Раздел XII: Теория и методика оздоровительной физической культуры.
Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Исторически и генетически обусловленная роль активной мышечной деятельности как важного фактора укрепления ресурсов здоровья человека. Формирование понятий «оздоровительно-реабилитационная физическая культура» («физкультурная реабилитация») и «оздоровительно-рекреационная физическая культура» («физкультурная рекреация»), их сущности и границы применения.
Место направленно-оздоровительных средств в различные возрастные периоды онтогенеза и в различных условиях жизнедеятельности. Механизм оздоровительного действия физических упражнений, закаливания, массажа.
Понятие «оздоровительная физическая культура», ее роль в формировании здорового образа и стиля жизни. Характеристика направленно-оздоровительных физкультурно- спортивных занятий: по характеру решаемых задач (развивающие, активизирующие, восстановительные); по контингенту (массовые, групповые, индивидуальные (самостоятельные); по условиям проведения (в закрытом помещении, на открытом воздухе).
Характеристика средств специально-оздоровительной направленности: физические упражнения; средства закаливания; оздоровительный массаж; гигиенические факторы; психологические средства воздействия. Дозирование физических нагрузок, закаливания и массажа, сочетание средств.
Методика оздоровительной физической культуры для здоровых людей. Использование положений валеологии, предметом которой является «здоровье здоровых» и в которой большая роль отводится физической активности. Составление индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с
избыточным весом (ожирением), с нарушением осанки, остеохондрозом, плоскостопием — неосложненными формами; с близорукостью.
Методика определения пограничных состояний между нормой и патологией, выявления начальных патологических состояний. Выбор средств, методов, нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха в недельных, месячных и более протяженных циклах, регулирование оздоровительного эффекта.
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная).
Специфические особенности видов контроля в оздоровительной физической культуре. Оперативный и текущий контроль: педагогический — по оценке и составлению величин внешней (количество выполненной работы, мощность) и внутренней (переносимость) нагрузок; врачебный — по степени функциональных реакций при нагрузке, выявление скрытой патологии. Этапный контроль: педагогический — по динамике показателей физического развития и физической подготовленности, по сопоставлению этих показателей с нормативными; врачебный — по динамике показателей здоровья и функционального состояния.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Кол-во часов на СРС | Наименование учебно-методического обеспечения |
I. | Введение в ТиМФКиС | ||
1.1. | Система физического воспитания в Российской Федерации | Изучение учебно-методической литературы | |
Физическая культура как вид культуры | Тема 1.3. стр. 18-39 учебника: Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с. | ||
1.2. | Направленное формирование личности в процессе физического воспитания | Тема 1.4. Таблицы № 5-9 стр.12 Практикума по ТФВ. | |
1.3. | Физически активный образ жизни человека. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Основы здорового образа жизни. | Тема 1.5. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта | |
II. | Дидактические основы ТиМФКиС | ||
2.1. | Средства физического воспитания | Тема 2.1. Таблицы № 2-7 стр.14-15 Практикума по ТФВ. | |
2.2. | Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений | Тема 2.2. Стр. 107-110 учебника ТВФ /Под ред. Т.Ю.Круцевич, Киев -2003. | |
2.3. | Методы физического воспитания | Тема 2.3. 1. Заполните таблицы № 2-5 стр.17-18 Практикума по ТФВ. 2. Выполнение заданий с проблемными ситуациями стр.18-19 Практикума по ТФВ. | |
2.4. | Основы теории адаптации и закономерности её использования в физическом воспитании | Тема 2.5. Конспект стр. 150-160 учебника ТВФ /Под ред. Т.Ю.Круцевич, Киев -2003. | |
III. | Основы теории и методики обучения двигательным действиям | ||
3.1. | Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании | Тема 3.2. Подготовка к написанию теста (выполнение заданий №1-23, стр.23-27 Практикума по ТФВ.) | |
Структура процесса обучения и особенности ее этапов | Изучение учебно-методической литературы | ||
IV. | Теоретико – практические основы развития физических качеств | ||
Общая характеристика физических качеств | Изучение учебно-методической литературы | ||
4.1. | Сила и основы методики её воспитания | Тема 4.2. 1. Заполните таблицу «Методы воспитания силы и их характеристика». 2. Напишите конспект «Методики воспитания силовых способностей». | |
Быстрота и основы методики ее воспитания | Изучение учебно-методической литературы | ||
