Сравнительные результаты творческой деятельности в обследованных хореографических коллективах
Сравнительные показатели деятельности | Школа № 30 Сов.р-на г.Казани 2010 г. | Школа № 30 Сов.р-на г.Казани 2011 г. | «Пест-рая ком-пания» г.Казани 2010 г. | «Пест-рая ком-пания» г.Казани 2011 г. | Частная шко-ла Helderse Balletschoul Martine Goe-degebenere 2008 г. | Частная шко-ла Helderse Balletschoul Martine Goe-degebenere 2009 г. |
Численный сос-тав коллектива | 14 чел. | 26 чел. | 18 чел. | 28 чел. | 24 чел. | 36 чел. |
Стабильность ос-новного состава | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 80% | 100% |
Количество за-нятий в неделю | ||||||
Число постано-вок в год | ||||||
Доля новых пос-тановок в общем репертуаре | - | 0,6 | - | 1,25 | - | 0,8 |
Количество концертных выступлений | ||||||
Количество вос-пит.мероприятий в коллективе | ||||||
Мероприятия по формир.культур. худ. творчества, в неделю | - | - | - | |||
Количество солистов | ||||||
Доля солистов в общем числе участников | 0,14 | 0,19 | 0,11 | 0,28 | 0,21 | 0,28 |
*Составлено автором на основании данных эксперимента
Данные проведенных исследований содержат обоснованные критерии, позволяющие оценивать эффективность организаторской и культурно-воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах относительно формирования и развития культуры художественного творчества участников самодеятельного коллектива.
Особое место в разработанной модели формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива занимает их психологическая диагностика.
Как показал анализ существующих подходов к диагностике участников, они определяются взглядами авторов на феноменологию этого психического явления и направлены преимущественно на выявление специфических характеристик проявлений и признаков творчества. При этом не отводится достаточного внимания изучению целостной творческой личности участника.
На наш взгляд, обоснование принципов диагностики и программы психологического изучения участников самодеятельного хореографического коллектива в русле теории личности должно основываться на двух положениях:
а) рассмотрение творчества как уникального качества личности, представляющего из себя целостную психологическую систему высшего уровня;
б) рассмотрение творчества как развивающегося качества личности.
Опираясь на данные положения, в качестве основополагающих принципов выделены следующие принципы психодиагностики творчества:
1) личностно-ориентированный подход. Обследование должно быть направлено на изучение целостной системы взаимосвязанных качеств развивающейся личности с учетом возрастных новообразований, взаимосвязи и взаимодействия интеллекта и аффекта, особенностей самосознания, уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер и т.д., а не отдельных способностей или качеств психики;
2) динамический подход (длительность изучения, развернутость во времени наблюдения за поведением испытуемого в разных ситуациях, изучение динамики его развития, выявление психологических "преград" и определение средств их преодоления);
3) прогностический подход, при котором результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития человека, развития общих и специальных способностей, уровня одаренности,
но и прогноз его личностного развития, ориентация на выявление его потенциальных возможностей.
Эти принципы легли в основу проведенного нами комплексного экспериментального исследования формирующего потенциала хореографии в развитии культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.
Диагностика проводилась с использованием диагностического конструкта Г. Айзенка: до мероприятий по формированию культуры художественного творчества и после реализации разработанной автором программы.
Г. Айзенк разработал два варианта методики диагностики личности (А и
В), которые отличаются только текстом опросника (приложение 4). Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.
Ключ к форме А и В.
1. Шкала экстраверсия - интроверсия:
"да" (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
"нет" (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
2. Шкала нейротизм - стабильность (эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность):
"да" (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57.
3. Шкала лжи:
"да" (+): 6, 24, 36.
"нет" (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Ответы, совпадающие с "ключом", оцениваются в 1 балл.
Средний балл по шкале экстраверсия - интроверсия: 11 - 12. Менее 11 баллов соответствует интровертированному типу, более 12 баллов - экстравертированному.
Средний балл по шкале нейротизм - стабильность: 12-13. Менее 12 баллов - эмоциональная стабильность, более 33 баллов - эмоциональная
нестабильность (нейротизм).
Показатель по шкале лжи, равный 4-5 баллам, является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только "хорошие" ответы. Если у респондента по данной шкале количество баллов превышает 5, то результаты считаются недостоверными (в случае проведения психологического исследования они не используются). Результаты психодиагностического обследования представлены в таблице 2.5.
Анализ результатов (табл.2.5), полученных с помощью методики Г.Айзенка, показал, что до проведения мероприятий, направленных на формирование культуры художественного творчества, более половины участников самодеятельного коллектива (44,3%) были отнесены к типу экстравертов.
