Физическая культура как средство и способ развития телесности и духовности человека (определение телесности и духовности, их соотношение в индивиде).
Физическая культура как средство и способ развития телесности и духовности человека (определение телесности и духовности, их соотношение в индивиде).
В начале данных процессов человек выступает просто как живой организм, биологическое тело, далее - превращается в субъекта деятельности. Двигательная активность этого субъекта организуется. Телесность начинает выступать как определенный тип единства природного и социального, как чувственное, но обладающее сверхчувственными характеристиками (вследствие социокультурных трансформаций) образование.
Следует подчеркнуть, что "телесность" есть категория, обозначающая то, чем становится естественно данное человеческое тело в ходе его социальных модификаций, поэтому эту категорию, безусловно, нельзя рассматривать вне сопряжения с другой очень важной категорией - "духовностью". Эти понятия, как и обозначаемые ими феномены, взаимосвязаны. В телесности присутствуют элементы духовности, вместе с тем телесность является формой бытия духовности в физическом мире.
Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как область культурных явлений, связанных с развитием человеческой плоти в человеческую телесность (имеющую надбиологический субстрат) и включением природного индивида в мир культуры. Ведь область культурных явлений сопряжена с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Поэтому к последнему следует относиться как к специфической культурной ценности, его улучшения и совершенствования необходимо добиваться.
Физическая культура не является однородным и аморфным образованием, напротив, она гетерогенна, сложно структурирована, находится в процессе постоянных изменений и преобразований. Она включает в себя разнообразные способы деятельности, связанные с формированием, развитием и совершенствованием человеческой телесности. Они образуют сферы физической рекреации, реабилитации, образования (освоения оптимальных и эффективных способов управления своими движениями), воспитания. Представляется, что спорт, имеющий свои ярко выраженные особенности по отношению к каждой из этих сфер, но качественно однородный по отношению к физической культуре как целостности, входит в состав ее компонентов и не может рассматриваться в качестве образования, внешнего для физической культуры.
Физическая культура в целом и в каждой своей сфере включает в себя способы деятельности, осуществляющей социальное преобразование тела человека, развитие двигательных способностей, физическое совершенствование и становление определенных личностных качеств.
Спорт же выступает как особое средство этой деятельности. Благодаря спорту индивид (человечество) узнает о пределах допустимого в физическом развитии, в совершенствовании человеком своей двигательной активности, физической силы, выносливости. Вместе с тем именно в этой области индивид раскрывает свои природные возможности и необходимые для их проявления духовные силы в максимальном выражении.
Ведь физическая культура есть сфера, определенная, с одной стороны, природой (эту сферу индивид начинает осваивать сразу же после рождения, будучи еще естественным, не социализированным существом), а с другой стороны смыслом всех ее интенций является совершенствование человеческой телесности.
И хотя это совершенствование является бесконечным процессом (как в онто-, так и в филогенезе), тем не менее в каждый данный момент социального времени этот процесс конечен. Эта конечность определяется с помощью спортивного достижения, рекорда, факта преодоления спортсменом соперников и самого себя. Именно поэтому спорт не просто часть физической культуры, он - важнейший инструмент ее саморазвития.
Таким образом, место спорта в онтологическом пространстве культуры вообще и физической культуры в частности определяется прежде всего его способностью выявлять границы предельной реализации возможностей, которыми обладает человеческая телесность.
Современные системы физ упражнений и их характеристика представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма.
Аэробные тренировки включают в себя комплекс упражнений, выполняющихся в течение достаточно продолжительного времени. Любая аэробная нагрузка, увеличивая объем легких, тренирует также и сердечную мышцу. Комплекс упражнений под ритмичную музыку для укрепления физических сил. На сегодняшний день она является одним из самых популярных и востребованных видов фитнеса.
Аквааэробика - это эффективная тренировочная программа в воде на укрепление всех мышечных групп, особенно мышц брюшного пресса и спины. Данные занятия разрешены всем категориям занимающихся, они полезны пожилым, будущим матерям, людям с варикозным расширением вен, избыточным весом и тем, кто хочет восстановиться после травм. Мало противопоказаний.
Шейпинг - это комплексная система физических упражнений, индивидуально подобранных для каждой женщины, позволяющая достичь физического совершенства, красоты и гармонии тела. Английское слово "shape" - "форма". Если аэробика направлена в большей степени на общее оздоровление организма, поднятие жизненного тонуса, то главная цель шейпинга – строго направленная коррекция фигуры.
