Познание человеком мира и себя.

Человек существо любознательное. Его любимый вопрос «Что это такое?». Любознательность в человеке не утихает, а наоборот приобретает устойчивое стремление к познанию. Тем более что мир вокруг стал разнообразнее, интереснее и привлекательнее. Маленький ребёнок не устает повторять «почему?» и «зачем?». Его любознательность направлена на всё, что попадает в поле его внимания. Постепенно эти вопросы становятся более редкими, но зато желание получить ответы- более насущными. Познавательные возможности человека весьма велики. Да и объект познание - весь мир.

Часто сведение о мире человек получает через свои органы чувств посредством ощущения. Мир видим, полон звуков и запахов, он оказывает воздействие на органы осязания.

Все согласятся, что наши органы чувств - важный канал информации. Но он не совершенен так, как со временем наши органы чувств стареют и вообще они не совершенны. Из множества непосредственных ощущений рождается - восприятие. Всю полученную информацию мозг воспринимает, перерабатывает, запоминает. У человека мир ощущений дополняется с помощью языка. Стоит только нам услышать слово "цветок", перед нашим мысленным взором появляются цветы или один цветок, но у каждого человека разные.

Комплексное восприятие порождают образы, которые создают наши воспоминания, оперяющиеся на прежние ощущения и дополняют всей суммой информации, полученной нами с помощью различных органов чувств. Органы чувств помогают человеку познавать мир непосредственно, но они не дают многих важных сведений, без которых знания не являются полными.

Важную роль в познание мира играет речь, язык. С их помощью человек называет окружающие предметы, описывает их свойства и признаки. На основе этих описаний он определяет, сто общего у этих предметов, и составляет обобщенное понятие, а так же устанавливает, в чем их отличия. С помощью суждений и умозаключений человек формирует вопросы, выводы, теории. И всё это - ради познания истины.

Истина - стремление к ней движет человеком со времени его появления на Земле. Путь к истене часто бывает весьма трудным и даже опасным. Ради истины люди шли на испытание и даже смерть. Истиной принято называть знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно. Существуют истины общеизвестные: "Не суйся в воду, не зная броду". Чтобы убедиться в справедливости этого совета, не обязательно самому проверять его на практике, тем более если не умеешь плавать. Многие истины приходят к нам с народной мудростью, выработанной поколениями.

Существуют истены, которые проверяются непосредственной практикой ежедневно: "Лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным". За подобными истинами чтоит здравый смысл. Они так же опираются на опыт и не требуют для своего доказательства сложных пргументов. Тут всё очевидно. Но существуют истины и неочевидные, для постижения которых мало личного опыта или опыта своих близких. Чем сложнее явление, которое постигается, тем иногда сложнее за очевидным увидеть невероятное. В детской книжке про Незнайку и его друзей незадачлевый герой рассуждает о том, что раз во время полёта на воздушном шаре под ногами у путешественников оказались облака, то значит, что летят они вниз головой. На первый взгляд так оно и есть: облака внизу, значит , голова внизу. На самом деле наука давно установила, что что облака располагаются над поверхностью Земли на разной высоте, значит, меняя высоту полета, можно оказаться и над облаками, и в толще их, и над ними.

Наука, исследуя мир, прибегает к специальным средствам и методам: наблюдениям, опытом и экспериментами, моделированию, измерениям, расчетом, построению теорий. Знакомясь с основами наук на разных уроках, вы тоже проходите этот путь познания. Разница между учеником и ученым только в том, что ученик постигает истины, пока незнакомые ему лично, а ученый открывает новое знание.

Особым образом познает человек общественную жизнь. Науки об обществе отличаются от наук о природе хотя бы тем, что невозможно повторить некоторые исторические события или социальные явления. Однако общественные науки выработали свои способы сбора и обработки информации. Они широко опираются на свои источники, обобщая и объясняя полученные данные. Когда-то отец истории Геродот назвал свои труды "История", что переводится как повествование, рассказ. Он поставил перед собой цель поведать людям обо всём, что узнал сам во время путешествий или о чем ему рассказывали другие люди. А уж дело читателя - отделить истину от вымысла. С тех пор история заметно изменила свой способ познания мира. Она уже не ограничивается ссылкой на упомянутые факты, она сравнивает версии одних и тех же событий, сопоставляет и проверяет данные с помощью вещественных и письменных источников. На помощь историку приходят точные науки, компьютеры, радиоактивные вещества и многое другое. Наука сегодня гораздо ближе к истине, чем во времена Геродота.