Таблица 2.5
Результаты диагностики участников самодеятельного хореографического коллектива по методике Г. Айзенка*
Диагности-руемые характерис-тики личности | Направленность личности на внешний мир | Изменения, наблюдаемые после проведения мероприятий по формированию культуры художественного творчества (в %) | |
до проведения мероприятий, способствующих формированию культуры художественного творчества (в %)** | после проведения, мероприятий способствующих формированию культуры художественного творчества (в %)*** | ||
экстраверсия | 44,3 | 58,7 | + 14,4 |
интроверсия | 25,7 | 15,2 | - 10,5 |
амбаверсия | 13,0 | 13,8 | + 0,8 |
психотизм | 7,6 | 5,2 | - 2,4 |
нейротизм | 9,4 | 7,1 | - 2,3 |
*Составлено автором по результатам констатирующего** и формирующего*** эксперимента
Они общительны, открыты, имеют высокую степень контактности в
общении, строят отношения с людьми на основе эмоционального приятия. Четверть участников самодеятельного коллектива (13,0%) относятся к промежуточному типу – амбавертам. Выраженной интравертированностью, замкнутостью, трудностями в установлении контактов характеризуются 25,7% респондентов. Часто это сопровождается застенчивостью, тревожностью, мнительностью. 7,6% испытуемых имеют выраженные показатели нейротизма. Они характеризуются как неустойчивые, склонные к быстрой смене настроения, к депрессивным состояниям. Они плохо адаптируются в новых условиях и неустойчивы в стрессовых ситуациях. 9,4% участников самодеятельного коллектива имеют высокие показатели по шкале психотизма. Это характеризует их как конфликтных, эгоцентричных, иногда с проявлениями неадекватных эмоциональных реакций.
Как показали результаты наших исследований (табл.2.5.), внедрение в практику деятельности хореографических самодеятельных коллективов мероприятий по формированию культуры художественного творчества способствует повышению общительности, открытости, высокой степени контактности в общении участников самодеятельного коллектива на 14,4%, помогает снизить замкнутость, трудность в установлении контактов участников на 10,5%, застенчивость, тревожность и мнительность – у 2,4 % испытуемых, снизить неустойчивость у участников в стрессовых ситуациях на 2,3%.
Таким образом, предлагаемый нами механизм формирования культуры художественного творчества, основанный на процессном подходе, будет способствовать формированию культуры художественного творчества и творческого потенциала общества в целом.
В результате проведенного исследования возможных направлений и путей формирования культуры художественного творчества автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, в современных условиях в связи с трансформацией ряда социальных институтов (семьи, образования), традиционно играющих основную роль в социализации личности, функция социализации актуализируется в сфере досуга. Об этом свидетельствуют возрастающая роль досуга для подростков, рост влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для человека, распространяемых и пропагандируемых через них культурных ценностей, образцов поведения) в процессе социализации личности. В настоящее время наблюдается возрастающая роль досуга в качестве фактора и сферы социализации подростка.
Во-вторых, организационно-педагогическими условиями влияния социально-культурной среды на процесс формирования творческой культуры участников самодеятельного хореографического коллектива являются:
– создание педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благожелательную творческую атмосферу, на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;
–развитие интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;
–использование индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;
–разработка модели формирования культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Таким образом, разработанная программа формирования культуры художественного творчества была успешно реализована в самодеятельном хореографическом коллективе «Пестрая компания» и подтверждает выдвинутые диссертантом положения гипотезы.
В итоге проведенного исследования выявлены психологические особенности участника самодеятельного хореографического коллектива; определены критерии развития его творческой культуры; раскрыт формирующий потенциал хореографии; экспериментально проверены организационно-педагогические условия формирования и развития культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Выводы по главе II
1.Эффективность формирование культуры художественного творчества в деятельности самодеятельного хореографического коллектива предполагает наличие общих и частных педагогических условий. Общие педагогические условия отражают внешнюю сторону педагогической конструкции, частные – внутренние параметры. Совокупность общих и частных характеристик образует следствие, соответствующее педагогическим параметрам оптимальности. Следовательно, создание педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благоприятную творческую атмосферу (сущность педагогических условий), осуществляемое в процессе обучения хореографии, образующем культурное пространство (самодеятельный хореографический коллектив), формирует культуру художественного творчества участников (следствие соответствующее педагогической оптимальности).
