Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании».

Временное снижение работоспособности называют "мертвой точкой", состояние организма после ее преодоления называют «вторым дыханием». Эти два состояния характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности.

В состоянии «мертвой точки» существенно учащается дыхание, на­растает легочная вентиляция, активно поглощается кислород. Несмот­ря на то, что увеличивается и выведение углекислоты, ее напряжение в крови и в альвеолярном воздухе нарастает. Частота сердечных сокра­щений резко увеличивается, давление крови повышается, количество недоокисленных продуктов в крови растет. При выходе из «мертвой точки» за счет более низкой интенсивности работы легочная вентиля­ция еще какое-то время остается повышенной (необходимо освобо­дить организм от накопившейся в нем углекислоты), активизируется процесс потоотделения (налаживается механизм теплорегуляции), со­здаются необходимые соотношения между возбудительными и тор­мозными процессами в центральной нервной системе. При высокоин­тенсивной работе (максимальная и субмаксимальная мощность) «вто­рого дыхания» не наступает, поэтому продолжение ее осуществляется на фоне нарастающего утомления.

Различная длительность и мощность работы обусловливает и раз­личные сроки возникновения «мертвой точки» и выхода из нее. Так, при забегах на 5 и 10 км она возникает через 5—6 мин после начала бега. На более длительных дистанциях «мертвая точка» возникает позднее и может иметь место повторно. Более тренированные люди, адаптированные к конкретным нагрузкам, преодолевают состояние «мертвой точки» значительно легче и безболезненнее.

Одним из инструментов ослабления проявления «мертвой точки» является разминка, которая способствует более быстрому наступле­нию «второго дыхания». Необходимо также помнить, что в процессе тренировочных занятий организм приспосабливается к проявлению волевых напряжений, учится «терпеть», преодолевать неприятные ощущения, имеющие место при кислородной недостаточности и на­коплении в организме недоокисленных продуктов. Наступлению «вто­рого дыхания» также способствует произвольное увеличение легочной вентиляции. Особенно эффективны глубокие выдохи, способствую­щие удалению (с выдыхаемым объемом воздуха) углекислоты из ор­ганизма и восстановлению кислотно-щелочного равновесия.

ППФП

ППФП – специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Возникло в каменном веке

Соотношения общефизической подготовки (ОФП) ППФП является как 1,5/1

Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит положительный двигательный процесс и по совпадению психофизического характера можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией.

Целью ППФП в ВУЗе является достижение психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности.

Общие задачи ППФП:

1) всестороннее физическое развитие и достижение высшего уровня физической подготовки учащихся

2) преимущественное и специальное развитие физических качеств особенно важных для данной профессиональной деятельности

3) формирование и совершенствование двигательных навыков, помогает успешно овладеть профессиональной деятельностью

4) подготовка к работе в специальных условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся

5) воспитание специальных волевых качеств

6) содействие повышению производительности труда работающих

7) Способность ускоренному обучению профессии и подготовки человека к высокопроизводительному труду

8) Создание условия к активному отдыху трудящихся, обеспечение профилактики производственного травматизма и бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта

ППФП введена в 1959г.

3 конкретные задачи:

1) Формирование практических знаний

2) Воспитание физических и специальных качеств

3) Формирование прикладных умений и навыков

Профессиограмма – комплекс требований к организму включающий требования к физическим качествам к двигательным навыкам и психо-физичеким функциям специалиста

Факторы определяющие ППФП:

1) Формы (виды) труда специалиста

2) Условия и характер труда

3) Режим труда и отдыха

4) Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости

Дополнительные факторы – индивидуальные особенности, гео-производственного своеобразия режима!!!

Формы труда – умственная и физическая

Условия труда – продолжительности работы времени, комфортность, наличие профессиональных вредностей, характера труда

Режим труда – начало и окончание работы дня, перерывы

Динамика – моделирование определенных элементов труда

Формы в ВУЗах

1) Специально-организованные учебные занятия (обязательные и факультативные)

2) Самостоятельные и самодеятельные

3) Массовые оздоровительные физические и спортивные мероприятия

Занятия поводятся в форме практических и теоретических

Цель теоретических занятий – вооружить будущих специалистов необходимыми прикладными знаниями, обеспечение сознательных и методических правил использования средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. В процессе практических занятий решаются основные задачи ППФП.

Производственная физическая культура – система физических оздоровительных мероприятий, применяемая непосредственно в сфере труда формы и содержания которой определяются особенностями влияния на человека условий и характера, организации труда, а также требуемым условием профессиональной работоспособности

Профессиональная психофизическая готовность (профессиональная здоровье) – не показатель абсолютным отсутствием болезней, а достаточная профессиональная работоспособность: наличие необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производства и внешней среды, объему и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в заданном лимите времени и присутствие мотивации и оптимизма в достижении целей.

Профессиональная работоспособность – способность длительное время и в заданном объеме производить ту или иную работу, определяется соотношением эффективности труда специалиста и затраченных им усилий.

Психофизические функции – состояние вестибулярного аппарата, подвижность нервных процессов и функциональная подготовленность нервной системы, функционирование зрительного анализатора, двигательного анализатора, активная чувствительность, пальцев волевые усилия

Содержание ППФП: комплекс упражнений или виды спорта, влияющего на профессиональную адаптацию и улучшающую профессиональное здоровье

Наши рекомендации