Методика развития силовых способностей
Развитие силовых способностей происходит при выполнении упражнений с высокой степенью мышечных напряжений. К ним относятся: упражнения с внешним сопротивлением (со штангой, гантелями, гирями, эспандерами, на тренажерах; бег в гору, по песку и т. п.), упражнения с преодолением веса собственного тела (подтягивания, подъем ног в висе, прыжки на одной и двух ногах, прыжки в "глубину" с последующим отталкиванием вверх), изометрические упражнения (удержание груза, выпрямление ног, упираясь плечами в перекладину и т. п.)
Методы развития силовых способностей относятся к группе методов стандартного упражнения, конкретно, к повторным методам.
Для развития собственно-силовых способностей применяются:
8. Метод максимальных усилий. Служит для повышения максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Упражнения выполняются с околопредельным отягощением (90-100% от максимального для данного спортсмена). В подходе 1-5 повторений; за одно занятие 3-5 подходов с отдыхом между ними 4-6 мин (до восстановления.)
9. Метод повторных усилий (метод "до отказа"). Служит для одновременного роста силы и увеличения мышечной массы. Отягощение составляет 40-80% от максимального. В подходе 4-15 и более повторений; за одно занятие 3-6 подходов с отдыхом между ними 2-5 мин (до неполного восстановления). Может использоваться 2-3 серии подходов. Существует три основных варианта данного метода:
· упражнение выполняется в одном подходе "до отказа", а число подходов не "до отказа";
· упражнение выполняется в нескольких подходах "до отказа", а число подходов не "до отказа";
· упражнение выполняется в каждом подходе "до отказа" и число подходов "до отказа".
Метод повторных усилий получил широкое распространение, так как способствует гипертрофии мышц, позволяет избежать травм, уменьшить натуживание. Особое значение этот метод имеет в подготовке начинающих спортсменов вследствие того, что развитие силы у них почти не зависит от величины отягощения, если оно превосходит 35-40% от максимального.
Метод изометрических усилий. Служит для повышения максимальной силы в позах, соответствующих соревновательному упражнению. Развиваемое усилие составляет 40-50% от максимального. Продолжительность напряжения - 5-10 с; за одно занятие упражнение выполняется 3-5 раз с интервалами отдыха 30-60 с. Могут использоваться комплексы из нескольких изометрических упражнений. Целесообразно сочетание изометрических и динамических упражнений.
Для развития скоростно-силовых способностей применяются:
1 . Метод динамических усилий. Служит главным образом для увеличения "взрывной" силы. Отягощение составляет до 30% от максимального. В подходе 15-25 повторений в максимально быстром темпе; за одно занятие 3-6 подходов с отдыхом между ними 4-6 мин. Может использоваться 2-3 серии подходов.
2. "Ударный" метод. Служит главным образом для совершенствования "реактивной" способности. При использовании, например, прыжков в "глубину" с высоты 50-80 см в качестве отягощения выступает динамический вес собственного тела. В серии 8-10 прыжков; за одно занятие 2-3 серии с отдыхом между ними 6-8 мин. "Ударный" метод требует специальной предварительной подготовки, и его следует применять не более 1-2 раз в неделю.
Вопрос 24. Характеристика быстроты и методика ее развития
Быстрота как физическое качество человека - это комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени.
Различают элементарные и комплексные формы быстроты.
Элементарные формы:
быстрота двигательной реакции;
быстрота одиночного движения;
Частота движений
Комплексные формы:
стартовое ускорение;
Дистанционная скорость.
Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая реакция - это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета). Быстрота простой реакции составляет у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Она имеет значение в стартовых действиях при спринтерском беге, плавании и т. д. Сложная реакция включает реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Реакция на движущийся объект заключается в зрительном восприятии объекта (мяча, игрока), оценке направления и скорости его движения, выборе плана действия и начале его осуществления.
Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,2-1,0 с. Реакция выбора связана с нахождением нужного двигательного ответа на поведение партнера, противника или на изменение окружающей обстановки. От быстроты сложной реакции зависит успешность действий в спортивных играх и единоборствах.
Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мячу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.
Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.
Методика развития быстроты
Существуют два подхода к развитию быстроты: совершенствование отдельных элементарных форм быстроты и целостное совершенствование её комплексных форм.
Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнять определенные движения на заранее обусловленный звуковой, световой или тактильный сигнал. Например; старт при беге из различных положений по команде; прыжки, приседания, изменение направления движения при ходьбе по свистку или хлопку; броски мяча от груди и из-за головы по сигналу. Наиболее распространенными методами развития быстроты простой реакции являются повторный и игровой методы. Повторный метод предусматривает многократное выполнение упражнений на внезапный сигнал, а игровой - выполнение заданий в условиях случайно меняющейся ситуации (в эстафетах, подвижных и спортивных играх).
Для развития быстроты сложной реакции применяются, во-первых, упражнения на реакцию на движущийся объект: реагирование при постоянном увеличении скорости объекта, его внезапном появлении в различных местах, сокращении дистанции наблюдения; во-вторых, упражнения на реакцию выбора: реагирование при постоянном усложнении ответных действий (например, если соперник проводит несколько вариантов атаки в борьбе или фехтовании), предугадывание действий противника по его подготовительным движениям. Основными методами также являются повторный и игровой.
Для развития быстроты одиночного движения применяются упражнения с усложнением условий выполнения (например, прыжки и бег в утяжеленной обуви, метание снарядов большего веса) и с облегчением условий выполнения. Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений. В этом случае происходит одновременное развитие силовых способностей, и может быть использован метод динамических усилий. При сочетании упражнений с усложнением и облегчением условий выполнения эффективен переменный метод. Суть его заключается в том, что сразу же после упражнений в усложненных условиях выполняются соревновательные упражнения в нормальных и облегченных условиях с установкой на максимальную быстроту движений.
Для развития частоты движений применяются упражнения, при которых максимальная частота сохраняется в течение определенного времени без излишнего напряжения. Этому способствует произвольное расслабление мышц, не участвующих непосредственно в движении (например, мышц шеи и рук при беге). Упражнения выполняются повторным методом.
В качестве средств развития комплексных форм быстроты применяются упражнения, выполняемые с максимальной или близкой к ней скоростью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения. Ведущим методом является повторный. Он предполагает проведение одной или нескольких серий упражнений; число повторений упражнений в каждой серии ограничивается способностью поддерживать заданную скорость. Интервалы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить относительно полное восстановление и не допустить заметного снижения скорости от повторения к повторению. В частности, для бегунов- спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последовательным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м. Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим углом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению и т. п. Эффективными методами также являются игровой и соревновательный.