Глава 2. Практическая работа по развитию ловкости в процессе проведения народных подвижных игр
2.1. Описание содержание практической работы.
Народные игрыдействительно забыты народом, и наши дети к сожалению не знают, быт наших предков.
Сегодня мы чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народногообразования и воспитания, поскольку именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации. Самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточено веками формировавшаяся народная мудрость. Вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Одним из таких средств воспитания является игра. Она уникальный
феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века,
у каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры.
В практике широко используется игры ролевые, дидактические, строительные подвижные,игры с пением и другие. Но среди всего
многообразие игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игрыи направлены на достижения определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогике. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужества, желание обладать силой, ловкостью,
выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку. Творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Русская народная подвижная игра, выполняет различные функции,
(развивающую, познавательную, развлекательную) служит средством приобщения детей к народной культуре.
Подвижнаяигра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Виды русских народных подвижных игр
Русские народные игры очень многообразны:
-детские игры
-настольные игры
-хороводные игры для взрослых с народными песнями
прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Народные игры разнообразны по своему содержанию, хоровому, и хореографическому оформлению. Г. М. Науменко условно делит игры на три группы: драматические, спортивные, хороводные.
Драматические игры, в основе которых лежит театрализованное действие в синтезе диалога. Игрового припева, движения, Часто эти игры воспроизводят какие – либо бытовые сценки.
Спортивные игры. В их основе лежит соревнования. и их цель – усовершенствовать какие – либо спортивные навыки и победить в соревновании.
Хороводные игры. По характеру их делят на три группы.
а) Круговые, сопровождающие разыгрывание сюжета в центре круга одним или несколькими детьми, возможно сочетание речевого диалога с игровым припевом или только песенный диалог.
б) некруговые хороводы. В которых происходит деление детей на две группы, обычно движущейся «стенка на стенку».
в) Хороводные – шествие – разнообразные движения типа: «гуськом», «цепью», «рядами».
Кроме того он группирует игры по количественному составу:
одиночные (игры с игрушками, групповые (где объектами игры являются сами участники).
Классификация игр по А. И. Лазареву.
1. Обрядовые игры – они образуют костяк народногоигрового календаря по происхождению – первые, к их числу относятся:
Календарные игры. (коледования, масленичные)
Семейно бытовые. (именинные, свадебные)
2. Ритуальные игры. Исполняются на сюжеты, связанные со всякого рода церемониями («ритуал торга», «ярмарка», «судопроизводство», «жеребьевка», «судья и разбойник»).
Такие игры преследуют цели:
А) Познакомить с ходом ритуала;
Б) Оценить правила человеческого поведения, общения:
3. Гадальные игры. По существу, тоже являются ритуальными, но с собственной спецификой: испытание судьбы участников игры(подблюдные)
4. Развлекательные игры. Это наибольшая группа народных игр.
По месту проведения они делятся на уличные и домашние (посиделочные) по характеру исполнения их делят на:
а) драматические (т. е. театрализацией, с участием действующих лиц, с диалогами между ним) например: «Коршун», «Гуси – лебеди».
б) Орнаментальные (когда в игре большое место занимают песни и танец)например: «Заплети плетень», «В воротца»
«Метелица». Хороводные «лён»- имитация производственных процессов, обучение.
5. Спортивные (состязательные) игры. («Чехарда», «Коза»- догонялки, «Горелки» - Третий лишний, «Городки», «Лапта»
«Перетягивание каната», «Вышибалы»)
6. Интеллектуальные игры. («Шашки», «Кости», «Шахматы»)
7. Азартные игры, они отражают стремление человека к самоутверждению. Главная цель – удача, выигрыш, но народная этика допускала эти стремления в строгих пределах: («Чика» в игре участвуют родственники или близкие люди. За пределами семьи не разрешалось играть.
