Способы организации детей в основных движениях на физкультурном занятии

Организация детей. Продуманная организация де­тей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Вос­питатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонку или шеренгу, впереди - старшие. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при пост­роении в две шеренга младшие дети стоят в первой ше­ренге, значит, во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На обще развивающие упражнения дети строятся в раздельные звенья, например два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем стано­вится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальный, групповой, индиви­дуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготов­ленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации, дети выпол­няют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруп­пы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, уп­ражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длина 4 м, высота 30-40 см - для старших; длина 2 м, высота20-25 см - для младших.

При групповом способе организации детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосред­ственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относителъно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия.

Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей, сообщить новое задание и т.д.

Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель рабо­тает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, корректирование, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспе­чить возможно большую повторность основных движений упражнения, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (од­новременно, поочередно, поточно) должен быть целесо­образным в каждом конкретном случае. Так, упражне­ния с мячами — подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и т.п. - всегда выполняются одновременно, мяч должен быть у каждого ребенка. Уп­ражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбе­гается после того, как предыдущий приземлился. Аналогично прыгать в длину с места могут также пооче­редно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы). Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка.

Упражнения, характеризующиеся длительностью действия, например разные виды ползания, как правило, выполняются поточно, особенно на этапе разу­чивания. Например, четверка за четвёркой (пятерка, шестерка) детей ползут вдоль зала, воспитатель, перемешаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому после активного выпрямления (потягивания, под­рыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением - прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами и др.

В организации подвижных игр возможны два варианта.

1. Подвижная игра на объединенном занятии может быть для каждой подгруппы своя. Воспитатель начинает играть с малышами, сделав соответствующие распоряжения старшим, которые переходят к самостоятельному выполнению второго (третьего) упражнения в основных движениях. После игры и непродолжительной заключительной ходьбы или игрового задания «Пройди тише», "Поиграй с тем, что найдешь" и т.д. малыши уходят, физкультурное занятие для них за­канчивается. Старшие, завершившие к этому времени выполнение упражнений в основных движениях, под руководством воспитателя играют в игру, соответству­ющую их возрасту.

В заключение занятия - танец, или игра-забава, или спокойная ходьба в зависимости от физической, психической и эмоциональной нагрузки предшествующих упражнений.

2. Подвижная игра может быть общей для старших и младших. В таком случае после двух-трех проигрываний малышей отпускают, со старшими продолжают играть. Если игра хорошо знакома детям, можно ее усложнить, например, увеличить число ловишек, ввести выручалочки и др. Но можно поиграть в другую игру, специфичную для старших детей, например эстафету.

Наши рекомендации