Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания

К числу личностных качеств относятся свойства на высо­ком социальном уровне, определяющие в большей степени выра­женность у человека общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к культуре, к положениям государственного права и т.д. В теории физической культуры к личностным качествам относят некоторые психологические особенности, связанные с чертами характера, темперамента (глубина переживаний, склон­ность к сочувствию, коммун] jqj ость, бережливость, расточи­тельность, уровень притяз , эбщительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, взрывчатость, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрес­су и др.).

Что же касается физической культуры личности, то она является воплощением в самом человеке результатов использова­ния материальных и духовных ценностей, относящихся к физиче­ской культуре в ее широком смысле слова, т.е. в усвоении чело­веком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физи­ческой рекреации.

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические.

Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?»

Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?»

Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»

Цели и задачи ОФП

Процесс, направленный на улучшение физической под­готовленности, называется физической подготовкой.

Таким образом, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных представлений челове­ка.

Физическую подготовку разделяют на общую (ОФП), специальную (СФП) и профессионально-прикладную (ППФП).

ОФП направлена на такое развитие вегетативных фукций организма, двигательных способностей, форм тела и овладение двигательными навыками, которое является предпо­сылкой успешного выполнения различной работы.

Общая физическая подготовка спортсмена на­правлена на разностороннее развитие физических качеств спортсмена, так как они обуславливают успех спортивной дея­тельности.

Задачами ОФП являются:

1. Всестороннее развитие спортсмена, совершенствование физических способностей (качеств).

2. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстано­вительных процессов).

3. Улучшение психологической подготовки «закалка боевых качеств».

4. Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.

Эта сторона подготовки спортсмена имеет, особенно на первоначальных этапах спортивного совершенствования, ряд аналогичных элементов содержания даже в крайне различных видах спорта. Она должна повышать общий уровень функцио­нальных возможностей организма путем воспитания работоспо­собности применительно к широкому кругу упражнений, разно­сторонне стимулировать развитие выносливости, силовых, скоро­стных и координационных способностей, систематически обога­щать фонд двигательных навыков и умений спортсмена.

В то же время наряду с указанными чертами общая фи­зическая подготовка при специализации в том или ином виде спорта имеет и вполне определенные особенности, которые вы­ражены тем больше, чем существеннее отличаются сравниваемые виды спорта своими требованиями к физическим способностям спортсмена. Дело в том, что общая физическая подготовка стро­ится с использованием закономерности переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия, выполняемые в состязаниях по данному виду спорта.

Перенос, вообще говоря, может быть как положитель­ным (когда подготовительные упражнение прямо или косвенно способствует повышению результативности в соревновательном упражнении), так и отрицательным (когда неадекватно подобран­ное подготовительное упражнение оказывает тормозящее влия­ние на результаты в избранном виде спорта). Естественно, что общую физическую подготовку в каждом виде спорта необходи­мо строить так, чтобы в полной мере использовался положитель­ный перенос и по возможности исключить или нивелировать опасность отрицательного переноса. Отсюда проистекают суще­ственные различия общей физической подготовки в каждом видеспорта, избранном для спещш, которые проявляются как составе применяемых средств, так и в методике их применения.

Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. К наиболее распространенным упражнениям, применяемым в качестве средств ОФП буквально во всех видах спорта, относятся: кроссо­вый бег, упражнения с тяжестями, общеразвивающие гимнасти­ческие упражнения и спортивные игры. В программу ОФП часто включают также лыжный бег (для пловцов, гребцов, ватерполи­стов), греблю (для пловцов), езду на велосипеде (для конькобеж­цев и лыжников) и др.

Общая физическая подготовка специализирующихся в видах спорта типа единоборств и спортивных играх насыщена разнообразными упражнениями, комплексно развивающими фи­зические способности в сочетании с вариативными двигательны­ми навыками и умениями. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера здесь широко используются упражнения, раз­вивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительным элементом силовых напряжений, разносторонне совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции.

Содержание общей физической подготовки спортсмена существенно зависит от особенностей вида спорта, избранного для специализации. Иначе говоря, он специализируется примени­тельно к специфике данного вида спорта

29. Специальная физическая подготовка и ее виды

Процесс, направленный на улучшение физической под­готовленности, называется физической подготовкой.

Таким образом, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных представлений челове­ка.

СФП направлена на такое развитие вегетативных функций организма, двигательных способностей, форм тела и овладение двигательными навыками, которое явяляется предпо­сылкой успешного выполнения конкретной работы.

Специальная физическая подготовка является специали­зированным развитием ОФП. Задачи ее, более узки и более спе­цифичны:

1. Совершенствование физических способностей, наиболее не­обходимых и характерных для данного вида спорта.

2. Преимущественное развитие тех двигательных навыков, ко­
торые наиболее необходимы для успешного технико-
тактического совершенствования в «своем» виде спорта.

Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, не­
сущих основную нагрузку при выполнении специализируе­мого упражнения.

Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения «своего» вида спорта, а также некоторые дополни­тельные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализи­руемого упражнения и, следовательно, направленные на специа­лизированное развитие основных «рабочих», групп мышц и ве­дущих функций.

Соотношение общей и специальной физической подго­товки, а также их конкретное содержание меняются в процессе многолетних занятий спортом. Основная тенденция при этом со­стоит в посменном возрастании удельного веса специальной под­готовки по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени, которое уделяется общей физической подготовке. На отдельных этапах возможны различные варианты соотношения этих видов подго­товки, в том числе и временное расширение объема общей физи­ческой подготовки, что зависит от конкретных особенностей ка­ждого очередного этапа спортивных достижений.

Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного ста­жа, периода тренировки, решаемых задач.

Кроме тренировочных и соревновательных упражнений немаловажную роль в физической подготовке спортсмена играют дополнительные факторы повышения спортивной работоспособ­ности и оптимизации восстановительных процессов. Часть этих факторов используется для усиления тренировочных воздейст­вий, с тем, чтобы стимулировать рост спортивной работоспособ­ности.

Например, в последние годы все шире прибегают к тре­нировкам в горах в силу особенностей горных условий (умень­шенное содержание кислорода в атмосфере, повышенная солнеч­ная радиация), стимулируют ряд специфических адаптационных перестроек в организме, которые ведут, в частности, к увеличе­нию его аэробных возможностей. Поэтому адаптация к горным условиям полезна для спортсмена не только в тех случаях, когда предстоят соревнования в горах, но и для последующей трени­ровки и соревнований в равнинных условиях (особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости). Пребывание в горах используется и как фактор реабилитации (восстановления) функциональных возможностей организма спортсмена в период активного отдыха.

К числу дополнительных факторов повышения спортив­ной работоспособности и оптимизации восстановительных про­цессов относятся также витаминизация, специализированное пи­тание и ряд специализированных процедур (массаж, сауна, гид­ропроцедуры и т.п.)

30. Спортивная подготовка (цели, задачи)

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообраз использование

знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на

развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к

спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную

целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и

задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не

существует из-за естест перехода части тренирующихся из массового

спорта в «боль» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье,

улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально

высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной под­готовк

(тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших

достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов,

тренирующихся и функциониру в сфере массового спорта и спорта высших

достижений.

Наши рекомендации