Научная разработанность проблемы творчества как основы развития художественной культуры
По мнению большинства исследователей, творчество – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего [3]. Творчество как категория обусловлено активностью, свойственной лишь человеку.
Творческая активность имеет две стороны: содержательную и энергетическую. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере.
Как следует из определений, содержательная сторона устремлена в будущее, энергетическая – реализуется в настоящем.
Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением об идеале распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творческие способности присущи только человеку как представителю Homo sapiens, и в образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность» [26].
В современной научной литературе, посвященной проблеме творчества, прослеживается стремление исследовать конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т.п. [4]
Составляющие творчества как деятельности (рис. 1.1) включают в себя следующие компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все компоненты личности.
Рис. 1.1. Компоненты творчества как деятельности
(Составлено автором)
К системообразующим характеристикам творческой личности относятся:
– самосознание как совокупность креативных представлений о себе;
– интеллектуально-творческая инициатива;
– жажда познания и преобразования;
– чувствительность к проблеме, новизне;
– потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач;
– критичность ума;
– самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем.
Перечисленные характеристики образуют фундамент творческой активности личности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание», «довооружение себя» и др.[11].
О развитии творческого потенциала личности можно судить по таким личностным новообразованиям, как:
– способность открытия нового знания;
– появление новых мотивов, целей деятельности;
– владение новыми (для личности) способами деятельности;
– импровизационность как способность внезапно принимать решение;
– расширение поля интеллектуальной активности;
– креативность, т.е. плодотворность в познавательной деятельности.
Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный [59].
В жизнедеятельности личности творчество:
– выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
– включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
– выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
– определяет собственную индивидуальность для другого;
– реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
– защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.
Сегодня все более популярным становится мнение о том, что любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и определенными навыками, может создать даже великое произведение. Некоторые ученые считают, что не существует каких-либо способностей, отличающих людей творческих от людей нетворческих [42]. Психологи пришли к выводу о том, что творчество таких гигантов, как Эйнштейн, Кюри, Моцарт, можно рассматривать как продолжение обычных, повседневных мыслительных процессов [43].
Таким образом, можно утверждать, что большинство из нас обладает всем тем, что необходимо для творчества, нужно только научиться это раскрывать и развивать.
Творчество (креативность) можно описать с помощью трех составляющих: чувствительности, синергии, интуиции.
Чувствительность — использование наших чувств, наших «окон в мир».
Существуют гипотезы, согласно которым творчески одаренные личности воспринимают действительность гораздо отчетливее, чем все остальные [65].
Синергия — соединение несовместимых на первый взгляд вещей в единое
целое — полезное и функционирующее. Примером синергии может служить объединение двух идей из разных областей знания таким образом, что они начинают не только успешно работать в новом контексте, но и эффект от этого взаимодействия значительно превышает их простую сумму.
Интуиция ведет к неожиданному, незапланированному открытию. В истории известны случаи, когда ученые интуитивно находили нужное решение. Но объяснять успех только одной интуицией было бы неверно. Она может сыграть важную роль в процессе творчества, но должна быть подкреплена знанием, настойчивостью и трудолюбием.
Творчество можно рассматривать как высшее проявление человеческой деятельности, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых ценностей. Оно представляет собой особый стиль мыслительной деятельности, предполагающий анализ ситуации, выделение проблем, поиск новых способов их решения и рефлексивную оценку результатов.
Творчество выполняет три основные функции: отрицание существующего, разрушение устаревшего и созидание нового.
Сегодня исследователи единодушны в том, что значительная часть того, что происходит в стандартных ситуациях (в процессе обучения или профессиональной деятельности), не способствует развитию творчества [36]. С другой стороны, большинство творческих личностей рассматривает свою деятельность как любимое занятие: они трудятся часами, движимые любопытством и желанием достичь поставленной цели и результата. Такая мотивация называется внутренней, так как исходит от самого индивида. Мотивацию, наблюдаемую в стандартных ситуациях (в школе или на работе) в виде обещаний хорошей оценки, аттестата или денег, по сути следует называть стимулированием и отнести к внешней среде. Таким образом, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо не только повысить его внутреннюю мотивацию, но и создать условия для повышения его внутренней мотивации.
