Аккадцы и их роль в развитии цивилизации
Вторая кульминационная точка в истории Месопотамии связана с Аккадом (семитский город северной части южного Двуречья). В середине III тыс. до н.э. происходило активное заселение территории между Тигром и Евфратом семитскими племенами. Они говорили на родственных языках (семитская группа) и были, прежде всего, скотоводами. Занимая земли к северу от Шумера и продвигаясь все далее на юг, они усвоили религию шумерийцев, их письменность, а также их материальную культуру. Более того, образовалось единое Шумеро-Аккадское государство во главе с аккадцем по имени Саргон (2371-2316 гг. до н.э.), вошедшим в историю под именем Саргон Древний. На языке тогдашних семитов его имя звучало как Шаррукин, то есть царь истинный, настоящий. Он был талантливым полководцем, объединившим почти весь север и юг Междуречья. Он воевал против многих стран: Кедровых лесов (Ливана), Серебряных гор (М.Азия), Элама (район юга современного Ирана), против городов-государств в Сирии. Он дошел до Персидского залива и Средиземного моря, где, как он писал, "омыл свое оружие". Саргон был крупным государственным деятелем, создавшим сильную империю с регулярным войском, разветвленным бюрократическим аппаратом. Своей столицей он сделал Аккад, который сам с свое время построил.
Однако, из-за сопротивления шумерийской знати, вторжения кутиев, пришедших с Иранского нагорья, и по ряду других причин Аккадское царство распалось, просуществовав в общей сложности 180 лет. После 125-летнего господства кутиев на территории Аккада и Шумера вновь победили шумерийцы (III династия города-государства Ура). Один из представителей этой династии Шульга (2100-2042 гг. до н.э.) создал единое централизованное государство, простиравшееся от берегов Персидского залива до территории, которую занимает современный Багдад.
Победоносные войны против соседнего Элама, против иранских племен позволили Шульге начать безудержное восхваление своей персоны. Ему поклонялись как богу и даже строили храмы в его честь. Но несмотря на свое величие и обожествление, Шульга не сумел устоять против вторжения одной из групп кочевых семитских племен - амореев, которые около 2000 г. до н.э. вторглись в Месопотамию и полностью подчинили Шумер. Шумерская культура легла в основу возвышения месопотамского общества на следующем этапе, связанном с развитием и расцветом Вавилона.
Вавилон и его возвышение
Завоеватели - амореи избрали шумерский город Кадингир (дословно "Врата богов") столицей своего государства и назвали его Вавилон (Баб-Илу) - Врата бога, то есть также, как когда-то его называли шумеры. Вавилон, бывший прежде небольшим поселением в среднем течении Евфрата, в XIX-XVIII вв. до н.э. расширился и превратился в цветущий город. По имени города все государство стало называться Вавилонией, а народ - вавилонянами. Династия, правившая в Вавилонии с 1894 по 1695 гг. до н.э. именовалась аморейской. Наиболее известным ее правителем был царь Хаммурапи (ок. 1792 -1750 гг. до н. э.), создатель знаменитого свода законов из 282 статей, вошедших в историю как кодекс Хаммурапи. Иногда законы Хаммурапи возводят к сборнику законов Ур-Намму, одного из правителей III династии города Ура. Законы Хаммурапи дают нам детальное представление о правовом положении населения Вавилонии. Из них ясно, что в то время существовал денежный обмен. Мерилом ценности было серебро, которое считалось по шестидесятеричной системе: один талант серебра (30,3 кг) равнялся 60 минам, одна мина - 60 шекелям, один шекель - 180 ле. Было развито долговое право. Семья являлась моногамной и состояла из мужа, жены и детей. Все люди делились на свободных - "людей" ("anilum") и "склоненных" ("muskenum"). "Людьми" были потомки амореев-завоевателей, а "склоненными" - местное население, потомки аккадских семитов и семитизированных шумерийцев. В хозяйстве они считались неполноправными работниками. Во главе государства стоял царь, власть которого признавалась сакральной. Неслучайно на найденной в городе Сузы знаменитой стеле Хаммурапи со сводом законов, высеченных на камне, содержалось в верхней ее части рельефное изображение царя, получающего от бога солнца и правосудия Шамаша символы власти. Все спорные дела вершились в судах, которые происходили у входов в храмы и проводились жрецами. Очень большое внимание закон уделял защите традиционных прав и имущества собственной, то есть вавилонской, части населения. Наказания согласно своду законов были жестокими: отсечение головы, зарывание живыми в землю, сажание на кол. Порядок в стране обеспечивался регулярным войском; за службу в нем воины получали землю и деньги.
Господство амореев пало в 1595 г. до н. э., когда последний правитель ослабевшего Вавилона был свергнут с престола хеттами (индоевропейскими племенами, поселившимися в Малой Азии на рубеже III-II тыс. до н.э.), занявшими город. Это облегчило приход к власти новым завоевателями - касситами (горные племена Ирана). Борьба вавилонян с касситами длилась 150 лет и закончилась победой касситов, которые и стали править Вавилонией. Их правление продолжалось около 500 лет, за это время касситы заимствовали язык, религию, обычаи, традиции вавилонян и полностью ассимилировались с ними. Ущерб от их правления был настолько велик, что Вавилон и после их свержения долгое время оставался на вторых ролях. Новый взлет цивилизации Междуречья связан с расцветом Ассирии.