Психофизическая регуляция организма (роль эмоций в жизни человека, стресс и факторы его вызывающие, виды стресса, преодоление стресса, способы регуляции психического состояния организма.
Все субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, явлений, связаны с эмоциями. Роль эмоций в жизни человека крайне важна.Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо труд ностей. Отрицательные эмоции приводят к повышению содержания в крови ацетилхолина, вызывающего сужение артерий сердца. Основная роль эмоций в жизни человека состоит в том, что посредством них люди лучше находят язык с окружающими, оказываются способными, не используя вербальные сигналы, делать выводы о состоянии своего ближнего.
Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса (напряжения). По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. К числу отрицательных факторов, вызывающих его у студентов, можно отнести проблемы в семье, общежитии, обиду, тоску,
неустроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное оскорбление, сильный страх, дефицит времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться. Но не всякий стресс вреден. Существует эустресс -положительный стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым условиям. «Плохой» стресс -- дистресс является главной причиной возникновения неврозов. Возникновение неврозов зависит и от того, как стресс-факторы воспринимаются личностью. Самое эффективное средство в борьбе со стрессом - это умение полностью расслабляться. Атмосфера, в которой вы занимаетесь разрядкой, должна быть оптимальной.
Прежде всего, это изолированное помещение (например, комната), хорошо проветриваемое, температура в котором должна быть умеренной и всегда постоянной. Освещение должно быть не избыточным, но и не чрезмерно затемненным. Следует устранить любой источник шума. Одежда должна быть свободной и удобной.
Анализ данных о возникновении и течении заболеваний, связанных со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на изменение возникшей ситуации. Предотвращение срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение.
Существуют и другие эффективные методы борьбы со стрессом. Один из доступных способов регулирования психического состояния – психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой. Внутреннее состояние человека, который чем-то огорчен, расстроен, взволнован, выражается в том, что его мышцы напряжены. Расслабление мышц, служит внешним показателем положительных эмоций, состояние общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Всем известно тонизирующее действие утренней гимнастики.
Аутогенная тренировка почти не имеет противопоказаний. Для достижения положительных результатов необходимо заниматься активно, настойчиво и последовательно, не теряя терпения.
В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких; за счет движений диафрагмы массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, оживляется их кровоснабжение. Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими целями отличается меньшим объемом. И имеет следующие особенности -- применяется как утром для создания психофизиологической настройки на предстоящий день, так и вечером, перед сном.
Особое место в регуляции психических состояний занимают средства саморегуляции. Саморегуляция предполагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетание. Различают самоубеждение и самовнушение.
Самоубеждение – воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества.
Самовнушение – способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде, без доказательств, но от этого она не становится менее значимой, чем познанная истина.
С помощью средств саморегуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются. В качестве примера приведем общеизвестные достижения йогов в регуляции обмена веществ, работы сердца, температуры тела.
21. Психофизические основы учебной деятельности(объективные и субъективные факторы учебной деятельности, учебная нагрузка студентов, интеллект, характеристика экзаменационного периода, факторы риска учебной деятельности, работоспособность студентов в течении дня, недели и семестра)
Объективные и субъективные факторы учебного процесса студентов (краткая характеристика).
Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, к объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный.
Уч.время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, вкл. самоподготовку), т.е. ежедневная уч. нагрузка равна 8––9 ч, след-но, их раб.день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.
К субъективным факторам следует отнести: знания, проф.способности, мотивацию учения, работосп-сть, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деят-ти, утомляемость, психофиз.возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к соц. условиям обучения в вузе.
Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деят-ти, новые жизненные ситуации.
Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования.
Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, псих.заболеваний.
Работоспособность студента в течение учебного периода (определение, краткая характеристика, влияющие факторы).
Работос-сть — это возможность чел-ка выполнять конкретную деят-сть в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Она отражает возможности биолог. природы человека, служит пок-лем его дееспособности; выражает его соц. сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деят-ти. Основу работоспособности составляют спец. знания, умения, навыки, определен. Псих., физиологич., физ. особенности. Кроме того, для успеха в деят-ти большое значение имеют и такие св-ва личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность спец. кач-в, необх-ых в конкретной деят-ти. Работосп-ть зависит:от ур-я мотивации и интереса; поставленной цели, адекватной возможностям личности; оптим-го эмоционального напряжения, установка;
В кажд. момент работосп-ть определяется воздействием разнообразных вн. и внутр. факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти группы вн. и внутр.факторов, оказывающих воздействие на работосп-сть (их 3): 1-я — физиологич. характера — состояние здоровья, ССС, дых. и др.; 2-я — физич. характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я псих. характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.
В определенной мере работосп-сть в уч.деят-ти зависит от св-тв личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работосп-ью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутр. возбуждения. Наряду с этим успешность обучения м.б. обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», к-ой в большей степени обладают лица с преобладанием внутр. и внеш. торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения.
Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме: Выс. работосп-сть обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными орг-зму естественными биологич.ритмами его психофизиологич. функций.
1) Студенты, отнесенные к «утреннему» типу (жаворонки): встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утрен. и днев. часы. Наиболее работосп-ы с 9 до 14 ч. Вечером их работосп-сть заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с соц. ритмом дневного вуза.
2) Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения работосп-ти студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч заниматься самост-ой работой по наиболее сложным разделам программы.
3) аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».
Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.Под влиянием учебно-трудовой деят-ти работосп-ть студентов претерпевает изменения, к-ые отчетливо наблюдаются в теч. дня, недели, на протяжении кажд.полугодия и учебного года в целом. Длит-ть, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием орг-ма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. Для уч. труда студентовнезависимо от его временных параметров (уч. день, неделя, семестры уч. года) изменение умственной работосп-ти характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и выс. работосп-ти и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет большое значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-труд.деят-ти и отдыха студентов, в частности, применением ср-тв физ. культуры и спорта.