С другой стороны, нельзя стать талантливым ученым, великим писателем или художником, не обладая необходимыми знаниями и навыками, которые приобретаются в учебном процессе, в ходе трудовой деятельности или на досуге, например, на занятиях хореографией.
Внутренние мотивы — это удовольствие от самого творческого процесса, стремление к самовыражению; внешние мотивы — это стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения.
В формировании творческих способностей важную роль играют факторы внешней среды. Основу для новых идей дает образование, предполагающее культивирование в себе интерес к учебе, выбор дисциплин, позволяющих приобрести новые знания.
Творчеству способствуют и личностные качества. Творческий человек не
должен быть подвержен конформизму и встречать перемены «в штыки». Необходимо понимать, что неудачи — важная и неотъемлемая часть нашей жизни, и любому значительному успеху, как правило, предшествует серия неудач.
Если рассматривать технологию развития творческого потенциала личности, то, согласно исследованиям, его развитие в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста [81].
Развитие творческих способностей личности должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы. Это позволяет человеку искренне выражать свои мысли и чувства, ведь существенной преградой для творчества является страх отклониться от принятых норм, показаться аномальным.
Составляющие творческого мышления представлены на рис. 1.2. Творческое мышление можно охарактеризовать как инновационную
составляющую личности, стремящейся к созданию нового.
|
Рис.1.2 Составляющие творческого мышления [10]
Проблеме творческого мышления, в частности его формирования и развития, посвящено множество исследований, рассматривающих ее с разных сторон, различных позиций.
В творчестве выделяют научное и ненаучное творчество. В научном творчестве, в свою очередь, можно выделить учебно-научное и собственно научное творчество, которое вместе с адекватным ему мышлением имеет эмпирический и теоретический уровни. Ненаучное творчество также имеет сложное строение, в нем мы выделяем четыре основных блока: игровое, житейское, художественное и производственное творчество [19].
Принципиальное значение для решения исследуемой нами проблемы имеет художественное творчество как доказанное психологической наукой положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно формируемое качество личности, в том числе и посредством хореографического искусства. Данный постулат утверждает возможность развития творческого потенциала художественными средствами обучения и воспитания [49] и основан на материалистическом учении о факторах развития человеческой личности, ее детерминированности биологическими, социально-экономическими условиями и воспитанием.
Изложенное позволяет нам подойти к классификации категории «творчество» по различным признакам. О важности классификации говорит и тот факт, что классификационных признаков достаточно много и по каждому из них следует подбирать свои методы развития творчества. Разнохарактерность творчества по отношению к субъекту позволяет показать их различие по определенным признакам и уточнить их виды. На рис. 1.3 представлена авторская версия классификации творчества по различным признакам.
Данная классификация позволяет по классификационному признаку выделить тот объект, на который должны быть направлены усилия. Так, например, выделяют творчество объективное, которое может быть представлено оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (теориями, научными открытиями, произведениями искусства), и субъективное творчество личности, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.
Таким образом, классификация необходима для понятия сущности категории «творчество», принятия решений по управлению процессом формирования и развития творчества в различных средах и различных по способностям личностей.
В теоретическом и практическом планах представляют интерес следующие положения:
– творческие возможности заложены и существуют в каждом человеке, являются естественной функцией мозга;
– развитие творческих возможностей происходит только в процессе
деятельности, носящей творческий характер;
Рис. 1.3. Классификация категории «творчество» по сущности
(собственная разработка автора)
– формирование творческой индивидуальности зависит от окружающей социальной среды (результаты творческой деятельности индивидуума могут определять новые направления в развитии общественного опыта, поведении и
деятельности людей);
– психологический анализ творчества предполагает выделение его сущности, стадий, предпосылок, закономерностей и др.;
– применительно к личности подлинно творческим можно признать такое
мышление, которое позволяет ему самостоятельно теоретически анализировать ситуацию, выделять проблему, находить способы решения задачи и осуществлять рефлексивно-оценочные действия;
– в формировании творческой индивидуальности важная роль принадлежит досуговым центрам, в которых для раскрытия творческой направленности личности создаются условия (в зависимости от способов организации процесса творчества, применяемых методов организации деятельности досуговые центры могут стимулировать развитие как пассивно-стандартного, так и продуктивно-творческого мышления).
