Организационно-педагогические условия и модель формирования культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе
Влияние самодеятельных коллективов на художественно-эстетическое развитие человека, а также разнообразие возможностей воспитательного воздействия на исполнителей и зрителей средствами данного жанра искусства требуют постоянного совершенствования организации самодеятельного творчества как системы, в которой системообразующим элементом является реализация комплекса педагогических условий формирования и развития культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
В философском энциклопедическом словаре «условие» трактуется как:
– среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать;
– обстановка, в которой что-либо происходит.
В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [80].
Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, а под комплексом педагогических условий – совокупность взаимосвязанных педагогических условий, реализация которых будет способствовать повышению уровня сформированности культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, которые включают следующие педагогические условия:
1) создание педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благожелательную творческую атмосферу, на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;
2) развитие интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;
3) использование индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;
4) разработка модели формирования культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
При реализации первого условия было выявлено, что каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на участников самодеятельного коллектива. Чаще всего это метод убеждения, который использовался педагогами-хореографами. Его использование происходит не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Участники самодеятельного хореографического коллектива порой не сразу понимали педагога-хореографа. Это происходило от неумения участника слушать и слышать, то есть воспринимать услышанное. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения. Поэтому педагог проявлял максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.
Для повышения культурно-нравственного потенциала личности, развития его активности систематически обновлялись и обогащались используемые формы и методы. Воспитательную функцию брали на себя и органы самоуправления – лидеры коллектива, группы. Наличие у участников коллектива единой, нравственно-привлекательной цели сплачивало коллектив, настраивало на единый творческий ритм, ставило во главу общий интерес.
У начинающих участников не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Поэтому педагоги-хореографы на начальном этапе работы применяли элементарные знания участников, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придавало стимул участникам в учебно-тренировочной работе, приучало их к сценическому поведению, ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляли радость участникам. Наоборот, отсутствие радостной творческой работы делало ее бессистемной, бесперспективной. Отсюда выводы: не ставить перед участниками глобальных целей, достижение которых требует больших эмоциональных и физических затрат [78]. Как правило, это делалось для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение. В связи с этим появлялась повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносило ущерб их нравственному развитию. В таких случаях участники либо покидали коллектив, либо молчаливо со всем соглашались, либо выступали против педагога-хореографа. Чаще всего это проявлялось в скрытой форме: невыполнение требований педагога-хореографа, формирование неформальных противоборствующих групп. Все это способствовало нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе становилось весьма серьезным тормозом совершенствования творческой и воспитательной деятельности педагога-хореографа.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении участниками исполнительским мастерством рассматривался как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчало труд педагога, делая его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив – значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление – благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель» [77].
К одному из основных факторов, обеспечивающих активность участников на занятиях, относились строгие морально-этические нормы, которые имели большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между участниками коллектива, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждало участников соотносить личные интересы с групповыми, коллективными, воспитывалось чувство ответственности за других, дисциплинированность, Каждый имел определенные обязанности, ответственность за которые он несет. Это приносило участникам большое удовлетворение, поэтому их активная позиция в коллективе становилась выразительнее. В коллективе возникали неформальные объединения участников. В силу определенных обстоятельств они могли разделиться на группы. Но если это все-таки происходило, педагог не пытался разобщать эти группы, противопоставлять их друг другу, а умело использовал эти неформальные объединения для совершенствования художественного, нравственно-эстетического воспитания. Педагог через группу воздействовал на каждого участника, формируя его интерес, вкус, поведение, он четко понимал, что группа – это часть коллектива, характер отношений в группе определяет отношения во всем коллективе.
На воспитательный процесс влияет наличие традиций в коллективе: посвящение в коллектив, в хореографы, празднование дней рождений, проведение выходных дней, оформление стенгазет, проведение новогодних утренников, выпускного вечера, выпускного спектакля, отчетного концерта, торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению и т.д. Эти традиции делали перспективной жизнь коллектива, помогали сплотить его участников. У каждого участника появлялось чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Организация, развитие и осуществление традиций было делом педагога-руководителя, всех участников и актива в коллективе. Они поддерживались и передавались из поколения в поколение, проводились систематически, и это позволило оценить социальную значимость деятельности самодеятельного коллектива, важность той роли, которую он играет в городе, районе, области или республике.
