Жанровое многообразие фестивалей СПб
Как и в любом городе, в Санкт-Петербурге активно проводятся музыкальные фестивали различных жанровых направлений.
Особую популярность в культурной нише города занимают фестивали классической, рок и джазовой музыки. Далее будут приведены яркие представители фестивалей.
«ЗВЁЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ»
Сегодня музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» входит в десятку лучших фестивалей мира. Это один из самых популярных и грандиозных по замыслу и масштабу проведения музыкальных форумов в [18]России. Инициатором его создания в 1993 году выступил Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. По словам маэстро, первый Фестиваль он задумал как «музыкальный подарок» городу от коллектива Мариинского театра и солистов, согласившихся принять в нем участие.
За 18 лет рамки фестиваля «Звезды белых ночей» расширились с 10 дней до 3-х месяцев.
Ежегодно фестивальную программу составляют лучшие оперные и балетные спектакли Мариинского театра, грандиозные симфонические полотна, шедевры камерной музыки и театральные премьеры. На протяжении последних лет в афише Фестиваля появляются программные циклы произведений композиторов-классиков: исполнение симфоний Сергея Прокофьева, симфоний и концертов Людвига ван Бетховена, оперно-балетной и симфонической музыки Петра Чайковского, а также все симфонии Дмитрия Шостаковича и Густава Малера. С каждым годом Мариинский театр расширяет границы Фестиваля, выступая в Москве и городах Северо-Западного региона, а также осваивая создание спектаклей в естественных декорациях (open air).
Благодаря Фестивалю петербургская публика уже имела возможность слышать и видеть таких выдающихся исполнителей, как Анна Нетребко, Натали Дессей, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Виолета Урмана, Сьюзан Фостер, Елена Жидкова, Владимир Галузин, Уиллард Уайт, Брин Терфель, Рене Папе, Ильдар Абдразаков, Гари Леман, Ферруччо Фурланетто, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Денис Мацуев, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Николай Цнайдер, Юрий Башмет, Аркадий Володось и многие другие, услышать знаменитые оркестры мира и выдающихся дирижеров, таких как Кристоф Эшенбах, Мунг-Вун Чунг, Кристиан Тилеманн, Густаво Дудамель, Эса-Пекка Салонен, познакомиться с постановками лучших европейских театров.[19]
Авторитетный австрийский журнал «Festspiele Magazin» включил Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» в десятку лучших фестивалей мира. Мариинские «Звезды...» - единственный российский фестиваль в этом рейтинге - оказался в достойном окружении лучших мировых фестивалей: Зальцбургского, Байройсткого, фестивалей в Брегенце, Люцерне, Экс-Эн-Провансе и других. Австрийские эксперты поставили «Звезды белых ночей» на восьмое место, следом идет знаменитый Эдинбургский, а замыкает десятку Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро, Италия.
«ОКНА ОТКРОЙ!»
Санкт-Петербург, бесспорно, является столицей русского рока и объединяет множество талантливых музыкантов и исполнителей, а также большое количество любителей рок-музыки, регулярно посещающих рок-фестивали и концерты своих кумиров.
Этот грандиозный по своему размаху молодёжный праздник не только для Петербурга, являющегося столицей Русского рока, но и крупнейший Оpen-Аir в стране, направленный, в первую очередь, на поиск и поддержку молодых талантливых имён - будущих звёзд. Фестиваль «Окна Открой!», предоставляет зрителям уникальную возможность - ежегодно, видеть и слышать в фестивальном нон-стоп марафоне собранных в одном месте, лучших представителей российской рок-музыки - знаменитых и легендарных музыкантов, а также «звездные» и лучшие молодые коллективы страны и зарубежья, пока ещё не известные широкой аудитории, но уже ярко заявившие о себе на клубных и концертных площадках, и, преодолевших многоэтапные отборочные этапы нашего фестиваля. Представление широкой аудитории этих талантливых музыкантов ежегодно проходит в рамках фестиваля «Окна Открой!» при большом скоплении публики.