Важно определить взаимосвязь понятий «творчество», «культура» и «художественное творчество».
В философском понимании «творчество» является атрибутом человеческой деятельности, оно представляет собой «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство» [96]. Творчество предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.
Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых, более прогрессивных форм управления, воспитания, расширяющая пределы человеческих возможностей.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее – трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира обусловливает и формирование самого человека.
Творчество как свойство и атрибут родовой сущности человека не
присуще ему с рождения. С рождения оно присутствует только в виде возможности. Творчество – не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность и включение в неё являются необходимыми условиями развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.
Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.
Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, определяющей ее сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нельзя говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей [27].
Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, так как нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную
психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.
Культура в философском понимании есть изменение в природном объекте под воздействием человека («культура» от лат. «возделывание почвы», ее «культивирование»). Уже в этом первоначальном содержании термина выражена важная особенность культуры – заложенное в ней человеческое
начало, акцент на единство культуры, человека и его деятельности [7].
В дальнейшем под «культурой» стали понимать все то, что создано человеком, «вторую природу», надстроенную над природой естественной. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуры, не противопоставляя их друг другу. Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Философское понимание культуры иллюстрируется рисунком 1.4.
Рис. 1.4. Философское понимание категории «культура»[78]
Таким образом, культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Следовательно, культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.
Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, творит культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.
Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше.
Обратимся к понятию «художественное творчество». Для данного исследования наиболее значимым будет определение принципов формирования культуры нации средствами художественного творчества.
Художественное творчество (от древнерус. худогъ — «сведущий, опытный» и заимств. из готск. handags — «ловкий» от handus — «рука», handugs — «мудрый») представляет собой часть культуры, деятельность человека по созданию художественных образов [10].
Согласно В. И. Далю, художественное творчество – это: «изящные художества, стремящиеся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, отраженье которых мы видим в вещественной природе» [33].
Следует различать определения: «искусный», «искусство» и более узкое «художество». Их отождествление приводит к путанице и смешению разных категорий.
Под словом «искусство» следует понимать искусную, умелую деятельность вообще (например, искусство вождения автомобиля, кулинарное, парикмахерское искусство); «художество» — деятельность по созданию исключительно художественных образов.
Следует также различать понятия «художественное творчество» и «эстетическая деятельность». Ключевое слово «образ», объединяющее оба этих понятия, применительно к художественному творчеству предполагает создание некой новаторской модели, целостной структуры (отсутствующей в природе и берущей начало в сознании человека), выражающей его мысли, идеи, чувства, представления. В художественном образе такая психологическая структура обретает конкретную форму по принципу общего в единичном (например, в капле воды художник видит море) и объективного в субъективном.
Поэтому художественный образ, в отличие от научных понятий, всегда конкретен, индивидуален (субъективен) и чувственен (эмоционален). В искусной материальной работе (в простом ремесле, в эстетической деятельности, например, в собирании цветных камешков на берегу моря или расстановке мебели в комнате) этого не происходит. Поэтому художественное творчество в сравнении с общим понятием творческой деятельности является уникальным.
Художественное творчество – загадочный процесс. По мнению И. Канта, «...Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого. В научной области величайший изобретатель отличается от подражателя и ученика только по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается специфически» [71].
В истории эстетической мысли сложились две трактовки художественного творчества:
– гносеологическая: от античных представлений о душе как о воске, в котором отпечатываются предметы, до ленинской теории отражения;
– онтологическая: от античных представлений о творчестве как воспоминании душой ее предвечной сущности, от средневековых и романтических представлений о том, что художник – медиум Творца, до концепции Н.А. Бердяева, придававшего творчеству основополагающее бытийное значение.
Нельзя пренебрегать ни онтологической, ни гносеологической составляющей творчества. В.Соловьев видел в их взаимосвязи условие творческого процесса. На эту теоретическую традицию и следует опираться. Именно с этих позиций следует рассматривать художественный образ и его особенности [98].
Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода – представления, обогащенного мыслительной деятельностью. Представления – переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективизировать. Художественный образ есть объективация системы художественных представлений.