Для придания стабильности, общей значимости коллективу было необходимо его включение в более широкий круг общения с другими коллективами, обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Это помогало участникам в творческом и человеческом общении, укреплялось сознание общественной роли своего творчества, своего авторитета, повышалась мотивация. Этому способствовало установление постоянных и прочных творческих связей между педагогами-хореографами не только внутри учреждения, но и в городе.
У каждого хореографа был свой стиль работы, своя методика и система требований. От характера, последовательности и содержания зависело развитие коллектива, его нравственных основ [76].
Практика показывает: чем выше и обоснованнее требования педагога, тем выше организация его работы, нравственный настрой участников. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Важно, чтобы педагог правильно формировал свои требования: они должны быть последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения [83].
Одним из первых требований педагога было соблюдение дисциплины.
Дисциплина – это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с участниками, их активность на занятиях по хореографии и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все участники. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство – железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве», – писал К.С. Станиславский [16]. Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплина приносила большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагог проявлял предельную строгость к самому себе, своей дисциплинированности, своей внешности, своему душевному состоянию перед встречей с участниками в самодеятельном коллективе.
Для хорошей организации занятий педагог-хореограф вел индивидуальные карты участников, в которых он оценивал достигнутые результаты, давал характеристику профессиональных успехов, оценивал развитие психофизических возможностей. Это трудоемкая работа педагога, но ее результаты впоследствии представляют интерес. При анализе записей педагог прослеживал успехи участников на занятиях, выявлял их возможности и стремление к творчеству. Иногда оказывалось, что леность и инертность участника в начале занятий по хореографии и впоследствии на этапе обучения перерастали в профессиональный интерес, в активное развитие творческой направленности личности участника, изменение характера участника в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей помогал педагогу совершенствовать методы своей работы, придавая целенаправленность и определенную перспективу воспитательному процессу творчества в коллективе.
Для создания условия развития интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива использовалось взаимодействие традиционных и инновационных подходов к занятиям с хореографическим коллективом.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, изучению истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Опыт работы в самодеятельных хореографических коллективах г. Казани Республики Татарстан и Нидерландов позволяет предложить метод интеграции традиционного и инновационного подходов в форме комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей участников художественного самодеятельного коллектива.
Предлагаемый способ включает:
– визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);
– теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
– практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; использование на практических занятиях видеосъемки);
– рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
Развитие культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе осуществлялось на этапе подготовки к обязательным учебным занятиям (хореографический станок), на досуговых и творческих мероприятиях.
В своей работе педагог-хореограф стремился к тому, чтобы применяемые им формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям личности участника коллектива.
Так, например, ведущей технологией являлась технология обучения в сотрудничестве. Данная технология позволяла организовать обучение участников самодеятельного коллектива по программе в традиционно применяемых на занятиях хореографией формах.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включала индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам давалось определенное задание: например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым участником. Разновидностью индивидульно-групповой работы служили, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогали друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяли, указывали на ошибки.
Для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата педагог-хореограф использовал следующие формы занятий:
- групповая форма (группы формируются с учетом возраста, пола детей; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; может состоять только из участников какого-либо танца или этюда);
- коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее активными участниками; такая форма также необходима для участников, не усвоивших пройденный материал).
Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста педагог-хореограф в большей степени применяет технологию игрового обучения.При этом учитывалась психология детей данного возраста. Ведущей деятельностью при этом избиралась игра: многие занятия строились в форме танцевальных и музыкальных игр. В данном случае речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, но и о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.
Так, например, в своей работе с данной возрастной группой использовались методики проведения нетрадиционных занятий в форме сказок. На примере такого занятия можно было проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики приобретали одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогало их сделать понятнее, интереснее, а также развивало детское воображение и эмоциональность, закладывало истоки творчества.
