Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции
Периоды культурного развития.
Социально-политическая структура.
Создание системы единого гражданского права.
Вклад Рима в мировую культуру.
Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции
Взгляды на римскую культуру исследователей достаточно противоречивы. Одни полагают, что Рим не создал своей культуры, и его культура является плагиатом греческой. Другие считают, что Рим — это этап кризиса античного мира, когда невозможно было культурное производство, и Рим реализовывал себя как цивилизация; третьи утверждают, что римская культура дала миру особую систему ценностей, которая позволила стать городу Риму столицей огромной империи.К I в. до н. э. Римом была завоевана вся эллинистическая Греция. Римляне столкнулись с культурой, превосходящей глубиной и разнообразием их собственную. Гораций писал, что Греция «плененная пленила своих победителей». Несомненно, правы те, которые утверждают, что Рим активно перенимал и подражал греческой культуре. Но также, возможно, правы и те, которые полагают, что Рим так и не достиг высот ее духа, поскольку римляне были слишком практичны и имели прагматичное мышление. При всем при этом римляне продолжали и развивали традиции Греции, что дало возможность Древнему Риму внести достойный вклад в мировую сокровищницу, а всем его Достижениям стать базой европейской культуры и цивилизации. Культура Римской империи являлась культурой военизированного государства, где господствовал культ практицизма, государственности, закона. Главные интересы лежали в сфере политики, войны, управления. Если Афины в период своего расцвета — республика, Рим — империя. В отличие от Эллады в Римской империи широко использовался рабский труд. Столица империи Рим блистала роскошью и великолепием, там существовали около 1780 дворцов, множество памятников в честь побед полководцев.
Римская культура — это, прежде всего, культура языческая. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в ее пределах нового вероучения — христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324-330 гг. н. э.). Четвертое столетие нашей эры было временем расцвета христианского вероучения. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V в. н. э. — в последние десятилетия существования великой Римской державы.
Варварские нашествия V в. можно рассматривать как события, ускорившие преобразования, глубоко изменившие весь мир. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось ее развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, ее сокровища, несмотря на длительное забвение, были оценены и востребованы потомками.
Культура Древнего Рима — во многом продолжательница античных традиций Греции (об этом мы будем говорить далее), но отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Ассимилировав греческую культуру, Рим обеспечил ей долголетие. В свою очередь, культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Архаический период
Господство этрусков в Риме установилось в конце VII в. до н. э. Начинается царский период в Риме, где правило семь царей, последние три из них были этрусками. Происхождение этрусков до сих пор остается тайной, хотя и существует около 10 тыс. памятников этой культуры. Они в основном занимались земледелием, но развитым было и ремесло. Этрурия была сильная морская держава. По всему Средиземноморью были известны этрусские пираты. Искусство этрусков было реалистичным, особенно это проявилось в портрете, что было заимствовано римлянами.
Ранняя форма религии — анимистическая, признававшая существование духов; поздняя — антропоморфная. Продолжали также почитаться и другие божества: маны — души умерших; гении — духи, покровители мужчин; лары — хранительницы домашнего очага; пенаты — покровители дома, города. Существовали коллегии жрецов-предсказателей: авгуры, гаруспикии др. Верховным жрецом был понтифик.Позднее у римлян возник пантеон богов, аналогичный этрусскому.
Авгуры — предсказатели по полету и крику птиц.
Гаруспики— жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных и толковавшие также явления природы (гром, молнию и др.).
Этруски были опытными судостроителями, торговцами. Во время царствования этрусков в Риме производились большие строительные работы. Но было развито не только градостроительство и ремесло — этруски являются изобретателями латинского алфавита, римских цифр, они изготовляли железо, бетон, ювелирные украшения. Этруски создали эмблему Рима: капитолийскую волчицу, вскормившую основателей Рима — Ромула и Рема. Было очень развито гадание по внутренностям жертвенных животных, которое получило у римлян название «этрусская наука». Закончилось владычество этрусков в Риме в 510 г. до н. э. в результате восстания римлян против последнего царя Тарквиния Гордого.
