Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Часа
План
1. Источники засорения речи:
а) территориальные диалекты, местные говоры;
б) профессионально-социальные жаргоны и арготическая лексика;
в) неуместное употребление иностранных слов;
г) вульгарно-бранная (обсценная) лексика;
д) слова-сорилки, слова-паразиты;
е) неоправданное индивидуальное словотворчество;
ж) канцеляризмы, речевые штампы.
2. Диалектная лексика:
а) проникновение диалектной лексики в литературный язык;
б) диалектизмы в художественной речи;
в) стилистически не оправданное употребление диалектизмов.
3. Профессиональная лексика:
а) использование профессиональной лексики в литературном языке;
б) стилистически не оправданное употребление профессионализмов.
4. Жаргонная лексика:
а) использование жаргонной лексики в литературном языке;
б) стилистически не оправданное употребление жаргонизмов.
5. Стилистическая оценка заимствованных слов:
а) приток иноязычной лексики в русский язык в 80-90-е годы xx в.;
б) стилистическая классификация заимствованных слов;
в) заимствованные слова в художественной и публицистической речи;
г) стилистически не оправданное употребление заимствованных слов.
6. Культура языка и экология культуры.
Список литературы
1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 117-137.
2. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 122-131.
3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 258-260.
4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 76-85, 100-112.
5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Правила хорошей речи. - М., 1996. - С. 52-57, 73-82.
6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001. - С. 81-87.
7. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С. 46-62, 105-113.
Задания
1. Подготовьте сообщения:
а) Функционирование лексики «неактивных» сфер языка в современной речи.
(рекомендуемая литература: Какорина Е. В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 67-88; Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопр. языкознания. -1996. -№3).
б) Иноязычные слова: обогащение или оскудение? (рекомендуемая литература: Баранова Л. А. О папарацци, стингерах и таблоидах // Рус. речь. -1998. - № 4; Величко А. Р. О «русскости» русского языка наших дней // Рус. речь. -1995. - № 6; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - Санкт-Петербург. 1999. - С. 110-144; Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 142-160; Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Рус. язык в школе. -1994. - № 6; Новикова Н. В. Звонкое иноязычие // Рус. речь. -1992. - № 3; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М., 1997. - С. 62-73; Сергеева Е. В. Заимствования 80-90 гг. в социолингвистическом аспекте // Рус. речь. -1996. - № 5; Скворцов А. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - С. 85-98; Улуханов И. С. О новых заимствованиях в русском языке // Рус. язык в школе. -1994. - № 1; Шапошников В. Н. Иностранные слова в современной российской жизни // Рус. речь. -1997. - № 3.).
в) О «черных» словах и жаргонизмах (рекомендуемая литература: Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - С. 52-72; Галь Н. Слово живое и мертвое. - М., 1987).
г) Культура языка и экология слова (рекомендуемая литература: Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М., 1983; Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М., 1989; Головин Б. Н. Как говорить правильно, Заметки о культуре русской речи. - М., 1988; Горелов А. А. Экология-культура-моделирование. - М., 1985; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1988; Костомаров В. Г. Жизнь языка. - М., 1984; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999; Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987; Ожегов Ю. П., Никонорова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. - М., 1990; Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М.,1996; Экологическая альтернатива: Сб. статей. - М., 1990; Экология культуры: Научно-аналитический обзор. - М., 1990.
2. Дайте стилистическую оценку использованию в газетных материалах диалектизмов и просторечных слов (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Подберите литературные синонимы к словам, использование которых вы считаете стилистически неоправданным:
1) Не переступая порога, с крыльца, он произносил в шибку слова.
2) Мы выехали, когда уже ободняло.
3) Дети редко навещали родительскую оселю.
4) Приходят, когда вздумается, уходят, когда схочется.
5) До окончания зимника остается каких-то двадцать дней.
6) Вернулся с войны – снова за пасево. А какой я пастух без рожка?
7)Подстреленный волк ткнулся в снег; завопил, забрылял ногами…
8) Редко бывало незапамятное такое зазимье грибное.
3. Проанализируйте примеры авторедактирования В.М. Шукшина. Объясните отказ писателя в процессе правки от употребления слов, заключенных в скобки, и лексические замены; дайте стилистическую оценку использованию им разговорной, просторечной и диалектной лексики:
1) За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде забывать про Глеба… И тут он попер) пошел в атаку на кандидата.