Стретчинг – это система упражнений для связок, суставов и мышц тела. Слово stretching переводится с английского как «растягивание».
Пила́тес – это система физических упражнений, разработанная Дж. Пилатесом. Пилатес укрепляет мышцы тела, повышает гибкость и улучшает общее физическое состояние организма. Упражнения системы пилатес выполняются на ковриках и на специально разработанном Пилатесом оборудовании. развивает каждый аспект физической формы: силу, гибкость, координацию, скорость, ловкость, выносливость, повышает осознание физической формы тела, улучшает контроль над телом , корректирует осанку , улучшает работу внутренних органов, улучшает баланс, фокусируется на правильном дыхании , помогает в расслаблении и снятии напряжения , подходит женщинам во время беременности.
Йога – это система методов и практик работы с телом и сознанием.
Калланетика — это медленная, спокойная по форме гимнастика со статической нагрузкой. Она высокоэффективна и способствует подтяжке мышц и быстрому снижению веса и объемов тела. Активизирует иммунную систему организма. Идеально подойдет тем, кто предпочитает вдумчивые, спокойные занятия активным и сложным в координационном отношении танцевальным видам фитнеса. Эта удивительно эффективная программа тренировок поможет создать гармоничный баланс между телом и разумом, позволит обрести отличную физическую форму, развить концентрацию и предотвратить травмы.
27. Характеристика общей и специальной физ. подготовки (определение, задачи, тесты для определения, физическое совершенство). Общая физическая подготовка- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
Задачами общей физической подготовки являются: 1. Всестороннее развитие организма студента, воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. 2. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстановительных процессов). 3. Улучшение морально-волевой подготовки, «закалка боевых качеств». 4. Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.
Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. Наиболее распространенными упражнениями, применяемыми в качестве средств ОФП буквально во всех видах спорта, являются: кроссовый бег, упражнения с тяжестями, общеразвивающие гимнастические упражнения и т. д. В программу ОФП часто включают также езду на велосипеде, спортивные игры, лыжный бег и др.
Тесты: Тест на скоростно-силовую подготовленность, бег на 100 м (секунд), Подтягивание на высокой перекладине (количество раз), Бег 2000, 3000м (минуты), Прыжок в длину с места (сантиметры) итд.
Специальная физическая подготовка - это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
Является специализированным развитием ОФП. Задачи ее, естественно, более узки и более специфичны:
Совершенствование физических качеств, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта.
Преимущественное развитие тех двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико-тактического совершенствования в «своем» виде спорта.
Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении (специализируемого) упражнения.
Соотношение средств и методов общей и специальной физической подготовки зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировки, решаемых задач.
28. Воспитание силы (определение, разновидности силы, дозирование величины отягощения, методы воспитания силы). способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Это качество проявляется при поднятии штанги, подтягивании.
Силовые качества зависят от множества различных факторов: анатомических, состояния внутренних систем организма, психологического портрета личности, физиологических и биохимических процессов происходящих в организме и условий в которых проявляются эти качества.
Абсолютная сила представляет суммарную силу всех мышечных групп, участвующих в данном движении (тяжелая атлетика). Относительная сила – это величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека (спортивная гимнастика). Как правило, люди с большой массой тела обладают меньшей относительной силой. Масса тела возрастает быстрее, чем сила мышц.
При дозировании внешнего отягощения его величину оценивают чаще всего в мерах преодолеваемого веса (кг), в процентах от максимального веса, посильного выполняющему упражнение, а также по предельному числу повторений упражнения с тем или иным отягощением.
Упражнения с нестрого дозируемым внешним отягощением. Так бывает чаще всего, когда в качестве отягощения используются противодействие партнера (как, например, в борьбе), затрудняющие условия внешней среды (при беге по глубокому снегу, или в воде, или в гору), а также подручные предметы, не приспособленные специально для точного нормирования нагрузки (камни, бревна, резина). Вес отягощения в ряде таких упражнений можно косвенно дозировать по числу предельно возможных серийных повторений.
Для развития силы необходимы определенная система и регулярные тренировки. Средства развитиясилы достаточно многообразны. Гимнастические упражнения отягощением, которым может служить и масса собственного тела (при подтягивании на перекладине, отжимании на брусьях), упражнения с искусственным отягощением (штанга, гантели, гири, мешки с песком), упражнения с использованием тренажерных устройств различного типа (гидравлических, электромагнитных, блоковых), прыжковые упражнения различного типа, упражнения с использованием упругих устройств (амортизаторы из резины, пружины, эспандеры), упражнения с противодействием партнера.