Выносливость и основы методики ее воспитания | Изучение учебно-методической литературы | ||
4.2. | Гибкость и основы методики её воспитания | Тема 4.5. 1. В табличной форме перечислите основные задачи и методы воспитания гибкости. 2. Впишите в таблицу по 5 упражнений для воспитания активной и пассивной гибкости. 3. Перечислите компоненты нагрузки на организм при развитии гибкости. 4. Заполните таблицу «Методы воспитания гибкости и их характеристика» | |
4.3. | Координационные способности и основы методики их воспитания | Тема 4.6. 1. Перечислите основные задачи воспитания координационных способностей в форме таблицы. 2. Заполните таблицу «Методы развития координации и их характеристика» | |
4.4. | Контроль за развитием физических качеств | Тема 4.7. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта | |
V. | Формы построения занятий в физическом воспитании | ||
Общая характеристика форм построения занятий в физическом воспитании | Изучение учебно-методической литературы | ||
5.1. | Урочные формы занятий | Тема 5.2. 1. Заполните таблицу «Структура урока физической культуры». 2. Заполните таблицу «Типы уроков физической культуры». Практикума по ТиМФВиС | |
5.2. | Неурочные формы занятий | Тема 5.3. Заполните таблицу «Неурочные формы занятий физическими упражнениями» Практикума по ТиМФВиС | |
VI. | Планирование и контроль в процессе занятий физическими упражнениями | ||
6.1. | Понятие о планировании в ФВ, его виды и содержание | Тема 7.1. Практикум по ТиМФВиС: 1. Укажите методическую последовательность планирования в физическом воспитании. 2. Заполните таблицу «Основные документы планирования в физическом воспитании, их характеристика». 3. Заполните таблицу «Виды и документы планирования». 4. Разработайте план – конспект урока физической культуры в школе для начальных классов. | |
6.2. | Понятие контроля и учета в ФВ | Тема 7.2. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Виды и документы контроля». 2. Запишите методы контроля, применяемые в практике физического воспитания. 3. Заполните таблицу «Документы учета и отчетности в физическом воспитании». | |
VII. | Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста | ||
7.1. | Значение и задачи ФВ детей раннего и дошкольного возраста | Изучение учебно-методической литературы | |
7.2. | Особенности функционального развития дошкольников | Изучение учебно-методической литературы | |
7.3. | Содержание и методика ФВ детей раннего возраста | Тема 8.3. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Средства и методы физического воспитания школьников». 2. Заполните таблицу «Основные формы занятий физическими упражнениями с детьми раннего возраста, их характеристика». 3. Заполните таблицу «Структура физкультурных занятий урочного типа с детьми раннего возраста». | |
7.4. | Содержание и методика ФВ детей дошкольного возраста | Тема 8.4. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Основные формы занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста, их характеристика». 2. Заполните таблицу «Структура физкультурных занятий урочного типа с детьми дошкольного возраста». | |
7.5 | Методические особенности развития физических качеств дошкольников | Изучение учебно-методической литературы | |
7.6 | Формы организации ФВ дошкольников | Изучение учебно-методической литературы | |
7.7 | Врачебно-педагогический контроль на занятиях с дошкольниками | Тема 8.8. Практикум по ТиМФВиС: Заполните таблицу «Средства и методы физического воспитания школьников». | |
VIII. | Физическое воспитание детей школьного возраста | ||
8.1. | Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста | Изучение учебно-методической литературы | |
8.2. | ФВ детей младшего и среднего школьного возраста | Тема 9.3. 1. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности младших школьников Кольского Севера». 2. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности детей среднего школьного возраста Кольского Севера». | |
8.3. | ФВ детей старшего школьного возраста | Тема 9.4. 1. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности старших школьников Кольского Севера». 2. Составить таблицу «Основы методики ФВ с учетом особенностей развития организма в старшем школьном возрасте». 3. Составить конспект занятия по оздоровительной аэробике для девушек, по атлетической гимнастике для юношей. | |
8.4 | ФВ детей с ослабленным здоровьем | Тема 9.5. Практикум по ТиМФВиС: Заполнить таблицу «Выбор средств ФВ после некоторых заболеваниях у школьников». Записать основные различия между учениками основной, подготовительной и СМГ (в форме таблицы). | |
8.5 | Формы организации ФВ в школе | Изучение учебно-методической литературы | |
8.6 | Формы организации ФВ в системе внешкольных учреждений | Тема 9.7. Изучение вопроса «Физкультурные мероприятия в летних, зимних оздоровительных и туристских лагерях», подбор литературы, составление конспекта. | |