8. Пальчиковые игры для малышей – развивают моторику, учат овладевать телом. В научной литературе существует немало, основных на различных принципах, классификаций народных игр,но ни одна из них не является исчерпывающей. Как правило все классификационные системы дополняют друг друга, а выделенные типы игр по многим направлениям пересекаются и наслаиваются друг на друга.
Народнаяигра как воспитательное средство заключается в том что оно позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Народные игры помогают дошкольникам сделать первые шаги в овладении грамотно развивать математические способности, художественное дарование в разных направлениях.
Единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры.
Игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Начинается с определения водящего или разделения играющих на две группы.
Пальчиковые - движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. К ним относятся русские народные игры:
«Замок», «Бабушкины пирожки», «Это пальчик хочет спать», «Птички невелички», «Братья лежебоки», «Пастушок», «Едут – едут бабка с дедом».
Игры-забавы - в этих играх необходимо проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этим играм относятся: «Земля- вода- небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишки», «Чехарда», «Отгадай чей голос».
Игры ловишки - игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдун», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы».
Хороводные игры- это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движение. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня тесно связана с народной игрой. К таким играм относятся: «Где, был Иванушка», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок».
Игры, отражающие отношение человека к природе, русский народвсегда трепетно относился к природе берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробей», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки».
Драматические игры- в основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьесы, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причем все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождалась пением песенок, пантомимикой.
Бытовые игры - игры отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа». Это такие игры: «Дедушка- рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Охотники и утки».
Состязательные игры - игры отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости и усложненным, то есть с применением какого- либо инвентаря; веревок, мячей, шаров, палок, камешков.
В этом разделе применяются игры: «Единоборства» (в различных положениях. С различным инвентарем, «Тяни в кругу», «Бой петухов», «Достань камешек», «Цепи кованы», «Бой на бревне».
Сезонно – обрядовые - игры проводятся в определённое время года, соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «Богатырское двоеборье».
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка расширению его исторически – культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.
Народными мы называем игры фольклорного происхождения. Их никто специально не придумывал. Не разрабатывал, не внедрял, они родились в глубинках народной жизни, выросли на почве сельского и городского быта, выкристаллизовались из народного поэтического творчества. Игра игровая деятельность вообще присущи фольклору, составляют, чуть ли не главный родовой признак его эстетики. Самые ранние формы художественного творчества в истории человечества – обрядовая поэзия и заговоры – основаны на игре. Принадлежа к фольклору, эти игры полностью выбрали в себя перипетии исторической жизни народа. Они знакомят нас с бытом наших далёких и близких предков, воспроизводят картины праздников и будней, сельских торгов и ярмарок, судов и казней, скромных утёх и ярких соревнований.
Игра имитирует труд земледельца, пахаря, пастуха, охотника, рыбака: по ним мы узнаем о повадках барина, попа, чиновника. В народных играх четко прослеживается деление мира на добро и зло. На этом противостоянии строиться сюжетные игры, и конфликт разрешается всегда в пользу добра. Нравственное содержание игры всегда и благородно, поэтому она обладает огромной воспитательной ценностью, её педагогический потенциал безграничен.
2.2 Методические рекомендации по использованию народных игр с целью развития ловкости с детьми старшегошкольного возраста
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы. Усвоив общие задачи воспитание, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития. Необходимо проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития.
Воспитатель должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, не уверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить по ниже веревочку во время прыжков, поставить по ближе корзину. При забрасывании мяча, но делать это надо на заметно чтобы не страдало самолюбие ребенка.
Дети легко возбудимые, излишне подвижнытакже требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов.
Не знакомую игру надо внимательно разобрать мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру; в помещении или на участке.
Вметодической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей воспитателя имеется достаточно времени.
Воздействие подвижных игр в большей мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Не смотря на то что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к успешной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но в полнее для него доступная. Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической.
Следует помнить, что не удачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, - говорил Е. А. Аркин, - чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своём бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья.
