Методологический поворот в западной исторической науке (XX в.)

Вопросы для сравнения Старая парадигма (ранкеанизм) Новая парадигма (Дух "Анналов")
Понимание истории "История - это прошлая политика, политика - это современная история" (Джон Сили, английский историк) Все имеет историю, стало быть все можно конструировать. Реальность исходит из социального и культурного начал. Историк должен сконцентрироваться на человеческой активности в любых проявлениях
Требования к историку Описывать события Анализировать структуры (например, "мир-экономика" у Броделя)
Люди в поле зрения историка Великие люди и их деяния Обычные люди в конкретной повседневности (Социальный контекст)
Источники изучения истории Письменные источники (прежде всего официальные документы). Все, что было до появления письменности - предыстория, а не история Любой источник (устный, письменный, цифровой, любой иной)
На чем концентрировать внимание при изучении человеческой жизни Объяснение конкретных мотивов конкретных поступков Выяснение общественно-значимых тенденций и процессов
Цель историка Дать объективную картину того, "как действительно было" (Ранке) Наши соображения о прошлом не совпадают с самим прошлым. Историческое знание субъективно.
Кто должен заниматься историей Историк - профессионал Историк - профессионал, владеющий материалом на междисциплинарных стыках (экономическая история, социальная антропология, психология, социология и др.)

§ 7. "Веберовский ренессанс" 70-х гг.

В 70-е годы обществоведческая мысль Запада пережила своеобразный веберовский ренессанс: к его аксиологии (учению о ценностях) стали обращаться многие ученые. Так американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) рассматривал ценности как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие как в малых общественных группах, так и в обществе в целом. Рассматривая человеческое действие как самоорганизующуюся систему, он выделял три типа обществ: примитивные, промежуточные (для которых характерно появление письменности, социальной стратификации, культурной легитимизации), современные (в которых правовая система отделена от религиозной, существуют административная бюрократия, рыночная экономика, демократическая избирательная система).

Глава IV. Современный научный подход к понятию "цивилизация"

§ 1. "Исследования цивилизаций" ("Civilization studies") как отрасль современного общественного знания

В настоящее время оформилась особая отрасль знания - "исследования цивилизаций". Продолжает плодотворно работать (уже не одно десятилетие) Международное общество по сравнительному изучению цивилизаций (США) у истоков которого стояли А. Тойнби и П. Сорокин. Курс "История цивилизаций" входит в программы большинства вузов мира. Цивилизационная теория продолжает развиваться, и это вполне естественный и нормальный процесс, поскольку осваивается новый исторический материал, меняются реалии современного мира, ставятся и разрешаются по мере возможности задачи выживания человечества. Каждый ученый, исследующий проблемы общественного развития, стремится внести свое видение в понимание цивилизационных процессов.

§ 2. Современные определения цивилизации и ее параметров; типология цивилизаций

В настоящее время продолжаются попытки дать определение цивилизации, которое опиралось бы на имеющиеся достижения цивилизационных изысканий и вместе с тем звучало бы современно.

"Культура или цивилизация слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" (Э.Б. Тайлор)

"Цивилизация, в нашей трактовке, - пишет Л. Малашенко, - есть совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения".

Кроме подобных определений, в которых приоритет получает социокультурная сущность цивилизации, есть и другие, подчеркивающие заложенный в цивилизации организационно-регулятивный аспект человеческой деятельности. "Цивилизация, - писал М.А. Барг, - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру". Н.В. Мотрошилова определяет цивилизацию как "усложняющееся взаимодействие не прекращающих своего влияния природно-биологических факторов с социально-историческими регулятивами, возрастающее значение последних в развитии человеческого рода", при этом в качестве решающих признаков называет следующие: вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение все более свободных форм совместного бытия индивидов, все более комфортная жизнь людей. Исследовательница подчеркивает, что цивилизованный человек - это труженик, созидатель.

Не только культурологические характеристики включает в свое определение Л. Семенникова: "Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу". Есть последователи Л.Н. Гумилева, которые увязывают понятие цивилизации с особенностями этнической истории.

Однако, большинство исследователей, особенно в отечественной литературе, считают цивилизацией совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии. "Цивилизация, - пишет В.М. Строгецкий, - это состояние материальной, духовной, и экологической культуры общества, обусловленное особенностями его взаимоотношений с природой, с другими цивилизациями или обществами, социально-психологическим складом народа - носителя данной цивилизации, способом его мышления и образом жизни". Определяя, что такое современная цивилизация, И.В. Суханов делает акцент на таких показателях меры цивилизованности как: уровень материального обеспечения, экологического благополучия и общения.

Современную картину мира с цивилизационной точки зрения нарисовал американский политолог и теоретик цивилизационных процессов С.Хантингтон, в качестве основной идеи выдвинувший положение о неизбежном "столкновении" цивилизаций в современных условиях. Он провозгласил, что "...линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов".

Среди параметров цивилизаций Хантингтон назвал: язык, историю, религию, обычаи, институты, самоидентификацию. Причем, характеризуя современные цивилизации, Хантингтон указал на возрастание роли религии, как цивилизационной характеристики. Его точку зрения скорректировала отечественный теоретик цивилизационных процессов и исследователь византийской цивилизации Хвостова, считая, что лучше говорить не о возрастании роли религии как фактора современного цивилизационного развития, а о повышении социальной роли функциональных связей религий с обычаями и институтами, которые генетически связаны с соответствующими религиями.

Современные западные вузовские учебники по истории цивилизаций (прежде всего американские) дают, как правило, следующий набор параметров цивилизации: производственная специализация, передовые технологии, рост городов, наличие письменности, комплекс социальных институтов.

В настоящее время продолжается разработка типологии цивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как "традиционная" и "инновационная"; "космогенная", "техногенная", "антропогенная"; "устная", "письменная", "книжная" и "экранная", "цивилизация баланса" и др. в зависимости от критерия выделения.

Некоторые теоретики вводят новые понятия, которые позволяют глубже понять исторические реалии и современный мир. Например, М. Бахтин ввел понятие "хронотоп" (время-пространство), продуктивное для объяснения "миров". Некоторые активно используют ранее введенные понятия для анализа современной цивилизации. Например, рассматривая цивилизацию как результат применения образцов, проектов, моделей (экономических, этических, правовых, политических и т.д.), исследователи используют понятие "архетип", введенное в свое время К.Г. Юнгом (1875 - 1961), швейцарским психологом и психиатром, основателем "аналитической психологии". В психике человека согласно Юнгу есть коллективное бессознательное начало, отражающее опыт прежних поколений и включающее в себя общечеловеческие первообразы (матери - земли, героя, демона и т.д.), динамика которых влияет на духовную жизнь человека. Или при изучении той или иной культуры и человека в ней применяется типология характеров, сделанная Юнгом и основанная на выделении доминирующей функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертный и интровертный типы).

Наши рекомендации