Лекция 3 культура древнего рима

1 Человек и власть. От италийского полиса к императорскому Риму

2 Государство и искусство

3 Верования древних римлян. Раннее христианство

Пафос римской культуры - это величие и мощь государства. Лицо римской культуры определяет гипертрофированная роль государства в системе ценностей, присущих данной цивилизации. Поэтому проблема взаимоотношений человека и власти является центральной проблемой римской культуры, именно она и определяет основные черты и особен­ности Рима.

Периодизация римской культуры связана с изменением политической жизни Древнего Рима. Принято выделять три периода в римской культуре; первый " Рим эпохи царей (II-VI в.в. до н.э.); второй - республиканский (VI-I в. в. до н. э.); третий - Римская империя (I-V в.в).

Как уже было сказано, римская культура складывалась в условиях изменяющихся отношений человека и власти, но при этом ценность власти оставалась непреходящей для всех периодов становления римской культуры.

Основой раннеримского общества бал род, члены которого имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды. Следы

этого давнего родового устройства видны в римских именах, состоящих из трех частей: собственно имени, имени родового и прозвища. Со временем родовые связи ослабли, но усилились семейные связи. Во главе патриархальной семьи стоял "патер фамилиас" с неограниченной властью над жизнью и смертью членов семьи.

Полноправные жители Рима подразделялись на три трибы, представляющие три этнических; элемента в Риме: латинский, сабинский и этрусский. Триба включала в себя 10 курий, а курия - 10 родов. Т.о., свободное население Вечного города насчитывало первоначально 300 родов, только члены родов были полноправными гражданами. По призыву царя они являлись на куриальные собрания - комиции, дабы путем, голосования принимать различные решения.

Во главе общины в Риме стоял царь, избиравшийся на собрании. Наряду с царем правил совет старейшин – сенат. Сенат утверждал все решения, принятые комициями. Царская власть не была наследственной, царя выбирали. Он был верховным военачальником, жрецом и судьей. Полноправных граждан, членов родов, звали патрициями ибо их отцы "патрес “ заседали в сенате. Кроме них, в Pиме существовали две другие категория свободного населения: плебеи и клиенты. Сохраняя личную независимость, эти группы не имели политических прав патрициев. Таким образом, эпохи царей - это переход от родовой организации к полисной, в это время отношения между человеком и властью складываются на основе традиции, власть патрициев освящается легендарной при­надлежностью к какому-либо роду, издавно живущему и правившему в Риме.

Между патрициями и плебеями с самого начала были острые трения. Смягчить их была призвана реформа Сервия Туллия, которая подорвала основы родового устройства, введя деление свободного населения по имущественному признаку. Но гражданского равенства плебеи добились значительно позже, когда в V в. до н.э. военные потребности Рима заставили группы населения.

Изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого (VI в. до н.э.) и установление республиканского правления позволяют говорить о полном разрушении родовых отношений.

Полисная республиканская организация меняет отношения чело­века и власти. Такая организация может существовать не на традиции, а на основе гражданского согласия, когда граждане, обладающие всей полнотой прав, т.е. правом заключать браки по римскому закону, сво­бодно распоряжаться своим имуществом, прибегать к римскому суду для защиты своих материальных интересов, голосовать на собрании и за­нимать должности, подчиняться единому закону. Поэтому в середине V века до н. э. под давлением плебеев была избрана комиссия «десяти мужей» – децемвиров. Сосредоточив в своих руках временно всю власть в госу­дарстве, они составили в конце концов «Законы ХП таблиц», записанных на медных пластинах и выставленных на форуме на всеобщее обоз­рение. Выставлены они были и на рынках в римских колониях, изучались они и в римских школах. Вплоть до VI в. "'Законы ХП таблиц" остава­лись первым и единственным кодексом римского права. Будучи записью действовавшего тогда обычного права, "Законы ХП таблиц" регулировали отношения рабов и свободных, нормы семейного права, права наследования, определяли нормы повседневной жизни.

Республика представлялась римлянину идеальным государственным устройством, в котором гармонично сочетаются интересы государ­ства и человека. Но условием существования этого идеального устрой­ства является приоритет полисных интересов над личностными, так как республика устроена по законам долженствования, а человек с его страстями может разрушить эту стройную систему. Отсюда благогове­ние римлянина перед римским правом, которое представлялось ему выражением идеального государственного устройства, выражало идеал беспристрастности и справедливости, стояло выше привязанностей, не­нависти человеческих страстей.

