Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие в большей степени выраженность у человека общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к культуре, к положениям государственного права и т.д. В теории физической культуры к личностным качествам относят некоторые психологические особенности, связанные с чертами характера, темперамента (глубина переживаний, склонность к сочувствию, коммун] jqj ость, бережливость, расточительность, уровень притяз , эбщительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, взрывчатость, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.).
Что же касается физической культуры личности, то она является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле слова, т.е. в усвоении человеком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации.
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические.
Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?»
Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?»
Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»
Цели и задачи ОФП
Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называется физической подготовкой.
Таким образом, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных представлений человека.
Физическую подготовку разделяют на общую (ОФП), специальную (СФП) и профессионально-прикладную (ППФП).
ОФП направлена на такое развитие вегетативных фукций организма, двигательных способностей, форм тела и овладение двигательными навыками, которое является предпосылкой успешного выполнения различной работы.
Общая физическая подготовка спортсмена направлена на разностороннее развитие физических качеств спортсмена, так как они обуславливают успех спортивной деятельности.
Задачами ОФП являются:
1. Всестороннее развитие спортсмена, совершенствование физических способностей (качеств).
2. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстановительных процессов).
3. Улучшение психологической подготовки «закалка боевых качеств».
4. Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.
Эта сторона подготовки спортсмена имеет, особенно на первоначальных этапах спортивного совершенствования, ряд аналогичных элементов содержания даже в крайне различных видах спорта. Она должна повышать общий уровень функциональных возможностей организма путем воспитания работоспособности применительно к широкому кругу упражнений, разносторонне стимулировать развитие выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей, систематически обогащать фонд двигательных навыков и умений спортсмена.
В то же время наряду с указанными чертами общая физическая подготовка при специализации в том или ином виде спорта имеет и вполне определенные особенности, которые выражены тем больше, чем существеннее отличаются сравниваемые виды спорта своими требованиями к физическим способностям спортсмена. Дело в том, что общая физическая подготовка строится с использованием закономерности переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия, выполняемые в состязаниях по данному виду спорта.
Перенос, вообще говоря, может быть как положительным (когда подготовительные упражнение прямо или косвенно способствует повышению результативности в соревновательном упражнении), так и отрицательным (когда неадекватно подобранное подготовительное упражнение оказывает тормозящее влияние на результаты в избранном виде спорта). Естественно, что общую физическую подготовку в каждом виде спорта необходимо строить так, чтобы в полной мере использовался положительный перенос и по возможности исключить или нивелировать опасность отрицательного переноса. Отсюда проистекают существенные различия общей физической подготовки в каждом видеспорта, избранном для спещш, которые проявляются как составе применяемых средств, так и в методике их применения.
Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. К наиболее распространенным упражнениям, применяемым в качестве средств ОФП буквально во всех видах спорта, относятся: кроссовый бег, упражнения с тяжестями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. В программу ОФП часто включают также лыжный бег (для пловцов, гребцов, ватерполистов), греблю (для пловцов), езду на велосипеде (для конькобежцев и лыжников) и др.
Общая физическая подготовка специализирующихся в видах спорта типа единоборств и спортивных играх насыщена разнообразными упражнениями, комплексно развивающими физические способности в сочетании с вариативными двигательными навыками и умениями. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера здесь широко используются упражнения, развивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительным элементом силовых напряжений, разносторонне совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции.
Содержание общей физической подготовки спортсмена существенно зависит от особенностей вида спорта, избранного для специализации. Иначе говоря, он специализируется применительно к специфике данного вида спорта
29. Специальная физическая подготовка и ее виды
Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называется физической подготовкой.
Таким образом, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных представлений человека.
СФП направлена на такое развитие вегетативных функций организма, двигательных способностей, форм тела и овладение двигательными навыками, которое явяляется предпосылкой успешного выполнения конкретной работы.
Специальная физическая подготовка является специализированным развитием ОФП. Задачи ее, более узки и более специфичны:
1. Совершенствование физических способностей, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта.
2. Преимущественное развитие тех двигательных навыков, ко
торые наиболее необходимы для успешного технико-
тактического совершенствования в «своем» виде спорта.
Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, не
сущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения.
Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения «своего» вида спорта, а также некоторые дополнительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения и, следовательно, направленные на специализированное развитие основных «рабочих», групп мышц и ведущих функций.
Соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняются в процессе многолетних занятий спортом. Основная тенденция при этом состоит в посменном возрастании удельного веса специальной подготовки по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени, которое уделяется общей физической подготовке. На отдельных этапах возможны различные варианты соотношения этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема общей физической подготовки, что зависит от конкретных особенностей каждого очередного этапа спортивных достижений.
Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировки, решаемых задач.
Кроме тренировочных и соревновательных упражнений немаловажную роль в физической подготовке спортсмена играют дополнительные факторы повышения спортивной работоспособности и оптимизации восстановительных процессов. Часть этих факторов используется для усиления тренировочных воздействий, с тем, чтобы стимулировать рост спортивной работоспособности.
Например, в последние годы все шире прибегают к тренировкам в горах в силу особенностей горных условий (уменьшенное содержание кислорода в атмосфере, повышенная солнечная радиация), стимулируют ряд специфических адаптационных перестроек в организме, которые ведут, в частности, к увеличению его аэробных возможностей. Поэтому адаптация к горным условиям полезна для спортсмена не только в тех случаях, когда предстоят соревнования в горах, но и для последующей тренировки и соревнований в равнинных условиях (особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости). Пребывание в горах используется и как фактор реабилитации (восстановления) функциональных возможностей организма спортсмена в период активного отдыха.
К числу дополнительных факторов повышения спортивной работоспособности и оптимизации восстановительных процессов относятся также витаминизация, специализированное питание и ряд специализированных процедур (массаж, сауна, гидропроцедуры и т.п.)
30. Спортивная подготовка (цели, задачи)
Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообраз использование
знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на
развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к
спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную
целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и
задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не
существует из-за естест перехода части тренирующихся из массового
спорта в «боль» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье,
улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально
высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовк
(тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших
достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов,
тренирующихся и функциониру в сфере массового спорта и спорта высших
достижений.