Существует 4 метода развития силы:
При методе максимальных усилий упражнения выполняются с отягощением в 90% от максимально поднимаемых. В одном подходе выполняется 1-3 повторения, за одно занятие таких подходов делается 5-6, отдых между подходами – до полного восстановления (5-8 мин.). Этот метод не рекомендуется на начальных этапах занятий и для новичков. Применять его следует не больше 1 раза в две недели.
При методе повторных усилий применяются отягощения в 70-75% от максимальных. В подходе выполняется 8-12 повторений. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Отдых между подходами – 2-4 мин (до неполного восстановления). Данный метод способствует наращиванию мышечной массы.Метод динамических усилий предполагает использование отягощений в 30% от максимальных. За один подход выполняется 15-25 повторений. Темп максимально быстрый. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Этот метод способствует развитию силовой выносливости и проработке рельефа мышц.
Изометрический (статический) метод предполагает максимальные статические напряжения 4-5 с. За одно занятие упражнение повторяется 3-5 раз с отдыхом после каждого напряжения до 1 мин. Примером таких упражнений являются угол в упоре или висе, удерживание рук в стороны с гантелями.
Воспитание быстроты (определение, скорость и быстрота, воспитание быстроты). проявляется в способности выполнить движение за возможно короткий отрезок времени. В практике ФК быстрота проявляется в беге на короткие дистанции (60 и 100 м.).
Элементарные движения представляют собой одиночные движения и характеризуются следующими показателями: Временем двигательной реакции (время от подачи сигнала до начала движения),
Временем движения, Частотой (темпом) движений в единицу времени.
Комплексные движения кроме этих показателей определяются и другими. Например, в беге на 100 м. быстрота зависит от длины шагов, которые, в свою очередь, зависят от силы отталкивания, длины ног.
Простые двигательные реакции можно наблюдать при старте в беге на короткие дистанции. Латентное (скрытое) время, промежуток времени с момента подачи сигнала до начала движения, у сильнейших спринтеров мира составляет 0,11 – 0,15 с. У людей, не занимающихся спортом, - 0,20- 0,30 с.
Мерой быстроты одиночного двигательного действия является временной интервал от начала ациклического действия (например, одиночный удар в боксе) до его логического завершения, или одиночный акт из циклических видов спорта (например, беговой шаг в разбеге прыжков в длину).
Мерой проявления быстроты реакции человека является ее длительность или «время реакции». Существует время простой и сложной двигательной реакции. Время простой двигательной реакции – это стандартное двигательное действие на стандартный сигнал раздражителя. Время сложной двигательной реакции – это выбор оптимального двигательного действия на изменяющийся сигнал раздражителя. Эти реакции называют также «реакциями выбора». Реакции выбора проявляются в различных видах спорта: спортивных играх (реакция на мяч, шайбу и т.п.), единоборствах (ответ на действия противника).
Различают простые и сложные реакции выбора. Простая реакция – это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета). Сложная реакция бывает различной, но чаще всего это реакция на движущийся объект. Для этого используются упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, с его внезапным появлением в различных местах, с сокращением дистанции наблюдения.
Средствами развития быстроты являются многократно повторяемые с максимальной скоростью упражнения (соревновательные или подготовительные). При этом используются два основных метода: метод облегченных условий (бег за лидером, бег под уклон) и метод усложненных условий (бег в гору, метание более тяжелых снарядов). Методами воспитания быстроты являются: повторный, переменный (с варьирующими ускорениями), игровой и соревновательный.
При развитии быстроты следует выполнять определенные условия. Отдыхать между упражнениями следует до восстановления дыхания, а выполнять упражнения с скоростью. С падением скорости упражнения следует прекратить, поскольку в этом случае скорость развиваться не будет.
Хар физической нагрузки в учебно-тренировочном занятии (определение и регулирование, показатели, объем и интенсивность). - это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.
Для определения степени напряженности функциональных систем при нагрузки используются показатели интенсивности. Наиболее информативным показателем реакции организма на заданную работу является частота сердечных сокращений (ЧСС).
Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:
Нулевая зона интенсивности (компенсаторы) – ЧСС до 130 уд/мин. Эффективного воздействия на организм не происходит, поэтому тренировочный эффект может быть только у слабоподготовленных занимающихся.
Первая тренировочная зона (аэробная) – ЧСС от 130-150 уд/мин. Данный рубеж назван порогом готовности, работа в этой зоне интенсивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода.