Работосп-ть чел-ка опред-ся воздействием разнообразных вн. и внутр. факторов, к-ые условно можно разделить на три осн. группы:
1-я - физиологического характера - состояние ССС, дыхательной и др.;
2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.;
3-я - психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.
Работосп. человека не м. б. пост., поэтому необх. знать ее изм-ия в теч. дня, недели, семестра, уч. года и во время сессии, чтобы нивелировать возможные ее отрицат. последствия.
Изменение работоспособности в течение учебного дня. В течение учебного дня наблюдаются, как правило, след.е фазы изменения работоспособности студента:
1.Врабатывание (10-15 мин). Характ-ся постеп. повышением работосп. и образованием раб. доминанты.
2. Опт. (устойчивая) работоспособность (1,5-3,0 час) . В этой фазе изменения функций организма адекватны выполняемой уч. деят-ти.
3. Полная компенсация. Появляются нач. признаки утомления, к-ые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
4. Неустойчивая компенсация. Нарастает утомление, и продуктивность уч. деят-ти снижается.
5.Прогрессивное сниж. работоспособности. Возможно кратковрем. Повыш. работосп. за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв).
6. Резкое снижение продуктивности работы. Происходит угасание рабочей доминанты.
На рис.4.1 схематично показано изм.работосп. студентов в теч. суток.
Фазы работосп. студентов в теч. недели и уч. года.
Изменения в теч.уч. недели: понедельник – врабатывание; вторник, среда, четверг – период высокой и устойчивой работосп.; пятница, суббота – снижение работосп..
Изменения по семестрам и в целом за уч. год. Для изменения работосп. студентов в теч. семестров и в целом за уч. год характерно следующее: 3-3,5 недели – период врабатывания; далее 2,5 месяца – период устойчивой работосп.; с началом зачетной недели – работосп. снижается; в период экзаменов – снижение работосп. усиливается; в период зимних каникул – работосп. восстанавливается к исходному уровню (в случае активных занятий физ. упражнениями наблюдается сверхвосстановление); начало второго полугодия (1,5 недели) – период врабатывания; период до середины апреля – выс. и устойчивый уровень работосп.; в конце апреля – снижение работосп.; в зачетную неделю и в период экзаменов – снижение работосп., причем резче, чем в первом полугодии; летний каникулярный отдых – восстановление работосп. несколько замедленно в первые 12 дней по сравнению с зимними каникулами. 1. Врабатывание. Характер-ся постепенным повышением работосп. и образованием раб. доминанты.
2. Оптим. (устойчивая) работосп. В этой фазе изм-ия ф-ий организма адекватны выполняемой уч. деят-ти.
3. Полная компенсация. Появляются нач. признаки утомления, -ые компенсируются волевым усилием и положит. мотивацией.
4. Неустойчивая компенсация. Нарастает утомление, и продуктивность уч. деят-ти снижается.
5. Прогрессивное снижение работосп. Возможно кратковременное повышение работоспос. за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв).
6. Резкое снижение продуктивности работы. Происходит угасание раб. доминанты
22. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов(связь движений с умственной деятельностью, принципы и роль активного отдыха, дыхательные упражнения, психическая регуляция, водные процедуры и физ упр.)
Экзаменационная ситуация- это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценить ее как сильный эмоциональный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - это определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 минут в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания. Комплексное воздействие всех этих факторов на студента приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению и страху, и так далее. Отметим, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных, слабо усеваемых студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем, при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренировки, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее восстанавливаются. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально- напряженному учебному труду Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6- 3,5 килограммов. Причем в большей степени этот присуще тем, студентам, активность которых на экзаменационную ситуацию повышена Под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений, как средства эмоциональной разрядки, реакции активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии. Вуз предоставляет студентам 3 вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умственную работоспособность. Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре. Связь движений с умственной деятельностью характеризуют следующие закономерности. В период напряженного умственного труда людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, напряженная шея, отмечено, что чем сложнее задача, которую приходится решать, тем выше напряжение мышц. Оказывается, импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать: нужный тонус. Таким образом, нервная система стремится сохранить работоспособность. Если процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга адаптируется к этим раздражителям, что приводит к ее торможению и работоспособность снижается. Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, а так же многих других физических упражнений, выполняемых с умеренной интенсивностью. Не менее важно и состояние мускулатуры человека, которая «помогает» нервной системе справиться с интеллектуальными нагрузками. Так, если человек после работы спал меньше обычного, тоническое напряжение мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизируется для борьбы с переутомлением. Поэтому для успешной умственной работы необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Принцип активного отдыха стал основной организации отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом организованные движения до , в процессе и по окончании умственного труда доказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями. В ходе их выполнения в коре больших полушарий возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно – сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма. Следует учитывать и эмоциональный фактор. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против переутомления. Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц – антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой; положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха. Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты. Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности. Приведем ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психо-эмоциональное состояние студентов: 1-й вариант – занятия проводится раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность – 90 мин. Содержание – плавание, спортивные игры, легкоатлетические и обще развивающие упражнения умеренной активности; 2-й вариант – два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнение на внимание – 5 мин., обще развивающие – 10 мин., подвижные и спортивные игры – 25 мин., дыхательные упражнения – 5 мин.; 3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает в себя обще развивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда – физкультурной паузой до 5-10 мин.; 4-й вариант – ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в содержание которых включается плавание, мини футбол, спокойный бег, обще развивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений; 5-й вариант – отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2-х часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 часов умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин. , после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий – во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом. Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера. Только при комплексном упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же она организованна, но не связана с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не обеспечивается. При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов следует снижать их активность до 60-70% от обычного уровня. Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом – как поддерживающую уровень тренированностью Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно – трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.