у подножия Олимпа.

Наши рекомендации