Вторая тренировочная зона (смешенная) – ЧСС от 150-180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.
Третья тренировочная зона (анаэробные) – ЧСС от 180 уд/мин и более. В этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки так как приобретают значение показатели биохимических реакций крови и ее состава.
Основными факторами дозировки нагрузки являются:
Количество повторений, темп выполнения, мощность, амплитуда движений, количество вовлеченных в работу мышечных групп, исходное положение, степень сложности, напряжение и отдых.
Довольно точно отражает влияние нагрузки самочувствие. Чрезмерная нагрузка накапливает утомление в результате чего появляется бессонница, головная боль, потеря аппетита, отдышка, тошнота.
Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений); с другой — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови).
Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. Понятие «объем нагрузки» относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения; понятие «интенсивность нагрузки» связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени.
Показателями объема при выполнении физического упражнения будут:
с внешней стороны: время, занятое выполнением упражнения, метраж преодоленной дистанции, отягощения, общее число повторений, количество физической работы за время упражнений.
с внутренней стороны: общая пульсовая стоимость, энергетическая стоимость.
Показателями интенсивности являются:
с внешней стороны: скорость движения, скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения, мощность работы.
с внутренней стороны: пульсовая и энергетическая интенсивность упражнения.
Чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.
Физическая культура как средство и способ развития телесности и духовности человека (определение телесности и духовности, их соотношение в индивиде).
В начале данных процессов человек выступает просто как живой организм, биологическое тело, далее - превращается в субъекта деятельности. Двигательная активность этого субъекта организуется. Телесность начинает выступать как определенный тип единства природного и социального, как чувственное, но обладающее сверхчувственными характеристиками (вследствие социокультурных трансформаций) образование.
Следует подчеркнуть, что "телесность" есть категория, обозначающая то, чем становится естественно данное человеческое тело в ходе его социальных модификаций, поэтому эту категорию, безусловно, нельзя рассматривать вне сопряжения с другой очень важной категорией - "духовностью". Эти понятия, как и обозначаемые ими феномены, взаимосвязаны. В телесности присутствуют элементы духовности, вместе с тем телесность является формой бытия духовности в физическом мире.
Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как область культурных явлений, связанных с развитием человеческой плоти в человеческую телесность (имеющую надбиологический субстрат) и включением природного индивида в мир культуры. Ведь область культурных явлений сопряжена с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Поэтому к последнему следует относиться как к специфической культурной ценности, его улучшения и совершенствования необходимо добиваться.
Физическая культура не является однородным и аморфным образованием, напротив, она гетерогенна, сложно структурирована, находится в процессе постоянных изменений и преобразований. Она включает в себя разнообразные способы деятельности, связанные с формированием, развитием и совершенствованием человеческой телесности. Они образуют сферы физической рекреации, реабилитации, образования (освоения оптимальных и эффективных способов управления своими движениями), воспитания. Представляется, что спорт, имеющий свои ярко выраженные особенности по отношению к каждой из этих сфер, но качественно однородный по отношению к физической культуре как целостности, входит в состав ее компонентов и не может рассматриваться в качестве образования, внешнего для физической культуры.
Физическая культура в целом и в каждой своей сфере включает в себя способы деятельности, осуществляющей социальное преобразование тела человека, развитие двигательных способностей, физическое совершенствование и становление определенных личностных качеств.
Спорт же выступает как особое средство этой деятельности. Благодаря спорту индивид (человечество) узнает о пределах допустимого в физическом развитии, в совершенствовании человеком своей двигательной активности, физической силы, выносливости. Вместе с тем именно в этой области индивид раскрывает свои природные возможности и необходимые для их проявления духовные силы в максимальном выражении.
Ведь физическая культура есть сфера, определенная, с одной стороны, природой (эту сферу индивид начинает осваивать сразу же после рождения, будучи еще естественным, не социализированным существом), а с другой стороны смыслом всех ее интенций является совершенствование человеческой телесности.
И хотя это совершенствование является бесконечным процессом (как в онто-, так и в филогенезе), тем не менее в каждый данный момент социального времени этот процесс конечен. Эта конечность определяется с помощью спортивного достижения, рекорда, факта преодоления спортсменом соперников и самого себя. Именно поэтому спорт не просто часть физической культуры, он - важнейший инструмент ее саморазвития.
Таким образом, место спорта в онтологическом пространстве культуры вообще и физической культуры в частности определяется прежде всего его способностью выявлять границы предельной реализации возможностей, которыми обладает человеческая телесность.