Фестиваль "Окна Открой!", является многоэтапным механизмом с отборочными турами для молодых рок-групп, проводимыми оргкомитетом в течение всего года. Оргкомитет просматривает и прослушивает коллективы, подавшие заявки на участие. Каждый год, отборочные этапы завершаются большим «Трёхдневным финальным фестивалем» в одном из лучших клубов Петербурга в середине июня. В течение этих трех фестивальных дней, жюри просматривает молодые группы-кандидаты (лучшие из лучших) для участия в гала-концерте «Окна Открой!» на одной сцене с уже признанными звёздами отечественной и зарубежной рок-музыки. Ежегодно в состав оргкомитета и жюри фестиваля «Окна Открой!», входят известные рок-музыканты, продюсеры, музыкальные критики, представители звукозаписывающих студий.
За свою историю, Ежегодный Международный Петербургский Рок-фестиваль фестиваль «Окна Открой!», приобрёл высочайший авторитет и невероятную популярность не только у зрителей Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, но и всей страны. Фестиваль проложил дорогу десяткам начинающих коллективов, собрал и расширяет многотысячную аудиторию своих поклонников и привлёк устойчивое внимание и поддержку, как государственных институтов власти, так и средств массовой информации.
Петербургский фестиваль джаза ""СВИНГ БЕЛОЙ НОЧИ"
С 28 июня по 1 июля состоится ежегодный XIХ петербургский фестиваль джаза "СВИНГ БЕЛОЙ НОЧИ-2012", который проводится Государственной Филармонией джазовой музыки совместно с Комитетом по [20]культуре Правительства Санкт-Петербурга с 1994 г. Фестиваль "Свинг Белой ночи", представляющий Санкт-Петербург, как один из крупнейших в Европе центров джазового искусства убедительно демонстрирует высокий уровень отечественного и зарубежного джазового исполнительства.
"Свинг Белой ночи" постоянно привлекает к себе внимание российской и зарубежной прессы, радио и телевидения и имеет высокий рейтинг популярности среди международных фестивалей подобного уровня. Большую роль в его продвижении играет международный авторитет музыкального директора фестиваля - народного артиста России Давида Голощекина. Программы концертов фестиваля рассчитаны на посещение мероприятий значительным количеством жителей СПб и гостей города. Это концерты в Филармонии джазовой музыки, гала-концерт под открытым небом на площади Искусств. Вход на это фестивальное мероприятие свободны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема исследования "Музыкальные фестивали как вид молодежного туризма." Для достижения цели курсовой работы ставились и решены следующие задачи:
-дано определение понятию: "Фестиваль"
- рассмотрена общая характеристика фестиваля
- определены особенности музыкальных фестивалей.
- разработано понятие и классификация музыкальных фестивалей.
- обозначена История фестивалей.
- выявлено жанровоемногообразие фестивалей Санкт-Петербурга.( характеристика всех фестивалей)
В заключении сделаем обобщение: ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области исполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности. Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова: "Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств"
Материал данной курсовой работы доказывает, что используя в планах своей деятельности такую форму культурно- просветительной работы как фестивали, работники культуры получают универсальное средство для пропаганды и развития различных жанров народного творчества. Фестиваль - синтетический вид массовых мероприятий. Он может включать в себя как концертные номера песен, танцев, инструментальных произведений, так и сопутствующие формы – различные выставки художественно-прикладного вида; в программу фестивалей могут быть включены мастер- классы, семинары, круглые столы, встречи, конкурсы и др.
Мое мнение, что музыкальный фестиваль большого масштаба, можно провести в Крыму, это на сегодняшний день экономически целесообразно и выгодно для туристического продукта!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анастасия Самотыя « 2007 Jazz-Квадрат» стр. 7-10 «Что такое фестиваль в цифрах?»