2) – Петя! – чуть не плачет Лялька. – Я уж и так (смучилась) измучилась.
3) – Ты это… не говори никому, что (стунил) слупил с меня четвертной.
4) – Что вы, они вечерами никуда не (ходят) ходют.
5) Ты знаешь Талицкую (церкву) церковь?
6) Надо только, думал он, собраться, крепко (подумать) обмозговать.
4. Сравните предложения. Укажите в неотредактированных вариантах профессионализмы, профессионально-жаргонные и просторечные слова (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Проанализируйте стилистическую правку, укажите, какие стилистические недочеты устранил редактор. В случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки:
1. | Остаточные карбонаты возникли в результате окарбоначивания почв. | Остаточные карбонаты возникли в результате отложения солей угольной кислоты в почве. |
2. | Цехи осуществляют телефонизацию, электрочасофикацию и радиофикацию. | Все больше телефонов, электрических часов, радиоточек появляется в цехах. |
3. | Выполнены работы по зачистке, запарке и погрузке капусты. | Капусту очистили, уложили в тару и погрузили. |
4. | Пере нами возник даже такой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку? | Мы не знали даже, как клеить пленку: на глянцевую или на матовую сторону. |
5. | Двигатель - пускач трактора подлежит замене. | Пусковой двигатель трактора следует заменить. |
6. | Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью пенальтизируется. | Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью наказывается штрафными очками. |
5. Укажите, насколько мотивировано в контексте употребление профессиональной, профессионально-жаргонной и просторечной лексики. В случае необходимости исправьте предложения, заменяя профессионализмы и жаргонизмы соответствующими терминами или общеупотребительными словами; устраните другие стилистические недочеты в предложениях:
1) Зеленин пришел к выводу, что для пластики необходимо использовать ткани самого пациента, не нарушая их физиологическую целостность.
2) Темы, поднимаемые стенновкой, самые различные.
3) Было семь вечера, когда мы, группа учителей и учащихся нашей вечерки, прибыли в Хатынь.
4) У нас объявлен общественный смотр по зачистке территории района от металлолома.
5) Шкурование производится при помощи шкуровки.
6) Спортсмен всю осень готовил новую произвольную программу и сейчас впервые обкатал ее перед зрителями.
7) В автобусную службу прислал жалобу один инженер, опоздавший подряд десять раз на работу и схлопотавший по этой причине выговорешник.
8) Иван Тимофеевич требует от своих учеников выкладываться до предела.
9) Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку.
6. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях:
1) Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.
2) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания!
3) Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому.
4) Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам.
5) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».
6. Самостоятельно подберите примеры немотивированного использования заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журналы, ТВ – и радиопередачи). Подтвердите правильность своих наблюдений и выводов с помощью словарей.
Практическая работа №8
Тема: «Богатство речи»
Часа
План
1. Словарный состав языка и его изменение:
1) Устаревшие слова:
а) процесс архаизации лексики;
б) состав устаревших слов;
в) стилистические функции устаревших слов в художественной речи;
г) ошибки, вызванные употреблением устаревших слов;
2) Новые слова:
а) пополнение лексики новыми словами;
б) типы неологизмов;
в) индивидуально-авторские неологизмы в художественной и публицистической речи;
г) ошибки, вызванные употреблением неологизмов;
2. Многообразие значений слова. Многозначность лексики – неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова:
а) полисемия;
б) омонимия и смежные с ней явления;
в) стилистические функции многозначных слов и омонимов;
г) стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы;
д) игра слов (каламбуры) как средство «оживить» речь.
3. Паронимия и парономазия:
а) паронимы; их отношение к омонимам;
б) парономазия;
в) стилистические функции паронимов;
г) лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.
4. Лексическая синонимия:
а) типы лексических синонимов;
б) стилистические функции синонимов;
в) стилистически не оправданное употребление синонимов.
5. Лексическая антонимия:
а) стилистические функции антонимов;
б) стилистически не оправданное употребление антонимов.
6. Стилистические возможности словообразования.
7. Стилистическое использование частей речи.
8. Многообразие синтаксических конструкций.
Список литературы
1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г.- Ростов-на-Дону, 1996 - С.67-75.
2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С.265-296.
3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С.25-56.
4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С.77-94.
5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С.23-44.
6. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С.21-32, 62-84.
