Компоненты физической культуры.
Компонентами физической культуры являются:
- физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека; повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшение форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц).
- физическое развитие – рассматривается в двух значениях: как процесс изменения морфологических, и функциональных свойств организма человека в течение его жизни; как результат того процесса, характеризующийся следующими показателями: рост, вес, жизненная емкость легких и прочими антропометрическими данными, а также степенью развития физических качеств (сила, выносливость и др.).
- профессионально-прикладная физическая культура - представляет собой одно из основных направлений физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
- фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня несвязанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).
- средства физической культуры - это физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек).
Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
Этапы обучения двигательным умениям и навыкам в процессе занятий физической культурой.
При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.
Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматически и действие отличается надежностью.
Процесс обучения двигательному действию условно делится на три этапа:
1. Ознакомление, первоначальное разучивание движения (Это замедленное выполнение движения. Имеет нестабильный итог, невысокую устойчивость, непрочное запоминание, осознанный контроль действий).
2. Формирование двигательного умения. Углубленное детализированное разучивание (Это невысокая быстрота выполнения движения. Имеет нестабильный итог, невысокую устойчивость, непрочное запоминание, осознанный контроль действий).
3. Формирование двигательного навыка. Достижение двигательного мастерства (Это высокая быстрота выполнения. Имеет стабильный итог, высокую устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия).
Цель первого этапа - обучить основам техники двигательного действия, добиться исполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:
- создать общее представление о двигательном действии;
- научить частям (элементам) техники этого дейcтвия;
- сформировать общий ритм двигательного акта;
- предупредить или сразу же устранить неправильные движения или грубые искажения техники действия.
Цель обучения на втором этапе достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформулированного на первом этапе обучения.
Основные задачи этого этапа:
- углубленно понять закономерности движений действия;
- уточнить технику действия (по его пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
- усовершенствовать ритм выполнения движения;
- создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели - добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо принимать методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования. Этот этап может длится очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.
Задачи третьего этапа:
- закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат);
- избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
- совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, то есть увеличивать его вариативность;
- облегчить технику движения. Ознакомится с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики.
-