На занятиях использовались различные подвижные игры. Среди них:
– «Чья команда длиннее?» (шпагаты);
– «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные
жанры, народности);
– «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения);
– прием «Этюдная композиция»;
– игра «Картина» (участники придумывают фигуру и принимают определенную позу).
Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитывались в условиях игры, мышечные ощущения обучающихся закреплялись с интересом и удовольствием.
Технология проектного обучения обеспечивала высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Хореографические занятия были полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могли их выполнять как в группах, так и индивидуально.
С применением данной технологии совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие проекты:
– «Танцевальная карусель» (творческий годовой отчетный концерт): ребята составляли программу концерта, придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы, подписывали пригласительные билеты и распространяли их среди сверстников;
– «Стартинэйдежер» (досуговое мероприятие для участников самодеятельного коллектива): ребята украшают зал, готовят конкурсы и творческие задания для команд-соперников, для болельщиков, готовят призы и подарки участникам и членам жюри, составляют музыкальную программу для дискотеки.
Применение технологии здоровьесберегающего обучения ставило следующие задачи:
– организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
– формирование у детей чувства радости в процессе обучения;
– мотивация на здоровый образ жизни;
– формирование устойчивого понимания, что занятия хореографией есть способ поддержания здоровья, развития тела.
Информационные технологии использовались в качестве вспомогательных для обеспечения материально-технического оснащения занятий хореографией.
Деятельность танцевального коллектива предполагала постановку танцев и проведение концертов участников хореографического коллектива. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям, использовались компьютерные технологии, что позволяло:
– накапливать и хранить музыкальные файлы;
– менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
– производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
– хранить фото- и видеоматериалы коллектива.
Накопленный на сегодняшний день совместными усилиями педагогов-хореографов – представителей всех уровней художественного образования – инновационный опыт не только изучен, обобщен, но и эффективно внедрен в образовательную практику, что служит импульсом для новых творческих и педагогических проектов.
В Центре Аллы Юрьевны Романенко занимаются хореографией более 210 детей в 9 возрастных группах, начиная от 3 до 17 лет.
Воспитанникам подготовительной группы (3-6 лет) предлагалась система упражнений начальной танцевальной и хореографической подготовки, способствующей развитию базовых двигательных навыков и умений. Репетиционные занятия способствовали укреплению организма в период их активного роста, коррекции осанки. Они исполняли на сцене сказочные танцевальные номера: «Шаловливые барашки», «Китайский танец», «Колыбельная», « Матрешки».
Младшая группа представлена детьми 6-12 лет. На данном этапе большее
внимание уделялось обучению основам хореографии. Это постановка корпуса, рук, ног, головы; развитие гибкости, пластичности, точности и выразительности движений, эмоциональности и выразительности исполнения. Композиции «Волшебные бусинки», «Татарский танец», «Зимняя фантазия» отличаются усложнением танцевальных элементов. К примеру, в «Китайском танце» дети раскрывают веера в движении, изображают в финале танца «цветок», «волну». Эти движения требуют от них определенной сноровки, координации движений, слаженности и ответственности за себя и партнера по танцу. Рисунок танца усложняется. Кроме «линейки», появляются «клин», «полукруг», «расческа» и др.
Средняя группа (12-15 лет). Занятия в данной группе характеризуются решением двигательных задач, передачей с помощью движений различных образов и состояний. Достигается высокая степень танцевальной выразительности. Репертуар средней группы представлен следующими композициями: «Русский перепляс», «Колокольчики», «Кружева», «Казанское полотенце», «Подружки», «Колесо времени».