Республиканский период
После свержения власти царей в конце VI в. до н. э. в римской истории начинается период республики. В экономическом отношении Рим представлял собой аграрное государство, при этом и римское государство, и общество были высоко милитаризованы. Риму удалось подчинить себе весь Апеннинский полуостров и южные греческие города, что ускорило приобщение римлян к более высокой греческой культуре. Большое влияние на римскую культуру оказала греческая религия. Римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Нептун с Посейдоном, Юнона с Герой, Венера с Афродитой, Минерва с Афиной и т. д. Покровительница матерей Юнона, ремесел Минерва во главе с Юпитером составили так называемую капитолийскую троицу.Главное отличие римской религии от греческой состояло в том, что в первой антропоморфизм не получил такого развития, как во второй. Римские представления о богах не отличались такой образностью, как греческие, а скорее были ближе к различным отвлеченным понятиям. Боги и богини римлян не были, подобно греческим, существами с людскими потребностями и слабостями, но главным образом покровителями разных знаний и отношений. Поэтому у них встречались даже чисто отвлеченные боги, вроде Януса — божества входа и выхода, всякого начала, изображавшегося с двумя лицами. У римлян, как и у греков, существовал культ предков, связанный с почитанием домашнего очага. Богиня очага у римлян называлась Веста (греческая Гестия), в честь нее существовал храм, на алтаре которого особые жрицы (весталки) постоянно поддерживали священный огонь.
В отличие от греческой религии, в которой господствовала свобода поэтического творчества, в римской царил формализм (отношения с богом представлялись как договорные: человек чтит богов, принося ясертвы и вознося молитвы, а боги за это должны были оказывать ему покровительство). У римлян особые жрецы — понтифики знали все заклинания, подробности культа и осуществляли надзор за другими жрецами, ведавшими обрядами. Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, поскольку считалось, что этим усиливается мощь римлян.
Римская литература, поэзия, философия под влиянием греческой поднялись на более высокую ступень. Первым римским поэтом был грек Ливии Андроник,который переводил на латынь греческие комедии и трагедии, так он перевел «Одиссею» Гомера. Цицеронбыл не только выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, но и замечательным писателем. Мастером лирической поэзии был Катулл; Лукрецием была написана философская поэма «О природе вещей», которая выражала материалистическое воззрение на природу и человека. В Риме наиболее распространенными были учения эпикурейцев, стоиков, но самостоятельные философские системы созданы не были.
Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму не только новые территории, множество рабов, небывалый приток богатств, но и греческие культурные достижения: алфавит, медные монеты, театр и др. В этот период складывается структура римского войска с жесткой дисциплиной: легион (3-6 тыс. пехотинцев), центурии, когорты. Практикой римского войска стали грабежи завоеванных городов. Наряду с рабами и материальными ценностями в Рим привозили в огромном количестве статуи и другие предметы искусства. Большой приток греческих шедевров и их копирование тормозили развитие собственно римской скульптуры. Доминирующее значение получили портретные статуи, в них проявилось своеобразие римского искусства.
Покоряя мир, римляне знакомились с новыми способами архитектуры и живописи. Вследствие этого римская архитектура испытала сильное влияние как этрусской, греческой, так и архитектур других народов. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы. В частности, повсеместное использование арок было обусловлено наличием мягкого туфа как строительного материала (из него не удавалось вытесывать длинные балки, поэтому приходилось создавать арочные своды). Широко применяли купола, колонны, пилястры. Появились новые типы зданий, в частности базилика, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, где происходили соревнования колесниц. В Риме возник новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие. В отличие от греков создавались не храмы, а сооружения для практических нужд: базилики, термы, амфитеатры, цирки, акведуки.
Пилястр(от лат. pila — колонна, столб), плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, является преимущественно декоративным элементом, членящим стену.
Базилика— прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами.
Большое развитие получила юриспруденция — наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н. э., а в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература. В результате было создано Римское право: -«Закон XII таблиц».В Риме систематически шла борьба между патрициями и плебеями, поскольку народ был угнетаем и не участвовал в управлении.
Римская империя
В 30-е гг. до н. э. начинается новая страница в истории Рима. Это время расцвета рабовладения, завоевания Северной Африки, Восточного Средиземноморья, большей части Европы; это период развития географии (Птолемей, Страбон, Плиний Старший),литературы (поэты Вергилий, Гораций, Овидий;писатель Плутарх;историк Тацит);расцвет культурных центров (Афины, Александрия, Рим); создание величественных архитектурных сооружений (Колизей, Пантеон).Существенные изменения происходят в политическом плане: римское государство меняет форму правления и переходит от республики к монархии. «Золотым веком» римской культуры считают правление императора Ок-тавиана Августа, который вел политику поощрения творчества с целью художественного оформления идеи величия Рима. Эта политика оказалась благоприятной и для науки, и для литературы, и для архитектуры.