8.7 | Формы организации ФВ в семье | Тема 9.8. 1. Изучение вопроса «Физкультурные мероприятия на свежем воздухе, в семейных походах», подбор литературы, составление конспекта. 2. Составление комплексов утренней гимнастики, физкультминутки. 3. Составление сценария проведения спортивного конкурса «Мама, папа, я – спортивная семья». | |
8.8. | Урок – основная форма организации занятий в школе | Тема 9.9. 1. Заполните таблицу «Методы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и их характеристика» (задание № 34, стр. 76 Практикума по ТиМФВиС). 2. Сформулируйте задачи урока физической культуры с учетом возрастно-половых особенностей учащихся и запишите их в таблицу (задание № 44, стр. 78 Практикума по ТиМФВиС). 3. Составить конспект урока физической культуры на выбранную тему. 4. Рассчитать общую и моторную плотность урока по заданным данным. | |
8.9. | Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры | Тема 9.10. Проранжируйте по степени важности качества учителя ФК (Практикум по ТиМВФиС, стр.79, задание 52.). | |
8.10 | Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию | Тема 9.11. 1. Ответить на контрольные тесты по теме (стр. 80 Практикума по ТиМВФиС). 2. Выполнить задания для самостоятельной работы (стр. 80-85 Практикума по ТиМВФиС). 3. Составьте годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию (для_____класса). 4. Составьте поурочный рабочий план на четверть (для______класса) 5. Составьте план-конспект урока по физической культуре (для___класса). | |
IX. | Физическое воспитание студенческой молодежи | ||
9.1. | Методические основы ФВ в вузе | Тема 10.2. 1. Заполнить таблицу «Формы организации физического воспитания студентов и их характеристика» (задание № 5, стр. 87 Практикума по ТиМФВиС). 2. Написать контрольные упражнения, посредством которых определяют физическую подготовленность студентов. | |
X. | Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности | ||
10.1. | Содержание физкультурно-оздоровительных занятий для взрослых | Тема 12.2. 1. Перечислить основные функции физической культуры в быту трудящихся. 2. Перечислить факторы, влияющие на динамику работоспособности в течение рабочей смены на производстве. | |
10.2. | Методика физкультурно-оздоровительных занятий с взрослыми | Тема 12.3. Выполнить задания № 5 и 6 на стр. 89 Практикума по ТиМФВиС. | |
XI. | Теория и методика спорта | ||
11.1. | Спорт в современном обществе, тенденции его развития | Изучение учебно-методической литературы | |
11.2 | Система тренировочно-соревновательной подготовки | Тема 14.2. | |
11.3. | Цель, задачи, средства спортивной тренировки | Изучение учебно-методической литературы | |
11.4. | Методы и принципы спортивной тренировки | Изучение учебно-методической литературы | |
11.5 | Основные стороны спортивной тренировки | Изучение учебно-методической литературы | |
11.6 | Виды нагрузки и отдыха в тренировочном и соревновательном процессе | Тема 14.6. | |
11.7. | Основы построения процесса спортивной подготовки | Изучение учебно-методической литературы | |
11.8. | Построение тренировки в микроциклах | Изучение учебно-методической литературы | |
11.9. | Построение тренировки в мезоциклах | Изучение учебно-методической литературы | |
11.10. | Построение тренировки в макроциклах | Изучение учебно-методической литературы | |
11.11 | Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена | Тема 14.12. | |
11.12 | Спортивная ориентация и отбор в процессе многолетней подготовки | Тема 14.13. | |
XII. | Теория и методика оздоровительной физической культуры | ||
12.1 | Общая характеристика оздоровительной физической культуры | Изучение учебно-методической литературы | |
12.2 | Средства оздоровительной направленности | Тема 15.2. | |
.12.3. | Основы построения оздоровительной тренировки | Тема 15.3. | |
12.4. | Методика занятий оздоровительной физической культурой для лиц с различными заболеваниями | Изучение учебно-методической литературы | |
12.5 | Характеристика современных физкультурно-оздоровительных технологий в оздоровительной физической культуре | Изучение учебно-методической литературы | |
12.6. | Педагогический и медицинский контроль при занятиях оздоровительной ФК | Тема 15.6. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Общие сведения
1. | Кафедра | ФКСиБЖД |
2. | Направление подготовки | 44.03.01. Педагогическое образование. Профиль Физическая культура |
3. | Дисциплина (модуль) | Б1.В.ОД.7. Теория и методика физической культуры и спорта |
Перечень компетенций
готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); |
способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); |
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); |
способность проектировать образовательные программы (ПК-8); |
способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9). |