Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании».
Временное снижение работоспособности называют "мертвой точкой", состояние организма после ее преодоления называют «вторым дыханием». Эти два состояния характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности.
В состоянии «мертвой точки» существенно учащается дыхание, нарастает легочная вентиляция, активно поглощается кислород. Несмотря на то, что увеличивается и выведение углекислоты, ее напряжение в крови и в альвеолярном воздухе нарастает. Частота сердечных сокращений резко увеличивается, давление крови повышается, количество недоокисленных продуктов в крови растет. При выходе из «мертвой точки» за счет более низкой интенсивности работы легочная вентиляция еще какое-то время остается повышенной (необходимо освободить организм от накопившейся в нем углекислоты), активизируется процесс потоотделения (налаживается механизм теплорегуляции), создаются необходимые соотношения между возбудительными и тормозными процессами в центральной нервной системе. При высокоинтенсивной работе (максимальная и субмаксимальная мощность) «второго дыхания» не наступает, поэтому продолжение ее осуществляется на фоне нарастающего утомления.
Различная длительность и мощность работы обусловливает и различные сроки возникновения «мертвой точки» и выхода из нее. Так, при забегах на 5 и 10 км она возникает через 5—6 мин после начала бега. На более длительных дистанциях «мертвая точка» возникает позднее и может иметь место повторно. Более тренированные люди, адаптированные к конкретным нагрузкам, преодолевают состояние «мертвой точки» значительно легче и безболезненнее.
Одним из инструментов ослабления проявления «мертвой точки» является разминка, которая способствует более быстрому наступлению «второго дыхания». Необходимо также помнить, что в процессе тренировочных занятий организм приспосабливается к проявлению волевых напряжений, учится «терпеть», преодолевать неприятные ощущения, имеющие место при кислородной недостаточности и накоплении в организме недоокисленных продуктов. Наступлению «второго дыхания» также способствует произвольное увеличение легочной вентиляции. Особенно эффективны глубокие выдохи, способствующие удалению (с выдыхаемым объемом воздуха) углекислоты из организма и восстановлению кислотно-щелочного равновесия.
ППФП
ППФП – специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Возникло в каменном веке
Соотношения общефизической подготовки (ОФП) ППФП является как 1,5/1
Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит положительный двигательный процесс и по совпадению психофизического характера можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией.
Целью ППФП в ВУЗе является достижение психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности.
Общие задачи ППФП:
1) всестороннее физическое развитие и достижение высшего уровня физической подготовки учащихся
2) преимущественное и специальное развитие физических качеств особенно важных для данной профессиональной деятельности
3) формирование и совершенствование двигательных навыков, помогает успешно овладеть профессиональной деятельностью
4) подготовка к работе в специальных условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся
5) воспитание специальных волевых качеств
6) содействие повышению производительности труда работающих
7) Способность ускоренному обучению профессии и подготовки человека к высокопроизводительному труду
8) Создание условия к активному отдыху трудящихся, обеспечение профилактики производственного травматизма и бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта
ППФП введена в 1959г.
3 конкретные задачи:
1) Формирование практических знаний
2) Воспитание физических и специальных качеств
3) Формирование прикладных умений и навыков
Профессиограмма – комплекс требований к организму включающий требования к физическим качествам к двигательным навыкам и психо-физичеким функциям специалиста
Факторы определяющие ППФП:
1) Формы (виды) труда специалиста
2) Условия и характер труда
3) Режим труда и отдыха
4) Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости
Дополнительные факторы – индивидуальные особенности, гео-производственного своеобразия режима!!!
Формы труда – умственная и физическая
Условия труда – продолжительности работы времени, комфортность, наличие профессиональных вредностей, характера труда
Режим труда – начало и окончание работы дня, перерывы
Динамика – моделирование определенных элементов труда
Формы в ВУЗах
1) Специально-организованные учебные занятия (обязательные и факультативные)
2) Самостоятельные и самодеятельные
3) Массовые оздоровительные физические и спортивные мероприятия
Занятия поводятся в форме практических и теоретических
Цель теоретических занятий – вооружить будущих специалистов необходимыми прикладными знаниями, обеспечение сознательных и методических правил использования средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. В процессе практических занятий решаются основные задачи ППФП.
Производственная физическая культура – система физических оздоровительных мероприятий, применяемая непосредственно в сфере труда формы и содержания которой определяются особенностями влияния на человека условий и характера, организации труда, а также требуемым условием профессиональной работоспособности
Профессиональная психофизическая готовность (профессиональная здоровье) – не показатель абсолютным отсутствием болезней, а достаточная профессиональная работоспособность: наличие необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производства и внешней среды, объему и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в заданном лимите времени и присутствие мотивации и оптимизма в достижении целей.
Профессиональная работоспособность – способность длительное время и в заданном объеме производить ту или иную работу, определяется соотношением эффективности труда специалиста и затраченных им усилий.
Психофизические функции – состояние вестибулярного аппарата, подвижность нервных процессов и функциональная подготовленность нервной системы, функционирование зрительного анализатора, двигательного анализатора, активная чувствительность, пальцев волевые усилия
Содержание ППФП: комплекс упражнений или виды спорта, влияющего на профессиональную адаптацию и улучшающую профессиональное здоровье