Ключевые методики, технологии, инструментарий.
Анализ результатов исследований, проведенных среди учащихся школы, позволяет отметить недостаток волевых качеств будущих выпускников в плане физического саморазвития и сохранения своего здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения школьников является для современных учебных учреждений достаточно инновационной формой деятельности. Среди здоровьесберегающих технологий в деятельности образовательного учреждения различают: защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие. Использование всех видов данного класса технологий происходит в двух уровнях: в деятельности самого образовательного учреждения, а также в педагогической практике учителя. Определение эффективности и оценка качества здоровьесбережения учащихся возможны посредством постоянно функционируемого мониторинга, целью которого является определение деятельности школы через уровни системности и последовательности реализации педагогическим коллективом учебного заведения здоровьесберегающих технологий. Функционирование подобной модели мониторинга возможно при реализации следующих принципов: комплексности, системности, целостности, динамичности. Поэтапное внедрение государственной системы контроля над физической подготовленностью (системы ГТО) запускает механизм, позволяющий осуществлять мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья, физической подготовленности школьников. В связи с этим у учителя физической культуры появилась возможность получения полной и объективной информации, позволяющей анализировать и контролировать процесс физического воспитания, определять неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий учебного процесса на физическое состояние обучающихся.
В процессе обучения на уроках физической культуры:
- создаю комфортные условия;
- главная установка – открытость, солидарность с детьми в постановке целей и задач, выборе видов учебной деятельности;
- характер организации учебной деятельности - творческие задания;
- стиль руководства – стимулирующий;
- ролевая позиция – личностно – ориентированная, консультант;
Уроки можно проводить интересно, эмоционально, что создаёт условия для интенсификации физической подготовленности (не через нагрузку, а через содержательное наполнение, высокую мотивацию).
В ходе педагогической учителями физкультуры разработан проектно – игровой модуль, предусматривающий:
1. Планирование уроков программы, нацеленных на достижение метапредметных результатов;
2. Разработка нестандартных уроков, например, урок поиска истины (обучение прыжкам в длину с разбега.Предлагаю подвижные игры на определение толчковой ноги, на обучение полету, приземлению);
3. Разработка индивидуальных программ физического совершенствования;
4. Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности;
5. Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности согласно нормативам ГТО.
Таким образом, в процессе обучении на уроках физической культуры
- помогаю ребенку осознать себя личностью с определенными возможностями,
- предоставляется учащемуся свободный самостоятельный выбор деятельности.
Это обеспечивает здоровье и качество образования в сфере физического воспитания.
Исходя из природно-климатических и материально-технических условий в школе были отобраны следующие Виды испытаний Комплекса:
1. Челночный бег 3х10 м – характеристика развития быстроты и координационных способностей.
2. Бег 30, 60, 100 м – определение развития скоростных возможностей.
3. Бег 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 м – определение развития выносливости.
4. Прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега – определение скоростно-силовых возможностей.
5. Подтягивание на низкой (из виса лёжа) перекладине и высокой (из виса) перекладине, рывок гири, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища из положения лёжа на спине – определение развития силы и силовой выносливости.
6. Наклон вперёд из положения стоя на полу или на гимнастической скамье – уровень развития гибкости.
7. Метание мяча в цель или спортивного снаряда на дальность – овладение прикладным навыком и характеристика развития координационных способностей.
8. Бег на лыжах
9. Стрельба из пневматической винтовки