Композиция «Колесо времени» посвящена 12-цикличному восточному календарю. Танец идет по кругу, по движению солнца. Круг в народной хореографии символизирует «бесконечную силу жизни, собственное бессмертие», олицетворяет «объединение и целостность, порядок, силу и общность». Он символизирует «духовные силы, единство, совершенство, вечность, полноту, законченность, сущее без начала и конца», может также обозначать другие важные символы: колесо, диск, кольцо, циферблат, Солнце, Луну, зодиак, Спящее око Бога. Фоновая музыка напоминает отсчет времени. Танец начинается с года Мыши и заканчивается годом Свиньи. Каждый представитель в течение определенного времени должен передать особенности своего года и повадки животного. Это требует от воспитанников знаний и определенных сценических умений.
В композиции «Казанское полотенце» показана повседневная жизнь татар. Образ жизни, традиции, обряды – все это выразительно показано в танце
при помощи мимики, движения рук, тела, прыжков, возгласов.
Татарские танцы – это неотъемлемая часть национального наследия. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни демонстрировали мужество, быстроту и силу.
Старшая группа (15-17 лет) представляет следующие композиции: «Лебеди», «Девушки Лунной горы», «Жемчужина России», «Цветок», Вечный огонь», «Мой Татарстан». Эти композиции требуют не только отточенных движений, опыта, сценических умений, выразительности и плавности движений, но и знания истории нашей страны, родного края.
Танец «Вечный огонь» посвящен теме Великой Отечественной войны. Девушки одеты в костюмы красного цвета, что символизирует огонь, «тревогу, сигнал». Юбки состоят из 12 клиньев. Боковые клинья закреплены на запястьях рук, что при быстром вращении создает эффект «пламени». Темп танца вначале умеренный, с ускорением, что характеризует ход войны. Эффект достигается взмахами рук, что символизирует разгорающееся пламя народного сопротивления врагу. В финале танца образуют 2 круга: внешний и внутренний. Вытянутые вверх руки и одновременное движение запястьями рук (влево-вправо) как бы создают «вечный огонь и язычки пламени».
«Мой Татарстан» по праву можно считать уникальным проектом, в котором представлены шесть основных татарских родов этнической Татарии, соответственно их историко-географическим особенностям вокала, хореографии, женского костюма и украшений. Длительность танца – 7 минут. В танце участвуют 16 девушек из старшей группы «Некст» и группы «Провинциалы». Начинается танец с общего поклона – приветствия всех участников и зрителей. По очереди на передний план выходят представители татарских родов, демонстрируя этнографические особенности. Костюмы и музыкальное сопровождение также отражают их региональные особенности. Для осуществления этого проекта была проведена большая научная, художественная и производственная работа. В процессе подготовки были изучены особенности женских костюмов основных татаро-тюркских родов. Участники выяснили этнографические особенности не только хореографии, но и песенного татарского фольклора.
Так, национальные татарские танцы и песни сохранили старинные обычаи из жизни сельского быта. Через эти танцы и песни зрители погружаются в старинные предания и религиозные обряды татар, узнают об их происхождении, образе жизни народа. Танец передает настроение народа, рассказывает о событиях их жизни. Многие традиции видоизменились с течением времени, но сохранились в хореографии. В каждую историческую эпоху танцы исполнялись не так, как в предыдущую, и это естественно, ведь каждое поколение отражает в танце свое мироощущение, свою культуру. За долгие годы народ создал множество ярких танцевальных движений, выработал разные стили в пластике, напеве, характере, манере исполнения, создавая свои местные, локальный варианты. Но при всем многообразии можно выделить ряд наиболее устойчивых и распространенных движений.
Педагогами-хореографами велась большая подготовительная работа, что позволяло знакомить участников школы-студии с историей создания того или иного народного танца, с богатейшим фольклором Татарстана и России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавшими влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Эти беседы оказывали большое влияние на рост самосознания воспитанников, на воспитание патриотических чувств. Изучение народного творчества – одно из самых важных направлений в воспитании детей и подростков, потому что оно помогает становлению личности каждого ребенка. С помощью образов танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы.