Понятийное начало присутствует и в художественном мышлении – в скрытом или явном виде. Концептуальное содержание художественного произведения складывается из объективированных в образе представлений и идей. Художественное мышление образно. Оно сочетает обобщенность и конкретность с личностной формой. Искусство воссоздает жизнь в ее целостности и тем самым расширяет, углубляет реальный жизненный опыт человека.
Д.А. Леонтьев указал на прямую связь художественного мышления с занятиями личности в творческих коллективах. По его словам «к области художественного мышления относится вся та непосредственная сторона бытия, которая имеет абсолютную ценность. [53].
Таковы, например, деятельность, в которой осуществляется нравственное добро, открытие истины, художественное творчество, в том числе и социодеятельное, создающее красоту, а также связанные со всеми этими
переживаниями возвышенные чувства»
Другой русский философ Н.А. Бердяев несколько иначе осмысливал эту
проблему, утверждая, что «…в духовном мире опыту не соответствуют предметные реальности, но сам духовный опыт и есть реальность высшего порядка. Духовная жизнь не есть отражение какой-либо реальности, она есть сама реальность» [121].
Л.С. Выготский подчеркивал, что понятие творчества, с которым, как
правило, связывают понятие одаренности, неразрывно связано с воображением. При этом, с одной стороны, ни у кого не возникает сомнения, что воображение и творчество характеризуют разные реалии человеческой жизнедеятельности [26]. Среди компонентов воображения особая роль принадлежит особой внутренней позиции, имеющей, в зависимости от психологического возраста ребенка, над- или внеситуативный характер. С одной стороны, именно она делает воображение воображением. Без нее действие достраивания до целого образа относилось бы к сфере восприятия (действия на основе наличной предметной среды) или памяти (действия на основе прошлого опыта) [38].
Таким образом, соотношение воображения и творчества может быть представлено как взаимосвязь способности субъекта видеть целое раньше частей, неповторимо и носит индивидуальный характер психических процессов и деятельности субъекта, зависит от возраста субъекта.
Если в развитии воображения, несмотря на его изменяющийся характер, можно найти много общих черт, в первую очередь связанных с его компонентами, то творчество в детском онтогенезе имеет такие формы, в которых зачастую трудно выделить нечто общее.
У ребенка до трех лет, когда он еще не осознает себя и не отделяет от взрослого, складываются только условия, необходимые для развития творчества. Это, с одной стороны, общение ребенка со взрослым, в котором взрослый осмысляет и переосмысляет для ребенка реальную действительность. Результатом этого является то, что у ребенка появляется тот или иной образ, замысел.
Психологический возраст является показателем принадлежности субъекта к тому или иному периоду психического развития. В этом контексте обычно выделяют следующие психологические возрасты ребенка: младенческий (до 1 года), ранний или преддошкольный (от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 6 лет), младший школьный (от 6 до 12 лет), подростковый (от 12 до 15 лет) и юношеский (от 15 до 17 лет) [16, 38]. Считается, что дети с творческим потенциалом имеют психическое развитие, которое опережает их паспортный возраст. При этом с самого начала мы сталкиваемся с отсутствием критериев, по которым можно отделить ребенка с творческими задатками от прямых результатов его обучения. Так, к примеру, ребенок рисует лучше, чем большинство его сверстников, и превосходит возрастные показатели детского рисунка. Это может быть связано как с его одаренностью, так и с тем, что ему создали особые (по сравнению с другими детьми) условия, способствующие развитию его изобразительной деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок учится управлять своим воображением, в то же время это управление весьма ограничено в силу того, что основывается на эмоциональном состоянии воображающего субъекта и в силу своей ситуативности весьма однозначно. Умеющий управлять своим воображением дошкольник осмысливает ситуацию «в свою пользу» и не приемлет других решений. Именно поэтому дошкольники затрудняются в выполнении какой-либо продуктивной совместной деятельности. Им трудно понять, что ситуация
или предмет ситуации могут быть осмыслены по-разному.