Задания
1.Определите стилистические функции устаревших слов:
1) Вот Вы-то когда пришлёте мне Ваш роман? Алчу, чтобы написать Вам длинную критику (Ч.).
2) …Лавров предложил тост за своего дорогого, хорошего друга А.П.Чехова и облобызался со мной (Ч.).
3) Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства (И. и П.) .
4) «Наталья Борисовна! – крикнул он, махая на себя шляпой. – Благоверного вашего лицезрел!» (Бун.).
2.Укажите стилистические ошибки, возникшие вследствие употребления устаревших слов (немотивированное введение в речь высоких слов, устаревших канцеляризмов, смешение стилей, использование архаизма без учета его семантики, искажение устаревшего слова, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости и др.); исправьте предложения:
1) В начале 900-х годов Л.Н.Толстой напряженно внимает голосам бастующих рабочих, бунтующих крестьян и манифестирующих с красными флагами студентов.
2) Оземь поклонился князь Александр праху воеводы Ратмира Всеславича.
3) По итогам недавней проверки издан приказ, к нему приложен и список первоочередных мероприятий, долженствующих улучшить работу.
4) Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы.
5) Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе.
6) Тициан – из сонма великих живописцев, прославивших эпоху Возрождения.
3. В приведенных предложениях укажите языковые и окказиональные неологизмы. Дайте стилистическую оценку их употреблению в контексте. Предложите варианты стилистической правки тех фраз, которые вы считаете неприемлемыми для публикации в газете:
1) Основные системы корабля были дублированы и троированы, т.е. имели очень высокую надежность.
2) Старая жирафиха, опекая свое стадо, постоянно бегает.
3) Лунологи уже думают о первой круголунной экспедиции.
4) Как проявляется эта «нянькомания»? Студенту разжевывают даже то, что он должен усвоить сам.
5) Я не принадлежу к любителям фрейдятины. Но с тех пор как меня сразил страшный недуг, я собираю материалы о президенте (фотографии, вырезки из газет и др.)… Эту коллекцию я назвала ельцинианой (из письма в редакцию газеты «МК»).
4. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения:
1) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
2) Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы.
3) Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет.
4) Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству.
5) Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.
6) Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.
7) Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев.
5.Прочитайте шутки, каламбуры; укажите причины словесной игры в каждом случае:
1) Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты, Но вы боитесь остроты
(А.Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»).
2) Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).
3) Бывает гол король на сцене, но и на поле гол – король! (Е.Ильин).
4) Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (Ч.).
5) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.).
6) Я не шагал, а семенил на ровной брусе, ни разу ногу не сменил, трусил и трусил (Выс.).
6.Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка:
абонемент – абонент, добрый - добротный, жесткость – жестокость, консервация – консервирование, будний – будничный, дипломатический – дипломатичный, доверительный – доверчивый, исполнительный – исполнительский, лирический – лиричный, эффективный – эффектный, надеть – одеть, новшество – новинка, существо – сущность.
7. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор:
1) Испытания новой машины…(проводиться-производиться) уже третью неделю.
2) В работах художников и скульпторов…(отражаться-отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев.
3) Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно…(дружеский-дружественный) отношение к нам французского народа.
4) Конькобежцы США…(опробовать-апробировать) костюм из нового синтетического материала.
5) Эти модели после…(опробирование-апробация) переданы в серийное производство.
6) На мебель были…(одеты-надеты) чехлы.
7) Молодой актер играет…(главную-заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н.Островского.
8) Перед подвигом защитников отечества мы…(преклоняем-склоняем) голову.
8. Найдите в предложениях ошибки и исправьте их:
1) В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии.
2) Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан.
3) Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания.
4) Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд.
5) Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.
6) Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
7) Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
9. Укажите стилистические функции синонимов:
1) Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь – до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Твард.)
2) И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Наг.).
3) Уста и губы – суть их не одна. И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим…- глубокие тарелки (Марк.).
4) Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Сл.).
10.Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения:
1) В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.
2) Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.
3) Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.
4) Каждый пейзаж этого художника – законченное ювелирное произведение живописи, кусок реальной жизни, которым не устаешь любоваться.
11.Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправ данного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи:
1) На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола.
2) Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась.
3) Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено.
4) Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
5) В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных.
6) С опозданиями у нас в группе все благополучно.
7) Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти («Кр.»).
8) Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.
9) Эта пожилая женщина была еще очень молодой.
10) Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.
Практическая работа №9