2.Самодеятельный хореографический коллектив как культурообразующее пространство обладает достаточным потенциалом для формирования культуры художественного творчества: через формирование культуры художественных отношений стимулирует каждого участника к накоплению знаний, впечатлений, к обмену духовными ценностями, к культурно-эстетической организации всей жизни и деятельности. Активизирует все виды побуждений – потребности, интересы, мотивы, стремления, цели, идеалы – участников к творческой и исполнительской деятельности средствами хореографического искусства. Культурно-эстетическая деятельность хореографического коллектива (творчество) и художественный репертуар оказывают необходимое воздействие на внутренний мир участников, их творческий потенциал. В этой связи выделены общие и частные педагогические условия.
3. Педагогическими условиями эффективной организации процесса формирования культуры художественного творчества в деятельности самодеятельного хореографического коллектива являются:
– создание педагогически комфортной образовательной среды, включая
психологический климат и благожелательную творческую атмосферу, на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;
– развитие интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;
– использование индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;
– разработка модели формирования культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
4. Исходя из указанных форм и характера их взаимодействия в образовательно-воспитательном процессе, нами выбраны методы, помогающие развивать творческий потенциал участников в хореографическом коллективе: а) метод объяснения; б) метод иллюстрации; в) метод визуализации; г) метод эмоционально-волевого воздействия.
5. Итогом научного исследования явилась модель формирования культуры художественного творчества участников хореографического коллектива, включающая в себя целевой, содержательный и результативный блоки, компоненты культуры художественного творчества, основные виды творческой деятельности, основные формы творческой деятельности, методы организации процесса формирования культуры художественного творчества.
6. В ходе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования
нашла свое полное подтверждение. Было выявлено, что эффективность процесса формирования культуры художественного творчества участников хореографического коллектива тем выше, чем выше степень реализации всего выше выделенного комплекса педагогических условий в рамках целостного процесса воспитания культуры художественного творчества участников
хореографического коллектива.
Заключение
1. Творчество является высшим проявлением человеческой деятельности, направленным на преобразование действительности и создание новых социально значимых культурных ценностей. Проведенная автором классификация категории «творчество» по различным признакам необходима для принятия решений по управлению процессом формирования и развития творчества в различных средах.
2. Для формирования культуры художественного творчества наиболее подходящим является подростковый возраст (от 12 до 15 лет), находясь в котором индивид наиболее подвержен как внешним проявлениям (восприятию культурных ценностей), так и внутренним проявлениям (самоутверждение, саморазвитие, новаторство), в сумме определяющих развитие человека как личности и творца, формирующего культуру общества в целом.
3.Задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежат принципы включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
4.Применительно к диссертационному исследованию под термином «формирование культуры художественного творчества» следует понимать процесс развития новаторства, преемственности культурных ценностей и человека как личности и творца всей культуры общества средствами хореографии в социокультурной деятельности самодеятельного хореографического коллектива.
5.Самодеятельный хореографический коллектив как культурообразующее пространство обладает достаточным потенциалом для формирования культуры художественного творчества: через потенциал хореографии способствует формированию культуры художественных отношений и стимулирует каждого участника к накоплению знаний, впечатлений, к обмену культурными ценностями. Активизирует все виды побуждений – потребности, интересы, мотивы, стремления, цели, идеалы – участников к познанию культуры творческой и исполнительской деятельности средствами хореографического искусства. Культура художественного творчества, формируемая в хореографическом коллективе через художественный репертуар, оказывают воздействие на внутренний мир участников, их потенциал. В этой связи выделены общие и частные педагогические условия формирования культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе.
6. Педагогическими условиями формирования культуры художественного творчества в деятельности самодеятельного хореографического коллектива являются:
– создание педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благожелательную творческую атмосферу, на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;
– развитие интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;
– использование индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;
7. Итогом научного исследования явилась модель формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, включающая в себя целевой, содержательный, деятельностно - ориентированный и организационно-методический блоки, компоненты формирования культуры художественного творчества, педагогические условия, формы и методы организации процесса
формирования культуры художественного творчества.
8. В ходе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования нашла свое полное подтверждение. Было выявлено, что эффективность процесса формирования культуры художественного творчества участников хореографического коллектива тем выше, чем выше степень реализации всего выше выделенного комплекса педагогических условий в рамках целостного процесса воспитания культуры художественного творчества участников хореографического коллектива.
Вместе с тем настоящее исследование не исчерпывает всех проблем формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Разработанная модель, механизм, алгоритм ее реализации и подходы могут служить основанием для определения возможностей коллектива художественной самодеятельности по формированию культуры художественного творчества участников в индивидуальной форме, а через нее и культуры общества в целом.