Появление в воображении детей 7-9 лет неситуативной внутренней позиции позволяет детям не просто управлять своим воображением, а создает возможности для управления собой как субъектом воображения. Именно эта особенность, по нашему мнению, обеспечивает детям возникновение коллективного творчества, часто реализуемого в разного рода кружках и секциях, которые сензитивны для детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Эта же особенность воображения обеспечивает еще одну важную способность детей – они начинают сознательно учиться друг от друга. Другой участник совместной деятельности может предложить иной смысл ситуации или предмета, что не только не мешает ребенку фантазировать, но является необходимым условием развития воображения в этом возрасте.
Психологические особенности воображения младших подростков связаны с коллективным продуктом воображения. При этом меняется роль воображения сверстника в организации и осуществлении собственного воображения ребенка. Так, если в младшем школьном возрасте воображение партнера служило отправной точкой для создания собственного воображаемого образа, то в младшем подростковом возрасте воображение партнера является частью общего продукта воображения. Другими словами, в младшем подростковом возрасте воображение становится коллективно-распределенной деятельностью, что и создает условия для развития творчества.
В подростковом возрасте происходит сокращение партнеров по совместному фантазированию от группы в 8-10 человек к диадам или триадам, то есть воображение становится полисубъектным. [68]
Особенности развития воображения в юношеском возрасте связаны с тем, что оно становится внутренне направленным. Так, если во всех предыдущих возрастах ребенок в первую очередь осмыслял и переосмыслял какие-то внешние предметы или ситуации, то в юношеском периоде развития предметом его воображения становится собственный внутренний мир. В отличие от воображения дошкольника и младшего школьника в юношеском возрасте в воображении реализуется полисубъектность, то есть разные точки зрения и разные позиции, в зависимости от решаемых задач и реализуемых социальных ролей. Таким образом, для формирования культуры художественного творчества наиболее подходящим может стать подростковый возраст (от 12 до 15 лет), находясь в котором индивид наиболее подвержен как внешним проявлениям (восприятию культурных ценностей), так и внутренним проявлениям (новаторство), в сумме определяющим развитие человека как личности и творца, формирующего культуру общества в целом.
Способность к творчеству предполагает наличие у человека совокупности
общих и специальных способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. В процессе формирования творчества происходит единство двух направлений: введения в творческую лабораторию и вовлечения в ситуацию деятельности, в ходе которой самостоятельные субъективные открытия понятий, законов, теорий из ситуативных, случайных становятся обычным явлением. Такая организация деятельности способствует развитию у субъекта комплекса свойств и качеств, входящих в структуру его творческих способностей. К ним относятся: умение отказаться от привычных методов решения проблем, оценивать явления одновременно с нескольких точек зрения; активно использовать творческое воображение; умение видеть больше того, что видят окружающие; быстро сосредоточивать и переключать внимание, хорошая память и самостоятельное мышление и др.
Творчество по природе своей основано на желании человека создать что-то новое или изменить, улучшить уже существующее. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Творческая деятельность развивает чувства личности. В творческом процессе человек испытывает целую гамму положительных эмоций, как от самой деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций человека, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность образовательной деятельности человека. Творческая деятельность развивает личность, помогает усваивать моральные и нравственные нормы – добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения художественного творчества, человек отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает культурно-
эстетические качества личности. Через них формируется отношение человека к
миру, оценка прекрасного.
Творческое начало воспитывает в человеке искусство, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию творчество занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания и развития человека. Без творческой фантазии не
сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Анализ сущности понятий «творчество», «культура», «художественное творчество» позволяет утверждать, что они тесно связаны и своеобразно пересекаются в социальной жизни в рамках досуга.
Творчество следует рассматривать как высшее проявление человеческой деятельности, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых культурных ценностей. Раскрывая исходные понятия исследования, следует к пяти основным составляющим развития личности –физическому, физиологическому, психическому, социальному и духовному – добавить эстетическое и творческое составляющие развития личности.
Уточним терминологию применительно к диссертационному исследованию:
по нашему мнению, под термином «культура художественного творчества» (на базе понятий «творчество», «культура» и «художественное творчество») понимается как взаимосвязанное и своеобразно пересекающееся явление социальной жизни в рамках досуга, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых культурных ценностей;
под термином «формирование культуры художественного творчества» следует понимать процесс развития новаторства, преемственности культурных ценностей человека как личности и творца всей культуры общества.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что творчество во всех его проявлениях составляет основу развития художественной культуры.