Государство, устроенное столь разумно, соразмерно, вызывало законную гордость человека. Быть римским гражданином - значит на­ходиться под патронатом сильной, хорошо организованной власти, ко­торая выступает гарантом гражданских прав личности, закрепленных в законе, который неподкупен, суров, но справедлив.

Республиканский Рим - это Рим землевладельцев и ремесленников, которые выполняли и военные обязанности, а затем и принимали участие в захватнических войнах Рима. Каждый римский гражданин от 17 до 46 лет обязан был, в случае необходимости нести воинскую службу, именно эта армия, точнее вооруженное население республики, принесло множество военных побед Риму.

Но именно завоевательная политика Древнего Рима, образование множества колоний и приводит к сохранению слоя мелких товаропроизводителей: крестьян и ремесленников. Ведь все необходимые продукты сельского хозяйства и ремесленного производства завозились теперь с колоний. Это обходилось значительно дешевле и зачастую было гораздо лучшего качества. Это приводит к изменению социального состава полиса, окруженного огромным количеством завоеванных стран. Мелкие товаропроизводители разоряются и пополняют ряды пролетариата. Но республиканское правление возможно лишь тогда, когда основу населения составляют зажиточные крестьяне и ремесленники, поэтому Рим уже ко II в. до н. э. стоял на пороге изменения характера правления.

Важным фактором республиканского кризиса стало и изменение состава армии, которая прежде формировалась путем всеобщей воинской повинности. Теперь армия набирается из добровольцев, которые рекрутировались из пролетариев. Все свои надежды они связывали с полководцем, от которого ждали не только военной добычи, но и наделения участками земли в завоеванных провинциях. Эти люди не считались с республиканскими органами правления, решения сената не были для них обязательными, они уже считали себя гражданами республики, уповая только на силу оружия и на авторитет начальника. Таким образом, сформировалась новая политическая сила, способная уничтожить республику и установить диктатуру полководца.

Но и сами масштабы империи требовали иного типа правления, нежели полисная организация, ибо теперь Рим мог управлять силой огромных армий, что и делает полководцев неограниченными правителями.

Переход к империи, единоличной власти принцепса, несмотря на сохраняющиеся атрибуты республики, меняет отношение человека и власти. Гражданское согласие полисной организации сменяется страхом человека перед силой государства. Именно в императорском Риме получает свое логическое завершение, обретает законченные формы такая черта римской культуры, как преклонение перед силой и мудростью государства, приоритет государственных ценностей над личными. Именно эта черта, доминанта и осмысляется в римском искусстве, цель которого прославление государственности.

Так же как и все остальное римское искусство, римское зодчество делает основной своей темой выражение величия государства, создавая сооружения, подавляющие человека своим величием, торжественностью, и рождающее чувство преклонения перед властью. Форум, построенный по инициативе Цезаря, Колизей, римский Пантеон, термы Макараллы, храм Марса-Мстителя и т.д. Bсe эти и другие великолеп­ные сооружения должны были служить идее государственности, прваславляя величие Римской империи.

Несмотря на безусловную преемственность греческого и римско­го искусства, в пластическом искусстве было то новое, что внес Рим, так возникает исторический рельеф, т.е. искусство проявляет интерес к историческому повествованию.

Особую роль в культуре Древнего Рима занимает искусство риторики. Активное участие римлян в политической борьбе, необходи­мость отстаивать интересы своей партии, сделали ораторское искус­ство необходимой частью образования. Политические деятеля брали уроки у греческих риторов, которые умели привить своим ученикам мастерство красноречия. По свидетельству римлян, речи Гая Гракха, который брал уроки у финикийца Менелая, производили на слушателей столь сильное впечатление, "что нельзя было сдержать слез". Речи великого римского оратора Цицерона и по сей дань остаются образца­ми риторики. Цицерон был не только политическим деятелем, но и теоретиком ораторского искусства, основы которого изложены им в трак­татах "Оратор", "Брут", "Об ораторе" и др.

Широко была развита в Риме историография. Интерес к прошлому, сравнительные характеристики политических деятелей составляли необ­ходимую часть римской культуры, пафос которой был заключен в идее государственного могущества. Светоний, Плутарх, Плиний, Тацит - ве­ликие историки Древнего Рима.

