Программа развития культуры художественного творчества
I. Общие положения
1.1. Программа развития культуры художественного творчества (далее Программа) включает содержание, структуру и условия ее реализации в досуговом центре Аллы Юрьевны Романенко в самодеятельном хореографическом коллективе «Пестрая компания».
1.2. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности участников хореографического коллектива и направлена на:
-выявление предрасположенности к творческой деятельности участника коллектива в области хореографии;
-создание условий для культурно-эстетического воспитания, духовно-нравственного развития;
-приобретение участниками навыков в области хореографического исполнительства;
- приобретение участниками опыта творческой деятельности;
- овладение участниками духовными и культурными ценностями;
- развитие творческой активности личности.
1.3.Программа разработана с учетом:
- требований времени в отношении организации досуговой деятельности для детей и подростков;
-сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере хореографии.
1.4. Программа ориентирована на:
- воспитание и развитие у участников хореографического коллектива личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности общества;
- формирование у участников культурно-эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у участников умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание участников в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у участников навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные программы в области хореографии;
- выработку у участников личностных качеств, способствующих освоению информации, умению планировать досуговое время, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с педагогами-хореографами, концертмейстерами и с другими участниками, уважительному отношению к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной исполнительской деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Программа не имеет срока исполнения, но может быть корректирована в зависимости от изменения условий ее реализации. Эффективность реализации Программы определяется ежегодно посредством тестирования участников, наблюдения за групповой динамикой и концертной деятельностью коллектива.
1.6. Набор в хореографический коллектив осуществляется свободно по мере поступления заявлений от детей/подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Распределение участников в ту или иную группу производится с учетом возраста участников, а также посредством диагностики (творческих заданий), позволяющей определить музыкально-ритмические и координационные способности участников, их музыкальность, артистичность, танцевальность, а также физические и пластические данные.
II. Используемые сокращения
В Программе используются следующие сокращения:
ОС – обязательный станок;
ТЗ – творческие занятия;
КС – круглый стол;
ЭМ – экскурсионные мероприятия;
ТЕС - тестирование
III. Требования к минимуму содержания программы
3.1. Минимум содержания Программы должен обеспечивать целостное культурно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОС + ТЗ танцевально-исполнительских навыков хореографии.
3.2. Результатом освоения Программы является приобретение участниками следующих знаний, умений и навыков:
в области хореографического исполнительства:
-знание профессиональной терминологии;
-умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
-умение определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
-умение выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
-умение соблюдать требования безопасности при выполнении танцевальных движений;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыки публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- навыки восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- знание основных этапов развития хореографического искусства;
- знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- навыки восприятия элементов музыкального языка.
3.3. Результаты освоения Программы по хореографии должны отражать:
3.3.1. Танец:
-знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
-умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
-умение ориентироваться на сценической площадке;
-умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
-навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
-владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
-навыки комбинирования движений;
-навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
3.3.2. Ритмика:
-знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
-представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
-умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
-навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
-навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
3.3.3. Гимнастика:
-знание приемов правильного дыхания;
-знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
-знание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
-умение сознательно управлять своим телом;
-умение распределять движения во времени и пространстве;
-владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
-навыки координации движений.
3.3.4. Классический танец:
-знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
-знание средств создания образа в хореографии;
-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-умение исполнять на сцене произведения хореографического репертуара;
-умение исполнять элементы и основные комбинации танца;
-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
-умение осваивать и преодолевать технические трудности при разучивании хореографического произведения.
3.3.5. Народно-сценический танец:
-знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
-знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы,
танцевальных комбинаций;
-знание средств создания образа в хореографии;
-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца;
-умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
-умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца.
3.3.6. Подготовка концертных номеров:
-умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством педагога-хореографа;
-умение работать в хореографическом коллективе;
-умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
-умение понимать и исполнять указания педагога-хореографа, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;
-навыки участия в репетиционной работе.
3.3.7. Слушание музыки и музыкальная грамота:
-знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографии;
-умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографии;
-умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
3.3.8. История хореографического искусства:
-знание основных этапов развития хореографического искусства;
-знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
-знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;
-знание основных этапов становления и развития русского балета;
-умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.
