Содержательные характеристики составляющих здоровый образ жизни.
Под ценностями понимают предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство психического, физического и социального развития личности. В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:
-материальные (условия занятий, качествоспортивной экипировки, льготы со стороны общества);
-физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
-психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
-социально-психологические (отдых, развлечения, удовольствия, трудолюбие, чувство долга, чести, совести, благородства);
-культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, эстетические и нравственные качества, чувство собственного достоинства, общение).
В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношения индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие – познавательную, третьи – поведенческую активность.
Формы производственной гимнастики. Раскрыть содержание и задачи каждой из этих форм.
Существуют две формы производственной гимнастики:
1. Вводная гимнастика
2. Физкультпауза
Вводная гимнастика способствует более быстрой врабатываемости человека и настраивает его на определенный ритм в работе. Она помогает активизировать деятельность органов кровообращения и дыхания, а в целом укрепить здоровье. Ее продолжительность составляет 5-10 минут и проводится она до начала работы. При проведении вводной гимнастики надо обращать внимание на выработку правильного свободного дыхания, а также его ритм в сочетании с общеразвивающими специальными упражнениями, которые подбираются в соответствии со спецификой данной деятельности. Темп выполнения упражнения необходимо приблизить к рабочему темпу.
Физкультпауза решает следующие задачи:
а) предупреждает нарастание утомления, тем самым способствует быстрому восстановлению работоспособности;
б) создает определенный настрой на предстоящую работу, способствуя формированию положительных эмоций и мотиваций.
Продолжительность физкультпаузы составляет 5-10 минут. Проводится она непосредственно на рабочем месте за 1,5-2 часа до обеда и за 1,5-2 часа до окончания рабочего (учебного) дня. Подбор упражнений зависит от поставленных задач и с назначением отдельных упражнений. Так, например, наиболее быстрое и активное оживление органов дыхания и кровообращения, улучшения обмена веществ вызывают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, приседаниях. Они же применяются для развития мышц ног и таза. Для воспитания силы и гибкости, умения активно сокращать одни мышцы и максимально расслаблять другие применяются наклоны, повороты, прогибания, различные махи. Упражнения для мышц спины, живота и плечевого пояса имеют большое значение для формирования осанки.
Кроме этого существуют и физкультминутки. Физкультминута является как бы сокращенной формой физкультпаузы и имеет продолжительность 1—3 мин. За это время выполняется обычно 2—3 упражнения, преимущественно «на расслабление». Число и периодичность физкультминут в трудовом процессе зависят от его особенностей. Причем физкультминуты вводятся не вместо физкультурных пауз, а в дополнение к ним при появлении начальных признаков утомления
Производственную гимнастику можно начинать с ходьбы, а можно сразу с упражнений типа потягивания. Потом последовательно включать упражнения для мышц рук, плечевого пояса, спины, туловища, ног. Между упражнениями в качестве отдыха делать дыхательные и специальные дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, а также, учитывая специфику своей профессии, развивать ПВК (профессионально-важные качества), например, упражнения для мышц глаз, мышц шейного отдела позвоночника, на внимание, координацию и др.
Методика определения жизненной емкости легких. Рассчитать собственный показатель жизненного индекса.
Для измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) надо медленно сделать максимальный вдох, взять в рот мундштук спирометра, зажать нос, и плавно, равномерно выдохнуть. Измерение ЖЕЛ повторяют несколько раз с интервалом 0,5-1 минута до тех пор, пока не будет получено два одинаковых результата. Измерение, таким образом, величин ЖЕЛ называется фактической и выражается в мл.
Нормальной считается ЖЕЛ: для мужчин 3500-4000 мл, для женщин 2500-3000 мл.
Жизненный индекс – это величина ЖЕЛ в см, деленная на вес в кг. Например, ЖЕЛ 4500 см3, вес 63 кг, значит жизненный индекс 65,2 см/кг. Таким образом, при максимальном вдохе на один кг веса приходится 65,2 см3. Норма: для тренированных мужчин 65-70 см3, женщин 55-60 см3, для нетренированных мужчин 50-65 см3, женщин 50-55 см3. Величина ниже 60 см3 и 50 см3 указывает либо на избыточный вес, либо на низкую ЖЕЛ.