Быть объективным историографом в Римской империи было отнюдь не безопасно, но несмотря на это в Риме создавал свои произведения самый выдающийся историк того времени Публий Корнелий Тацит, который в своих сочинениях "История" и "Аналы" показывает, что императорс­кая власть и свобода граждан несовместимы. Поэтому в назидание потомкам он описывает бесславное прошлое римского общества. Портреты императоров, придворных льстецов, интриганов, оппозиционеров написаны Тацитом необыкновенно выразительно.

Гай Светоний Транквилл, историограф конца I - нач. П в. н. э. составил описание жизни двенадцати цезарей. Светоний собрал и расположил в соответствии с избранной им риторической схемой множест­во рассказов о добродетелях и пороках принцепсов.

Особое место в римской историографии заимеет Плутарх, чьи сочинения пронизанные морализаторством, создавали довольно яркое представление о тех добродетелях, которые так ценились римлянами и о политических деятелях, почитаемых в империи. В "Сравнительных жизнеописаниях" греки и римляне выступают парами, что позволяет автору сопоставлять их, воспитывая на примере политических деятелей прошлого современников.

Примыкает к искусству политических речей и публицистика, ко­торая получила широкое развитие при переходе от республики к империи. Рим был наводнен политическими памфлетами в прозе и стихах.

Время правления Октавиана называют золотым веком римской литературы, которую в первую очередь представляет Горация, Верлигия и Овидия.

Публий Верлигий Марон видел будущее своего народа в возвращении к доблести и могуществу предков, к старым римским обычаям и нравам. В своей поэме ''Эльсида" Вергилий представляет "римский дух", герой его поэмы Эней - истинный и благочестивый римлянин, именно ему суждено осуществить мечты людей о вечном мире. Этому произведению присущ патриотизм и гражданский пафос. Последователь дела Энея - Октавиан Август также способен осуществить восстановление римских добродетелей.

Квинт Гораций Флакк в своих произведениях также надеется на возрождение былого могущества государства. В "Сатирах" и "Эподах" рисует Гораций картину современных ему нравов, показывает недостат­ки и пороки людей, хотя и не выступает строгим судьей современникам.

Римляне, активно осваивающие греческие литературные формы, не могли не обратиться к произведениям греческого театра. Но наряду с поллиатами, драмами, заимствованными у эллинов и не скрывающие это­го, ведь актеры в них выступают в просторных греческих плащах - паллиях, появляются "тогаты" - комедии, где на сцену выходили сами римляне в тогах. Невий создал оригинальную римскую трагедию, содер­жанием которой был не мифологический сюжет, а современная автору ис­тория. В трагедии "Кластидий" он описал победу консула Марка Клавия Марцелла над галлами. Невий в свои драматические произведения встав­лял намеки на политические события того времени, насмехаясь над политическими деятелями, обличая их пороки.

Блестящим автором римской комедии был Плавт. Он выбирал сю­жеты, где главную роль играют или хитрый раб-интриган, одерживающий власть над господином, или гетера, оказывающаяся в конце кон­цов свободнорожденной гражданкой. Плавт был хорошо знаком с жизнью простых римлян, поэтому пьесы его написаны сочным, выразительным языком, в котором много крепких словечек и соленых шуток. В этом и заключалась необыкновенная популярность его комедий, в которых события, волнующие римлян, описывались языком простонародным, по­нятным большинству.

Древний Рим, история которого охватывает двенадцать столетий, оставил богатейшее культурное наследие. Произведения литературы, философии, права, исторические сочинения, памятники изобразительно­го искусства Древнего Рима во многом определили пути дальнейшего развития европейской культуры.

Римская культура в силу ее открытости и способности трансплан­тировать культуры других народов в собственную культуру, складывалась под влиянием этрусской, греческой, восточных культур, влияние на римскую культуру оказал и эллинистический Египет. Но принимая чужие влияния Рим создает свою собственную культуру. Завоевание в Ш-П в.в. до н.э. Греции помогло лучшему знакомству римлян с сокровищами греческой цивилизации. "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства" - писал в I в. до н.э. поэт Гораций.