Значит ли это, что науке известно всё, что она владеет универсальными знанием? Конечно, нет. Многие теории науки сменяются более совершенными и точными. Проникновение вглубь тайн природы - процесс бесконечный, как и сам этот мир. Обретая знания, человек движется дальше и дальше. Многие прежние представления сменяются новыми. Классический пример - открытие теории относительности Эйнштейном, доказавшим, что ньютоновская механика лишь частичный случай, и действуют законы, открытые Ньютоном, лишь в земных условиях. Космические полёты практически дали возможность изучать невесомость, постигать новые закономерности, которые существуют лишь в открытом космосе.

Наше представление о мире значительно обогащает искусство. Оно не только черпает в окружающем мире сюжеты, ситуации, проблемы, впечатления, но и создает различные художественные средства, раскрывая многогранные стороны жизненной деятельности. Фантазии деятелей искусства не только служат средством самовыражения, они помогают человеку понять в мире что-то важное, почувствовать и узнать о самом себе и других то, что не дает ни наука, ни личный опыт, ни здравый смысл. Однако это происходит только в том случае, когда удается постичь глубины художественного образа, порой достаточно сложного.

"Я". Надпись на Дельфийском храме гласит "Познай самого себя". Человеку нужно знать: каков он? Кто он? Знает ли он себя?

Прежде всего уясним, что понятие "Я" очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают "реальное я" - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; "динамическое я" - каким человек хочет стать; "фантастический я" - каким он видит себя в мечтах, каким бы хотел стать; "идеальный я" - каким человеку было бы приятно себя видеть; целый ряд воображаемых, "представляемых я" - каким человек постегает себя намеренно, как бы прячась за маску, скрывающий какие-то черты "реального я".

Знания и осознания человеком самого себя, выделения себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств называется самосознание. В результате у человека формируется "образ Я" - неповторимая система представлений, образов и оценок, отношение к самому себе.

"Образ Я" - это отношение к самому себе, которое возникает из многих компонентов. Во-первых, важное место в этом образе принадлежит внешности. Мало кто может сказать, что полностью собой доволен. Чаще мы верим, что хотелось бы иметь иной рост, цвет глаз или волос, хоть чуть-чуть быть похожи внешне на идеал. Увы... Внешность можно изменить, но нужно ли? С годами всё меньше претензий к ней, всё более привычным кажется собственный облик. Да и народная мудрость справедливо учит : "Не с лица воду пить..."

Ещё один компонент - представление о своих внутренних качествах и свойствах: "умный", "честолюбивый", "романтичная" и т.д. Для человека важна оценка того, что он о себе знает, эмоциональное отношение к образу самого себя.

Как же обычно человек узнает сам о себе? Чаще всего он узнаёт о себе от других людей: сначала от взрослых, потом всё чаще сравнивая себя с другими людьми. И он не только смотрится в "зеркало" - другого человека, констатируя те или иные человеческие свойства: доброта, ум, дисциплина, умение работать, хвастливость или тому подобное. Он как бы "примеряет" эти качества на себе, определяет, есть ли они у него или нет.

Зная своё "реальное Я", человек зачастую стремится приблизиться к "идеальному Я".

Самооценка - это оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка испытывает на себе влияние множества внешних и внутренних обстоятельств. "Рядом с ним я чувствую себя бездарным". "После успеха на экзамене я мгновенно вырос в своих глазах". Эти фразы подчеркивают, как быстро всё меняется в наших представлениях о себе.

Самооценка тесно связана с целью, которые человек ставит перед собой: чем цель труднее, тем требовательнее он сам к себе.

Один человек ставит себе высокие цели и упорно стремится к их достяжению. Другой живет по принципу "я - человек маленький", многое не предпринимает, лишь бы избежать неудач. Психологи обнаружили, что, чем мене выражен интерес к самому себе и самоуважение у человека, тем острее он реагирует на возможное расхождение между задуманной целью и полученным результатом. Иногда такое отношение к себе связано с нежеланием учувствовать в напряженной деятельности, а также противопоставлением себя окружающим.

Познать себя весьма не просто. Здесь человека предостерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего часто люди склонны переоценивать свои возможности. В этом случае говорят о завышенной самооценке. Такие люди вызывают к себе скептическое отношение окружающих. "Он многое о себе мнит", - говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко (заниженная самооценка), то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе. Оказывается, для самооценки личности очень важно, что о тебе говорят за глаза.

Для того чтобы самооценка и отношение к человеку окружающих совпадали, нужно почаще анализировать свои поступки.

Так уж получается, что к самоанализу нас обычно пробуждают какие-то особенные, критические моменты: трудности, конфликты, противоречия. Бывает, мы укоряем себя, что поступили так, а не иначе, не сказали и не сделали по-другому. Такой анализ полезен. Он будет ещё более эффективным, если в похожих ситуациях мы найдем в себе силы повести так, как следовало бы, учесть свои прошлые ошибки.

Наши рекомендации