Всякая деятельность детей должна доставлять им радость,
от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает и двигательную активность поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес. Равнодушие воспитателя, вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются одной из причин спада интереса детей к подвижным играм. Там, где воспитатели организуют игры живо, весело, так чтобы дети не чувствовали, что взрослый проводит игру, где он по настоящему играет с ним, радуется их успехами, огорчается в месте с ним в случае не удачи, у детей уже с младшей группы появляются любимые игры, в которые они просят воспитателя играть ещё, а в более старших – играют и самостоятельно. Чтобы игрыжили в каждой группе, возникали и проводились, по инициативе самих детей, необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть.
Уже в средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их, иначе дети могут использовать случайно не успешные считалки с отрицательным содержанием.
Регулируя взаимоотношения детей, руководитель должен уметь предотвращать возможные конфликты, нежелательные поступки и всегда быть справедливым!
Следует самого первого проведения игрыбрать нужный темп и не читать текст замедленно: для детей это не легче, наоборот, поскоки, галоп, прыжки на двух ногах у детей в медленном темпе не получается. Руководителю физического воспитания следует также помнить, что детям свойственны более частые движения, чем взрослые, так как у них короткие ноги и короткая амплитуда движения. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.
При проведении игр как в помещении, так на воздухе необходимо чередовать игры требующие интенсивных движений, с более спокойным. Летом, в жаркие дни подвижные игры проводятся в прохладной затенённом месте участка. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, организуя игры с бегом, прыжками: «Поезд», «пятнашки», «Снежные круги», «Загони льдинку». Но зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать, чтобы дети не перегревались.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
Ни часто считалками, жеребьёвками, потешками, в любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки с начало двух детей; а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Конь вороной остался под горой, выбираешь какого коня сивого или златогривого? Играющий встаёт позади того кого выбрали. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра.
Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, А также методикой педагогического руководства.
В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает или регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшийся игровой ситуации.
Объяснение новой игрыможет проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так не сюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игрыследует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.
Сюжетную народнуюигру можно объяснить по-разному например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению
ролей.
Педагогу следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикойпедагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Таким образом,народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Выводы по второй главе.
Рассмотрев подвижные игры, игры-эстафеты, как условие развития быстроты и ловкости у детей старшего школьного возраста, мы сделали вывод о том, что при систематичной целенаправленной работе подвижные игры, игры-эстафеты будут способствовать развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
При проведении подвижных игр будет эффективно влияние на развитие быстроты, если учитывать некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:
- во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе.
- во-вторых, продолжительность игр на быстроту должна быть не большой, чтобы дети не утомлялись.
- в-третьих, игры на развитие быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением или, наоборот, снижением требованием, облегчением заданий.
- в-четвертых, важным условием для успешного выполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры на развитие быстроты целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.
При применении подвижных игр будет эффективно влияние на развитие ловкости, если в них будет:
1. Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений.
2. Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.
3. Смена способов выполнения упражнений.
4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела.
5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками.
6. Более сложные сочетания основных движений
7. Усложнение условий игры.
Игры-эстафеты для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений в играх-эстафетах по неожиданному сигналу. А чтобы постоянно сохранялась острота его восприятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными для выполнения.
Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется в упражнениях, выполняемых в играх-эстафетах. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры-эстафеты.
При проведе нии подвижных игр, игр-эстафет с детьми старшего возраста надо учи тывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.
Заключение.
Необходимо отметить, что для практических работников имеется недостаточное количество научно-методической литературы и обоснованных программ, в которых довались бы конкретные методические рекомендации по развитию физических качеств через физические упражнения с учетом возрастных особенностей детей, поэтому проблема исследования: каковы условия развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования достигнута в ходе решения поставленных задач.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста показало, что для развития быстроты и ловкости необходимо целенаправленно на протяжении всего дошкольного детства добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений. Эффективность формирования двигательных навыков зависит от правильного подбора методов и приемов, средств и принципов обучения.