Искусство Древнего Рима призвано было укреплять римское госу­дарство. Пафос государственности был одной из основных характерис­тик римского искусства, как впрочем и культуры в целом. Если гре­ческое искусство ищет идеал физического и духовного совершенства свободного человека, то в римском искусстве воспевается в первую очередь сила и мощь государства, а человек интересен лишь со свое­го проявления в политике. Прекрасной иллюстрацией этого положения является скульптура: греки стремятся изобразить совершенное человеческое тело как можно более естественно, а в римской скульптуре человек - это носитель власти, трибун. Создание реалистического скульптурного портрета было замечательным вкладом римлян в исто­рию античной скульптуры. Развитию жанра портрета в Риме способствовал древний культ предков. Римляне делали изображения умерших, маски, бюсты которых хранились в каждом богатом доме. Поэтому самые ранние портреты, созданные в эпоху республики, отличались подчерк­нутой точностью в передаче всех деталей внешнего образа человека. Именно таков "Портрет старого римлянина", хранящийся в Риме Римс­кий скульптурный портрет индивидуален, но и через индивидуальность портрета проступает стремление к обобщению, некоторая заданность, долженствование. Римские скульпторы создают целую галерею портретов политических деятелей. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н.э., породив такие шедевры как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Торжествующий римский реализм опира­ется здесь на совершенную эллинистическую технику, что позволяет выразить в чертах многие оттенки характера героя. В "Помпее" в его застывшем, широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими морщинами на лбу, художник стремился выразить не сиюминутное настроение героя, а присущие ему честолюбие, тщеславие, силу совсем иным выглядит на портрете Цезарь, ли­цо которого аскетично, жестко, решительно.

Древнейшая римская религия не создала такой мифологии как греческая. Божества римлян не имели подробно описанной родословной, зачастую они не имели даже имен, а только прозвища, в соответствии с которыми можно было определить границы их власти. Римляне слыли самым религиозным народом. Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространения такие слова как: религия – поклонение сверхъестественным силам, и культ - означающее в переносном смысле "почитать", "ублажать" и предполагающее выполнение религиозных обрядов.

В древнейшей римской религии отразилась простота землевладельцев и пастухов, для которых достаточно было тайн, заключенных в повседневных делах и чьи ума не будоражила тайна звезд и не­ба.

По убеждению римлянина каждое появление человеческой жизни находилось под покровительством, контролем и опекой различных бо­гов. Наряду с такими богами как Марс и Юпитер, существовал целый сонм менее значительных, менее могущественных, но от того не ме­нее важных для жизни рядового человека божеств. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивания скота. Такое божество как Ватикан открывал уста ре­бенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца. Для римлянина была характерна суеверная мелочность, ведь любая удача или неудача связывалась с гневом или милостью многочисленных богов.

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осме­ливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить, кто это: бог или богиня. В молитвах он соблюдал осторожность и говорил: "Юпитер превеликий, преблагой, величайший, или если тебе угодно назваться любым дру­гим именем".

В Риме все знания о богах сводилось к тому, что их следует почитать, знать, в какую минуту следует просить их о помощи. Вся система жертвоприношений была жестко регламентирована, любое на­рушение обряда могло повлечь за собой пагубные последствия, поэтому римлянин всегда соблюдал все формальности жертвоприношения. Если же произошли какие-то непредвиденные ошибки в обряде, то об­ряд следовало повторить заново. Иной раз жертвоприношение повторя­ли тридцать раз, чтобы исправить все недочеты и выполнить обряд безупречно.

Не менее осторожно производились различные гадания, без которых не обходился ни одни римлянин ни в официальной, ни в лич­ной жизни, ведь в гаданиях можно было узнать волю богов, их отношение к тому или иному делу. Объяснять волю богов могли специаль­ные жрецы - авгуры, которые гадали по полету птицы. Сложный обряд предполагал, что в соответствии с тем, с какой стороны летели птицы, как они себя вели, можно определить, потерпит ли то или иное предприятие неудачу или все будет благополучно.

Римская религия отличалась открытостью, что впоследствии и обеспечило открытость римской культуры в целом. Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян существовал обычай: после завоевания какого-либо города или государства приглашать к себе бо­гов побежденных ими народов, чтобы заслужить их расположение и уберечься от их гнева.

Еще до греческого влияния, которое оказало огромное воздействие на религиозные представления римлян, этрусские божества стали частью верований древних римлян. Этрусские боги Тини, Уни, Менфра стали прототипом Капитолийской троицы: Юпитера, Юноны, Миневры.