В подростковой группе занимаются 14 девушек. Средний стаж занятий танцами – 7 лет. (Мария Д. (10 лет); Алсу Л.( 6 лет); Айгуль А.(8 лет); Камилла К.(2 года) и др.). Мы провели опрос подростков, которым были заданы следующие вопросы:
1.Что тебе дают занятия танцами? – «…развивают пластику, превосходное владение телом, общение, опыт, новые друзья, новые страны, расширение кругозора, воспитание ответственности»;
2.Чему ты научилась, занимаясь в ансамбле? – «…правильно вести себя в коллективе, признавать свои ошибки, новые достижения»;
3.Считаешь ли ты, что танцы повлияли на изменение отношения к тебе твоих сверстников? – «…мои сверстники стали больше уважать, считаться с мнением»;
4.Как они повлияли на твою учебу в школе? – «…приходится восполнять пропущенные уроки, иногда отрицательно, некоторые учителя ставят перед выбором: учеба или танцы. Это мотивирует на самообразование. Гастроли по зарубежным странам повышают мотивацию к изучению иностранных языков,
культуры других народов, географии, воспитании самостоятельности».
Действительно, хореографический коллектив гастролировал по Нижнекамскому, Альметьевскому, Набережно-Челнинскому, Бугульминскому районам Республики Татарстан, а также участвовал в Поволжском конкурсе талантов в г.Оренбурге и г. Самаре. Участникам предоставлялась уникальная возможность знакомства с природно-климатическими, этнокультурными особенностями не только Республики Татарстан, но и других регионов.
Участники коллектива неоднократно становились победителями и лауреатами всероссийских, региональных конкурсов художественной самодеятельности: «Акбар», «Созвездие Йолдыз», «Весенние выкрутасы», активно участвовали во всех культурных мероприятиях фестивалей, проводимых в Республике Татарстан. Как подтверждение тому – множество дипломов и благодарственных писем: «За сохранение национальных традиций», «За верность народным традициям», «За активное участие в Фестивале национальных искусств» и т.д.
Участвуя в различных конкурсах, участники приобретают новых друзей, имеют возможность сравнить творческие коллективы. Знакомство со сверстниками из других самодеятельных коллективов, в том числе и зарубежных, приезжавших в Татарстан, открывающиеся возможности поездки
за рубеж и необходимость в общении способствуют повышению мотивации к изучению иностранных языков.
Таким образом, занятия в хореографическом коллективе «Пестрая компания» Центра Аллы Юрьевны Романенко способствовали формированию и развитию танцевальных навыков, хореографического мышления, нравственного, эстетического и художественного вкуса, толерантности, общей культуры поведения. Развитие в области хореографии предполагает развитие моторно-двигательных навыков, пластики тела, гибкости, правильной осанки, координации движений, правильной формы ног, а также музыкальности, живости восприятия и творческой направленности личности.
При реализации третьего условия – использования индивидуального
подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера – педагог-хореограф постоянно занимался культурно-эстетическим воспитанием детей с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интерес и понимание красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства стало важной частью воспитания на уроках хореографии. Все эти задачи воспитания неотделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других [79].
Рассмотрим возрастную структуру участников хореографического коллектива «Пестрая компания» Центра Аллы Юрьевны Романенко (г.Казань) и частной школы Helderse Balletschool Martine Goedegebuue (Нидерланды) по данным 2011 г. (табл.2.1).
Согласно возрастной структуре, в Центре Аллы Юрьевны Романенко 61,43% участников приходится на дошкольный возраст (от 3-х до 6-ти лет), 30,95% приходится на участников младшего школьного возраста (от 6 до 12 лет), 6,66% – это участники от 12 до 15 лет и лишь 0,95% – в возрасте от 15 до 17 лет. Такая неравномерная структура участников самодеятельного хореографического коллектива объясняется следующими инфраструктурными факторами. Подавляющее большинство участников дошкольного возраста от 3 до 6 лет самостоятельно прийти на занятия не может, и их, как правило, сопровождают родители либо бабушки и дедушки. В период ожидания внуков они общаются друг с другом. Чтобы скоротать время ожидания, в фойе центра для них есть телевизор и кофе-машина. Комфортность является немаловажным фактором, способствующим занятиям детей хореографией. Но дети вырастают
Таблица 2.1