IV. Требования к структуре Программы.
4.1. Программа определяет содержание и организацию процесса хореографического обучения в досуговом учреждении. Программа направлена на творческое, культурно-эстетическое, духовно-нравственное развитие участников, создание основы для приобретения ими опыта хореографической практики.
Целью реализации Программы в досуговом учреждении является формирование культуры художественного творчества и ее развитие средствами хореографии, обеспечение тем самым воспроизводства культуры общества.
4.2. Программа может быть реализована посредством проведения следующих мероприятий:
-непосредственное изучение хореографии посредством усвоения обязательных элементов у станка;
-творческие занятия посредством погружения участником в различные ситуации;
-круглые столы, включая беседы о теории и истории хореографии;
-мастер-классы с приглашением ведущих хореографов, бывших участников хореографического коллектива;
-совместное посещение исторических и культурных мест;
-выступление на различных смотрах, конкурсах, демонстрация собственных достижений.
V. Требования к условиям реализации программы.
5.1. Требования к условиям реализации Программы представляют собой систему требований к педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации Программы с целью достижения планируемых результатов.
5.2. С целью обеспечения высокого качества обучения участников самодеятельного хореографического коллектива, ее доступности, открытости, привлекательности для участников, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и творческого становления личности досуговое учреждение должно создать комфортную развивающую среду, обеспечивающую возможность:
-выявления и развития творческой личности средствами хореографии;
-организации творческой деятельности участников путем проведения культурных мероприятий, таких как конкурсы, фестивали, мастер-классы, концерты, творческие вечера, театрализованные представления и др.;
-организации посещений участниками театров, филармоний, выставочных залов, музеев и др.;
-организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими досуговыми учреждениями, в том числе по различным видам искусства;
-использования в досуговом учреждении инновационных технологий, основанных на лучших достижениях в сфере современного развития хореографии;
-эффективной самостоятельной творческой работы участников при поддержке педагогов-хореографов и родителей участников;
-построения содержания Программы с учетом индивидуального развития участников хореографического коллектива;
5.3. Продолжительность занятий в досуговом учреждении согласуется с расписанием занятий участников в образовательных учреждениях и регламентируется возрастной категорией участников, для которой определяются следующие временные интервалы проведения занятий:
Для младшей группы по 1 часу 2 раза в неделю;
Для средней группы по 2 часа 2 раза в неделю;
Для старшей возрастной группы 2 часа по 3 раза в неделю.
5.4. Реализация Программы предусматривает проведение индивидуальных занятий, связанных с подготовкой концертных номеров, групповых занятий численностью от 4 до 10 человек, групповых занятий численностью от 11 человек.
5.5. Самостоятельная работа участников сопровождается творческими заданиями и пояснением педагогов-хореографов, которые наблюдают за участниками опосредованно (не явно). Целью таких занятий является выявление творческой личности участника хореографического коллектива.
5.6. Реализация Программы обеспечивается консультациями для участников, которые проводят педагоги-репетиторы с целью формирования и развития творческого потенциала личности.
5.7. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется посредством тестирования, концертной деятельности, просмотров.
Промежуточная оценка эффективности реализации Программы проводится в форме показательных открытых занятий, зрителями которых выступают родители, друзья, приятели. Присутствие на подобных занятиях молодых людей подросткового возраста способствует привлечению их в досуговые учреждения.
5.8. Программой предусмотрена итоговая оценка эффективности ее реализации в форме выпускных зачетных занятий, на которых участники демонстрируют приобретенные навыки по хореографии:
- классическому танцу;
-народно-сценическому танцу;
По итогам зачетных занятий участникам выставляются оценки. Это способствует мотивации достижения значимых результатов, демонстрации навыков, приобретенных участниками в ходе реализации Программы в досуговом учреждении, в том числе и мастерства исполнения различных видов танца: классического, народно-сценического, навыков публичных выступлений, наличия кругозора в области хореографии.
5.9. Реализация Программы обеспечивается доступом каждого участника к фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей концертных номеров, имеющихся в досуговом учреждении.
5.10. Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими профессиональное хореографическое образование, соответствующее профилю досугового учреждения.
5.11. Финансовая сторона реализации Программы обеспечивается досуговым учреждением за счет собственных средств.
5.12. Материально-технические условия реализации Программы обеспечивают возможность достижения участниками необходимых результатов.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Досуговое учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта помещений, где проводятся занятия по хореографии.