Изучение особенностей развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста показало, что старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.
Изучение средств развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста показало, что средством развития быстроты и ловкости у детей старшего возраста являются физические упражнения, а также важным средством являются подвижные игры, игры-эстафеты.
Опробывание показало, что при соблюдении требований методики и учете физического развития детей, при осуществлении индивидуального подхода подвижные игры, игры-эстафеты могут быть средством развития быстроты и ловкости. Это говорит о том, что гипотеза, сформулированная нами в начале исследований, подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были проанализированы и систематизированы в теоретической части работы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей процесса развития быстроты и ловкости у детей старшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что нами составлены конспекты подвижных игр, игр-эстафет, которые могут использовать педагоги образовательных учреждений в процессе организации работы с детьми на занятиях и в повседневной жизни. Также работой могут пользоваться студенты в ходе педагогической практики и родители при организации подвижных игр, игр-эстафет.
Список используемой литературы
1. Багуславская, З. М. Смирнов В. О. Развивающие игрыдля детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение 2012. - 140 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игрыв детском саду [Текст]. - М.: Просвещение, 1988.–98с.
3. История дошкольной педагогике в России // Хрестоматия для пед. Институтов. – М.:Просвещение,2000.–С. 122
4. Кручинский, В. В. Лето в разгаре // Дошкольное воспитание. - 2009.- №1. – С. 45-48.
5. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию [Текст]. – М., 2000. -67с.
6. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст]. - М.: Просвещение, 2010.-52с.
7. Литвинова, И. Н. Детские народные подвижные игры [Текст]. - М.: 2010. - 34с.
8. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Текст]. – М.: Детская литература,1999.–111с.
9. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]. – М.: Просвещение, 2009. –170с.
10. Покровский, Е. А. Детские игры преимущественно русские [Текст]. – М., 1887. – 64 с.
11. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст]. – М.: Просвещение,2005.–119с.
12. Ряховская, К. Н. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание. – 1990.-№6.–С. 43-50.
13.Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 2015. – 159с.
14.Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной [Текст] / Яна Бердыхова. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 104с.
15.Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 2014. – 98с.
16.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 2013. – 83с.
17.Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие [Текст] / И.А. Гуревич. - Мн.: Высшая школа, 2016 – 319с.
18. Детские народные подвижные игры [Текст] / Под ред. Кенеман А.В., Т. И. Осокина. – М.: Просвещение, 2015. – 224с.
19.Дмитрусева Г. Три часа положительных эмоций [Текст] / Г. Дмитрусева // Дошкольное воспитание. – 2014. - №12. – с.23-27
20..Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева.- М.: Просвещение, 2015 – 271с.
21.Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст] / М.Ю. Кистяковская. - М.: Педагогика, 2016. – 160с.
Приложение 1.
Салки
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».
«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.
Прятки
Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов.
Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся.
Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома».
Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон».
Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся.
Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево.
Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры.
Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков.
В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым).
Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.
Гуси
На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома».
В одном находятся гуси, в другом их хозяин.
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий.
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит.
Пойманный игрок становится «волком».
Горелки
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
У медведя во бору
На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой.
За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети.
Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды.
Они подходят к медвежьей берлоге со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей.
Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».
Красочки
Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец».
Все остальные играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой».
Продавец: «За какой?»
Монах называет любой цвет, например: «За голубой».
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!»
«Монах» начинает игру с начала.
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет.
Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.
Жмурки
Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий.
Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих.
Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь».
Осаленный игрок меняется ролями с водящим.
Аленушка и Иванушка
Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.
Играющие встают в круг и берутся за руки.
Иванушка должен поймать Аленушку.
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения водящих комичны и иногда неожиданны.
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
Казаки-разбойники
Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников.
У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников.
Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки.
Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10–15 минут казаки начинают поиски.
Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки.
Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории.
По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.
Удочка
Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего.
Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки.
«Рыбак» начинает раскручивать «удочк<