Империя была высокоразвитым в экономическом и научно-техническом отношении государством. Технический прогресс в первые два века империи затронул и ремесло, и сельское хозяйство. В энциклопедическом труде «Естественная история» говорится об изобретении колесного плуга и о машине, напоминающей жатку. Производство характеризовалось высоким уровнем разделения труда — различные ча-рти одного изделия производились в разных городах. | В этот противоречивый период характерной чертой жизни римского (общества был всеобщий интерес к философии. Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками того времени (I-II вв.) были Сенека, Эпиктети Марк Аврелий.Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начальной, школы грамматики и школы риторики, которая считалась высшей ступенью. В школе риторики обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали большие суммы на содержание этих школ. Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Родос, Пергам, Афиныи, конечно, Рими Карфаген.Старые римские культы дополнялись культами присоединенных территорий, более того, возникли культы, связанные с почитанием и обожествлением императоров.
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостов, водопроводов (акведуков),канализации (клоаки).В Риме было 11 водопроводов, 2 из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и других общественных деятелей. Строились дома в 3-5 этажей, здания общественных купален (терм),гимнастические залы.
Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя образцы всех завоеванных народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями из греческой и римской мифологии. Особое развитие получила портретная скульптура, характерной особенностью которой была реалистическая передача черт изображаемого лица. Многие произведения искусства представляли собой прекрасно выполненные копии классических греческих произведений искусства.
Причиной величия Рима явилось то, что его государственность основывалась на социальном опыте этрусков, а культура базировалась на величайших достижениях греков. В конце II—III вв. н. э. начинается кризис Римской империи, поскольку, как утверждают исследователи, материальный прогресс в империи опережал духовное развитие общества. Материальные затраты Рима часто были направлены не на жизнь, а на утверждение богатства и величия империи. Причиной Упадка Римской империи послужило падение нравов как патрициев, так и плебеев. Власть народа и страх перед внешними врагами держали знать в узде, но когда был разрушен Карфаген, сдерживающее начало исчезло. Жажда власти и богатства стала проявляться более открыто, в силу этого аристократы своими подачками развратили и граждан. Нравы римского общества поздней империи свидетельствуют о растущей опустошенности духовного мира человека. Государственное управление приобретает форму неограниченной монархии восточного типа. Для искусства этого времени характерен пессимизм.
Главной особенностью этого периода является сосуществование и борьба уходящей античной традиции и новой — христианской. Христианство приходит из восточных провинций и несет в себе идею ожидания мессии — спасителя. Центральной идеей христианской культурной традиции является убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. В период своего возникновения (на рубеже новой эры) христианство вызывало лишь подозрения со стороны властей. В середине III в. н. э. оно было запрещено, а христиане подвергались гонениям (особенно во время правления Нерона).Этот период описывает Г. Сенкевичв своем произведении «Камо грядеши».
Чем объяснить терпимость римских правителей к восточным и иным культам и жестокость по отношению к христианам? Во-первых, это несовместимость христианских представлений об истинном Боге с политикой обожествления императоров. Согласно учению христиан, все люди (включая императоров) равны перед Богом. Во-вторых, христианский монотеизм отрицал все другие культы, считавшиеся христианами ложными.
Но уже в первой половине IV в. император Константинпризнает христианство как равноправную религию наряду с другими, а в 392 г. император Феодосииофициально запрещает языческие культы. Христианство превращается в государственную религию. Победное шествие христианства в свою очередь сопровождается разгромом языческих храмов, расправами с представителями науки (так, женщина-ученый, математик из Александрии — Гипатиябыла досмерти забита христианами), запретом Олимпийских игр, гибелью множества памятников античности. Начинает формироваться христианская литература, закладываются основы схоластики и богословия, которые получат распространение в Средние века, начинают строить христианские храмы — базилики. Наиболее отчетливо черты христианской культуры проявлялись в живописи (иконография), где выразительность и содержание были важнее, чем реалистичность.
396 г. явился годом разделения Римской империина Западную д Восточную.А уже 476 г. традиционно считается годом конца Западной Римской империи, годом конца античности и начала Средневековья. Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г. как Византия. Ее культура была продолжением в большей мере греческой культуры, но в христианском варианте.
Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции
Периоды культурного развития.
Социально-политическая структура.
Создание системы единого гражданского права.
Вклад Рима в мировую культуру.