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики СПБ., Олимп, 1999. - 275с
3. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма / А. В. Бабкин.- Ростов-на-Дону.: МНЭПУ, 2008. http://tourlib.net/books_tourism/babkin.htm
4. Бутенко И.А., Разногов К.Э. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему М., 2003.-251с
5. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПБ., 1999.-128С.
6. Дмитриева Н.А. Краткая истории искусств , М., «Искусство», 2000.-173с.
7. Маркетинг музыкальных фестивалей. www.world-fests.org
8. Журнал «Арт-менеджер» № 2(5) 2003
9. Илья Бортнюк: «Если продажу апельсинов можно спланировать, то предугадать, сколько человек придет на фестиваль, практически невозможно» www.artcollab.net
10. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии , М., МГУКИ, 2001.- 35с
11. Лаптева Г. Я. Фестивальная практика в Архангельской области: беглый взгляд на эволюцию // Экология культуры// - Архангельск, 2002. - № 3 (28). - С. 5-23
12. Рыжкова З. П. Фестиваль как форма коммуникации: результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией // Справочник руководителя учреждения культуры// - М., 2003. - № 6. - С. 88-96.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
13. Окна открой" http://spb.gdechego.ru/meropriyatiya/festivali/rok-festival_okna_otkroy/
14. Самые известные фестивали мира http://samogo.net/articles.php?id=2070
[1]Журнал «Арт-менеджер» № 2(5) 2003
[2] Дмитриева Н.А. Краткая истории искусств , М., «Искусство», 2000.-173с.
3Самые старые крупные музыкальные фестивали Европыhttp://www.rate1.com.ua/kultura/muzyka/1874/
4Илья Бортнюк: «Если продажу апельсинов можно спланировать, то предугадать, сколько человек придет на фестиваль, практически невозможно» www.artcollab.net
5Маркетинг музыкальных фестивалей. www.world-fests.org
6Анастасия Самотыя « 2007 Jazz-Квадрат» стр. 7-10 «Что такое фестиваль в цифрах?»
7 Маркетинг музыкальных фестивалей. www.world-fests.org
8Маркетинг музыкальных фестивалей. www.world-fests.org
9Илья Бортнюк: «Если продажу апельсинов можно спланировать, то предугадать, сколько человек придет на фестиваль, практически невозможно» www.artcollab.net
[10] Илья Бортнюк: «Если продажу апельсинов можно спланировать, то предугадать, сколько человек придет на фестиваль, практически невозможно» www.artcollab.net
11 Бабкин, А. В. Специальные виды туризма / А. В. Бабкин.- Ростов-на-Дону.: МНЭПУ, 2008. http://tourlib.net/books_tourism/babkin.htm.
12 Самые известные фестивали мира http://samogo.net/articles.php?id=2070
13 Бутенко И.А., Разногов К.Э. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему М., 2003.-251с.
14 Бутенко И.А., Разногов К.Э. Культурная политика России. История и современность
15Дмитриева Н.А. Краткая истории искусств , М., «Искусство», 2000.-173с.
16Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии , М., МГУКИ, 2001.- 35с
17Лаптева Г. Я. Фестивальная практика в Архангельской области: беглый взгляд на эволюцию // Экология культуры// - Архангельск, 2002. - № 3 (28). - С. 5-23
18Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии , М., МГУКИ, 2001.- 35с
19Лаптева Г. Я. Фестивальная практика в Архангельской области: беглый взгляд на эволюцию // Экология культуры// - Архангельск, 2002. - № 3 (28). - С. 5-23
20Рыжкова З. П. Фестиваль как форма коммуникации: результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией // Справочник руководителя учреждения культуры// - М., 2003. - № 6. - С. 88-96.
21"Окна открой" http://spb.gdechego.ru/meropriyatiya/festivali/rok-festival_okna_otkroy/
22Самые известные фестивали мира http://samogo.net/articles.php?id=2070
23"Окна открой" http://spb.gdechego.ru/meropriyatiya/festivali/rok-festival_okna_otkroy/