В эпоху войны с Ганибалом произошла окончательная эллинизация римской религии. Был официально утвержден культ 12 главных богов, имевших соответствия в греческом пантеоне: Юпитера и Юноны, Нептуна и Миневры, Марса и Венеры, Аполлона и Дивны, Вулкана и Весты, Меркурия и Цереры. На Форуме появились позолоченные статуи главных богов, подобные тем, что стояли на греческой агоре.

Культ почитания духов предков (манов) соблюдался всеми римлянами, где каждая семья чтила души собственных предков. 9, 11, 13 мая повсюду проводились Лемурии - праздники мертвых. В близком родстве с духами предков находились гении, представляющие жизненную силу мужчин, и юноны, охраняющие женщин. К семейству духов-покровителей относятся и лари, которые опекают дом и поле крестьянина.

Римский Олимп особенно стал пополняться в связи с захватни­ческой политикой Древнего Рима. В римскую империю пришел культ богини Исиды. Осенние празднества в честь богини, во время которых разыгрывались сцены убийства Осириса коварным Сетом, нашли себе соответствие в осенних торжествах в честь великой матери богов Кибелы, культ которой пришел из Фригии.

Правда, были и противники восточных культов, как например, Марк Катон Старший, которые видели в усилении восточных влияний ослабление римского духа и государства, и считали, что усиление римской государственности возможно лишь при возвращении к староримским обычаям и почитании традиционных римских богов.

Переход от республики к империи нашел весьма своеобразное отражение в римских верованиях. Начиная с правления императора Октавиана Августа появляется культ почитания императора как бога. Если в самом Риме почитали гения императора, то в провинциях ге­ний принцепса слился с самой персоной властителя. В провинциях появились храмы, посвященные императору, статуе его поклонялись также как и изображениям других божеств.

В Риме сосуществовало огромное количество религиозных культов, так к концу II в. н. э. появляется и культиранского бога Митры, олицетворявшего свет и добро.

Новые религии соперничали между собой, каждая из них стреми­лась завоевывать не только больше сторонников, но и получить статус государственного культа.

В конечном же счете победа досталась христианству. В чем же была привлекательность христианства, которое из религии рабов и женщин, из христианства, секты которого преследовались официальны­ми властями, после 313 г. (провозглашения Медиоланского эдикта) начинает превращаться в господствующую религию римлян?

Следует отметить, что в III в. стали особенно ощутимы кризис­ные явления в жизни рабовладельческого Рима. Резко возросли контрасты бедности и богатства, власти и бесправия, метрополии и колоний. Особую остроту приобрели прoблемы свободы и рабства, добра и зла. Страна испытала экономические трудности, кризис переживала императорская власть. Для эпохи заката Древнего Рима были харак­терны ощущения раздвоенности мира, неверие в собственные силы, недоверие к разуму, что требовало формирования новой системы ценнос­тей, так как мир ценностей древнего римлянина был разрушен. Победа христианства была обусловлена тем, что оно уловило в этот сложный исторической период суть происходящих перемен и сумело дать отве­ты на основные вопросы времени, провозгласило новые духовные цен­ности, указало цель, к которой человек должен стремиться. Возник­нув в среде беднейших слоев населения, оно восприняло из этого ок­ружения протест против роскоши и богатства, идеал бедности, утверждало идеи справедливости и всеобщего равенства. Новая религия ставила в центр своего внимания духовные и моральные ценности человеческого существования. Вероучение о богочеловеке Иисусе Христе восстанавливало единство мира, которое казалось утраченным, под­нимало человека до уровня бога и одновременно утверждало мысль о человеческих страданиях бога. Этим христианство стремилось утвер­дить единство человеческой природы, мыслью о равенстве перед бо­гом снять социальные и национальные различия.

Императорская власть в начале IV в. н. э. считает необходимым признать христианское движение как реальную общественную силу, после 313 г. христианская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть, превращаясь из некогда подпольной религии в государственную. Император Феодосии в конце IV в. скла­дывает с себя титул великого римского жреца, понтифика. Начинает­ся преследование язычества.

ЛИТЕРАТУРА

1 Античность как тип культуры. -М.: Наука, 1988

2 КультураДревнего Рима. -T.I.2.- М.: Наука,1965

3 Куманецкий Л.История культуры Древней Греция и Рима. - М.: Высшая школа, 1990

4 Легенды и мифы Древнего Рима и Древней Греции. -Кишинев. 1994

5 Соколов Г. Искусство ДревнегоРима. - М.- Искусство, 1971

Наши рекомендации